Система гибкого планирвонания в ДОУ
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Тельпова Светлана

Система гибкого планирования в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gibkoe_planirovanie.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Система гибкого планирования в ДОУ. Анализ системы детской деятельности.

Дошкольное детство является важнейшим периодом развития человека. А формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности остаётся одним из важнейших и актуальных направлений.

Гибкое планирование помогает педагогу прислушиваться к интересам детей, направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации, проявить инициативность во всех видах деятельности и способствует развитию активной и самоорганизованной самостоятельной деятельности детей.

Гибкое планирование – это не самоцель – а средство развития детей, это конструктор будущих действий воспитателя, родителя и ребёнка.

Выявить интересы ребенка, его предпочтения, спланировать в соответствии с ними образовательную деятельность, помочь ребенку в достижении поставленных целей – вот задача современного педагога. Когда ребенок сам говорит о том, что именно он хочет узнать, интерес уже есть и педагогу важно не погасить его, а дать толчок к поиску ответа, к самостоятельной деятельности, к познавательной активности. Потребность в новых открытиях, впечатлениях заложена в каждом ребёнке. Отличие состоит лишь в том, что на каждом возрастном этапе детская инициатива и интерес имеют свои формы и требуют особых условий для формирования.

Важно, чтобы процессе работы был услышан каждый ребенок, и каждый достиг результата. А что для этого нужно: 

1. Интерес (он уже есть, ребенок сам сказал, что ему это интересно). 

2. Ресурс (в данном случае – педагог, который создает условия для деятельности ребенка). А теперь просто не мешайте, и ребенок обязательно достигнет результата.

Информационно – образовательная среда – это все то, что окружает ребенка и входит непосредственно в его бытийный или виртуальный обиход, что дает возможность строить свое образование, основанное не только и не столько на социализации, сколько на индивидуализации представлений, действий и отношений.

Предоставление детям право участвовать в планировании своей образовательной деятельности, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими – вот признаки одного из основных методов обеспечения индивидуализации.

В своей работе мы чаще использую методику Л. В. Свирской «Модель трех вопросов»:

-что мы знаем;

- что хотим узнать;

- как мы можем это узнать. 

(Каждый педагог может выбрать своё количество вопросов).

Каждый ребенок получает возможность поделиться информацией о том, что он знает по теме, что хочет узнать и каким образом может это осуществить.

Сам процесс деятельности с использованием данного метода состоит из четырех этапов:

  1. Выбор темы - в рамках общей темы взрослые, в первую очередь, дают детям широкую информацию, во-вторых, создают условия для свободного, осознанного и ответственного принятия решений детьми, для реализации собственных познавательных интересов. Воспитатель задает вопросы, инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.
  2. Планирование – благодаря совместному планированию, дети получают больше познаний, приносят богатство идей и разнообразие мнений. Таблица, составленная по «Модели трех вопросов», — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.
  3. Реализация деятельности. Каждый ребенок самостоятельно выбирает центр, в котором будет работать. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду, обеспечить оборудованием, материалами в соответствии с темой .
  4. Итог. Итоги желательно подводить наглядно. Происходит корректировка планов на следующий день.

Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми.

 «Модель трех вопросов» предполагает индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, основанный на убеждении в том, что все дети особенные и обладают уникальными задатками и способностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности каждого ребенка.

Достижения ребенка по результатам работы по этой методике отражаются в умении:

• самостоятельно ставить вопросы

• самостоятельно планировать свою деятельность, т. е. отвечать на вопрос «Каким образом я это сделаю?», «Что я буду делать сначала? Что я буду делать потом?» т. е выстраивать алгоритм своей деятельности 

• придерживаться выбранной цели

• доводить начатое дело до конца

• согласовывать свои действия с действиями других детей

• использовать полученные знания в разных видах деятельности

• испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами

Дети становятся раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными к мелочам; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Дети высказываются по теме, что они уже знают, что хотят ещё узнать – это и будут детские цели и задачи.

Каждый ребёнок самостоятельно выбирает тот способ сбора информации, который подходит только ему. Потом, предлагают, что они хотят рассказать. Или показать, т. е. самостоятельно выбирают форму своего участия: это презентация, знакомство с новой игрой, разучивание стихотворения или песни, загадки, сказки, беседы, зарядки и т. д.

Разные формы участия помогают каждому ребёнку раскрыться, выбрать только тот способ участия, который подходит только ему.

Ранее (в старшей группе) было сложно выбрать одну общую тему. Дети не хотели принимать участие, не проявляли инициативы в выборе тем. Позже стали предлагать несколько тем, затруднялся выбор – определяя очерёдность тем. Но сейчас, дети договариваются самостоятельно, без помощи педагога и выбирают одну общую тему: чем бы им хотелось заниматься на следующей неделе. Если идей несколько, то определяем их очерёдность и отправляем на «парковку идей».

 Гибкое планирование - самое главное во время заметить, что интересно детям и создать условия для самостоятельной деятельности.

Гибкое планирование это открытый план, т. е. в плане сразу не пишем чем будем заниматься, а записываем по факту – что сегодня было, что происходило, чем занимались, т. к. мы наперёд не можем знать, кто из детей будет сегодня участвовать, это мы узнаём на «Утреннем круге». В плане прописываем инициативу детей, т. е. кто и что будет представлять по теме. Но это не значит, что педагогу не надо быть готовым по теме, педагог должен быть готов всегда – держать в запасе интересные идеи.

И как итог, закрытие темы, может быть: театрализация, квест - игра, свободная игра, развлечение и т. д. То есть, итогом может быть любая форма, даже выставка творческих работ.

Хочу отметить – игры детей стали более разнообразными, самостоятельно организованными, к играм сами изготавливают атрибуты. Дети стали более активными и инициативными.

Изменить «Модель трех вопросов» можно и на «Модель пяти вопросов», дополнив основные вопросы «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как об этом узнать», «Что мы узнали!» и «Наши планы».

Вот, например, возникла тема  «Масленица», что делать с этим дальше?

Первое — "Что мы знаем о Масленице?". Дети говорили, что это за праздник, что они знают о нем, что является символом праздника  т.д. Фиксируют все на ватмане.

Информация иссякает, переходим ко второму пункту - "Что мы хотим узнать о Масленице?" . Как появился этот праздник, почему его отмечают целую неделю, что значит каждый день на масленичной неделе. Детям хочется узнать новые стихотворения ,заклички, традиции праздника.

 И вот третий пункт - "Как об этом узнать?" Опять мнения детей. Здесь дети сами изображают с помощью рисунков, где узнать информацию. Дети могут посмотреть и выбрать куда можно обратиться- можно заглянуть и почитать в энциклопедии, спросить у взрослых, в интернете найти информацию, в библиотеке найти книгу о елях и т.д. 

Четвертый вопрос  «Что мы узнали?» пишем и рисуем ответы на вопросы.

Оказывается, что древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. В древней Руси этот праздник был связан исключительно с окончанием зимы и длился целых две недели. В этот период проходили народные гуляния, сжигались костры и чучела, люди ходили в гости друг к другу. В те времена вместо блинов на масленицу пекли круглые лепешки, которые по форме напоминали солнце. 

Пятый вопрос «Наши планы» - мы обсуждаем с детьми те темы, которые были бы им интересны в дальнейшем.

Результатом внедрения данной формы «Модели пяти вопросов» является развитие у ребенка следующих качеств:

•самостоятельность и инициатива,

•творческое воображение,

•интерес к познавательной деятельности,

•умение планировать свои действия и достигать результата,

•умение самостоятельно придумывать и задавать вопросы, выражать свои мысли, желания, чувства, делать выводы.

Работа с применением «Модели 5 вопросов» интересна, увлекательна и обладает огромным потенциалом. Но для её эффективности важно соблюдать одно важное условие – Это доступность разнообразных материалов, поддержание интереса к деятельности через использование «подсказок», схем, карт деятельности, внимание к каждому ребенку, вовлечение родителей. Этот форма даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с педагогами, сверстниками, родителями, что позволяет сформировать все необходимые навыки, создать предпосылки для учебной деятельности.

И что самое главное – детям всё это очень нравится. Это то, что мы и хотели получить в результате!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план "каникул" с учетом гибкого режима дня

В плане прописаны  мероприятия на каждую возрастную группу, ответственные лица и сроки проведения...

Перспективное планирование по гибкому режиму на адаптационный период

Перспективное планирование  по гибкому режиму  на адаптационный период...

организация гибкого режима дня в ДОУ в соответствии с ФГТ

Данный материал содержит методическое руководство для сотрудников ДОУ по организации деятельности дошкольников в режимные моменты в соответствии с ФГТ. Раскрывает принципы организации детей, модель ор...

Представление опыта работы на ГМО заместителей по ВМР.Тема:"Организация Гибкого режима дня в ДОУ в соответствии с ФГТ"

Я работаю воспитателем в средней группе .И сейчас из опыта работы я вам расскажу ,как игровая деятельность-которая является самой ценной деятельностью для ребенка, позволяет мне интегрировать образова...

Внедрение системы гибкого планирование в работу

При выборе моделей планирования мы ориентировались на возрастную адекватность модели, возможность ее использования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, поставив в приоритет – прак...

Мастер-класс. «ГИБКИЙ УМ –МЯГКИЙ НАВЫК, ГИБКИЕ НАВЫКИ –УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

laquo;Гибкий ум –Мягкий  навык, гибкие навыки –успешная личность»...