Мастер-класс. «ГИБКИЙ УМ –МЯГКИЙ НАВЫК, ГИБКИЕ НАВЫКИ –УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ»
материал (старшая, подготовительная группа)
«Гибкий ум –Мягкий навык, гибкие навыки –успешная личность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_chist.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Мастер-класс
«Гибкий ум – мягкий навык,
гибкие навыки – успешная личность»
Мамаева Жанна Талгатовна,
Ускова Наталья Ивановна,
Бийск - 2023
Мастер-класс
Цель: передача собственного опыта и повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах развития у дошкольников гибких (надпрофес-сиональных, «мягких») навыков с помощью игровых методов и приёмов.
Задачи:
- обучить педагогов использованию игровых методов для развития у дошкольников гибких (надпрофессиональных, «мягких») навыков,
- повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса в вопросах развития у дошкольников гибких навыков с помощью игровых методов и приёмов,
- передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, использования игровых методов и приёмов в педагогической деятельности, направленной на развитие у дошкольников гибких навыков.
Методы и приемы: практический, словесный, наглядный.
Ожидаемые результаты:
- педагоги познакомятся с опытом работы по применению игровых методов и приёмов для развития гибких навыков у дошкольников и проявят интерес к данной теме;
- педагоги научатся использованию игровых методов для развития у дошкольников гибких навыков.
Дидактический материал: кубик «Блума», «Командный рисовальщик», буклеты «Гибкий ум – мягкий навык, гибкие навыки – успешная личность».
Оборудование: мольберт, ватман, заготовки рисованные (образные изображения органов – мозг, сердце, желудок).
Словарь. Гибкие навыки, мягкие навыки, софт скиллз (Soft skills) — под этим термином подразумевают широкий спектр умений. Он включает умение организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, креативность, остроумие, способность учиться и адаптироваться к изменениям. Об этих навыках всё чаще говорят как о навыках будущего, которые будут востребованы, несмотря на экономические изменения или очередной технический скачок.
Ход мастер-класса
Этапы мероприятия | Организация деятельности участников |
Организационный момент: - приветствие | - Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри! Я рада приветствовать сегодня всех Вас! |
Вводная часть Краткая презентация педагогического опыта педагога – наставника. Актуальность | - Посмотрите, у меня есть интересный кубик. (Пустить кубик по рядам). Как вы думаете для чего можно использовать этот кубик? Какие функции он выполняет? (Ответы зрителей) Современный мир не стоит на месте и, чтобы педагог был компетентен, ему нужно идти в ногу со временем. Основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании всех условий для развития качеств личности ребенка. В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. |
Основная часть Практическая работа с участниками- демонстрация приёмов эффективной работы в рамках темы Игра с «Кубиком Блума» | Входит Незнайка. - Ой, а чем вы тут занимаетесь? И кубик, какой у вас интересный, башню, наверное, строите? А почему он один? Ничего не понимаю. - Здравствуй, Незнайка, я вот хочу коллегам рассказать, как можно использовать кубик не в строительных целях. - Как все это интересно. А мне расскажите. - Конечно, не только расскажем, но и покажем. (Раздаются памятки с расшифровкой картинок на гранях кубика) Предлагаем вам один из популярных приемов технологии – «Кубик Блума», разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. «Кубик Блума» представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой нарисованы схемы-картинки (либо написаны слова). Картинками зашифрованы начала вопросов: «Назови», «Объясни», «Почему», «Придумай», «Предложи», «Поделись». Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Задание на грани «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Вопросы, формулируемые при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла. Грань «Объясни: Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Грань «Предложи»: Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Грань «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, эмоциях, которые вызваны названной темой. «Кубик Блума» можно использовать во всех образовательных областях. Наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы. Правила игры с Кубиком довольно просты: Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми. Воспитатель или ребенок бросает Кубик. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы. Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала. - Давай, Незнайка, поиграем с тобой. Так как у нас сейчас время года зима, то мы рассмотрим эту тему. Кидай кубик скорее. Примерные задания: «Назови»: -Назови три зимних месяца «Почему»: -Почему зимой идет снег «Объясни»: -Объясни, что такое лед «Предложи»: -Предложи способы передвижения зимой. «Придумай»: -Придумай зимние слова (снежинка, мороз, снеговик, метель, вьюга, снегурочка, сугроб, сосулька, лёд, снегопад, гололёд, иней, стужа и т.д. «Поделись»: - Поделись своими впечатлениями о зимних праздниках - Незнайка, ты понял, как играть с нашим кубиком? - Понял. - А покажи теперь всем, как надо играть с кубиком «Блума». - Сейчас я найду своих друзей: Знайку, Пилюлькина, Винтика и Шпунтика, Звездочку, Гуслю. (Выбирается фокус-группа из 6 человек). - А какую же тему мы возьмём? Предлагайте свои варианты. (Называют темы) - Хорошо, тема нашей игры – «Русские народные сказки» (Участники по очереди кидают кубик и отвечают на вопросы или выполняют задания, выпавшие на гранях). «Назови»: - Назови русские народные сказки. «Придумай»: Придумай свою сказку. Придумай другую концовку любимой русской народной сказке. «Объясни»: Объясни, почему в сказках добро побеждает зло. Объясни, чему учат сказки. «Предложи»: Предложи русские народные игры, в которые можно поиграть. «Почему»: Почему сказки называются русские народные. «Поделись»: Поделись эмоциями и впечатлениями от русских народных сказок. - Коллеги, как Вы думаете, как можно изменить кубик? - Как еще по-другому возможно поиграть в кубик «Блума»? - Какие качества личности можно развить с помощью кубика «Блума»? - Молодцы! Незнайка. А я тоже хочу вас всех научить новой игре. Хотите? Предлагаю игру с Командным рисовальщиком. Это креативная и очень динамичная игра, направленная на общекомандное взаимодействие участников. Данная игра подходит для любого возраста. Цель игроков – это с помощью командного рисовальщика коллективно выполнить задание. Это может быть изображение, как простого рисунка, так и выполнение более сложного задания. Данный игровой инструмент предназначен для участников в количестве от 3 до 5 человек, длина разноцветных верёвок составляет 75 см, и один участник может держать одну или несколько нитей за их концы. Это обязательное условие выполнения командной работы, так как именно удержание рисовальщика за конец нити и её натяжение обеспечивает трудность при использовании этого инструмента. И именно это позволяет команде работать сообща, вырабатывать новые подходы к выполнению задания и достижению цели. - Сейчас, мы с Незнайкой предлагаем вам нарисовать самое простое: дом или солнышко. Договоритесь между собой и нарисуйте. - Молодцы! |
Заключительная часть. Подведение итогов Рефлексия | Итак, коллеги. Мы с вами разучили некоторые игровые приёмы. - Вспомните их и назовите. - Какие качества личности с их помощью можно развивать? Верно, гибко мыслить, быстро находить ответ, умение договариваться, лидерские качества и умение уступать, действовать слаженно, мирно. Таким образом, использование приёмов «Кубик Блума» и «Командный рисовальщик», являются инновационной практикой, которая помогает сформировать у детей гибкие навыки: критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки, командность. В заключение нашего мастер-класса предлагаем Вам с помощью игры «Мысли, Чувства, Питание» поделиться своим отношением к такой работе, своим отношением к данной теме, и актуальностью проведенных игр именно для Вас самих. Вы ответите на вопросы: «Что в голове?», «Что в сердце?», «Что в желудке?» Спасибо Вам за участие в мастер-классе. Мы предлагаем Вам взять с собой буклеты с описанием игр и упражнений на развитие мягких навыков у дошкольников. Всегда рады поделиться своим опытом и поучиться у Вас! |
Используемая литература
- 7 упражнений для развития soft skills у дошкольников [Электрон. ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: ).
- Гибкие навыки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: ).
- Давидова В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое softskills и как развивать [Электрон. ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: ).
- Детские soft skills: какие базовые «гибкие» навыки нужно развивать у ребенка [Электрон. ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: ).
- Современные технологии дошкольного образования / Лариса Круглова. – Москва, 2022. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс «Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »
Мастер - класс "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста"...
Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»
Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»...
Мастер-класс «3D Ручка как средство эстетического развития творческой личности дошкольников »
Мастер-класс«3D Ручка как средство эстетического развития творческой личности дошкольников »...
Мастер-класс с педагогами "В страну Воображанию: развиваем творческую личность"
Вашему вниманию предлагается мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "В страну Воображания: развиваем творчскую личность". Цель данного мероприятия: систематизировать и расширить знания педа...
Мастер класс для педагогов: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...
Мастер - класс для педагогов "Этикет в формировании личностной успешности ребенка"
quot;Этикет в формировании личностной успешности ребенка"...
Мастер – класс для педагогов «Игры в воспитания нравственных качеств личности»
Одно из самых сложных и ответственных направлений работы образовательного учреждения – духовно-нравственное воспитание детей. Еще более сложная задача – создание веры в душе ребенка растущ...