ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ
консультация (старшая группа)
В материалах консультации рассматриваются основные трудности построения взаимотношений с родителями, этапы и формы эффективного взаимодействия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_vzaimodeystviya_sotrudnikov_dou_s_semyami_vospitannikov.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ
Качество современного дошкольного образования во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
Выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ – важнейший стратегический шаг во взаимодействии сотрудников ДОУ с семьями воспитанников. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса необходимость, продиктованная современными устоями.
Таким образом, перед ДОУ стоят достаточно сложные задачи, требующие профессионализма педагогов:
- работа в тесном контакте с семьями воспитанников;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Учитывая специфику и отличия в воспитании в различных семьях современных родителей можно условно классифицировать на следующие подгруппы:
1) Родители, которые очень занятые на работе и им детский сад просто жизненно необходим.
Задача сотрудника ДОУ: организовать, так называемые, «домашние задания», заранее предупреждать о намеченных мероприятиях.
2) Родители с удобным графиком работы и неработающими бабушками и дедушками. Такие родители, как правило, не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения.
Задача сотрудника ДОУ: не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
3) Семьи, с неработающими мамами. Ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получение навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, развития и обучения.
Задача сотрудника ДОУ: выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительского комитета и активными помощниками педагогов.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает несколько этапов:
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Иными словами, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
Приоритетными направлениями в деятельности сотрудников ДОУ служат:
- повышение профессиональной компетентности сотрудников ДОУ по вопросам взаимодействия с семьями их воспитанников;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы (нетрадиционные) – сайты, фотовыставки, устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.
Планируя ту или иную форму работы, сотрудники ДОУ должны исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.
Требования к формам взаимодействия:
*оригинальность, *востребованность, *интерактивность.
В последнее время наметились новые, перспективные направления сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. К ним относятся:
Информационно-аналитические
- анкетирование;
- опрос;
- "почтовый ящик".
Наглядно-информационные
- родительские клубы;
- мини-библиотека;
- информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;
- выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».
Познавательные
- родительские гостиные;
- нетрадиционные родительские собрания;
- устные журналы;
- экскурсии.
Досуговые
- праздники;
- совместные досуги;
- акции;
- участие родителей в конкурсах, выставках.
Естественно взаимодействие сотрудников ДОУ с семьями воспитанников, независимо от выбранных направлений, должны основываться на общих принципах взаимодействия:
- доброжелательный стиль общения;
- индивидуальный подход к родителям;
- тщательная подготовка к встречам;
- сотрудничество, а не наставничество, в интересах полноценного гармоничного развития ребенка.
Зачастую причины отсутствия взаимодействия ДОУ с семьей кроятся в банальном человеческом факторе, но это не означает что воспитатель должен оставлять попытки включать родителей ребенка в деятельность сада.
Родительское участие необходимо в:
- организации образовательного процесса;
- создании творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
- организации современной социально – развивающей среды в группах;
- оказании дополнительных услуг;
- разработке планирования разных видов на всех уровнях (общедошкольных планов; самостоятельной деятельности детей; совместной деятельности детей);
- разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;
- привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, Воспитатели ДОУ и родители всегда должны помнить, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы проведения родительских встреч. Родительское собрание в первой младшей группе. « Школа молодых матерей » ТЕМА: « Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад. Сп
Задачи: Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет.2....
НЕПОЛЬНАЯ СЕМЬЯ: ТРУДНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНЯХ МЕЖДУ МАТЕРЬЮ И СЫНОМ
В статье описаны турдности во взаимоотношениях в неполных семьях....
Родительское собрание "Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад"
Задачи:Образовательная: Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет. Рассказать об особенностях данного периода развития.Воспитательная:...
Презентация на тему: "Исследование основных конфликтов во взаимоотношениях родителей и педагогов".
Данная презентация основана на материалах С.А. Дубравиной и Л.А. Кузнецовой и содержит в себе информацию по исследованию конфликтов между родителями и педагогами в детском саду. Она включает в себя ос...
Презентация к мастер-классу для педагогов по теме: «Коммуникативные методы построения взаимоотношений в коллективе».
ull;Задачи:•Мотивировать педагогов для анализа собственных взглядов и установок.•Познакомить педагогов с тестом определения собственных потребностей.•Проиграть разнообразные способы п...
Консультация для педагогов «Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношених педагогов и родителей»
Консультация для педагогов на методическом объединении «Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношених педагогов и родителей»...