Консультация для педагогов «Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношених педагогов и родителей»
консультация

Бурмистрова Наталья Юрьевна

Консультация для педагогов на методическом объединении «Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношених педагогов и родителей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfliktogen.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношених педагогов и родителей»

Подготовила Бурмистрова Н.Ю

Майна, 2018г.

Конфликтоген — это любое слово или действие, могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт. Дословный перевод слова «конфликтоген» — «рождающий конфликты». Конфликтогеном может являться любой предмет, вещь, идея, взгляд, выявляющие различия, отношения, слова, действия (или бездействие), могущие привести  к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт. Слово «могущие» является здесь ключевым, т. к. оно раскрывает причину опасности конфликтогена и уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. 

Разрушительные конфликтогены субъективного типа опасны тем, что они провоцируют эскалацию других конфликтогенов, т. е. на конфликтоген мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Поэтому коммунально- провоцирующие конфликтогены надо «знать в лицо».

Большинство конфликтогенных действий можно отнести к одному из типов:

  • стремление к превосходству — снисходительное отношение и тон, но с оттенком доброжелательности; хвастовство; категоричность; безапелляционность; навязывание своих советов; подшучивание; перебивание собеседника; повышение голоса;
  • проявления агрессивности — она может быть как характерной для человека, так и ситуативной, т. е. реакцией на сложившиеся обстоятельства;
  • проявления эгоизма. Эгоизм — это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием личных интересов над интересами окружающих;
  • нарушение правил. Нарушение дисциплины, правил этики, внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, дорожного движения и т. д. Собственно, правила и выработаны как средство предупреждения конфликтов;
  • открытое недоверие ;
  • неблагоприятное стечение обстоятельств ;
  • перебивание собеседника, принижение его значимости ;
  • подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу ;
  • устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту ;
  • заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного ;
  • постоянное навязывание своей точки зрения ;
  • неискренность в суждениях ;
  • резкое ускорение темпа беседы и ее неожиданное окончание ;
  • неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и еще многое другое, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.

Конфликтогены типа «стремление к превосходству» и «проявления эгоизма» относятся к области скрытой агрессии, т. к. они представляют собой посягательство, хоть и завуалированное, на достоинство человека, его интересы. Скрытая агрессия провоцирует отпор в виде явной, более сильной агрессии. Основными словами-конфликтогенами в деловом общении являются:

  • слова, выражающие недоверие : «вы меня обманули», «я вам не верю», «вы не разбираетесь» и др.;
  • слова-оскорбления : «идиот», «подонок», «чудак на букву “М”», «стервец, «тряпка»» и т. п.;
  • слова-угрозы : «мы еще встретимся на аттестации», «я вам это припомню на зачете», «ты еще пожалеешь» и др.;
  • слова-насмешки : «каракатица с короткими ножками», «очкарик», «лопоухий», «мямля», «дистрофик» и др.;
  • слова-сравнения : «уставился как баран», «захрюкал как поросенок», «роешься в бумагах, как свинья в апельсинах», «повторяешь как попка-дурак», «как телеграфный столб» и др.;
  • слова, выражающие отрицательное отношение : «я тебя ненавижу», «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен» и др.;
  • слова-долженствования : «вы обязаны», «ты должен» и др.;
  • слова-обвинения : «это все из-за вас», «вы все испортили», «вы лгун и обманщик», «ты во всем виноват» и др.;
  • слова, выражающие категоричность : «всегда», «ничего и никогда», «все», «никто», «ни за что» и др.;
  • слова — ссылки на отрицательные мнения других людей о человеке: «мне твой бывший начальник говорил», «недаром мне говорили, что вы конфликтная, теперь я понимаю», «а говорят, что в прошлом вы…» и т. п.

Профессиональная работа с конфликтогенами — это работа по выявлению, осознанию и формированию правильного отношения к ним в организации. Основная задача конфликтменеджера в работе с конфликтогенами — это, с одной стороны, распознавание скрытого ресурса и создание условий для проявления активности конфликтогена, а с другой — ограничение его разрушительного воздействия на процесс реализации инноваций. Вот основные правила работы с конфликтогенами.

  • Узнавайте конфликтогены «в лицо».
  • Учитесь понимать потребности человека.
  • Помните, что ограничить воздействие конфликтогенов гораздо легче, если их вовремя обнаружить.
  • Старайтесь в общении действовать по принципу «если не я, то кто же?» Это будет способствовать ограничению влияния разрушительных конфликтогенов.
  • Стремитесь к ясности высказываний, недвусмысленности и информативности.
  • Не жалейте сил для создания вокруг себя атмосферы психологического комфорта и общности людей (синтонность).
  • Будьте внимательны к психологическому дискомфорту, как к возможности изменений

А теперь поговорим с вами о конфликтогенах в системе «педагог – родитель». Конфликты между родителями и педагогами – серьезная проблема для системы образования и общества в целом. Проблема разрешения конфликтных ситуаций актуальна для всех участников педагогического процесса. Участниками конфликта могут быть педагоги, родители. Конфликты случаются каждый день и важно уметь конструктивно их разрешать. 
Что такое конфликтоген?
Конфликтоген – слова, действия (или бездействие), порождающие или способные привести к конфликту. Термин, введённый психологом 
А.П. Егидесом, приобрёл широкую известность в научных работах. Большинство конфликтогенов не являются преднамеренными оскорблениями. Более того, нередко человек выдаёт конфликтоген незаметно для себя (привычные слова и жесты). Но многие даже непреднамеренные конфликтогены порождаются такими подсознательными причинами, как агрессия, стремление к превосходству и т.п. На мелкие конфликтогены собеседник нередко не реагирует. Но они приводят к внешне беспричинной взрывной реакции (ссоре, скандалу, увольнению, разводу и т.п.).
Конфликт- это ситуация обострения противоречий во взаимодействии между разными людьми (межличностный конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека (внутриличностный конфликт) А сегодня мы остановимся на межличностном конфликте.1-ый шаг в разрешении конфликта – умение предвидеть его. Каждый ведет себя по-разному.
Рассмотрим схему »Стратегия поведения в ситуации конфликта»:
Избегание-уход от конфликтной ситуации без попытки ее решения ( в результате интересы могут быть удовлетворены, а могут и нет),
Приспособление (позиция жертвы),
Компромисс (не полностью удовлетворяются интересы обоих участников),
Сотрудничество (поиск общих интересов),
Соревнование (свои интересы удовлетворяются в ущерб другим людям),
Стратегия поведения меняется в зависимости от близости участников, обоснованности требований, зависимости друг от друга и т. д. 
Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или, вообще без таковых, когда двое или больше человек встали на тропу взаимных обвинений. Это ситуация «слово за слово». А если хоть один человек поведет себя психологически грамотно и не ответит агрессией на агрессию, то цепочка обвинений прервется, и конфликт не состоится. 
А теперь давайте с вами поговорим о том, какими способами вы сами выходите из конфликтных ситуаций; когда эти способы приносят положительные результаты; а когда - только ухудшает положение; от чего зависит эффективность того или иного выхода: от самого родителя, педагога, от ситуации. 
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегией может оказаться эффективной в той или иной ситуации, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Проигрывание конфликтных ситуаций и найти способы их разрешения (подобрать ситуации)
Пути предотвращения конфликта: 
Не употреблять конфликтогенов.
Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.
Проявлять эмпатию, понимание к другому человеку и как можно больше благожелательных посылов по отношению к нему
Как организовать диалог с родителями
Если вы задаете вопрос, подождите, когда собеседник вам ответит.
Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением родителей.
Если вы не согласны, аргументируйте, повторяйте фразы: «Давайте подумаем», «Давайте сделаем сообща», «Как вы сами думаете», «Мне интересно ваше мнение», «Вы не согласны со мной, почему?» и т.д.
Рекомендации, помогающие извлекать уроки из конфликтных ситуаций: 
1. Подумайте, чему вас может научить конфликт.

 2.Спросите у своего внутреннего голоса, чему можно научиться, какую пользу можно извлечь из этого печального опыта.
3. Отведите конфликту соответствующее ему место:
а) Не позволяйте отрицательному жизненному опыту сбить себя с пути.
б) Определите собственную позицию и исходите из неё, не допускайте влияния на неё других людей.
в) Не давайте конфликту подорвать ваше доверие к самому себе и понизить самооценку.
г) Помните, что конфликты составляют только малую часть вашей жизни.
4. Избавьтесь от отрицательных эмоций, оставшихся после конфликта, следующим образом:
а) научитесь прощать самого себя;
б) выждите некоторое время, чтобы связанные с конфликтом чувства исчезли;
в) осознайте, что другие люди могут менее критично оценивать вас и случившееся, чем вы сами.
5. Не позволяйте другим людям становиться препятствием.
а) избегайте плохих людей, которые осуждают вас: стремитесь к общению с положительными и доброжелательными людьми;
6. Не тратьте слишком много сил на переубеждения скептиков или на общение с теми, кто не хочет вас слушать;
в) не позволяйте другим людям возбуждать в вас чувства вины;
г) будьте готовы к общению с теми, у которых по вашему мнению, после конфликта остался неприятный осадок.
Установки, помогающие преодолеть конфликт:
«Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это», «Все идет нормально»,
«Он (она) делает это не для того, чтобы навредить, а чтобы удовлетворить свои желания», «Я спокоен», «Мы благополучно все решим».

Литература.

1.Поздеева А.Я. педагог-психолог . «Конфликтогены во взаимоотношениях педагогов и родителей»

2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 03/2012 «Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношениях педагогов и родителей»

3.«Конфликты и взаимоотношения в ДОУ между родителями и педагогами»

Опубликовано 04.11.2014 - 22:52 - Кузнецова Лариса Александровн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конфликтогены во взаимоотношениях педагогов и родителей»

Круглый стол «Конфликтогены во взаимоотношениях педагогов и родителей» ...

Консультация для педагогов и родителей" Формирование дружеских взаимоотношений."

        В дошкольном возрасте развитие общения со сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводит к появлению симпат...

Презентация на тему: "Исследование основных конфликтов во взаимоотношениях родителей и педагогов".

Данная презентация основана на материалах С.А. Дубравиной и Л.А. Кузнецовой и содержит в себе информацию по исследованию конфликтов между родителями и педагогами в детском саду. Она включает в себя ос...

Консультация для педагогов «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ».

     Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотруднич...

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями»

Содержание работы с родителями состоит в следующем:1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);2) вовлечение родителей ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Основные подходы к организации информационного центра для родителей в раздевалке»

Информационный уголок для родителей в детском саду – это один из способов своеобразного общения с родителями. Для каждого педагогического работника контакт с родителями малыша очень важен. А хор...