Мастер класс для педагогов: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
методическая разработка

Окотэтто Мария Николаевна

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc55 КБ
Файл master_klass.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новопортовский детский сад «Теремок»

Мастер – класс для педагогов

 «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

                                                                                 

                                 

                                                Окотэтто Мария Николаевна, воспитатель                                              

с. Новый Порт

февраль, 2019 г.

Цель:

Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами. 

Задачи:

  1. Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
  2. Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников.
  3. Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
  4. С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.                                              

Материалы для игр – экспериментов: презентация, стаканы: с минеральной водой и обычной, мелкие кусочки пластилина; сосуды разной формы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа; молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость, буклеты.

                                     Ход мастера - класса:

Воспитатель: Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.

Добрый день всем членам жюри!

Добрый день всем участникам конкурса!

Добрый день всем гостям!

Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!

Добрый день всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса!

Добрый день всем, кто находится в этом зале!

Воспитатель: Мой мастер - класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» и нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

Любознательные дети,

Все желают знать на свете?

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться

А учиться и учиться.

Воспитатель: Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Очень много вопросов «почему»«как»«бывает-не бывает» возникают у детей. 

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

ВоспитательС вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми.

Мы попробуем не только провести опыт, но и сделать вывод.

- Как вы думаете, с какими объектами увлекательно и безопасно проводить опыты для детей дошкольного возраста?

Коллеги: с живой, неживой, другими объектами.

Воспитатель: Перечислите с какими объектами неживой природы можно проводить эксперименты:

Коллеги: вода, снег, солнце, камни, песок, глина, воздух.

Воспитатель: В моей практике одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.

- Предлагаю вам провести опыты со следующим объектом неживой природы-  водой и вспомнить свойства воды.

Назовите свойства воды: прозрачная, бесцветная, текучая, без запаха, принимает любую форму, в которую её налить, растворяет вещества, может замерзать, может испаряться, вода расширяется и сжимается. 

- Как вы думаете, какой опыт может доказать свойство воды:

Коллега: (если затрудняются коллеги…) Я налью из кувшина воду в стакан, перелью из стакана в стакан; при этом вода свободно течёт сверху вниз.

- Если наклонить эту поверхность?  (Вода стекает под уклон.) 

- Можно взять пипетку и капнуть несколько капель на картон. (По ровной поверхности вода растекается в разные стороны).

Воспитатель: Наливая воду в стакан, сделанный из камней (показываю) она стекает вода по камешкам, будто прокладывает себе дорогу, тропинку).

- Во всех этих случаях одно и то же свойство воды. (свойство — текучесть). Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Воспитатель: В стакан водой мы бросаем монетку. Мы видим ее? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне стакана? Вода – прозрачное, бесцветное вещество.

Воспитатель: вывод….

Коллеги: Вода - Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам особо понравившийся детям - научный эксперимент «Цветная жидкость».

Воспитатель: Помогите мне, пожалуйста, провести эксперимент? 

На столе в одинаковых пропорциях находится жидкость: сироп, подкрашенная вода и подсолнечное масло.

Воспитатель: Чтобы получить сироп, мы должны в воде растворить сахар (а если соль – получается рассол), тем самым мы повторяем свойство воды: растворяет вещества, сироп у меня готовый; для наибольшего эффекта опыта, я со своими детьми воду мы подкрашиваем в любой цвет и подсолнечное масло. Обязательно берем одинаковые пропорции.  

Воспитатель: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?

- Проделаем опыт: первым вливаем сироп, затем подкрашенную воду и последнее – подсолнечное масло.

- В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине подкрашенная вода, а масло всплыло наверх (легкая плотность).

Воспитатель: В моей практике этот же эксперимент для детей проводили с использованием обычного молока, создавая настоящую цветовую симфонию.

Воспитатель: Следующий, особо понравившийся эксперимент. «Танцующие краски» или «Взрыв цветов»

Для этого потребуется: молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость.

Воспитатель: Налейте в стеклянную емкость немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр емкости. Далее окуните ватную палочку в жидкое мыло. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов красок!

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство.

Опыт называется «Пузырьки спасатели».

Воспитатель: Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Коллеги выполняют задание.)

- Обратите внимание на стакан с обычной водой.

Воспитатель: Что произошло с пластилином.

Коллеги: кусочки пластилина опустились на дно

Воспитатель: Почему?

Коллеги: пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

Воспитатель: А теперь посмотрим на 2 стакан с газированной водой

- Что мы видим?

Коллеги: пластилин поднялся наверх

Воспитатель: - Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Вы правы, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно.

Воспитатель: Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе.

При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

-Я благодарю вас за прекрасную работу.

Воспитатель: Свое выступление я хотела бы закончить словами:

«Быть, может, труд наш с виду неприметен

Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат,

Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!»

Вот в этом ведь и есть секрет:

«Ценнее нашего труда на свете нет!»

Благодарю за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» Окотэтто Мария Николаевна, воспитатель С. Новый Порт февраль, 2019 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новопортовский детский сад «Теремок»

Слайд 2

ЦЕЛЬ Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Слайд 3

З АДАЧИ 1. Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста. 2. Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников. 4. С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности. 3. Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными объектами .

Слайд 4

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним.

Слайд 5

Эксперименты и опыты наблюдательность самостоятельность стремление познать мир поставить задачу и получить результат проявляются творческие способности интеллектуальная инициативность

Слайд 6

Как вы думаете, с какими объектами увлекательно и безопасно проводить опыты для детей дошкольного возраста? Перечислите с какими объектами неживой природы можно проводить эксперименты?

Слайд 7

Опыт с объектом неживой природы - воды

Слайд 8

Э ксперимент «Цветная жидкость»

Слайд 9

Э ксперимент «Танцующие краски» или «Взрыв цветов»

Слайд 10

«Быть, может, труд наш с виду неприметен Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат, Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!» Вот в этом ведь и есть секрет: «Ценнее нашего труда на свете нет!» Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Тема: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Цель:Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.Задачи:Ознакомить педагогов с у...

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»Цель:  Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим ...

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Данный конспект собрания поможет раскрыть перед родителями как организовать исследовательскую деятельность с детьми дошкольного возраста....

Мастер класс для коллег «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей МАДОУ.Задачи: создать атмосферу творческого поиска; систематизировать знания педагогических работников по р...

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по организации поисково-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. Тема моего мастер класса: «...

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.  Познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно пров...