мастер - класс «Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »
методическая разработка по теме
Мастер - класс "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »
Из опыта работы
воспитателя высшей категории
МДОУ ЦРР №31 «Улыбка» Гузевой С. Д.
Цель: Повысить педагогическую компетентность воспитателей и родителей при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством детского фольклора
Актуальность: Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.
Задачи:
- Познакомить воспитателей, родителей с вариантами работы с народным фольклором в воспитании у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
- Познакомить с методическими рекомендациями по воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, которую можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Он оказывает всестороннее влияние на развитие человека.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним: «Аты-баты, шли солдаты...». Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка!
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
1. в обучении правильному произношению;
2. в приобщении детей к русской национальной культуре;
3. в непосредственно образовательной деятельности;
4. в беседах;
5. в наблюдениях;
6. в народных подвижных играх;
7. в играх на развитие мелкой моторики;
8. в театрализованной деятельности;
Мною была создана картотека потешек подобранных на различные режимные моменты:
-при умывании (умывалки) : « Кран, откройся!», «Теплою водою руки мою.», «Каждый день я мыло мою..» и др.
-при одевании: «Раз, два ,три, четыре, пять –собираемся гулять.», «Вот они, сапожки..», «Пойдем гулять на улицу..» и др
-при кормлении :«Жили- были сто ребят..», «Бери ложку, бери хлеб и, и скорее за обед.» «Посадим на ложку капустку , картошку..» и др.
-различных колыбельных песенок
-пальчиковых игр
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека:
«Еду-еду к бабе к деду»
«Ладушки, ладушки!»
«Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки!»
«Как по снегу по метели»
«Вот и люди спят»
«Ой, ду-ду,..! Потерял пастух дуду!»
«Жили у бабуси два веселых гуся»
«Кто у нас хороший?»
«Уж как я ль свою коровушку люблю» и др.
Знакомящие с домашними животными, имитирующими действия человека и его виды деятельности (бытовая, игровая, художественная, трудовая)
«Собака на кухне пироги печет»
«Петушок и его семья»
« Пошел котик на Торжок»
«Кисонька-мурысенька»
«Котя, котенька-коток»
«На дубочке, на дубочке»
«Сорока-ворона»
«Сорока-белобока»
«Козушка-белоногушка»
«Коза-хлопота» и др.
Знакомяшие с дикими животными, имитирующими действия человека:
«Лиса по лесу ходила»
«Мишка косолапый»
«Заинька серенький, заинька беленький»
«Сидит белка на тележке»
«Чики-чики-чикалочки…» и др.
Олицетворяющие природу:
«Травушка-муравушка со сна поднялась»
«Солнышко-ведрышко»
«Солнышко-колоколнышко»
«Дождик-дождик, полно лить»
«Дождик-дождик, пуще»
«Радуга-дуга» и др.
Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействия «больших» и «маленьких»:
«Курочка-рябушечка, куда пошла?»
«Коза-хлопота»
«Лиса по лесу ходила»
«Курочка-тараторочка»; сюда же можно отнести колыбельные песни, например:
«Котя-котенька-коток»
«Ай, баю-баю баю»
«Чики-чики-чикалочки» и др.
Построенные на парадоксе - потешки-небылички:
«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»
«Тень-тень-потетень, выше города плетень»
«Под меленкой, под вертеленкой» и др.
Раскрывающие нравственно-этические категории:
«Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом!»
«Кисонька-мурысенька»
«Пальчик-мальчик»
«Сорока-сорока»
«Собака на кухне пироги печет»
«Наша хозяюшка сметлива была»
«Пошла Маня на базар»
«Под горкой, на речке, на тонкой дощечке Таня платье мыла» и др.
Имеющие прямое обращение к ребенку по имени:
«Пошел котик на Торжок»
«Котик серенький присел на печурочке»
«Кто у нас хороший?»
«Пошел котик во лесок»
«Как пошли наши подружки» и др.
Имитирующие музыкальные звуки (инструменты), а также тексты, сочетающиеся с пляской и хороводными играми:
«Кто у нас хороший?»
«Заинька, войди в сад»
«Каравай»
«На зеленом, на лугу, их! Вох!» и др.
Специально тематически подобранные для ознакомления с каким-либо животным, растением или явлением природы, например:
«Курочка»
«Курочка-рябушечка»
«Курочка-тараторочка»
«Курочка-хохлаточка»
«Петушок»
«Как у наших у ворот»
«Петушок-петушок»
«Петушок, ты подай голосок»
«Козочка»
«Козушка-белоногушка»
«Идет коза рогатая»
«Коза-хлопота»
«Котик»
«Пошел котик во лесок»
«Пошел котик на Торжок» и д
Практическая часть (рефлексия)- упражнения на развитие речи и координации движений.
Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....
Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей
В помощь воспитателям...
Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» «Чистота залог здоровья»
Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» «Чистота залог здоровья&ra...