Доклад по проекту для детей старшей группы «Танграм – волшебный квадрат»
презентация к уроку (подготовительная группа)
Интеллектуальное развитие выступает в качестве главного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда формируются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, насколько полно были использованы ресурсы интеллектуального развития в дошкольном возрасте. На современных детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить ребёнка справляться с нею. Обрабатывать, анализировать и контролировать, ежедневно увеличивающийся объем знаний. Этому способствует использование в работе с дошкольниками игр-головоломок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_proektu_dlya_detey_starshey_gruppy.docx | 47.36 КБ |
prezentatsiya_proekta_.ppt | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по проекту для детей старшей группы
«Танграм – волшебный квадрат»
Добрый день! Уважаемые коллеги, как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. Недавно я заново открыла для себя очень увлекательную игру-головоломку — Танграм.
Танграм считается древней игрой. По легенде, почти 4 тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился наследник Лао. Император призвал к себе трех мудрецов и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, а из Америки она уже попала в Европу, где получила название « Танграм» ( тан –китаец, грм – буква).
Чтобы познакомить детей с этой игрой-головоломкой , я разработала прект.
Обзор проекта хочется начать со слов Василия Александровича Сухомлинского
«От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Проблема
Интеллектуальное развитие выступает в качестве главного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда формируются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, насколько полно были использованы ресурсы интеллектуального развития в дошкольном возрасте. На современных детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить ребёнка справляться с нею. Обрабатывать, анализировать и контролировать, ежедневно увеличивающийся объем знаний. Этому способствует использование в работе с дошкольниками игр-головоломок.
Актуальность
Головоломки – игрушки на все времена. С самых давних пор умельцы изготавливали подобные забавы, отличающиеся многообразием вариантов решения. До появления компьютерных игр и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей были игры - головоломки .Эти игры были любимы не только детьми, но и взрослыми.
Игры-головоломки способствует развитию наглядно- образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей. Они направлены на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть», - все то, чем так необходимо овладеть ребенку-дошкольнику.
Такие игры увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, не требуют специальных знаний. Они являются отличной заменой электронным гаджетам.
Одной из самых известных головоломок является «Танграм». В результате использования «Танграма» у детей будут развиваться зрительное внимание, память, воображение, логическое и конструктивное мышление, будут совершенствоваться навыки ориентировки в пространстве, зрительно-моторная координация, произвольность поведения: умение играть по правилам и четко выполнять инструкции.
Поняв как интересна, увлекательна и полезна эта игра, я решила познакомить с ней и детей . Для этого я разработала проект.
Цель: создать условия для развития логического мышления, познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через игру-головоломку «Танграм».
Задачи:
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах и их свойствах.
- Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- Развивать конструктивные и творческие способности детей, фантазию, творческое воображение.
Участники проекта:
- дети старшей группы
- воспитатели
- родители воспитанников
Тип проекта: познавательно - творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный (октябрь-декабрь)
Поэтапный план реализации проекта
I этап – организационный:
- создание проблемы, постановка цели и задач;
- предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
- подбор и изучение методической литературы по данному вопросу;
- подбор наглядного иллюстрированного материала;
- подбор материала для продуктивной деятельности детей;
- составление комплексно-тематического плана;
- подготовка консультаций, рекомендаций для родителей;
- обновление предметно-развивающей среды.
II этап – внедренческий
- планирование деятельности в рамках проекта;
- подборка игровых заданий по дидактической игре;
- определение тематики и разработка конспектов ОД;
- образовательная деятельность по ФЭМП;
- выстраивание сотрудничества с педагогами и родителями;
- пропаганда педагогических знаний среди родителей.
III этап – результативный
- анализ результатов реализации проекта, подведение итогов;
- мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Танграм» – волшебный квадрат»;
- составление картотеки к игре-головоломке «Танграм»;
- создание книги «Заюшкина избушка» с использованием головоломки «Танграм».
- презентация результатов проекта.
Ожидаемые результаты
Предполагаем, что в результате реализации данного проекта дети будут:
- Проявлять интерес к играм-головоломкам;
- Стремится к достижению поставленной цели;
- Самостоятельно преодолевать трудности в решении познавательных задач;
- Уметь переносить усвоенный опыт в новые ситуации;
- Уметь дружно работать в паре, помогать товарищу.
Перспективное планирование по работе с детьми для реализации проекта «Танграм»-волшебный квадрат»
Октябрь
- Беседа: «Знакомство с игрой «Танграм»(история возникновения игры, содержание игры, правила игры).
- Знакомство с образцами фигур, обследование геометрических фигур, закрепление названий геометрических фигур.
- Составление фигур из двух-трех элементов: квадрат из треугольников, домик из трех треугольников, елочка из треугольников и др.
- Накладывание фигур на карточки-схемы «Лиса», «Домик», «Зайка» «Петушка».
Ноябрь
- Складывание фигуры «Зайца» «Лисы» по образцу-контуру.
- Складывание фигуры «Домик» «Петушок» по образцу-контуру.
- Складывание фигуры «Собачка» по образцу-контуру.
- Математический КВН с использованием игры-головоломки «Танграм».
Декабрь
- Воссоздание фигуры «Дом» « Зайка» без образца.
- Воссоздание фигуры «Лиса» « Петух» без образца.
- Самостоятельное экспериментирование детей с геометрическими фигурами головоломки «Танграм».
- создание книжки «Заюшкина избушка» с использованием головоломки «Танграм» (парно-индивидуальная работа).
Работа с родителями:
- Консультация: «Танграм» для дошкольников – развивающая головоломка», «Чем занять ребенка дома?»
- Оформление родительского уголка на тему: «Танграм» – через игру к творческому развитию»
- Мастер-класс по изготовлению игры «Танграм»
- Презентация проекта на родительском собрании
Данная головоломка помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, не только зрительно, но и тактильно. По ходу игры можно проговаривать с детьми цвет, форму, величину. На первых ступенях знакомства с Танграмом, дети собирают фигуры по заданным моделям, а затем начинают придумывать самостоятельно. Данную технику Танграм можно использовать в различных видах деятельности с детьми, на занятиях по ФЭМП, в аппликации, в конструировании, в развитии речи .Можно составлять сказки и обыгрывать их . И, конечно в свободной деятельности детей.
Исследовав практическое применение «Танграма», я пришла к выводу, что эта головоломка развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учит терпению и последовательности.
Закончить о танграмах можно словами Мартин Гарднера: «Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»
Литература:
- Иванов А.И. Компьютерная игра «Танграм». Сборник материалов конференции Поиск, Москва, 2003.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». В. Сухомлинский
Проблема На современных детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить ребёнка справляться с нею. Обрабатывать, анализировать и контролировать, ежедневно увеличивающийся объем знаний. Актуальность Головоломки – игрушки на все времена. Они увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, не требуют специальных знаний. Такие игры являются отличной заменой электронным гаджетам. Одной из самых известных головоломок является «Танграм». В результате использования «Танграма» у детей будут развиваться зрительное внимание, память, воображение, логическое и конструктивное мышление, будут совершенствоваться навыки ориентировки в пространстве, зрительно-моторная координация, произвольность поведения: умение играть по правилам и четко выполнять инструкции.
Цель: создать условия для развития логического мышления, познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через игру-головоломку «Танграм». Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Развивать конструктивные и творческие способности детей, фантазию, творческое воображение.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников. Тип проекта : познавательно –творческий Продолжительность проекта: среднесрочный (октябрь-декабрь)
I этап – организационный: создание проблемы, постановка цели и задач; предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы; подбор и изучение методической литературы по данному вопросу; подбор наглядного иллюстрированного материала; подбор материала для продуктивной деятельности детей; составление тематического плана; подготовка консультаций, рекомендаций для родителей; обновление предметно-развивающей среды. Этапы реализации проекта
II этап – внедренческий планирование деятельности в рамках проекта; подборка игровых заданий по дидактической игре; определение тематики и разработка конспектов ОД; образовательная деятельность по ФЭМП; выстраивание сотрудничества с педагогами и родителями; пропаганда педагогических знаний среди родителей.
III этап – результативный анализ результатов реализации проекта, подведение итогов; мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Танграм» – волшебный квадрат»; составление картотеки к игре-головоломке «Танграм»; создание книги «Заюшкина избушка» с использованием головоломки «Танграм». ; презентация результатов проекта.
Ожидаемые результаты Предполагаем, что в результате реализации данного проекта дети будут: Проявлять интерес к играм-головоломкам; Стремится к достижению поставленной цели; Самостоятельно преодолевать трудности в решении познавательных задач; Уметь переносить усвоенный опыт в новые ситуации; Уметь дружно работать в паре, помогать товарищу.
Перспективное планирование по работе с детьми для реализации проекта «Танграм»-волшебный квадрат» Октябрь 1.Беседа: «Знакомство с игрой «Танграм»(история возникновения игры, содержание игры, правила игры). 2.Знакомство с образцами фигур, обследование геометрических фигур, закрепление названий геометрических фигур. 3.Составление фигур из двух-трех элементов: квадрат из треугольников, домик из трех треугольников, елочка из треугольников и др. 4. Накладывание фигур на карточки-схемы «Лиса», «Домик», «Зайка» «Петушок» . Ноябрь 1. Складывание фигуры «Зайца», «Лисы» по образцу-контуру. 2. Складывание фигуры «Домик» «Петушок» по образцу-контуру. 3. Складывание фигуры «Собачка» по образцу-контуру. 4. Математический КВН с использованием игры-головоломки «Танграм». Декабрь 1. Воссоздание фигуры»Дом» «Зайка» без образца. 2. Воссоздание фигуры «Лиса» «Петух»без образца. 3. Самостоятельное экспериментирование детей с геометрическими фигурами головоломки «Танграм». 4. C оздание книжки «Заюшкина избушка» с использованием головоломки «Танграм». (парно-индивидуальная работа).
Консультация: «Танграм» для дошкольников – развивающая головоломка», «Чем занять ребенка дома?» Оформление родительского уголка на тему: « Танграм» – через игру к творческому развитию » Мастер-класс по изготовлению игры «Танграм» Презентация проекта на родительском собрании Работа с родителями
Работа с родителями (законными представителями)
Игра на воображение «Угадай что это, кто это?»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшей группы Тема: "Волшебный аквариум"
Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшей группы Тема: "Волшебный аквариум"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевой деятельности для детей старшей группы Тема: «Волшебные сказки»
Благодаря данному материалу можно уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках, совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам,...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.
В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы № 14 «Волшебный мир театра»
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно с...
Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования для детей старшей группы Тема: «Волшебный мир природы»
Цель: продолжать формировать представления о нетрадиционных техниках рисования.Программные задачи:Развивающие:Развивать у детей интерес к живописиРазвивать творческую индивидуальность, память.Развиват...
Проект для детей средней группы «Танграм – Волшебные превращения"
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время оче...
Занятие для детей средней группы "Танграм-волшебный квадрат"
Задачи: -формировать представление о танграме, закрепить понятие головоломка. -учить выделять особые признаки фигур с помощь...