Консультация на тему: Технология Н.П. Гришаевой «Дети – волонтеры».
консультация (подготовительная группа)

Плотникова Татьяна Михайловна
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. В детских садах воспитатели и педагоги стали активно реализовывать технологии и программы эффективной социализации детей. Одна из них, это «Дети – волонтёры». 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volonterstvo_ds_konsultatsiya.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ “УВК №1”

ДЕТСКИЙ САД

Консультация на тему:

Технология Н.П. Гришаевой «Дети – волонтеры».

Воспитатель высшей категории

Плотникова Т.М.

Воронеж, 2023г.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. В детских садах воспитатели и педагоги стали активно реализовывать технологии и программы эффективной социализации детей. Одна из них, это «Дети – волонтёры».

По мнению Н.П. Гришаевой, технология «Дети - волонтёры» - это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей, старшего дошкольного возраста, и их участие в добровольческих мероприятиях.

Основной целью технологии «Дети - волонтёры» является социально-коммуникативное развитие детей: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Волонтёрство — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи, сбор средств, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Волонтерство - это синоним слова «доброволец», поэтому волонтерство – это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и, по возможности, помогать им.

Главной задачей в области социально-коммуникативного развития детей является знакомство с целями и доступными практиками волонтерства в России, а также включение детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в городе.

Ключевыми аспектами по внедрению технологии «Дети-волонтеры» в работе дошкольных организаций являются:

  • Создание бригады (отряда) волонтеров из родителей и старших воспитанников.
  • Включение в технологию «Дети-волонтеры» младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
  • Проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективах.

Виды волонтерской деятельности в дошкольной организации.

В зависимости от степени вовлеченности в добровольчество в учреждении существуют долгосрочная, краткосрочная и регулярная формы волонтерской деятельности.

  • Долгосрочная форма предполагает добровольную работу совместно с другими добровольческими организациями района на постоянной основе в течение длительного периода.
  • Краткосрочная форма – это разовое участие в акциях и мероприятиях.
  • Регулярная форма - носит систематический характер. Здесь каждый волонтер задействован в той или иной деятельности с определенной периодичностью.

В зависимости от направленности волонтерского движения выделяются: социальное волонтёрство, экологическое, донорство, медиа-волонтерство, волонтёры общественной безопасности и волонтёры-медики, событийное волонтерство и др. 

Задачи педагогической технологии «Дети - волонтёры» следующие:

  • Развивать самостоятельность и ответственность у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе.
  • Создать ситуацию, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде, от старших – к малышам.
  • Давать возможность проявлять инициативу при выборе для себя рода занятий, участников совместной деятельности.
  • Воспитывать у детей чувства милосердия, самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность.

Модель организации волонтерского движения в дошкольной организации.

  1. Организационный этап - «Путешествие в мир добрых дел».

На этом этапе у дошкольников формируются понятия «волонтер», «волонтёрское движение». Воспитатель мотивирует детей на волонтерскую деятельность, организовывает команду.

Можно использовать следующие формы совместной деятельности с детьми:

* беседы;

* просмотр видеоматериалов, чтение книг о волонтерском движении;

* разработка правил поведения детей – волонтеров. Например, «найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему»; «доведи начатое дело до конца»; «если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам других»; «умеешь сам – научи другого»; «учись слышать людей, уважать их мнение»; «будь настойчив в достижении целей» и др.

Создание волонтёрского отряда можно предложить детям начать с выбора названия команды, эмблемы и девиза. Всё это должно мотивировать к призыву «Хочу помочь!», что символизирует волонтёрское движение.

  1. Практический этап - «Добрые дела дошколят» - это реализация конкретны дел волонтерской команды.

На этом этапе воспитатели помогают добровольцам, из числа воспитанников, научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей – волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например, дети в подготовительной группе (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетную игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку. А также необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами. И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей, и информирующий об этом всех педагогов.

3. Итоговый этап - «Копилка добрых дел». Подведение итогов работы детей волонтёров.

Волонтерство является одним из эффективных инструментов гражданско-патриотического воспитания населения. Добровольчество сегодня - это институт патриотического воспитания и развития общественной, гражданской и социальной активности населения, технология повышения социальной ответственности граждан, метод оказания адресной помощи различным социальным группам. Приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.

В результате применения технологии «Дети-волонтеры» наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным. Мы воспитываем не только детей, но и родителей. Выходя из стен детского сада, дети узнают не только о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем принимают участие. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.

       

Используемая литература.

1. Н. П. Гришаева и соавт. «Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие». — М.: Вентана-Граф, 2017.

2. Амирова Р. И. «Волонтерство как инновационная практика в России» //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017.

3.Каблучко Л.Б. «Организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде способствующей ранней социализации дошкольников», 2018 г.

4. Шарыпин А.В. «Волонтёрское движение: истоки и современность» / А.В. Шарыпин / Современные исследования социальных проблем, 2020г.

5. Вертинская В.И. «Волонтерство как форма совместной деятельности детского сада и семьи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Технология проблемного обучения"

Материал может использоваться воспитателями для самообразования и позволит им использовать данную современную технологию в своей работе для развития творческих способностей дошкольников....

Консультация на тему "Технология портфолио"

Данный материал может использоваться воспитателями для самообразования по данной теме....

консультация на тему: Повышение качества речевого развития детей по средствам внедрения современных педагогических технологий.(Мнемотехника, синквейн)

Повышение качества речевого развития детей по средствам внедрения современных педагогических технологий.(Мнемотехника, синквейн)...

Из опыта работы Технология эффективной социализации дошкольников «Дети-волонтеры»

Из опыта работы Технология эффективной социализации дошкольников «Дети-волонтеры»...

"Использование технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой "Дети-волонтеры" в рамках проекта "Большие и маленькие"

Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориент...

"Механизмы внедрения технологий "Проблемные ситуации" и "Дети -волонтеры"

Презентация  "Механизмы внедрения технологий "Проблемные ситуации" и "Дети -волонтеры"...