Из опыта работы Технология эффективной социализации дошкольников «Дети-волонтеры»
материал
Из опыта работы
Технология эффективной социализации дошкольников
«Дети-волонтеры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик»
п.Энергетик Новоорского района Оренбургской области
Доклад на районной августовской конференции работников образования
Из опыта работы
Технология эффективной социализации дошкольников
«Дети-волонтеры»
Старший воспитатель
Новикова Н.В.
2020год.
В условиях совершенствования и обновления системы образования и воспитания, гуманизации педагогического процесса особое значение в РФ придается воспитанию и обучению детей с особенностями в развитии.
Ведь в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование.
В законе № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» есть Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.
В п.5 данной статьи говорится:
«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами,органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Нашу группу посещает ребенок - инвалид .
Как только нам было сообщено о том, что нашу группу будет посещать ребенок - инвалид мы определили основную цель работы с ним – создание системы психолого-педагогических мероприятий направленных на предотвращение детской дезадаптации.
Перед собой поставили задачи:
разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение социального развития ребенка - инвалида, направленное на обеспечение его социальной адаптации к условиям дошкольного учреждения, с минимальными потерями в физическом, психологическом, социальном здоровье;
создать условия для раннего выявления нарушений в эмоциональной и коммуникативной сфере у всех участников педагогического процесса;
повышать медико-психолого-педагогическую компетентность родителей.
Для организации образовательного процесса педагогами дошкольного учреждения была написана индивидуальная адаптированная программа .Так как ребенок посещает массовую группу, АОП была разработана в части коррекционной работы узкими специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем).
Мы воспитатели скорректировали II содержательный раздел основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №2 «Золотой ключк»» в освоении программы подготовительной к школе группы по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Изодеятельность – лепка, рисование, аппликация, «Познавательное развитие» (ФЭМП, моделирование и конструирование, «Речевое развитие».
До поступления мальчика в нашу группу с детьми были проведены беседы, которые направлены на развитие навыков толерантного восприятия и отношений к людям с различными особенностями здоровья - «Мы такие разные, но мы все прекрасны!», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом»». Познакомили детей с достижениями людей с ограниченными возможностями здоровья через просмотр документального фильма «Параолимпийские игры». Были даны советы как общаться с людьми, у которых есть проблемы со здоровьем. Прочитали и обсудили сказку «Цветик - семицветик» В. Катаева. посмотрели мультипликационный фильм. Все эти мероприятия были направлены на формирование эмоционального отклика на чужую беду.
В целевых ориентирах ФГОС ДО, в качестве возможных достижений дошкольника отмечены: - проявлять эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается; - проявлять уважение к старшим и заботу о младших. Всё это на языке детей означает «делать добрые дела!» И мы решили внедрить технологию эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой - «Дети-волонтеры»
Технология волонтерства.
«Дети-волонтеры» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость
Задачами волонтерской деятельности в детском саду являются:
расширение представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
овладение практическими навыками волонтерского движения всех участников образовательного процесса;
формирование инициативной группы педагогов и родителей, участвующих в данном движении;
создание системы работы по организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении;
создание методических рекомендаций по организации волонтерского движения в детском саду и распространение опыта работы в других детских садах;
разработка новых форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
Принципы внедрения технологии волонтерского движения
принцип взросления ,общаясь и помогая дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач, при этом ребята выступают инициаторами деятельности. Это дает возможность им раскрепоститься, пойти на активное разновозрастное общение в детской среде — сверстника со сверстником, старшего с младшим, получить эмоциональную радость и внутреннее удовлетворение от своей деятельности. Миссия волонтера — всегда быть готовым прийти на помощь. Дети – волонтёры знают, что в детском саду они главные помощники, и готовы прийти на помощь во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым дети - волонтёры получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
«хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому»;
«сам захотел, и сам выбрал что делать».
В основу работы детского волонтерства «заложена идея « добрых дел».
«Играем вместе». Дети играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, проводят фольклорные праздники и развлечения.
«Научим тому, что умеем сами». Дети - волонтёры проводят обучение новым способам действия в лепке, художественном труде, рисовании.
Любимой волонтёрами операцией в ДОУ , где происходит передача опыта, является операции «Поиграйка», «Помогайка», «Научим тому, что умеем сами»
Проводили игры на сплочение детского коллектива (настольные игры, детский настольный театр, которые позволяли детям активно взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь в разных жизненных ситуациях.
При поступлении ребенка-инвалида в группу, большое внимание уделили его социальной адаптации в коллективе через игровую деятельность и специально организованные ситуации, развивали добрые отношения к новому другу и желание сделать ему приятное.
На совместных организованных видах деятельности использовали метод индивидуального подхода, личностно-ориентированный метод (облегченные задания, четко поставленный вопрос, обыгрывание посильных ситуаций).
Наш ребенок имеет возможность посещать и принимать участие в массовых мероприятиях: праздниках, развлечениях, соревнованиях, конкурсах детского сада, проводимых с детьми, что создает благоприятный фон, побуждает детей общаться. Это оказывает стимулирующее воздействие на всех детей, способствует их социальной интеграции, а у детей, не имеющих нарушений в здоровье, формируются гуманные личностные качества.
На праздниках мальчик читает стихи, поет песни, участвует в совместных групповых танцах и хороводах.
Наш ребенок принимал участие в международном творческом конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья "Лучики света".30.03.2020г.
Коллектив детей принял мальчика без каких-либо проблем. Дети оказывали посильную помощь в формировании навыков самообслуживания, например, при сборе на прогулку и возвращения с нее, по возможности помогали выполнять продуктивные работы (для того, чтобы ребенок видел конечный результат своей деятельности). Мальчик чувствует себя в группе комфортно. Конфликтных ситуаций между детьми не возникает. Родители полностью удовлетворены работой педагогов ДОУ.
Конспект мероприятия
«Мы все равны !»
Цель: Воспитывать гуманное отношение к людям с ограниченными возможностями; воспитывать доброту, заботу, отзывчивость, желание помогать друг другу; воспитывать в детях чувства сопереживания милосердия, толерантности к инвалидам.
Задачи:
1. Раскрыть для детей понятие «Доброта», волонтер, люди с ограниченными возможностями.
2. Учить детей наблюдательности, вниманию.
3. Формировать нравственные качества человека: забота о других, умение дружить, делать добро для других;
4. Содействовать формированию нравственных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями;
5. Создать комфортную, доброжелательную обстановку;
Оборудование: презентация.
Ход мероприятия:
Чтение стихов:___ (Звучит музыка.)
Иногда люди слишком жестоки,
Равнодушны к бедам других,
Не приемлют чужие пороки,
Совершенно не видят своих.
Но давайте мы будем добрее,
Милосердие - вот наш девиз!
Доброты ничего нет добрее,
Без неё так безрадостна жизнь!
Учитель:___
Здравствуйте, дорогие друзья! На календаре начало декабря. И сегодня мы отмечаем день посвященный людям с ограниченными возможностями. История возникновения этого праздника началась в 80-х годах прошлого столетия, а в 1992 году Организация Объединенных Наций объявила 3 декабря Международным днем людей с ограниченными возможностями.
Этот день призван напомнить нам, что мы вместе должны заботиться о тех, кто нуждается в нашей помощи.
Ведь сейчас в мире проживает около 1 миллиарда инвалидов. В России более 12 миллионов таких людей, страдающих различными заболеваниями, — не только пожилые, но и дети.
Главный лозунг этого дня «Инвалид, не инвалид – люди так не делятся.»
Ведущая:___
Несмотря на все сложности и преграды, эти люди ежедневно доказывают, что они в силах преодолеть любые трудности. Подлинное уважение вызывает их активная жизненная позиция, участие в жизни общества, умение проявить себя в творчестве, спорте и других сферах.
Ведущая:___
Эти люди такие же, как мы с вами, только они намного больше понимают ценность обычных вещей – видеть, слышать, ходить, сидеть. Понимают, что видеть утро, людей, солнце – это здорово. Современный человек не ценит то бесценное, что имеет: зрение, слух, речь, возможность самостоятельно передвигаться… А они…
Чтение стихов:___ (Звучит музыка.)
– У них такие же сердца, такие точно мысли,
Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.
Они достойны тех же прав, что есть у всех на свете,
Ведь их удел – не приговор, мы вместе на планете.
– И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться,
Куда идти, куда летать, и чем здесь наслаждаться.
Так пусть же каждый новый день несет в себе участье,
Поддержку жизни на земле, добро, любовь и счастье!
Чтение стихов:___
Если Сердце бьётся, всё внутри кипит
Значит, твоё сердце о других болит
Расцвело, принялось и взошло Добро
Значит не напрасно в жизни всё прошло.
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Сегодня день особый, всеобщей Доброты!
Мы жить должны без горя.
И он, и я, и ты.
Дети исполняют песню «Дорогою добра…» (На экране видео.)
___
Ведущая :___
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. «Доброта – вещь удивительная». Она сближает людей, избавляет нас от одиночества и непрощенных обид. Доброта должна идти от сердца.. .
Чтение стихов:___
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта приносит людям радость.
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Чтение стихов: ___
Вам совет хотим один мы дать –
Улыбайтесь чаще, улыбайтесь,
Прогоняйте скуку и печаль
И любимым делом занимайтесь.
Пусть от вас идут лучи добра,
Сердце бьётся чётко и ритмично,
Будет пусть успех во всех делах,
А здоровье только на «отлично»!
Ведущий:___
Инсценировка «Цветик – семицветик».
(Звучит музыка.) Вбегает девочка Женя.
Женя: Я заблудилась. Собака съела мои баранки, место совсем незнакомое. (Испугалась девочка и заплакала.)
Вдруг откуда не возьмись – появилась старушка.
Старушка : Ты почему плачешь?
Женя: Я заблудилась. Собака съела мои баранки, мама меня ругать будет.
Старушка : Хорошая ты девочка. Ничего страшного, не плачь, я тебе помогу. Баранок, правда, у меня нет. И денег, чтобы баранки купить, тоже нет, но зато у меня в саду растет один цветок, который называется цветик-семицветик, он все может. Я тебе его подарю, а он не простой, он все, что ты захочешь, может исполнить. Для этого только надо один из лепестков оторвать, бросить и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И тотчас то, что ты пожелаешь, сделается. (Звучит музыка.)
Женя: Спасибо, бабушка. Что же мне пожелать? (Видит детей на сцене и в зале.)
Женя: – Здравствуйте, ребята!
Ведущий: Здравствуй, Женя. У нас праздник «День детей – с ограниченными возможностями».
Женя: Ребята, посмотрите, а у меня есть волшебный цветик – семицветик, и я могу исполнить ваше любое желание.
Ведущий:___
Увы, Женя есть дети, которые не могут видеть.
Женя: (Отрывает первый лепесток.)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы незрячие дети, могли видеть.
Женя: Тогда я расскажу ребятам о цветике – семицветике.
Ведущий:___
Увы дети, которые не могут слышать.
Женя: (Отрывает первый лепесток.)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
– Вели, что бы глухие дети могли слышать.
Ведущий:___
Есть дети, которые не могут говорить, но они всё могут показать жестами или мимикой.
Женя: (Отрывает первый лепесток.)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
– Вели, что бы немые дети могли разговаривать.
Ведущий:___
Есть дети, которые учатся жить, не имея рук.
Женя: (Отрывает первый лепесток.)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
– Вели, что бы у всех детей были две руки.
Ведущий:___
Есть дети, которые не могут самостоятельно ходить.
Женя: (Отрывает первый лепесток.)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему, вели.
– Вели, что бы все дети могли ходить.
Учитель:___
Ребята, много есть разных болезней, от которых дети становятся инвалидами и давайте всем детям споем песню «Большой хоровод».
Женя: У меня остался два лепестка, давайте все вместе загадаем, чтобы все дети были здоровыми и счастливыми.
1. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы все дети были здоровыми.
Женя: вместе с детьми.
2. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы все дети были счастливыми.
Учитель:___
Главное, необходимо помнить: инвалидом, к сожалению, может стать каждый! Инвалид – такой же человек, как и все, только жить ему гораздо труднее, чем человеку здоровому! Лишь доброта и участие спасут мир! Если вы увидите такого ребенка, всегда помогите ему, ведь у него тоже есть мечты, желания, фантазии и он такой же, как и вы.
Дети исполняют песню «Мы желаем счастья вам…» (На экране видео.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современная технология эффективной социализации дошкольника в образовательном комплексе,Клубный час в МБДОУ д/с №21
Введение детей в ситуацию «Клубный час». Помощь детям в приобретении жизненного опыта (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/05/picture-1147739-1559745744.jpg)
Моя статья: «Клубный час» - технология эффективной социализации дошкольников и развития их коммуникативных способностей». Из опыта работы.2019год.
Статья посвящена осмыслению проблем социализации и развития речи ребенка дошкольного возраста в современном обществе.Статья рассказывает о педагогической технологии эффективной социализации дошкольник...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/23/picture-1316639-1614063162.jpg)
"Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой " (10 игр для социализации дошкольников)».
laquo;Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой (10 игр для ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/16/picture-699077-1481900203.jpg)
Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов
Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/16/picture-699077-1481900203.jpg)
Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Когалыма «Золушка» «Педагогическая статья «Клубный час...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/25/picture-1121325-1551099723.jpg)
Презентация опыта работы по применению педагогической технологии социализации дошкольников "Дети-волонтеры" в разновозрастной группе
Внедрение инновационной технологии организации образовательного процесса "дети-волонтеры", посредством формирования опыта взаимоотношений и сотрудничества детей младшего и старшего дошкольно...