Из опыта работы Технология эффективной социализации дошкольников «Дети-волонтеры»
материал
Из опыта работы
Технология эффективной социализации дошкольников
«Дети-волонтеры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_nnv.docx | 35.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик»
п.Энергетик Новоорского района Оренбургской области
Доклад на районной августовской конференции работников образования
Из опыта работы
Технология эффективной социализации дошкольников
«Дети-волонтеры»
Старший воспитатель
Новикова Н.В.
2020год.
В условиях совершенствования и обновления системы образования и воспитания, гуманизации педагогического процесса особое значение в РФ придается воспитанию и обучению детей с особенностями в развитии.
Ведь в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование.
В законе № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» есть Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.
В п.5 данной статьи говорится:
«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами,органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Нашу группу посещает ребенок - инвалид .
Как только нам было сообщено о том, что нашу группу будет посещать ребенок - инвалид мы определили основную цель работы с ним – создание системы психолого-педагогических мероприятий направленных на предотвращение детской дезадаптации.
Перед собой поставили задачи:
разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение социального развития ребенка - инвалида, направленное на обеспечение его социальной адаптации к условиям дошкольного учреждения, с минимальными потерями в физическом, психологическом, социальном здоровье;
создать условия для раннего выявления нарушений в эмоциональной и коммуникативной сфере у всех участников педагогического процесса;
повышать медико-психолого-педагогическую компетентность родителей.
Для организации образовательного процесса педагогами дошкольного учреждения была написана индивидуальная адаптированная программа .Так как ребенок посещает массовую группу, АОП была разработана в части коррекционной работы узкими специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем).
Мы воспитатели скорректировали II содержательный раздел основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №2 «Золотой ключк»» в освоении программы подготовительной к школе группы по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Изодеятельность – лепка, рисование, аппликация, «Познавательное развитие» (ФЭМП, моделирование и конструирование, «Речевое развитие».
До поступления мальчика в нашу группу с детьми были проведены беседы, которые направлены на развитие навыков толерантного восприятия и отношений к людям с различными особенностями здоровья - «Мы такие разные, но мы все прекрасны!», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом»». Познакомили детей с достижениями людей с ограниченными возможностями здоровья через просмотр документального фильма «Параолимпийские игры». Были даны советы как общаться с людьми, у которых есть проблемы со здоровьем. Прочитали и обсудили сказку «Цветик - семицветик» В. Катаева. посмотрели мультипликационный фильм. Все эти мероприятия были направлены на формирование эмоционального отклика на чужую беду.
В целевых ориентирах ФГОС ДО, в качестве возможных достижений дошкольника отмечены: - проявлять эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается; - проявлять уважение к старшим и заботу о младших. Всё это на языке детей означает «делать добрые дела!» И мы решили внедрить технологию эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой - «Дети-волонтеры»
Технология волонтерства.
«Дети-волонтеры» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость
Задачами волонтерской деятельности в детском саду являются:
расширение представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
овладение практическими навыками волонтерского движения всех участников образовательного процесса;
формирование инициативной группы педагогов и родителей, участвующих в данном движении;
создание системы работы по организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении;
создание методических рекомендаций по организации волонтерского движения в детском саду и распространение опыта работы в других детских садах;
разработка новых форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
Принципы внедрения технологии волонтерского движения
принцип взросления ,общаясь и помогая дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач, при этом ребята выступают инициаторами деятельности. Это дает возможность им раскрепоститься, пойти на активное разновозрастное общение в детской среде — сверстника со сверстником, старшего с младшим, получить эмоциональную радость и внутреннее удовлетворение от своей деятельности. Миссия волонтера — всегда быть готовым прийти на помощь. Дети – волонтёры знают, что в детском саду они главные помощники, и готовы прийти на помощь во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым дети - волонтёры получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
«хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому»;
«сам захотел, и сам выбрал что делать».
В основу работы детского волонтерства «заложена идея « добрых дел».
«Играем вместе». Дети играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, проводят фольклорные праздники и развлечения.
«Научим тому, что умеем сами». Дети - волонтёры проводят обучение новым способам действия в лепке, художественном труде, рисовании.
Любимой волонтёрами операцией в ДОУ , где происходит передача опыта, является операции «Поиграйка», «Помогайка», «Научим тому, что умеем сами»
Проводили игры на сплочение детского коллектива (настольные игры, детский настольный театр, которые позволяли детям активно взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь в разных жизненных ситуациях.
При поступлении ребенка-инвалида в группу, большое внимание уделили его социальной адаптации в коллективе через игровую деятельность и специально организованные ситуации, развивали добрые отношения к новому другу и желание сделать ему приятное.
На совместных организованных видах деятельности использовали метод индивидуального подхода, личностно-ориентированный метод (облегченные задания, четко поставленный вопрос, обыгрывание посильных ситуаций).
Наш ребенок имеет возможность посещать и принимать участие в массовых мероприятиях: праздниках, развлечениях, соревнованиях, конкурсах детского сада, проводимых с детьми, что создает благоприятный фон, побуждает детей общаться. Это оказывает стимулирующее воздействие на всех детей, способствует их социальной интеграции, а у детей, не имеющих нарушений в здоровье, формируются гуманные личностные качества.
На праздниках мальчик читает стихи, поет песни, участвует в совместных групповых танцах и хороводах.
Наш ребенок принимал участие в международном творческом конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья "Лучики света".30.03.2020г.
Коллектив детей принял мальчика без каких-либо проблем. Дети оказывали посильную помощь в формировании навыков самообслуживания, например, при сборе на прогулку и возвращения с нее, по возможности помогали выполнять продуктивные работы (для того, чтобы ребенок видел конечный результат своей деятельности). Мальчик чувствует себя в группе комфортно. Конфликтных ситуаций между детьми не возникает. Родители полностью удовлетворены работой педагогов ДОУ.
Конспект мероприятия
«Мы все равны !»
Цель: Воспитывать гуманное отношение к людям с ограниченными возможностями; воспитывать доброту, заботу, отзывчивость, желание помогать друг другу; воспитывать в детях чувства сопереживания милосердия, толерантности к инвалидам.
Задачи:
1. Раскрыть для детей понятие «Доброта», волонтер, люди с ограниченными возможностями.
2. Учить детей наблюдательности, вниманию.
3. Формировать нравственные качества человека: забота о других, умение дружить, делать добро для других;
4. Содействовать формированию нравственных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями;
5. Создать комфортную, доброжелательную обстановку;
Оборудование: презентация.
Ход мероприятия:
Чтение стихов:___ (Звучит музыка.)
Иногда люди слишком жестоки,
Равнодушны к бедам других,
Не приемлют чужие пороки,
Совершенно не видят своих.
Но давайте мы будем добрее,
Милосердие - вот наш девиз!
Доброты ничего нет добрее,
Без неё так безрадостна жизнь!
Учитель:___
Здравствуйте, дорогие друзья! На календаре начало декабря. И сегодня мы отмечаем день посвященный людям с ограниченными возможностями. История возникновения этого праздника началась в 80-х годах прошлого столетия, а в 1992 году Организация Объединенных Наций объявила 3 декабря Международным днем людей с ограниченными возможностями.
Этот день призван напомнить нам, что мы вместе должны заботиться о тех, кто нуждается в нашей помощи.
Ведь сейчас в мире проживает около 1 миллиарда инвалидов. В России более 12 миллионов таких людей, страдающих различными заболеваниями, — не только пожилые, но и дети.
Главный лозунг этого дня «Инвалид, не инвалид – люди так не делятся.»
Ведущая:___
Несмотря на все сложности и преграды, эти люди ежедневно доказывают, что они в силах преодолеть любые трудности. Подлинное уважение вызывает их активная жизненная позиция, участие в жизни общества, умение проявить себя в творчестве, спорте и других сферах.
Ведущая:___
Эти люди такие же, как мы с вами, только они намного больше понимают ценность обычных вещей – видеть, слышать, ходить, сидеть. Понимают, что видеть утро, людей, солнце – это здорово. Современный человек не ценит то бесценное, что имеет: зрение, слух, речь, возможность самостоятельно передвигаться… А они…
Чтение стихов:___ (Звучит музыка.)
– У них такие же сердца, такие точно мысли,
Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.
Они достойны тех же прав, что есть у всех на свете,
Ведь их удел – не приговор, мы вместе на планете.
– И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться,
Куда идти, куда летать, и чем здесь наслаждаться.
Так пусть же каждый новый день несет в себе участье,
Поддержку жизни на земле, добро, любовь и счастье!
Чтение стихов:___
Если Сердце бьётся, всё внутри кипит
Значит, твоё сердце о других болит
Расцвело, принялось и взошло Добро
Значит не напрасно в жизни всё прошло.
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Сегодня день особый, всеобщей Доброты!
Мы жить должны без горя.
И он, и я, и ты.
Дети исполняют песню «Дорогою добра…» (На экране видео.)
___
Ведущая :___
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. «Доброта – вещь удивительная». Она сближает людей, избавляет нас от одиночества и непрощенных обид. Доброта должна идти от сердца.. .
Чтение стихов:___
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта приносит людям радость.
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Чтение стихов: ___
Вам совет хотим один мы дать –
Улыбайтесь чаще, улыбайтесь,
Прогоняйте скуку и печаль
И любимым делом занимайтесь.
Пусть от вас идут лучи добра,
Сердце бьётся чётко и ритмично,
Будет пусть успех во всех делах,
А здоровье только на «отлично»!
Ведущий:___
Инсценировка «Цветик – семицветик».
(Звучит музыка.) Вбегает девочка Женя.
Женя: Я заблудилась. Собака съела мои баранки, место совсем незнакомое. (Испугалась девочка и заплакала.)
Вдруг откуда не возьмись – появилась старушка.
Старушка : Ты почему плачешь?
Женя: Я заблудилась. Собака съела мои баранки, мама меня ругать будет.
Старушка : Хорошая ты девочка. Ничего страшного, не плачь, я тебе помогу. Баранок, правда, у меня нет. И денег, чтобы баранки купить, тоже нет, но зато у меня в саду растет один цветок, который называется цветик-семицветик, он все может. Я тебе его подарю, а он не простой, он все, что ты захочешь, может исполнить. Для этого только надо один из лепестков оторвать, бросить и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И тотчас то, что ты пожелаешь, сделается. (Звучит музыка.)
Женя: Спасибо, бабушка. Что же мне пожелать? (Видит детей на сцене и в зале.)
Женя: – Здравствуйте, ребята!
Ведущий: Здравствуй, Женя. У нас праздник «День детей – с ограниченными возможностями».
Женя: Ребята, посмотрите, а у меня есть волшебный цветик – семицветик, и я могу исполнить ваше любое желание.
Ведущий:___
Увы, Женя есть дети, которые не могут видеть.
Женя: (Отрывает первый лепесток.)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы незрячие дети, могли видеть.
Женя: Тогда я расскажу ребятам о цветике – семицветике.
Ведущий:___
Увы дети, которые не могут слышать.
Женя: (Отрывает первый лепесток.)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
– Вели, что бы глухие дети могли слышать.
Ведущий:___
Есть дети, которые не могут говорить, но они всё могут показать жестами или мимикой.
Женя: (Отрывает первый лепесток.)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
– Вели, что бы немые дети могли разговаривать.
Ведущий:___
Есть дети, которые учатся жить, не имея рук.
Женя: (Отрывает первый лепесток.)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
– Вели, что бы у всех детей были две руки.
Ведущий:___
Есть дети, которые не могут самостоятельно ходить.
Женя: (Отрывает первый лепесток.)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему, вели.
– Вели, что бы все дети могли ходить.
Учитель:___
Ребята, много есть разных болезней, от которых дети становятся инвалидами и давайте всем детям споем песню «Большой хоровод».
Женя: У меня остался два лепестка, давайте все вместе загадаем, чтобы все дети были здоровыми и счастливыми.
1. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы все дети были здоровыми.
Женя: вместе с детьми.
2. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы все дети были счастливыми.
Учитель:___
Главное, необходимо помнить: инвалидом, к сожалению, может стать каждый! Инвалид – такой же человек, как и все, только жить ему гораздо труднее, чем человеку здоровому! Лишь доброта и участие спасут мир! Если вы увидите такого ребенка, всегда помогите ему, ведь у него тоже есть мечты, желания, фантазии и он такой же, как и вы.
Дети исполняют песню «Мы желаем счастья вам…» (На экране видео.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современная технология эффективной социализации дошкольника в образовательном комплексе,Клубный час в МБДОУ д/с №21
Введение детей в ситуацию «Клубный час». Помощь детям в приобретении жизненного опыта (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции....
Моя статья: «Клубный час» - технология эффективной социализации дошкольников и развития их коммуникативных способностей». Из опыта работы.2019год.
Статья посвящена осмыслению проблем социализации и развития речи ребенка дошкольного возраста в современном обществе.Статья рассказывает о педагогической технологии эффективной социализации дошкольник...
"Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой " (10 игр для социализации дошкольников)».
laquo;Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой (10 игр для ...
Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов
Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов...
Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Когалыма «Золушка» «Педагогическая статья «Клубный час...
Презентация опыта работы по применению педагогической технологии социализации дошкольников "Дети-волонтеры" в разновозрастной группе
Внедрение инновационной технологии организации образовательного процесса "дети-волонтеры", посредством формирования опыта взаимоотношений и сотрудничества детей младшего и старшего дошкольно...