Семинар-практикум "Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста"
консультация

Полежаева Инесса Геннадьевна

Семинар-практикум "Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГПРОЕКТ СЕМИНАРА- ПРАКТИКУМА

ТЕМА: «Организация РППС для детей раннего возраста».

ЦЕЛЬ: повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации РППС для детей раннего возраста.

ДАТА И ВРЕМЯ: 21.10.2021г., 13.00 ч.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МАДОУ «Детский сад № 6»

УЧАСТНИКИ: педагогические работники, АУП.

№п/п

ВРЕМЯ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

1.

13.00-

13.05 ч.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП:

  • сообщение темы;
  • установка на работу

И. Г. Полежаева,

старший воспитатель

2.

13.05-

13. 50 ч.

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

1.Особенности организации РППС для детей раннего возраста.

2.Анализ сюжетно-образных игрушек для детей раннего возраста:

-куклы, фигурки людей и животных;

- предметы игрового обихода;

- театральные игрушки;

-празднично-карнавальные игрушки;

 - технические игрушки;

-дидактические игрушки (дидактические игры, конструкторы, строительные наборы)

3.Особенности размещение материала в группах раннего возраста

И. Г. Полежаева,

старший воспитатель

3.

13.50-13.55 ч.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

  • Рефлексия

И. Г. Полежаева,

старший воспитатель



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Организация РППС для детей раннего возраста»

          Цель мероприятия: задать общие ориентиры для подбора материалов и оборудования при организации РППС для детей раннего возраста.

Дошкольное образовательное учреждение – это естественное жизненное пространство детей. Поэтому важной задачей на сегодняшний день становится организация развивающей среды, которая способствует всестороннему развитию ребенка.

           Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и многое другое.

        Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда с начала ее создания должна быть вариативной, многофункциональной, содержательно-насыщенной, безопасной и доступной для каждого ребенка.

 Подбор материалов, особенности его размещения должен носить научно - обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей раннего возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности.

При создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических особенностей.

Можно выделить ряд требований: в среде должны быть отражены разные виды деятельности, содержание которых представлено с учетом особенностей развития детей в данном возрасте. Тематика должна быть разнообразной, весь комплекс представлен в каждой возрастной группе с многообразием игрового и дидактического материалов. В групповом помещении могут быть представлены не только традиционные, но новые компоненты. Среда обеспечивает комфортность, функциональную надежность и безопасность.

Предметная деятельность - ведущая деятельность для детей раннего возраста. Малышу уже хорошо знакомы его личные вещи, предметы быта, необходимые для удовлетворения жизненных потребностей, и другие объекты ближайшего окружения.

В процессе общения со взрослыми развивается сюжетно-отобразительная игра, в которой ребенок отражает заинтересовавшие его действия взрослых и сверстников, а также поведение животных. Рационально использовать игрушку в педагогическом процессе детского сада воспитателю поможет классификация С.Л. Новоселовой по видам игр. Особую роль в этом возрасте играют сюжетно-образные игрушки, предназначенные для самостоятельных творческих игр. К ним относятся:

- куклы, фигурки людей и животных;

- предметы игрового обихода;

- театральные;

- празднично-карнавальные;

 - технические игрушки;

-дидактические игрушки (дидактические игры, конструкторы, строительные наборы)

            Благодаря играм с ними дети учатся действовать в воображаемой ситуации, проявляют максимум самостоятельности и социальную активность.

 

Куклы. Фигурки людей и животных. 

В период 1 год – 1 год 6 месяцев детям необходимы условно-образные игрушки. Для самостоятельной игры хороши куклы и игрушки-животные, сделанные из мягких материалов, лучше из ткани разного цвета и разной фактуры. Они могут быть объемными и плоскими. Наиболее удобны для детей такого возраста игрушки размером от 15 до 30 см.

Неудобны для малышей куклы с жесткими ногами и руками, которых нельзя завернуть в пеленку, посадить на стул, положить. Желательно, чтобы в распоряжении детей были разные игрушки одного названия: малыши могут сравнивать их, обобщать, совершать с ними игровые действия.

С 1 года 6 месяцев малышам необходимы разнообразные сюжетно-образные игрушки, различные по степени обобщенности образа: условно-образные, реалистические, игрушки-заместители. Нужна кукла более подвижная, детализированная (с пальчиками на руках и ногах и т.п.) – от этого она становится похожей на человека. Ее можно посадить, повести по полу, уложить на кровать. Для сюжетных игр необходимы куклы из мягких пластмасс, а лучше – из ткани, с нарисованными крупными глазами, волосами в виде лепного парика или короткой стрижки, в простой неснимающейся одежде, размером от 10 до 35 см.

          2-3 г.

Детям этого возраста нужны разнообразные и более реалистические игрушки, детальные и достоверные по образу: куклы, изображающие младенцев, мальчиков, девочек, взрослых людей; игрушечные животные. В этом возрасте игрушки-персонажи служат объектом воздействия ребенка, по отношению к которым он осуществляет условные игровые действия (кормит, укладывает спать, гуляет и т.п.). Поэтому они должны «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, их можно взять за ручку и вести рядом с собой. В играх с куклами, игрушечными животными дети начинают отображать не только отдельные бытовые ситуации (кормление, укладывание спать), но и делают попытки передать трудовые действия окружающих людей (мамы, дедушки, продавца, врача и др.), их взаимоотношения (мама ласково разговаривает с дочкой, врач внимательно слушает больного, продавец вежливо обслуживает покупателя и т.д.). Для таких игр необходимы игрушки, которые бы сами наталкивали детей на отображение впечатлений, полученных в жизни. Например, можно предложить для игры в куклу, одетую в белую шапочку и фартук. Она превращается в продавца, и далее разворачивается сюжет в магазине.

Игрушки для игр с водой и песком

1-2г.

В этом возрасте детям нужны плавающие игрушки (рыбки, утята), куклы-голыши для игр с водой, фигурки кукол и животных их пластмассы, резины, дерева размером 10 – 15 см для игр с песком, водой, строительным материалом.

Для развития орудийных действий рекомендуются лопатки, совочки, формочки для игр с песком, водой и снегом. Они сделаны из пластмассы и древесины, мелкого и среднего размера.

2-3 г.

Красочные игрушечные животные, сделанные из мягких пластмасс и резины, удобны для игр с водой, песком, строительным материалом

В группах раннего возраста рекомендуется отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования, которое следует размещать вблизи источника воды, рядом постелить пластиковый коврик, а также иметь защитную одежду (халатики, нарукавники).

Игрушки-животные

1-2 г.

Это могут быть мишка, ежик, зайчик, игрушечные насекомые – жук, бабочка.

2-3 г.

Это фигурки известных ребенку птиц, зверей, домашних животных. Любят дети игрушки с дополнительными атрибутами: поросенок в фартучке, теленок с колокольчиком и др.

Детей больше привлекают такие игрушки, в которых передан образ детеныша: у них, как правило, крупные круглые глаза, несколько укороченные округлые конечности и туловище, округлая голова с коротким носом и забавной пухлой «детской» мордочкой. И наоборот, игрушка, изображающая животное с удлиненными частями тела, вытянутой головой, длинным носом, маленькими глазками, пугает ребенка.

Размер игровых персонажей крупный и средний (крупный – 35-50 см, средний – от 10-15 см до 20-30 см). Они могут быть простыми (без подвижных деталей) и со специальными устройствами и механизмами – заводные, озвученные.

Игрушки-заместители

 Для того чтобы поднять игру на более высокий уровень, важно наряду с образными игрушками вводить игрушки-заместители. 

Отсутствие их тормозит не только развитие игры, но и мышления и речи ребенка. Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Заместителями игрушек могут быть деревянные или пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3 – 5 см, легкие безопасные бруски, дощечки разной формы и размеров, полоски картона, заменяющие некоторые предметы, любимые детьми лакомства – конфеты, яблоки и др. 

Они могут быть использованы в игре детей и должны храниться в отдельной коробочке, ящике.

        Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, постарайтесь создать ситуацию, в которой малыш окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать активному развитию речи. Они могут быть использованы в игре детей и должны храниться в отдельной коробочке, ящике.

Предметы игрового обихода. 

Малышам в 1 год – 1 год 6месяцев необходимы игрушки, изображающие знакомые предметы быта. Игрушечная мебель должна быть удобна для усаживания, укладывания кукол, игрушечных животных. Это стол, стул, кроватка, полка или шкаф для посуды, разнообразные тарелки, чашки, ложки, кастрюли. Игрушечная посуда и мебель по размеру близки к настоящей детской мебели и посуде, но они должны быть более легкими. Для хранения игрушечного постельного белья можно использовать сундучок с безопасной крышкой. Рекомендуется готовая крупногабаритная мебель для игры с куклами, разнообразные предметы быта, соответствующие росту ребенка и размеру его руки. Игрушки могут быть изготовлены из древесины (мебель), ткани (костюмы), пластмассы (посуда, корзины, ведра и т.п.). Может использоваться поэлементно (например, куб вместо табурета) или в комплекте, а также с дополнительными игровыми атрибутами.

В период 1 год 6 месяцев – 2 года игрушки, изображающие предметы быта, также становятся более разнообразными, поскольку ребенок знакомится с использованием многих новых вещей по их назначению (кухонная плита, умывальник, доска для глажения, дополнительная посуда – чайник, чашки с блюдцами, кастрюли). Постельные принадлежности для игры в этом возрасте – не только простынки, но и матрац, подушка, одеяло. Добавляются новые виды технических игрушек: автобус, трамвай, заводные машины. А поскольку дети становятся более ловкими, им можно предложить для игры машины с сиденьями, лошадок с седлами, санки.

2-3 г.

К предметам игрового обихода относятся предметы, имитирующие бытовую обстановку (крупная игрушечная мебель, кухонная плита, шкафчик и т.п.), имитаторы жилища (ширма-домик, теремок) и имитаторы транспорта («остов» автомобиля, автобуса с рулем и узнаваемым «фасадом»), в которые дети могут заходить и размещаться внутри. Рекомендуется игровая мебель в готовом и сборно-разборном виде, соответствующая и размерам кукол, и росту детей, изготовленная из фанеры, древесных материалов, пластмассы. 

Дети раннего возраста (2 – 3 года) для развертывания сюжетно – отобразительной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающей «полную» воображаемую ситуацию.

Разнообразная по тематике посуда (чайная, столовая, кухонная), соразмерная руке ребенка и сомасштабная столу или шкафчику, выполнена из пластмассы, металла, древесины, папье-маше, керамики. Игрушечные коляски, санки, качели должны соответствовать среднему размеру куклы и росту ребенка. Элементы костюмов для игр изготавливаются из простых и прореженных тканей, нетканых материалов, искусственных волокон. Игрушки могу быть укомплектованы в тематические наборы, где все фигурки сомасштабны между собой и соразмерны руке ребенка (например, игра «Маленький доктор»).

 Театральные игрушки.

1-2 г.

        Для показов – инсценировок необходимо иметь одну - две куклы в красочной одежде (они могут быть заводными), а также несколько персонажей кукольного театра (кошка, петушок, собачка). Рекомендуются куклы-персонажи театра бибабо (кошка, собачка), выполненные из ткани, соразмерные руке взрослого. Наборы игрушек среднего размера, изображающих знакомых героев сказок для настольного (объемного или плоскостного) театра, могут быть изготовлены из тонкой фанеры, резины, пластмассы или пластизолей.

         2-3 г

Для плоскостного, объемного, теневого, настольного, пальчикового театров понадобятся наборы готовых игрушек или полуфабрикатов для изготовления персонажей и элементов декораций к сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Колобок», «Три медведя». Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный

Карнавальные шапочки-полумаски, оставляющие открытыми рот, нос и глаза (лиса, заяц, медведь и др.), побуждают малыша выразительно передавать движения, характерные для данного животного, способствуют развитию речи. Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.

 Празднично-карнавальные игрушки

           1-2 г.

          Празднично-карнавальные игрушки необходимы для участия в праздничных утренниках и развлечениях – карнавальные шапочки (зайчиков, птичек, котят, медвежат, цыплят и др.); для праздничного оформления группы и участка – надувные пленочные шары (мячи), забавные образные фигурки, флажки и гирлянды среднего и крупного размера. Материалом для них могут служить бумага, пленка, легкие ткани и нетканые материалы. Готовые елочные украшения для этой группы отбираются из небьющихся легких материалов: разноцветные, мелкого размера шары, колокольчики, морковки и т.д.

          2-3 г

Кроме карнавальных шапочек нужны готовые полумаски (зайчика, медведя, котенка, петушка), выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше (с пропиткой против возгорания).

Готовые елочные игрушки могут быть разными по форме, образному решению, материалу.

        Технические игрушки

        1-2г.

 Технические игрушки (отображающие простейшие орудия труда, бытовую технику, различные механизмы, виды транспорта) предназначены для ознакомления детей с современной техникой в процессе разнообразных творческих игр. В период 1 год – 1 год 6 месяцев для совершенствования ходьбы, двигательных умений детей, а также развития игры им нужны устойчивые кукольные коляски, машины с кузовом, легковые машины средних размеров, заводные машины, тележки, каталки.

Транспортные игрушки – крупные, изготовленные из древесины или пластических масс, озвученные и подвижные, с механическими устройствами – должны иметь обобщенный условный характер. Основное требование к ним – безопасность и прочность. Транспортные игрушки должны оправдывать свое назначение: в них (на них) можно кого- то и что-то перевозить.

2-3 г.

Технические игрушки (легковые автомобили, грузовики, машины специального назначения – сельскохозяйственные, строительные, военные, предметы бытовой техники) должны давать представление о характерных признаках реальных прототипов, особенностях действия с ними. Они выполнены из металла, древесины, пластмассы, среднего и крупного размера (представлены отдельными игрушками или в наборах с дополнительными атрибутами). Необходимы игрушки с заводными и инерционными механизмами, дающие возможность катать, вращать, крутить, насыпать, поднимать и совершать прочие игровые действия.

Грузовик должен иметь кузов, кабину, колеса, а назначение для ребенка не важно..

         Дидактические игрушки  

          1-2 г.

Большинство дидактических игрушек предназначено для умственного развития детей. К ним относятся собственно дидактические игрушки, дидактические игры (игровые наборы) с правилами, конструкторы и строительные наборы (игрушки-головоломки).

В процессе практических действий с предметами происходит интенсивное накопление чувственного (сенсорного) опыта, умение подбирать (соотносить, группировать, сортировать) игрушки по сходству и различию. Для этого подбираются игрушки (матрешки, пирамидки, кольца, цветные колпачки, втулки, шарики и т.п.), отличающиеся различными признаками и свойствами: цветом, формой, величиной, упругостью, тяжестью, расположением в пространстве, соотношением частей и т.п.

Используются различные подвески (круглой или цилиндрической формы), имеющие углубления или выпуклые детали (погремушки, гантели, булавы), игрушки- вкладыши (кубы, конусы, цилиндры). Они изготовлены из древесины, пластмассы, резины, имеют яркую расцветку. Рекомендуются игрушки с подвижными деталями, звуковыми и цветовыми эффектами, иногда представленные в наборах, формируемых по цвету, величине, форме.

Начиная со второго года жизни для расширения представлений и статических, динамических свойствах предметов, обобщения этих свойств, обозначения их словом нужны различные игрушки с пристегивающимися (пришнуровывающимися, прилипающими и т.п.) деталями. 

Полуторагодовалому малышу можно дать пирамидку из трех видов разных по размеру колец (два больших, два поменьше, два маленьких), а затем – из пяти уменьшающихся по величине колец. Очень удобна для первых игр пирамидка с конусообразным стержнем. На такой стержень (в отличие от палочки цилиндрической формы) ребенок не сможет надеть сначала маленькое кольцо: у него маленькое отверстие, и оно не пройдет до конца стержня. Так само игрушка направляет и контролирует правильность действий ребенка. По такому же принципу сделаны мудрые народные игрушки-вкладыши: нарядные матрешки, бочата, яйца, коробки, корзинки и т.д. К концу второго года жизни количество вкладышей увеличивается до трех. 

Дидактические игры (игровые атрибуты) с правилами предъявляют определенные требования к уровню развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи ребенка и вместе с тем создают условия для дальнейшего совершенствования этих психических процессов. Преимущественно это полиграфические игрушки, предназначенные для игр на столе, - наборы, состоящие из игрового поля, мелких карточек. В этом возрасте детям нужны деревянные кубики с понятными им изображениями. Поворачивая кубик, ребенок встречается с новой картинкой, называет знакомый предмет. К концу второго года жизни малышам предлагают первые настольно-печатные игры типа разрезных картинок (соединяя две части, ребенок получает целую картинку, изображающую хорошо известный предмет: мячик, ведерко, морковку и др.).

Дидактические игры

2-3г.

Чтобы расширить и уточнить знания об окружающем, для обучения родному языку, элементарному счету и т.д. нужны специальные дидактические игры. Доступны детям этого возраста настольные игры типа «Кому что нужно», «Каких деток потеряла мама?», «Поможем девочке стать опрятной». 

Дети любят складывать кубики с изображением простых, различающихся по форме и окраске предметов, например, разных овощей и фруктов. Для этого возраста набор должен включать четыре кубика, то есть картинка состоит из четырех частей. 

Рекомендуются собственно дидактические игрушки для дальнейшего закрепления представлений о форме, величине, цвете, массе предметов, их расположении в пространстве – различные матрешки, пирамиды, бирюльки.

Предлагаются игры типа лото, кубики-вкладыши, домино, разрезные картинки и кубики (из двух – четырех частей) с изображением предметов, разнообразных по цвету, форме, величине. Очень важно, чтобы изображение, представленное на каждом кубике или разрезной картинке, являлось узнаваемой частью целого.

Конструкторы и наборы строительных материалов

1-2 г

Конструкторы и наборы строительных материалов способствуют интеллектуальному развитию ребенка, формированию способностей к техническому творчеству. Используют тематические и универсальные конструкторы. Это сборно- разборные игрушки, состоящие из небольшого количества деталей одного - двух типов. С их помощью дети осваивают разные способы соединения частей: наложения, составления, сочленения (если детали имеют крепежное устройство). Игровые строительные элементы должны быть легкими, устойчивыми и соразмерными руке ребенка.

2-3 г.

Конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные), легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цветов, размеров).

Очень привлекательны для детей разнообразные коробки, окрашенные в разные цвета. включать самые разнообразные объемные формы: кубы, цилиндры, бруски, диски и др. Интересны и доступны детям третьего года жизни пластмассовые конструкторы из разных строительных деталей с шипами, которые делают постройку прочной, удобной для использования в разных играх с машинами, куклами, фигурками животных.

Можно предложить детям для игры и строительства крупные легкие прочные коробки разной формы и величины из-под обуви и других покупок. Для прочности и долговечности коробки можно обклеить плотной цветной бумагой. Ценность крупных легких строительных деталей в том, что малыши, действуя с ними, разнообразно двигаются по всей комнате.

          Игры-головоломки

1-2 г.

Игры – головоломки предназначены для развития образного и логического мышления, координации мысли и действия в процессе достижения результата. Это игрушки, действия с которыми требуют известной сообразительности (например, самостоятельное обнаружение маленькой матрешки внутри большой или извлечение кубика из коробки с прорезью в форме квадрата).

2-3г.

Игрушки – головоломки должны основываться на эффекте появления, исчезновения, перемещения или высвобождения. Это могут быть лабиринты, пневмоустройства, вращающиеся шарики, кубики с цветными метками, на простом или винтовом стержне, всевозможные загадочные вместилища, из которых содержимое можно извлечь путем потряхивания, использования ключей определенного сечения и т.п.

Головоломки – как правило, готовые игрушки, выполненные из древесины или пластмассы, мелкого и среднего размера. В образном отношении они конструктивны, условны.

Музыкальные игрушки

1-2г.

Музыкальные игрушки способствуют развитию у детей музыкальных способностей, проявляющихся в умении сосредоточиться при восприятии отдельных музыкальны звуков, различать их высоту, тембровую окраску, длительность, силу (динамику) звучания; в желании слушать и узнавать знакомые мелодии песен, танцев, эмоционально откликаться на мелодию, ритм, самим импровизировать простейшие мелодии. Детям второго года жизни нужны барабаны, бубны, треугольники, колокольчики, бубенчики, кларнет, металлофон, музыкальные органчики, шкатулки- шарманки. Эти игрушки должны иметь чистое, приятное, мелодичное звучание, разнообразное по высоте и тембровой окраске, и привлекать детей своим внешним видом.

2-3г.

Для воспитания музыкального слуха, эмоциональной восприимчивости к музыке хорошо использовать заводных птичек, поющих разными голосами, музыкальные шкатулки и книжки с фиксированной мелодией, дудочки, бубен, барабан, металлофон, гармоника, игрушечное пианино. Все они мелкого и среднего размера, сомасштабные руке ребенка, сделанные из древесины, пластмассы, металла. Можно использовать также игрушки с диатоническим и хроматическим звукорядом, но играть на них должен только взрослый.

Игрушки-забавы

1-2 г

Игрушки – забавы должны вызывать у детей любопытство, радость, развивать чувство юмора и любознательность. Использовать их следует осторожно, с учетом возраста ребенка, его настроения. Игрушка, вызывающая восторг у старшего дошкольника, может испугать малыша, стать причиной нервного срыва. Детям второго года жизни нужны несложные игрушки. Помимо неваляшки предлагаются традиционные (народные) игрушки – дергунчики типа клюющих кур, кузнецов, а также каталки на веревочке (щенок, веселая сороконожка с шевелящимися конечностями и т.п.).

2-3г.

Тематика игрушек – забав расширяется. Радостное удивление вызывают игрушки, основанные на принципе неожиданности (заяц бьет в барабан; яйцо-человечек или зверек катится, перекидываясь с головы на ноги; столбики- зайчики высовываются из коляски при ее движении; клоун вертится на вертикальной лестнице). Изготавливаются они из дерева, пластмассы, ткани, возможно частичное использование металла. Отличаются небольшим размером и повышенной прочностью, так как дети стремятся действовать ими самостоятельно. Функциональность игрушек-забав достигается путем применения механических (заводные, инерционные),

Игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях. Все материалы должны находиться в поле зрения ребенка и быть доступны.

 Дети третьего года жизни отличаются проявлением возросшей активности, стремлением к самостоятельности, желанием создавать что-то своими руками (нарисовать, сконструировать, вылепить и т.п.). Мы должны позаботиться о создании предметной среды для продуктивных видов деятельности (изобразительной, конструктивной).

Главным движущим мотивом к рисованию по замыслу, лепке будут не только привлекательные яркие изобразительные материалы (цветные карандаши, мелки, фломастеры, краски-гуашь), но и окружающие интересные предметы, впечатления от них. Помогут ребенку замечать, эмоционально откликаться на содержание образа, на художественную форму (яркий цвет, гладкую поверхность глины и т.д.) предметы изобразительного искусства. К ним относятся иллюстрации в книжках, скульптура малых форм (статуэтки), художественные игрушки.

Размещение материала в группах раннего возраста имеет ряд особенностей. Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны, иметь постоянное место, так как дети этого возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки и предпочитают стабильность. Учитывая, что малыши предпочитают игры рядом, а не вместе, конструктивный материал лучше расположить в нескольких местах группы. Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.

Крупный строительный материал лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках где-нибудь в стороне от игрушек, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины, которые дети используют в играх со строительными материалами. Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки с маленькими игрушечными персонажами (котятами, уточками, машинками и др.). Они будут побуждать детей к использованию их в конструировании. Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться с конструктором на ковре.

Педагог должен позаботиться об организации двигательной активности детей, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Для этого необходимо иметь правильно подобранное физкультурное оборудование, которое является составной частью общей предметно-игровой среды детского сада. Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

У малышей плохо скоординированы движения (нет ловкости, быстроты реакции), поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности желательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания и подлезания, перелезания. Если в группе не больше десяти детей, можно повесить качели.

Хорошо стимулируют ходьбу мячи разных размеров (два-три очень крупных, ярких, надувных и несколько мячей меньших размеров). 

На начальном этапе необходимо создавать условия для активизации двигательной деятельности детей, используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, которые являются стимулом к выполнению ими разных движений. Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмеримы с возможностями детей.

Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона. Ф

Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они стимулировали двигательную активность детей, побуждали к интересным и посильным действиям. Мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т. д.) располагаются так на подвесной полке, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см), на который ребенок может встать и взять интересующий его предмет. С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчик, мишка, лисичка) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.).

Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены.

Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

Размещение материала в группах раннего возраста имеет ряд особенностей.

Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны, иметь постоянное место, так как дети этого возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки и предпочитают стабильность.

        Учитывая, что малыши предпочитают игры рядом, а не вместе, конструктивный материал лучше расположить в нескольких местах группы. Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.

Крупный строительный материал лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках где-нибудь в стороне от игрушек, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины, которые дети используют в играх со строительными материалами.

Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки с маленькими игрушечными персонажами (котятами, уточками, машинками и др.). Они будут побуждать детей к использованию их в конструировании.

Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках или небольших корзинках.

 



Предварительный просмотр:

Игрушки

1г.- 1г.6 м.

1г.6м.-2г

2-3 г.

Куклы

Из мягких материалов, лучше из ткани разного цвета и разной фактуры.  Объемные и плоские.

Размер от 15 до 30 см.

Подвижная, детализированная (с пальчиками на руках и ногах и т. Из мягкого пластмасса, а лучше – из ткани, с нарисованными крупными глазами, волосами в виде лепного парика или короткой стрижки, в простой неснимающейся одежде.

 Размер от 10 до 35 см.

Куклы, изображающие младенцев, мальчиков, девочек, взрослых людей.

Размер игровых персонажей крупный и средний (крупный – 35-50 см, средний – от 10-15 см до 20-30 см).

Игрушки для игр с песком, с водой.

Плавающие (рыбки, утята), куклы-голыши для игр с водой, фигурки кукол и животных их пластмассы, резины, дерева размером 10 – 15 см

Из мягкого пластмасса и резины

Игрушки-животные

Мишка, ежик, зайчик; игрушечные насекомые – жук, бабочка.

Фигурки известных ребенку птиц, зверей, домашних животных.  Игрушки с дополнительными атрибутами: поросенок в фартучке, теленок с колокольчиком и др.

Игрушки-заместители

Деревянные или пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3 – 5 см, легкие безопасные бруски, дощечки разной формы и размеров, полоски картона, заменяющие некоторые предметы, любимые детьми лакомства – конфеты, яблоки и др.

Колечки от пирамиды, часть бочонка, а также пластмассовые крышки, флаконы, банки, природный материал (набольшие камушки, каштаны, шишки).

Игрушки

1г.- 1г.6 м.

1г.6 м.- 2 г

2-3 г

Предметы игрового обихода

Стол, стул, кроватка, полка или шкаф для посуды, разнообразные тарелки, чашки, ложки, кастрюли. Игрушечная посуда и мебель по размеру близки к настоящей детской мебели и посуде, но они должны быть более легкими. Для хранения игрушечного постельного белья можно использовать сундучок с безопасной крышкой. Рекомендуется готовая крупногабаритная мебель для игры с куклами, разнообразные предметы быта, соответствующие росту ребенка и размеру его руки. Игрушки могут быть изготовлены из древесины (мебель), ткани (костюмы), пластмассы (посуда, корзины, ведра и т.п.)

Кухонная плита, умывальник, доска для глажения, дополнительная посуда – чайник, чашки с блюдцами, кастрюли). Постельные принадлежности для игры в этом возрасте – не только простынки, но и матрац, подушка, одеяло.

Предметы, имитирующие бытовую обстановку (крупная игрушечная мебель, кухонная плита, шкафчик, телевизор, часы и т.п.).

 Имитаторы жилища (ширма-домик, теремок) и имитаторы транспорта («остов» автомобиля, автобуса с рулем и узнаваемым «фасадом»), в которые дети могут заходить и размещаться внутри.

Разнообразная по тематике посуда (чайная, столовая, кухонная) из пластмассы, металла, древесины, папье-маше, керамики.

и ярким механизмом).

Игрушки

1г.- 1г.6 м.

1г.6 м.- 2 г

2-3 г

Театральные игрушки

Для показов – инсценировок необходимо иметь одну - две куклы в красочной одежде (они могут быть заводными).

Персонажи кукольного театра (кошка, петушок, собачка).

Куклы-персонажи театра бибабо (кошка, собачка), выполненные из ткани, соразмерные руке взрослого.

Наборы игрушек среднего размера, изображающих знакомых героев сказок для настольного (объемного или плоскостного) театра, могут быть изготовлены из тонкой фанеры, резины, пластмассы или пластизолей.

Для плоскостного, объемного, теневого, настольного, пальчикового театров - наборы готовых игрушек или полуфабрикатов для изготовления персонажей и элементов декораций к сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Колобок», «Три медведя». Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры.

Карнавальные шапочки-полумаски, оставляющие открытыми рот, нос и глаза (лиса, заяц, медведь и др.),

Игрушки

1г.- 1г.6 м.

1г.6 м.- 2 г

2-3 г

Празднично-карнавальные игрушки

Карнавальные шапочки (зайчиков, птичек, котят, медвежат, цыплят и др.);

Для праздничного оформления группы и участка – надувные пленочные шары (мячи), забавные образные фигурки, флажки и гирлянды среднего и крупного размера.

Готовые елочные украшения для этой группы отбираются из небьющихся легких материалов: разноцветные, мелкого размера шары, колокольчики, морковки и т.д.

 Карнавальные шапочки

 Готовые полумаски (зайчика, медведя, котенка, петушка), выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше (с пропиткой против возгорания).

Готовые елочные игрушки могут быть разными по форме, образному решению, материалу.

Игрушки

1г.- 1г.6 м.

1г.6 м.- 2 г

2-3 г

Технические игрушки

Кукольные коляски;

машины с кузовом;

легковые машины средних размеров;

заводные машины;

тележки, каталки.

Добавляются новые виды технических игрушек: автобус, трамвай, заводные машины.

Машины с сиденьями, лошадок с седлами, санки.

Легковые автомобили; грузовики, машины специального назначения – сельскохозяйственные, строительные, военные, предметы бытовой техники) из металла, древесины, пластмассы, среднего и крупного размера (представлены отдельными игрушками или в наборах с дополнительными атрибутами).

Игрушки с заводными и инерционными механизмами, дающие возможность катать, вращать, крутить, насыпать, поднимать и совершать прочие игровые действия.

Игрушки

1г.- 1г.6 м.

1г.6 м.- 2 г

2-3 г

Дидактические  игрушки

Матрешки, пирамидки, кольца, цветные колпачки, втулки, шарики и т.п.), отличающиеся различными признаками и свойствами: цветом, формой, величиной, упругостью, тяжестью, расположением в пространстве, соотношением частей и т.п.

Пирамидку из трех видов разных по размеру колец (два больших, два поменьше, два маленьких), а затем – из пяти уменьшающихся по величине колец. Очень удобна для первых игр пирамидка с конусообразным стержнем.

Подвески (круглой или цилиндрической формы), имеющие углубления или выпуклые детали (погремушки, гантели, булавы), игрушки- вкладыши (кубы, конусы, цилиндры).

игрушки-вкладыши: нарядные матрешки, бочата, яйца, коробки, корзинки и т.д

игрушки с подвижными деталями, звуковыми и цветовыми эффектами, иногда представленные в наборах, формируемых по цвету, величине, форме.

 Игрушки с пристегивающимися (пришнуровывающимися, прилипающими и т.п.) деталями.

Различные матрешки, пирамиды, бирюльки.

Дидактические игры

Полиграфические игрушки, предназначенные для игр на столе, - наборы, состоящие из игрового поля, мелких карточек.

 Деревянные кубики с понятными им изображениями.

Первые настольно-печатные игры типа разрезных картинок (соединяя две части, ребенок получает целую картинку, изображающую хорошо известный предмет: мячик, ведерко, морковку и др.).

Настольные игры «Кому что нужно», «Каких деток потеряла мама?», «Поможем девочке стать опрятной».

 Кубики с изображением простых, различающихся по форме и окраске предметов, например, разных овощей и фруктов. (4 кубика, картинка из 4 частей).

Лото, кубики-вкладыши, домино, разрезные картинки и кубики (из двух – четырех частей) с изображением предметов, разнообразных по цвету, форме, величине.

Конструкторы и наборы строительных материалов

Тематические и универсальные конструкторы. Это сборно- разборные игрушки, состоящие из небольшого количества деталей одного - двух типов.

Конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные), легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цветов, размеров).  Разнообразные коробки, окрашенные в разные цвета. включают самые разнообразные объемные формы: кубы, цилиндры, бруски, диски и др.  Пластмассовые конструкторы из разных строительных деталей с шипами.

Музыкальные игрушки

Барабаны, бубны, треугольники, колокольчики, бубенчики, кларнет, металлофон, музыкальные органчики, шкатулки- шарманки.

Заводные птички, поющие разными голосами;

 музыкальные шкатулки и книжки с фиксированной мелодией;

дудочки, бубен, барабан, металлофон, гармоника, игрушечное пианино. Все они мелкого и среднего размера, сомасштабные руке ребенка, сделанные из древесины, пластмассы, металла.

Игрушки-забавы

Неваляшки; Народные игрушки – дергунчики типа клюющих кур, кузнецов;  Каталки на веревочке (щенок, веселая сороконожка с шевелящимися конечностями и т.п.).

Заяц бьет в барабан; яйцо-человечек или зверек катится, перекидываясь с головы на ноги; столбики- зайчики высовываются из коляски при ее движении; клоун вертится на вертикальной лестнице).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать современную развивающую предметно-пространственную среду для детей раннего возраста в ДОУ

Как уже отмечалось, окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста — вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа ж...

Перспективный план работы по организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста

Перспективный план работы по организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Презентация учителя-логопеда Полозовой Е.А. по теме «Специфика организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации»

При организации занятий с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, в первую очередь необходимо обратить внимание на создание соответствующей возрастным и сензитивным периодам, потребност...

"Создание Развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в период адаптации. "

Сообщение из опыта работы: "Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в период адаптации."...

Презентация "Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в современных условиях".

Презентация для педагогов ДОУ в группах раннего и младшего возраста "Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в современных условиях"....