Как организовать современную развивающую предметно-пространственную среду для детей раннего возраста в ДОУ
методическая разработка на тему

Как уже отмечалось, окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста — вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни. При этом в основу берется как ее содержательная, так и эстетическая (оформительская) стороны.

Комфортной средой для маленьких детей выступает такая среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней определенного возрастного контингента малышей.

Современная наука о визуальном комфорте — энеология (видеоэкология) разработала принципы организации внешнего пространства, необходимые для душевного комфорта человека. Ученые доказали, что на психику человека отрицательно влияют агрессивные цветовые поля, однообразие форм, резко пересекающиеся линии и предметы несоизмеримых величин, а также замкнутые пространства. «Агрессивные» пространства, отличающиеся однообразием и трудными «переходами» с одного режима видения на другой, вызывают тревогу, дискомфорт, так как несут недостаточно зрительной информации. Этим они неприятны, тревожны и вызывают беспокойство. Вот почему для маленького ребенка необходимо формировать «понятную» для него пространственную среду и визуально адекватную возможностям его зрительного поля. В условиях дома маленький ребенок видит только части взрослой мебели: ножки столов, стульев, закрытые, напольные части шкафов.

При оформлении группового помещения для маленьких необходимо соблюдение определенных правил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.r.kak_organizovat_sredu.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

        Как организовать современную развивающую предметно-пространственную   среду для детей раннего возраста в ДОУ

        Как уже отмечалось, окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста — вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни. При этом в основу берется как ее содержательная, так и эстетическая (оформительская) стороны.

        Комфортной средой для маленьких детей выступает такая среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней определенного возрастного контингента малышей.

        Современная наука о визуальном комфорте — энеология (видеоэкология) разработала принципы организации внешнего пространства, необходимые для душевного комфорта человека. Ученые доказали, что на психику человека отрицательно влияют агрессивные цветовые поля, однообразие форм, резко пересекающиеся линии и предметы несоизмеримых величин, а также замкнутые пространства. «Агрессивные» пространства, отличающиеся однообразием и трудными «переходами» с одного режима видения на другой, вызывают тревогу, дискомфорт, так как несут недостаточно зрительной информации. Этим они неприятны, тревожны и вызывают беспокойство. Вот почему для маленького ребенка необходимо формировать «понятную» для него пространственную среду и визуально адекватную возможностям его зрительного поля. В условиях дома маленький ребенок видит только части взрослой мебели: ножки столов, стульев, закрытые, напольные части шкафов.

        При оформлении группового помещения для маленьких необходимо соблюдение определенных правил.

Цветовое решение группового пространства

Правило первое

        Цвет оказывает влияние на психическое состояние человека. Исследования показали, что цвет воздействует на ритм сердца, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Оберегать нервную систему от «агрессии» цветом необходимо особенно в условиях группы, когда много детей присутствуют в едином средовом пространстве.

        Цвет стен, цветовой подбор занавесей и штор на окнах, а также напольные покрытия — линолеум, палас или ковер, ковровые дорожки — должны быть подобраны гармонично, так как их цветовая гамма превалирует в окружающем пространстве. Например, если цвет стен комнаты светло-желтый, или так называемый «цвет слоновой кости», или «какао с молоком», или «чайной розы», то голубые шторы и голубой линолеум на полу будут диссонировать с цветом стен. В данном примере цвет штор и покрытие пола должны соответствовать золотистой «теплой» части цветового спектра. Ковер должен быть светло-бежевого цвета, в крайнем случае — цвета спелой вишни. Шторы могут быть золотисто-желтыми или светло-бежевыми.

        Конечно, можно согласиться с тем, что современный дизайн предполагает и контрастные цветовые сочетания в зависимости от предназначения помещений и их принадлежностей (дом, театр, поликлиника и т.п.).

        Если же иметь в виду ясельные группы, то описанные выше подходы к цветовому оформлению группы диктуются особенностями нервной системы маленьких детей. Они могут уставать от ярких и контрастных больших поверхностей. Это проявляется в нервозности или возбудимости детей. Кроме того, присутствие большого количества игрушек и ярких пособий уже активизирует ребенка, поэтому первое правило гармонии больших поверхностей (стены, пол, шторы) крайне необходимо в помещении маленьких детей.

        Это же правило действенно и для оформления спален, где цвет стен, штор на окнах, напольного покрытия и цвет одеял или покрывал на детских кроватках подобраны по принципу цветовой гармонии. Например, цвет стен светло-зеленый («молодой травы»), дорожки между кроваток кофейного, золотистого цвета, шторы — зеленые, однотонные с атласным тональным рисунком того же цвета (полосы, гирлянды, цветы и пр.); покрывала на кровати желательно выполнить из той же ткани. При подобном дизайнерском решении сочетаются зеленый, золотистый, светло-кофейный цвета, т.е. естественный «природный» колорит зелени, солнца и земли. В такой спальне дети засыпают спокойно и быстро, зеленый цвет дает отдых глазам, способствует выработке гормонов, поддерживающих вегетативную нервную систему; успокаивает сердечный ритм, делает более глубоким и продуктивным дыхание.

Правило второе

        При оформлении внутренних помещений некоторые предметы должны контрастировать с основным цветовым решением группы, как бы расцвечивать окружающий малыша предметный мир, делать его эмоционально близким и интересным.

        На стенах можно расположить легкие декоративные полочки, на которых располагаются яркие игрушки. На стене может быть в качестве украшения использовано большое яркое золотистое блюдо хохломской росписи, в высоком манеже располагаются игрушки: розовый поросенок, глазастая неваляшка в красном «платье», цветные гирлянды из шаров, колокольчиков, погремушек, которые не только оттеняют убранство манежа, но и необходимы младенцам до 5–6 месяцев.

        Если же эта группа для детей 2-го года жизни, то яркие игрушки могут располагаться на горке, ленточных или дидактических столиках, в шкафу с театральным барьерчиком и т.п.

Игрушки постоянно меняются и дополняются через определенное время. Можно с уверенностью сказать: у детей в таких условиях не возникнет «сенсорного голода» из-за отсутствия визуальных (зрительных) впечатлений.

        Итак, повторим: цветовое решение группы связано с превалированием какого-либо цвета, относящегося к одному спектру гаммы, с гармонией одних составляющих и контрастом других.

Мебель в групповом помещении

        Особо следует остановиться на оборудовании и мебели для детей первых лет жизни. Прежде всего эти изделия должны быть выполнены из экологически чистых материалов, не подвергающихся деформации при гигиенической обработке. Внешнее оформление этих изделий должно быть современным, эргонометрически выдержанным и соответствовать государственным гигиеническим стандартам для детей раннего возраста.

        Предметы мебели, игровые комплексы для детей не должны иметь острых углов. Их форма должна быть приятна для глаз и удобна в повседневном использовании. Это могут быть круглые столики, столики-полукруги, полочки-арочки, а также закругленные бортики — «ленточного» барьера, круглые подиумы, овальные бассейны и т.п.

        Цвет мебели должен соответствовать основной цветовой гамме группы. Это важно.

        Очень важно, чтобы из одного игрового пространства в другое существовали «переходы»: мостик, горка — манеж со спуском, сквозной проход под дидактическим столиком и т.п. Необходим плавный «переход» от одной формы к другой, от одного цвета к близкому по цветовой гамме, с одного видимого игрового «поля» к следующему.

        Это помогает малышу осваивать представления о ближнем и дальнем, сквозном, вертикальном и горизонтальном пространстве.

Декоративные растения в группе

        Что является «подсказкой» для специалистов, пытающихся создать психологический комфорт, адекватную окружающую среду для маленького ребенка? Это прежде всего матушка-природа! В природе не существует резких прямых линий, каждый цветок, листочек или веточка отличаются своей неповторимостью. Вот почему сейчас в интерьерах детских помещений так часто используются растения, допустимые по гигиеническим и экологическим показателям. Цветущие растения «созвучны» самому раннему детству — малышам, которых ласково называют «цветами жизни».

Возрастные и гендерные принципы организации развивающей среды

        Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, — в ней не создана развивающая среда для малышей.

        Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

  • возрастного состава малышей;
  • психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и пр.);
  • количественного соотношения мальчиков и девочек (их разного соотношения, например, 50 на 50 или 90 на 100);
  • социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
  • окружающей социальной практики (город, поселок, село и пр.).

        Так, например, возросшая двигательная активность малышей 2–3-го года жизни требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-ситуативных игр, из которых зарождается ролевая игра. Предположим, что в группе половина малышей холерического (сверхподвижного) темперамента. Тогда педагогу будет значительно легче работать, если окружающая среда позволяет рассредоточить детей в локальных игровых пространствах, предполагающих разные занятия — игры с водой и песком, конструирование, раскрашивание картинок и т.д.

        Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и пр.), а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т.д. Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает.

        Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство (игры с куклами в нешироком игровом поле), поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Сельские дети проигрывают больше сюжетов с включением игрушек, изображающих домашних животных; городские малыши предпочитают транспортные игрушки, отображающие виденные на улицах сцены из жизни города и пр.

Обобщение и интеграция представлений как одна из задач развивающей среды

        Оформление предметно-пространственной среды в группах должно подчинятьсякомплексному подбору игрушек, картинок, иллюстраций и книг. Так, например, в группе детей 2-го года жизни необходимо иметь достаточное количество игрушек одного вида из разного материала. Например, зайчики и мишки должны быть из пластика, резины, поролона, мягко-набивные, из дерева и пр., разного цвета и размера. Это помогает ребенку освоить функцию обобщения, которая играет особую роль в развитии его мышления и речи.

        В группах должны быть картинки (на стенах или подставках), отображающие те игрушки, которые видит малыш и с которыми играет. Необходимы также книги, в которых об этих игрушках рассказывается.

        Так обеспечивается интеграция содержания, поступающая из разных источников среды.

        Она должна соответствовать различным уровням обобщения информации.

        1. Ознакомление с реальным объектом (например, наблюдение за автомобилем, рассматривание растения, предметов домашнего обихода, животных и т.п.). Это первый уровень освоения заданного содержания.
        2. Отражение полученных впечатлений в игрушке и игре (игрушка — особая категория предметов, имитирующих и отражающих в игре малыша окружающую действительность). Это второй уровень освоения содержания. 
        3. Отражение наблюдавшегося объекта действительности в рисунке, иллюстрации, на картине или картинке. Это третий уровень освоения.
        4. Отражение наблюдавшихся объектов или событий в художественном слове (рассказ, стихотворение, потешка). Это четвертый уровень освоения содержания.
        5. Отражение объекта или события в продуктивной деятельности (рисунок, лепка, аппликация). Это пятый уровень освоения содержания.

Логически выстроенные комплексы

        Другой инновационный подход в оформлении предметно-игрового пространства в группах раннего возраста проявляется в его оформлении по принципу логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства («зоны») должны сочетаться по направленности детской деятельности. Например, уголок экологического воспитания (природный) может сочетаться с уголком сказок и местом отдыха (релаксации), с «музеем» одной картины или классических произведений известных художников на тему природы (И.И. Левитан, И.Э. Грабарь, А.К. Саврасов и др.), животного мира (И.И. Шишкин), сказок (В.М. Васнецов и др.). Интересны для малышей рисунки художников-анималистов (И.И. Чарушин), а также натюрморты, цветы и др.

        С «музеем» сочетается уголок книги и место для изобразительного детского творчества. Локальное игровое пространство «театр» выступает связующим звеном между уголком сказок и домотекой. Здесь же уместно расположить ряжение малышей, а дидактический столик будет более сочетаться с местом для конструирования и строительных игр.

        Из новых технологий можно предложить домотеку, «двойное игровое пространство» (балконное оформление внутри группы), уголок экологического воспитания; выставку классических картин; стенд развития символической функции мышления (плоскостное конструирование); модуль сенсомоторного развития (дидактический стол на вращающейся основе с набором дидактических пособий); подиум творческого конструирования, например, на тему «Улицы города», «Железная дорога», «Зоосад» и др.

Вместо заключения

        Умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе.

        Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе взрослых.

        Желательно, чтобы среда для ребенка была достаточно информативна на каждой стадии детства, а деятельность педагога по обогащению среды проходила в присутствии малышей, комментировалась взрослым, который привлекал бы их к посильному участию.

        И, наконец, пожалуй, самое главное. Предметная среда не должна быть самоцелью, создаваться исключительно «для красоты», без учета детской деятельности. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, обогащающаяся новизной.

        Иными словами, окружающая малышей среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая, но и обогащающаяся.

        Вместе с тем очевидно, что предметная среда, организованная наилучшим образом, не может эффективно воздействовать на ребенка без участия взрослого. Взрослый должен «открыть» ее для ребенка, «подарить» ее ребенку в процессе развивающего общения. Значит, развивающее общение — это такое взаимодействие взрослого с детьми, которое помогает ребенку познавать и систематизировать окружающий мир, овладевать генетическими задачами возраста.

        Воспитатель должен учить детей с предельным комфортом жить в организованной для них предметно-пространственной развивающей, игровой среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста

Перспективный план работы по организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Презентация учителя-логопеда Полозовой Е.А. по теме «Специфика организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации»

При организации занятий с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, в первую очередь необходимо обратить внимание на создание соответствующей возрастным и сензитивным периодам, потребност...

"Создание Развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в период адаптации. "

Сообщение из опыта работы: "Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в период адаптации."...

Презентация "Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в современных условиях".

Презентация для педагогов ДОУ в группах раннего и младшего возраста "Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в современных условиях"....