Применение рабочих листов для организации обучения дошкольников
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Применение рабочих листов на занятии для организации работы дошкольников».
Направление: «Педагоги педагогам»
Цель: поделиться опытом создания и применения рабочих листов для более увлекательного процесса обучения, мотивации обучающихся.
Целевая аудитория: данный материал подойдет как для педагогов работающих в ДОУ, так и для учителей школ. Работа с листами может быть не только индивидуальной, но и групповой, что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции.
Ожидаемый результат: педагог имеет возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом, видеть пробелы в изучении темы, вносить коррективы в образовательный процесс. Использование рабочих листов на занятиях и анализ их выполнения позволяет проследить личный рост каждого ребенка. Рабочий лист является средством формирования умения работать с информацией, позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом, является важным средством получения обратной связи.
Необходимые ресурсы: печатные задания, интересные картинки, подходящие по форме и содержанию) из поисковых систем, приложений (Пинтерест), использование разных шрифтов, стикеров, программное обеспечение Word и Power Point (либо другие программы по созданию рабочих листов).
Приложение: рабочие листы для старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (ФЭМП - число и цифра 1,2,3).
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовании. Целью модернизации дошкольного образования является воспитание успешной личности, самостоятельной, здоровой, активной, умеющей креативно мыслить. Одним из важных направлений политики развития ДОУ является формирование новой системы взаимодействия участников образовательного пространства, включающего специалистов ДОУ, родителей и детей. Несомненно, такое направление политики требует существенных изменений в построении образовательного процесса и профессиональной деятельности педагога. По ФОП изменилось содержание образовательной области «познавательное развитие», она стала более предметной. В содержание добавили конкретные предметные результаты о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве и времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания. Появляется запрос на конкретное обучающее действие.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Педагоги в своей практике применяют игровые технологии.
Настольно -печатные игры - наиболее методически востребованный вид деятельности в ДОУ. Разновидность основной деятельности дошкольников, направленная на аналитический подходов решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия.
Настольно -печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по содержанию и видам «лото», «домино», «лабиринт»,«парные картинки», «разрезные картинки», «пазлы», «кубики». С помощью настольно -печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Визуализация – один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду.
С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как: сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомление с миром вещей и природой и т.п. (бродилки с фишками и игральным кубиком, пазлы, наборы лото, домино, кубики, мозаика).
При организации работы по развитию познавательной активности с помощью развивающих игр, необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей. Познавательное развитие – стержень в развивающих играх и интегрируется с другими образовательными областями (речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно -эстетическое и физическое).
Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности обучающихся является использование рабочих листов.
Рабочий лист – это специально разработанный педагогом лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала, а также для закрепления.
Виды рабочих листов:
- информационные;
- тестовые;
- интегрированные
С чего начать создавать рабочие листы?
Создание рабочего листа начинается с разработки его структуры.
Структура рабочего листа включает в себя:
- тему (для дошкольников тема прописывается педагогом)
инструкцию (для дошкольников озвучивает педагог);
- целеполагание (в ДОУ цели поставлены перед педагогом, детям не озвучиваются);
- задания (от простого к сложному).
Для дошкольников рабочий лист содержит больше картинок, меньше текста. Можно использовать различные задания (найди соответствие, раскрась, обведи, зачеркни, дорисуй). Рефлексия на каждом этапе выполнения заданий.
Весь рабочий лист должна объединять легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения Номера заданий можно назвать интересными названиями (операция №1, шаг №1, дело №1 и т.д.)
Также в закрепительной части можно добавить информационный блок с новой информацией, чтоб повысить интерес ребенка и эффективность обучения. Также, рабочий лист позволяет каждому ребенку самостоятельно или при поддержке родителей повторять пройденный материал, выполнять практические задания на закрепление. Это также является одной из форм взаимодействия с родителями.
Рабочие листы могут также быть многоразовыми, если их заламинировать. Также их можно накапливать в портфолио по предмету (как результат продвижения обучающегося).
Рабочий лист является эффективным инструментом в работе педагога, который помогает решать множество задач в рамках системно- деятельностного подхода и помогает детям понять, что учеба может быть интересной и позитивной, от своего результат ребенок получает удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация обучения дошкольников английскому языку
В данном материале рассказывается о средствах, способствующих развитию интереса к иностранным языкам....
"Педагогические условия применения ИКТ в воспитании и обучении дошкольников"
Выступление на пед.совете ДОУ "Дошкольник и компьютер"....
Консультация для педагогов: "Технология проектирования как инновационный метод организации обучения дошкольников"
В этой консультации вы можете найти определение метода проектов как педагогическую технологию, что она предполагает, классификацию и виды проектов....
Организация обучения дошкольников ПДД
Обучение дошкольников ПДД...
Педагогические возможности различных методик, форм организации обучения дошкольников
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, МЕТОД ПРОЕКТОВ....
"Формы обучения дошкольников. Характеристика классических и современных форм организации обучения дошкольников"
Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...
Рабочая программа театрального кружка «Обучение дошкольников основам актёрского мастерства в театрализованной деятельности» на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа театрального кружка поможет воспитателям в обучении детей дошкольного возраста основам актёрского мастерства. Программа интересна тем, что в ней есть такие разделы как: артикуляционн...