Памятка для воспитателей "Игровые методы в детском саду".
учебно-методический материал
Памятка для воспитателей "Игровые методы в детском саду".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка для воспитателей "Игровые методы в детском саду". | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые методы в детском саду.
В настоящие время, главной особенности организации образовательной деятельности в ДОУ - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.
Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Метод - это способ воздействия или способ передачи знаний. Прием - это варианты применения данного метода.
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они стимулируют интерес у детей, повышают мотивацию, вызывают положительные эмоции, помогают сосредотачивать внимание на учебной задаче, которая перестает быть навязанной педагогом, а делается желанной личностной целью. А так же игровые методы в образовательных видах деятельности дают возможность направлять не только умственную, но и моторную активность детей. В свою очередь моторная активность является важным помощником при образовании ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний и умений по изучаемому материалу. В игровых ситуациях познавательные процессы в сознании детей протекают быстрее и вырабатывают стойкие навыки.
Важные признаки игровых методов и приемов в образовательном процессе:
- перенос учебного действия в условный план, заданный некоторой системой правил или сценарием;
- ребенок должен полностью войти в игровую ситуацию, т. е. педагог должен отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний и порицаний.
В нашем дошкольном учреждении игровая методика используется как одно из основных форм обучения.
В работе использую следующие методы:
Игровые методы:
1. Дидактические игры
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей, пополнению и активизации словаря, социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
2. Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры являются средством всестороннего развития ребенка. Это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
3. Театрализованные игры
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
4. Народные игры
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
5. Подвижные игры
Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность, внимание при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка
6. Игры-драматизации.
Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте. При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову.
7. Настольно-печатные игры
Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки". С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Каждый метод состоит из приемов, которые являются его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации.
Наиболее часто встречаемые игровые приемы:
1. Приход или встреча сказочного героя (лесной житель, мультипликационного героя).
2. Дети отправляются в путешествие, на прогулку, в сказку, в гости и др.
3. Получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п.
4. По сюжету сказки (чтение литературного произведения и решение образовательных задач).
5. Внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка).
6. Использование загадки, чтение стихотворения, рассказ сказочной истории и др.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького, человека, заглянуть в который нам, и помогает окошко с волшебным названием «Игра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа с воспитателями по проектному методу в детском саду
Какие существуют виды проектов? Как помочь воспитателям перейти на инновационный вид планирования? Попробуем разобраться......
Проектный метод в детском саду
Что такое проектный метод, виды и типы проектов, план работы воспитателя по подготовке проекта...
Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками"
Научно - исследовательская работа детей старшей группы...
кейс - метод в детском саду
Поможет в разработке занятий....
Сторителлинг - новый метод в детском саду
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, она направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и о...
Тема самообразования: «Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками»
Тема самообразования: «Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками»...
Инновационные формы и методы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
Инновационные формы и методы взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна В наше время происходит множество изменений и преобразований...