Методическая работа с воспитателями по проектному методу в детском саду
статья по теме
Какие существуют виды проектов? Как помочь воспитателям перейти на инновационный вид планирования? Попробуем разобраться...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota_s_vospitatelchmi_po_proektirovaniyu.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение метода проектирования в работу ДОУ.
В связи с изменениями в образовательной сфере, с появлением Федеральных Государственных Требований неизбежен и переход воспитателей детских садов на новую ступень планирования образовательной деятельности – проектирование.
Проектный метод в деятельности ДОУ
В дошкольных учреждениях воспитатели часто используют вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и др.
Интегрированный метод обучения не нов. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Таким образом, несколько занятий объединяют основной проблемой. Раньше и сейчас в речевых дошкольных учреждениях использовалось понятие «лексическая тема». Это и есть ни что иное, как интеграция. Воспитатель, например, проходит с детьми тему «Зима». Таким образом, в организованной деятельности познавательного цикла ребята знакомятся с признаками зимы, изменениями в живой и неживой природе; затем читают художественную литературу о зимних месяцах, о зимней погоде (образовательная область «Чтение художественной литературы»), после чего могут нарисовать пейзаж или животных в зимнем лесу (образовательная область «Художественное творчество»).
Определяют следующие варианты использования интеграции:
- полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, художественным творчеством, музыкальным воспитанием, физическим развитием);
- частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
- интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Определены этапы перехода проектный метод деятельности:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция:
−частичная интеграция;
−полная интеграция; - метод проектов:
−форма организации образовательного пространства;
−метод развития творческого познавательного мышления.
План работы воспитателя по подготовке проекта:
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания для сам. выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
- исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
Классификация проектов по продолжительности:
- краткосрочные (одно или несколько занятий);
- средней продолжительности;
- долгосрочные.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:
Семинары-практикумы:
- «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
- «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
- «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
- «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
- «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;
Примерные проекты в работе с кадрами:
- «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
- «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
- «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
- «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
- «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
- «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
- проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
- дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
- социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)
Опыт работы по проектному методу.
В современном мире любой педагог может выбирать полюбившийся ему метод планирования: комплексное, тематическое или проекты.
В работе с воспитателями по проектному методу возникают следующими сложностями:
- полное отрицание новых методов планирования;
- нежелание вникать в суть новых методов;
- ошибочное представление о том, что новый метод слишком сложен;
- непонимание того, что новое – это хорошо забытое старое.
Работу по проблеме можно организовать в следующей последовательности:
- Изучение литературы по теме;
- Разработка схем, планов, примерных планирований;
- Работа воспитателей по готовым проектам;
- Создание своих мини – проектов;
- Работа всех возрастных групп по единому мини-проекту;
И только после такой подготовки воспитатели смогут создавать долгосрочные проекты, придумывать что-то новое, подключать сторонние организации.
ЛИТЕРАТУРА.
- Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие.-СПб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2013.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением/ Никишина И.В.-М.: Планета, 2012.
- Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы».-М.: Издательство «Скрипторий 2003, 2011.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С.Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.-М.:АРКТИ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод в детском саду
Что такое проектный метод, виды и типы проектов, план работы воспитателя по подготовке проекта...
Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками"
Научно - исследовательская работа детей старшей группы...
семинар-практикум "Систематизирование и обобщение знаний воспитателей о проектной деятельности в детском саду на основе интеграции образовательных областей"
Семинар-практикум для педагогов...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Проектная деятельность в детском саду по ФГОС ДО»
Проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в деятельности педагогов и рассматривается как одна из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и ...
Тема самообразования: «Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками»
Тема самообразования: «Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками»...
Сценарий семинара-практикума для воспитателей ДОУ "Поисковые методы в детском саду"
Семинар-практикум «Поисковые методы обучения в детском саду» направлен на освоение организации поисково-исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в...
Методическая разработка. «Гость группы», как эффективный метод взаимодействия детского сада и семьи.
laquo;Гость группы», как эффективный метод взаимодействия детского сада и семьи. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», при...