Методическая работа с воспитателями по проектному методу в детском саду
статья по теме

Какие существуют виды проектов? Как помочь воспитателям перейти на инновационный вид планирования? Попробуем разобраться...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение метода проектирования в работу ДОУ.

В связи с изменениями в образовательной сфере, с появлением Федеральных Государственных Требований неизбежен и переход воспитателей детских садов на новую ступень планирования образовательной деятельности – проектирование.

Проектный метод в деятельности ДОУ

В дошкольных учреждениях воспитатели часто используют вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и др.

Интегрированный метод обучения не нов. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Таким образом, несколько занятий объединяют основной проблемой. Раньше и сейчас в речевых дошкольных учреждениях использовалось понятие «лексическая тема». Это и есть ни что иное, как интеграция. Воспитатель, например, проходит с детьми тему «Зима». Таким образом, в организованной деятельности познавательного цикла ребята знакомятся с признаками зимы, изменениями в живой и неживой природе; затем читают художественную литературу о зимних месяцах, о зимней погоде (образовательная область «Чтение художественной литературы»), после чего могут нарисовать пейзаж или животных в зимнем лесу (образовательная область «Художественное творчество»).

Определяют следующие варианты использования интеграции:

  1. полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, художественным творчеством, музыкальным  воспитанием, физическим развитием);
  2. частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
  3. интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Определены этапы перехода проектный метод деятельности:

  1. занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  2. комплексные блочно-тематические занятия;
  3. интеграция:
    −частичная интеграция;
    −полная интеграция;
  4. метод проектов:
    −форма организации образовательного пространства;
    −метод развития творческого познавательного мышления.

План работы воспитателя по подготовке проекта:

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  1. к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  2. в каких источниках можно найти информацию;
  3. какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  4. с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  1. комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  2. межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  3. творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  4. групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  5. индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  6. исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Классификация проектов по продолжительности:

  1. краткосрочные (одно или несколько занятий);
  2. средней продолжительности;
  3. долгосрочные.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

Семинары-практикумы:

  1. «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
  2. «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
  3. «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
  4. «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
  5. «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Примерные проекты в работе с кадрами:

  1. «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
  2. «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
  3. «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
  4. «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
  5. «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
  6. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
  7. проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
  8. дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
  9. социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

Опыт работы по проектному методу.

В современном мире любой педагог может выбирать полюбившийся ему метод планирования: комплексное, тематическое или проекты.

В работе с воспитателями по проектному методу  возникают следующими сложностями:

  1. полное отрицание новых методов планирования;
  2. нежелание вникать  в суть новых методов;
  3. ошибочное представление о том, что новый метод слишком сложен;
  4. непонимание того, что новое – это хорошо забытое старое.

Работу по проблеме можно организовать в следующей последовательности:

  1. Изучение литературы по теме;
  2. Разработка схем, планов, примерных планирований;
  3. Работа воспитателей по готовым проектам;
  4. Создание своих мини – проектов;
  5. Работа всех возрастных групп по единому мини-проекту;

И только после такой подготовки воспитатели смогут создавать долгосрочные проекты, придумывать что-то новое, подключать сторонние организации.


ЛИТЕРАТУРА.

  1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие.-СПб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2013.
  3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  4. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением/ Никишина И.В.-М.: Планета, 2012.
  5. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы».-М.: Издательство «Скрипторий 2003, 2011.
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С.Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.-М.:АРКТИ, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в детском саду

Что такое проектный метод, виды и типы проектов, план работы воспитателя по подготовке проекта...

Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками"

Научно - исследовательская работа детей старшей группы...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Проектная деятельность в детском саду по ФГОС ДО»

Проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в деятельности педагогов и рассматривается  как одна из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и ...

Тема самообразования: «Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками»

Тема самообразования: «Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками»...

Сценарий семинара-практикума для воспитателей ДОУ "Поисковые методы в детском саду"

Семинар-практикум «Поисковые методы обучения в детском саду» направлен на освоение организации поисково-исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в...

Методическая разработка. «Гость группы», как эффективный метод взаимодействия детского сада и семьи.

laquo;Гость группы», как эффективный метод взаимодействия детского сада и семьи.       В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», при...