"Голос ребенка" как способ поддержки творчества, инициативы и создания условий для детской самореализации
статья

Полежаева Инесса Геннадьевна

«Голос ребенка» - это термин, который используется в современных научных публикациях, посвященных проблемам воспитания и образования детей дошкольного возраста. Он применяется для постановки перед педагогами специальной задачи – понять личностные интересы и потребности ребенка (даже если ребенок не может выразить свои желания словами) и предоставить ему права и возможности для их реализации. Умение слушать «голос ребенка» подразумевает внимательное и уважительное отношение к эмоциональному состоянию ребенка, к проявлению детской самостоятельности, творчества, инициативы, признание его права на личное пространство, на собственное мнение, решение право на выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golos_rebenka.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Голос ребенка» как способ поддержки творчества, инициативы и создания условий для детской самореализации»

Автор: Полежаева Инесса Геннадьевна, старший воспитатель

Организация: МАДОУ «Детский сад № 6»

Населенный пункт: Красноярский край г. Назарово

       В 2019 году вышло 5-е инновационное издание программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Особенность программы заключается в том, что в нем оптимально сочетаются классические принципы дошкольной педагогики, сохранены цели, задачи и содержание образовательной деятельности (чему учим) и новые образовательные технологии (как учим). Вводятся новые образовательные технологии: «Голос ребенка», «Развивающий диалог», «Пространство детской реализации». Одной из таких технологий является «Голос ребенка», который характеризует принципиально новый подход к воспитанию ребенка, предполагающий поддержку детской инициативы. Технология «Голос ребенка» является одним из важных компонентов создания пространства детской реализации. Автором технологии «Голос ребенка» является Николай Евгеньевич Веракса.

      «Голос ребенка» - это термин, который используется в современных научных публикациях, посвященных проблемам воспитания и образования детей дошкольного возраста. Он применяется для постановки перед педагогами специальной задачи – понять личностные интересы и потребности ребенка (даже если ребенок не может выразить свои желания словами) и предоставить ему права и возможности для их реализации. Умение слушать «голос ребенка» подразумевает внимательное и уважительное отношение к эмоциональному состоянию ребенка, к проявлению детской самостоятельности, творчества, инициативы, признание его права на личное пространство, на собственное мнение, решение право на выбор.

       Что значит «Слышать Голос ребенка»? «Слышать голос ребенка» - значит воспитатель должен понимать, что ребенок хочет сказать. Это технология применяется во всех формах, видах детской деятельности. «Голос ребенка» не только должен быть услышан, но и нацелен на достижение.

       Как услышать «Голос ребенка»?

- поставить себя на роль ребенка;

- показать ребенку, что его слышат;

- создать разнообразную среду;

-оживить стены группы работами детей;

- реализация идей ребенка

      А зачем нам, взрослым, слышать «Голос ребенка»? На это есть три причины: первая причина – чтобы ребенок почувствовал, что его уважают; вторая причина – оттолкнуться от знаний ребенка, чтобы обучение было осмысленным; третья причина – чтобы ребенок поверил в свои силы.       

     Примеры реализации технологии «Голос ребенка»:

1.Экран детской деятельности: по типу трех вопросов: Что я могу рассказать? Чем я могу поделиться? Что я хочу знать?

2.Модель трех вопросов: Что я знаю об этом? Что я хочу узнать? Как я это узнаю?

3.Создание правил в группе. Дети сами выбирают, сами создают и со взрослым вместе оформляют правила в группе. Когда дети сами создают правила для них это, ценно и важно. Дети контролируют свое поведение и поведение своих сверстников. Примеры правил: говорим тихо, будь аккуратным, береги игрушки, наводим порядок, если обидел товарища, извинись, дружи, говори тихо, ходим шагом, моем руки и лицо, бережем работу товарищей, порядок в шкафу, делимся игрушками. Частицы «не» в правилах недолжно быть.

        Наличие правил, традиции в коллективе способствует профилактике конфликтов, установлению положительных взаимоотношений, умение принимать правильные решения, нести ответственность. Наличие правил в группе делает жизнь детей более понятной, предсказуемой, безопасной.

4. Еще одним индикатором «Голоса ребенка» является развивающая предметно - пространственная среда. Среда говорит нам какого возраста дети, кого больше мальчиков или девочек. «Говорящие Стены» превратили наши стены в «Голос ребенка».  Суть «Говорящих стен» - на них мы видим, слышим проявление, достижение ребенка. «Говорящие стены» станут «говорящими» только в том случае, когда они будут оформлены детьми, когда будет видно проявление их творчества, достижение. Примеры «Говорящих стен» – режим дня, задание по математике, рисунки.

         Роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «Голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. Дело не в том, чтобы голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был направлен на реализацию, получил оформление в продукте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для творческой самореализации ребенка в процессе формирования экологической культуры дошкольников»

Создание условий для развития детей дошкольного возраста  в воспитание экологической культуры, выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными...

"Создание условий для творческой самореализации ребенка в двигательной деятельности"

Работая с дошкольниками, убеждаешься в необходимости развития их творческих способностей и в двигательной деятельности. В непосредственно образовательной деятельности по физической культуре педагоги с...

Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.

Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....

Создание условий в детском саду для проявления детской инициативы

Рассуждения на основе педагогического опыта о создании условий для проявления детской инициативы...

«Повышение профессиональной компетенции педагогов в поддержке детской инициативы через создание условий в образовательной среде»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»       Выступление на семинареПо теме: «Повышение професси...

Способы поддержки речевой инициативы детей группы компенсирующей направленности с ТНР учителем - логопедом.

Согласно ФГОС ДО  основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности  с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важно, чтобы  сам ре...