Консультация для педагогов «Создание условий для развития самореализации, инициативы и самостоятельности детей»
консультация
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_podderzhki_initsiativy_i_samostoyatelnosti_detey.docx | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Создание условий для развития самореализации,
инициативы и самостоятельности детей»
Составила: Кропачева Л.И.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
- Поддержка самореализации, инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Самореализация детей – это процесс развития и раскрытия своих потенциалов, интересов и способностей, который позволяет ребенку стать самим собой и достичь своих целей и желаний. Это процесс, в котором ребенок осознает свои уникальные качества, развивает свои таланты и стремится к саморазвитию и самоутверждению.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции.
Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности. “Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика, какой либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.
Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают `приступы` детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.
Только в крайнем случае, если уж ребенок удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому - в остальном инициативу необходимо поддерживать.
Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем. Малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.
На развитие самореализации детей влияют многие факторы: социально-экономический, биогенетический, педагогический. К сожалению, заблуждением индивида, особенно молодого, выступает недооценка заложенных природных способностей.
Важным условием для самореализации детей является создание взрослыми ситуаций успеха. Такие слова, как «хорошо», «давай поработаем еще», «молодец» должны звучать постоянно в адрес ребенка, а каждая детская деятельность нуждается в доброжелательной поддержке. Только такие условия создадут ситуацию успеха
Стимулом для творческого развития детей, расцвету их способностей, расширению диапазона интересов, а также гуманизации мыслей, поступков, чувств, созидательной активности выступает досуг.
Самореализация включает получение удовольствия от процесса работы. Самореализация имеет тесную взаимосвязь с общественной оценкой. Зачастую люди испытывают страдания из-за того, что другие не видят у них положительных качеств и не ценят их. Самореализация может позволить каждой личности предстать перед социумом в блеске своих возможностей и талантов. Умение направлять свои плохие и хорошие черты характера на достижение целей всегда ценно в обществе. Личностей, реализующих свой потенциал, всегда любят и уважают.
Развитие детской самореализации, инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
- создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) - обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.
- Развитие самостоятельности
Этапы развития самостоятельности:
I этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания.
На первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности, многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи.
II этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности.
Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности. Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи.
III этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности.
Третий этап - творческий. Педагог выступает в роли наблюдателя, направляя детей в деятельности. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:
- стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;
- умение ставить цель деятельности;
- осуществление элементарного планирования деятельности;
- реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело. 7 Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно их решает. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но и чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
Итак, для инициативной личности характерно:
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально - волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность.
Виды и направления детской инициативы
- творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
- инициатива, как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
- коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
- познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно - исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»; давать простые задания (снимать страх «не справлюсь»), развивать у детей инициативу;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- давать задания интересные или такие, в которых у человека есть личный интерес что-то делать;
- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»;
- поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Научить грамотно реагировать на собственные ошибки («Смотри, ошибочка!»).
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
Методы и приемы, способствующие формированию самостоятельности и развитию детской инициативы, самореализации.
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
Игровая деятельность
Аспекты развития. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать развитию ребенка, развитию его активности и инициативы. Задача воспитателя – мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя – анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.
Дидактическая игра.
Позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).
Формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
Трудовая деятельность.
Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться. Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.).
Познавательно - исследовательская деятельность.
Стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей. Самоорганизованная деятельность. Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
Игровые развивающие технологии.
Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.
Метод «проектов».
Способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания). При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.
Создание и своевременное обновление развивающей предметно - пространственной среды.
РППС обеспечивает ребенку познавательную активность, она должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер, предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Развитие коммуникативных качеств.
Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх составляющих: - развитие умения сотрудничать; - развитие умения активно слушать; - развитие умения самостоятельно высказываться; - развитие умения самостоятельно правильно перерабатывать информацию. Речевые игры и упражнения преследуют общие цели: развивать слуховое восприятие; учить задавать открытые и закрытые вопросы; развивать речевое творчество, умение перевоплощаться; умение выделять основную идею сказанного, подводить итог, развивать мысли собеседника, развивать умение правильно перерабатывать информацию.
Приоритетные сферы деятельности развития инициативы:
- В 3-4 года – продуктивная деятельность;
- В 4-5 лет - познавательная деятельность;
- В 5-6 лет - в общение;
- В 6-8 лет - образовательная деятельность.
Приемы (из опыта работы педагогов): 1. Ситуация успеха. 2. Установки. 3. Предвосхищающая положительная оценка. 4. Собственный пример. 5. Проблемное обучение (проблемная ситуация). 6. Эксперимент (исследование). 7. Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств. 8. Моделирование. 9. Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели. 10. Образно‐смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей. 11. Игры‐представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям. 12. Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов). 13. «Мастер- классы» формируют у детей способности самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные 12 информационные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми.
«Ритуал планирования самостоятельной деятельности» направлен на формирование умения планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты и правильность своих действий. А начинать надо с того, что воспитатель садится перед детьми и пишет план – чем он будет заниматься сегодня в течении дня. Проговаривает и отмечает, что удалось выполнить, что нет. Дети заинтересовались таким приемом. Следующим шагом - в течение какого – то времени (например, после прогулки) дети садятся и зарисовывают символами, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем все планы вывешиваются на доску, и дети проговаривают – кто чем будет заниматься. Часто дети уже знают с кем они будут играть и в какую игру (группы по интересам). Далее воспитатель готовит предметно – развивающую среду. Играя, дети отмечают на своих планах – что им удалось сделать, а что нет. Ребята используют различные варианты планирования своей деятельности: на целый день, на первую или на вторую половину дня. Дети учатся пользовать в своей деятельности планами как индивидуальными, так и коллективными. Планы хранятся в определенном месте. Это помогает детям самостоятельно организовывать и контролировать свою деятельность.
Прием «Три варианта».
Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций. Например, если ребенок подходит к педагогу, с каким – то вопросом, проблемой и просит о помощи. Воспитатель говорит: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым давая информацию к размышлению и стимулируя его к самостоятельному поиску решения.
Главные принципы по развитию самореализации, самостоятельности и инициативности:
1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимаются одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице. При организации педагог знает, чем будут заниматься дети, перед ним стоят цель и задачи, которые он должен реализовать в ходе ОД. Но педагог должен понимать, что есть цели ребенка и он должен организовать так образовательный процесс, чтобы цели педагога и цели ребенка были совмещены и каждый ребенок находил свой интерес в этой деятельности. Мы должны понимать, что, если дети вас не слушают, значит им не интересно, значит надо менять свои подходы к созданию мотивации. Чтобы мотивировать ребенка на самостоятельную деятельность можно в конце ОД или совместной деятельности предложить детям, что можно из того что узнали использовать потом. Педагог может внести изменения в РППС, что тоже является вкладом в развитие самостоятельности и инициативы детей. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Заключение
Таким образом, для поддержки детской инициативы и стимуляции творческой активности необходимо:
1. Предоставление детям самостоятельности во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.
2. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
3. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.
4. Поддержка интереса ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
5. Поощрение высказывания оригинальных идей, различных творческих начинаний ребенка.
6. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия.
7. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Содержание в открытом доступе различных элементов РППС. Формирование у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучение свободно пользоваться игрушками и пособиями.
8. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
9. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. 10.Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
11.Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
12.Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
13.Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
Подготовила: воспитатель первой категории Л.И. Кропачева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"
В представленной консультации раскрыты условия, а также основные педагогические методы и приемы для развития речи дошкольников в ДОУ. Данная работа будет интересна практическим работникам дошколь...
Консультация для педагогов «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов «Создание условий для развития...
Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...
Консультация для педагогов «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
Самостоятельность. инициатива дошкольника...
Консультация для педагогов "Создание условий для развития предпосылок научно-технического творчества детей дошкольного творчества"
Техническое творчество – вид деятельности воспитанников, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной новизны. В процессе технического творчес...
Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
повышение педагогической компетенции по вопросу ра...