«Повышение профессиональной компетенции педагогов в поддержке детской инициативы через создание условий в образовательной среде»
консультация
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»
Выступление на семинаре
По теме: «Повышение профессиональной компетенции педагогов в поддержке детской инициативы через создание условий в образовательной среде»
Подготовила:
Богачева С.Н.
Должность:
Воспитатель
г.о. Красногорск, 2023 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема сегодняшнего семинара: «Повышение профессиональной компетенции педагогов в поддержке детской инициативы через создание условий в образовательной среде».
Игровое упражнение «Квадрат»
Цель: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации между педагогами, почувствовать каждого участника группы.
- Встаньте, пожалуйста, в круг и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз вам нужно перестроиться в (квадрат).
- Не открывая глаз, ответьте мне на вопрос: «Вы уверены, что стоите в (квадрате)»? И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предлагаю педагогам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.
Обсуждение: - Каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Игровое упражнение «Выбор»
- Предлагаю найти себе пару по определенному принципу: цвету волос, возрасту, цвету глаз, цвету одежды и осуществить свой выбор, бросая мяч своему оппоненту, проговаривая критерии выбора.
Игровое упражнение «Мой игровой партнер»
А теперь повернитесь друг к другу лицом и сделайте два шага назад. Мы разделились на команды. Давайте одну команду назовем «оптимисты», а другую – «пессимисты».
Игра «Оптимисты-пессимисты»
Первый игрок (оптимист): «Как хорошо, что на улице зима!»
Второй игрок (пессимист): «Хорошо-то, хорошо, только очень холодно!» и т. д.
Предпоследний игрок (пессимист): «Ох, уж больно далеко к вам добираться»
Последний игрок (оптимист): «Добираться далеко, это, конечно, не очень хорошо, но как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Предлагаю Вам еще поиграть. Вы не против?
Игровое упражнение «Чудесный ковер»
В руке у меня клубок, передавая его в разном направлении, я предлагаю назвать те качества, которые вы бы хотели видеть в своих детях: (инициативность, целеустремленность, терпеливость, надежность, отзывчивость, смелость, внимательность, трудолюбие, легкая приспособляемость, добродушие, ответственность, благородство, уверенность, независимость, аккуратность, решительность, правдивость, проницательность, нежность, открытость, расторопность, оптимизм, преданность, серьезность, честность, дисциплинированность, привязанность, сила характера, добросовестность и т.д.).
Вот видите, как много качеств, которые вы бы хотели видеть в своих воспитанниках. Пожалуйста, опустите свой ковер на пол. Это будет ковер желаний, направленных на воспитание, развитие наших детей.
(Сажаю в середине ковра куклу). Эта кукла олицетворяет тех, на кого направлена наша деятельность - наших воспитанников.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:
- воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Целевые ориентиры, определенные ФГОС:
- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
Вопрос к педагогам: В каких видах детской деятельности проявляется инициативность?
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Игровое упражнение «Светофор»
Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности.
Материал: цветные мячики на каждого участника.
Инструкция участникам: Что же такое детская инициативность?
Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»
У каждого участника находится два мяча – красный и зеленый. Условимся, что красный означает несогласие, зеленый - согласие. Я озвучиваю разные качества ребенка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности:
произвольность поведения;
отсутствие творческого воображения
самостоятельность;
замкнутость
развитая эмоционально волевая сфера;
инициатива в различных видах деятельности;
стремление к самореализации;
общительность;
боязнь порицания, наказания
творческий подход к деятельности;
пассивность
высокий уровень умственных способностей;
ожидание указаний воспитателя
познавательная активность.
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел сказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: всё в твоих руках»».
Мы с вами создали ковер желаний, в центре которого ребенок, на него и направлена вся наша деятельность. И только тогда, когда мы создадим условия для развития его самостоятельности, инициативы, проявления внутренней мотивации к той или иной деятельности, мы увидим в нем желаемые нами всеми качества.
Заканчивая хочу сказать о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником (субъектом) социальных отношений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»
Выступление на семинаре
По теме: «Повышение профессиональной компетенции педагогов в поддержке детской инициативы через создание условий в образовательной среде»
Подготовила:
Богачева С.Н.
Должность:
Воспитатель
г.о. Красногорск, 2023 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема сегодняшнего семинара: «Повышение профессиональной компетенции педагогов в поддержке детской инициативы через создание условий в образовательной среде».
Игровое упражнение «Квадрат»
Цель: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации между педагогами, почувствовать каждого участника группы.
- Встаньте, пожалуйста, в круг и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз вам нужно перестроиться в (квадрат).
- Не открывая глаз, ответьте мне на вопрос: «Вы уверены, что стоите в (квадрате)»? И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предлагаю педагогам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.
Обсуждение: - Каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Игровое упражнение «Выбор»
- Предлагаю найти себе пару по определенному принципу: цвету волос, возрасту, цвету глаз, цвету одежды и осуществить свой выбор, бросая мяч своему оппоненту, проговаривая критерии выбора.
Игровое упражнение «Мой игровой партнер»
А теперь повернитесь друг к другу лицом и сделайте два шага назад. Мы разделились на команды. Давайте одну команду назовем «оптимисты», а другую – «пессимисты».
Игра «Оптимисты-пессимисты»
Первый игрок (оптимист): «Как хорошо, что на улице зима!»
Второй игрок (пессимист): «Хорошо-то, хорошо, только очень холодно!» и т. д.
Предпоследний игрок (пессимист): «Ох, уж больно далеко к вам добираться»
Последний игрок (оптимист): «Добираться далеко, это, конечно, не очень хорошо, но как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Предлагаю Вам еще поиграть. Вы не против?
Игровое упражнение «Чудесный ковер»
В руке у меня клубок, передавая его в разном направлении, я предлагаю назвать те качества, которые вы бы хотели видеть в своих детях: (инициативность, целеустремленность, терпеливость, надежность, отзывчивость, смелость, внимательность, трудолюбие, легкая приспособляемость, добродушие, ответственность, благородство, уверенность, независимость, аккуратность, решительность, правдивость, проницательность, нежность, открытость, расторопность, оптимизм, преданность, серьезность, честность, дисциплинированность, привязанность, сила характера, добросовестность и т.д.).
Вот видите, как много качеств, которые вы бы хотели видеть в своих воспитанниках. Пожалуйста, опустите свой ковер на пол. Это будет ковер желаний, направленных на воспитание, развитие наших детей.
(Сажаю в середине ковра куклу). Эта кукла олицетворяет тех, на кого направлена наша деятельность - наших воспитанников.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:
- воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Целевые ориентиры, определенные ФГОС:
- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
Вопрос к педагогам: В каких видах детской деятельности проявляется инициативность?
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Игровое упражнение «Светофор»
Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности.
Материал: цветные мячики на каждого участника.
Инструкция участникам: Что же такое детская инициативность?
Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»
У каждого участника находится два мяча – красный и зеленый. Условимся, что красный означает несогласие, зеленый - согласие. Я озвучиваю разные качества ребенка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности:
произвольность поведения;
отсутствие творческого воображения
самостоятельность;
замкнутость
развитая эмоционально волевая сфера;
инициатива в различных видах деятельности;
стремление к самореализации;
общительность;
боязнь порицания, наказания
творческий подход к деятельности;
пассивность
высокий уровень умственных способностей;
ожидание указаний воспитателя
познавательная активность.
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел сказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: всё в твоих руках»».
Мы с вами создали ковер желаний, в центре которого ребенок, на него и направлена вся наша деятельность. И только тогда, когда мы создадим условия для развития его самостоятельности, инициативы, проявления внутренней мотивации к той или иной деятельности, мы увидим в нем желаемые нами всеми качества.
Заканчивая хочу сказать о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником (субъектом) социальных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...
Повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества образовательной деятельности
Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия...
Индивидуальный план самообразования «Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии»
Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии в дошкольном учреждении...
Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.
Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....
Консультация для педагогов "Педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетенции в вопросах развития детской инициативы"
В консультации даны определения понятий "педагогическая поддержка", "Компетенции родителей", "инициатива", представлены формы работы педагогов по вопросу обеспечени...
- Мне нравится (1)