«Повышение профессиональной компетенции педагогов в поддержке детской инициативы через создание условий в образовательной среде»
консультация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на семинаре

По теме: «Повышение профессиональной компетенции педагогов в поддержке детской инициативы через создание условий в образовательной среде»

 

 

 

 

 

Подготовила:

Богачева С.Н.

Должность:

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

г.о. Красногорск, 2023 г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема сегодняшнего семинара: «Повышение профессиональной компетенции педагогов в поддержке детской инициативы через создание условий в образовательной среде».

Игровое упражнение «Квадрат»

Цель: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации между педагогами, почувствовать каждого участника группы.

- Встаньте, пожалуйста, в круг и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз вам нужно перестроиться в (квадрат).

- Не открывая глаз, ответьте мне на вопрос: «Вы уверены, что стоите в (квадрате)»? И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предлагаю педагогам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.

Обсуждение: - Каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Игровое упражнение «Выбор»

- Предлагаю найти себе пару по определенному принципу: цвету волос, возрасту, цвету глаз, цвету одежды и осуществить свой выбор, бросая мяч своему оппоненту, проговаривая критерии выбора.

 

Игровое упражнение «Мой игровой партнер»

А теперь повернитесь друг к другу лицом и сделайте два шага назад. Мы разделились на команды. Давайте одну команду назовем «оптимисты», а другую – «пессимисты».

Игра «Оптимисты-пессимисты»

Первый игрок (оптимист): «Как хорошо, что на улице зима!»

Второй игрок (пессимист): «Хорошо-то, хорошо, только очень холодно!» и т. д.

Предпоследний игрок (пессимист): «Ох, уж больно далеко к вам добираться»

Последний игрок (оптимист): «Добираться далеко, это, конечно, не очень хорошо, но как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Предлагаю Вам еще поиграть. Вы не против?

Игровое упражнение «Чудесный ковер»

В руке у меня клубок, передавая его в разном направлении, я предлагаю назвать те качества, которые вы бы хотели видеть в своих детях: (инициативность, целеустремленность, терпеливость, надежность, отзывчивость, смелость, внимательность, трудолюбие, легкая приспособляемость, добродушие, ответственность, благородство, уверенность, независимость, аккуратность, решительность, правдивость, проницательность, нежность, открытость, расторопность, оптимизм, преданность, серьезность, честность, дисциплинированность, привязанность, сила характера, добросовестность и т.д.).

Вот видите, как много качеств, которые вы бы хотели видеть в своих воспитанниках. Пожалуйста, опустите свой ковер на пол. Это будет ковер желаний, направленных на воспитание, развитие наших детей.

(Сажаю в середине ковра куклу). Эта кукла олицетворяет тех, на кого направлена наша деятельность - наших воспитанников.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:

- воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Целевые ориентиры, определенные ФГОС:

проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

-  способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-  ребенок способен к волевым усилиям;

-  пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

способен к принятию собственных решений.

Вопрос к педагогам: В каких видах детской деятельности проявляется инициативность?

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Игровое упражнение «Светофор»

Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности.

Материал: цветные мячики на каждого участника.

Инструкция участникам: Что же такое детская инициативность?

Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»

У каждого участника находится два мяча – красный и зеленый. Условимся, что красный означает несогласие, зеленый - согласие. Я озвучиваю разные качества ребенка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности:

произвольность поведения;

отсутствие творческого воображения

самостоятельность;

замкнутость

развитая эмоционально волевая сфера;

инициатива в различных видах деятельности;

стремление к самореализации;

общительность;

боязнь порицания, наказания

творческий подход к деятельности;

пассивность

высокий уровень умственных способностей;

ожидание указаний воспитателя

познавательная активность.

 

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел сказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: всё в твоих руках»».

Мы с вами создали ковер желаний, в центре которого ребенок, на него и направлена вся наша деятельность. И только тогда, когда мы создадим условия для развития его самостоятельности, инициативы, проявления внутренней мотивации к той или иной деятельности, мы увидим в нем желаемые нами всеми качества.

Заканчивая хочу сказать о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником (субъектом) социальных отношений.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»

Выступление на семинаре

По теме: «Повышение профессиональной компетенции педагогов в поддержке детской инициативы через создание условий в образовательной среде»

Подготовила:

Богачева С.Н.

Должность:

Воспитатель

г.о. Красногорск, 2023 г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема сегодняшнего семинара: «Повышение профессиональной компетенции педагогов в поддержке детской инициативы через создание условий в образовательной среде».

Игровое упражнение «Квадрат»

Цель: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации между педагогами, почувствовать каждого участника группы.

- Встаньте, пожалуйста, в круг и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз вам нужно перестроиться в (квадрат).

- Не открывая глаз, ответьте мне на вопрос: «Вы уверены, что стоите в (квадрате)»? И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предлагаю педагогам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.

Обсуждение: - Каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Игровое упражнение «Выбор»

- Предлагаю найти себе пару по определенному принципу: цвету волос, возрасту, цвету глаз, цвету одежды и осуществить свой выбор, бросая мяч своему оппоненту, проговаривая критерии выбора.

Игровое упражнение «Мой игровой партнер»

А теперь повернитесь друг к другу лицом и сделайте два шага назад. Мы разделились на команды. Давайте одну команду назовем «оптимисты», а другую – «пессимисты».

Игра «Оптимисты-пессимисты»

Первый игрок (оптимист): «Как хорошо, что на улице зима!»

Второй игрок (пессимист): «Хорошо-то, хорошо, только очень холодно!» и т. д.

Предпоследний игрок (пессимист): «Ох, уж больно далеко к вам добираться»

Последний игрок (оптимист): «Добираться далеко, это, конечно, не очень хорошо, но как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Предлагаю Вам еще поиграть. Вы не против?

Игровое упражнение «Чудесный ковер»

В руке у меня клубок, передавая его в разном направлении, я предлагаю назвать те качества, которые вы бы хотели видеть в своих детях: (инициативность, целеустремленность, терпеливость, надежность, отзывчивость, смелость, внимательность, трудолюбие, легкая приспособляемость, добродушие, ответственность, благородство, уверенность, независимость, аккуратность, решительность, правдивость, проницательность, нежность, открытость, расторопность, оптимизм, преданность, серьезность, честность, дисциплинированность, привязанность, сила характера, добросовестность и т.д.).

Вот видите, как много качеств, которые вы бы хотели видеть в своих воспитанниках. Пожалуйста, опустите свой ковер на пол. Это будет ковер желаний, направленных на воспитание, развитие наших детей.

(Сажаю в середине ковра куклу). Эта кукла олицетворяет тех, на кого направлена наша деятельность - наших воспитанников.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:

- воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Целевые ориентиры, определенные ФГОС:

- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен к принятию собственных решений.

Вопрос к педагогам: В каких видах детской деятельности проявляется инициативность?

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Игровое упражнение «Светофор»

Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности.

Материал: цветные мячики на каждого участника.

Инструкция участникам: Что же такое детская инициативность?

Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»

У каждого участника находится два мяча – красный и зеленый. Условимся, что красный означает несогласие, зеленый - согласие. Я озвучиваю разные качества ребенка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности:

произвольность поведения;

отсутствие творческого воображения

самостоятельность;

замкнутость

развитая эмоционально волевая сфера;

инициатива в различных видах деятельности;

стремление к самореализации;

общительность;

боязнь порицания, наказания

творческий подход к деятельности;

пассивность

высокий уровень умственных способностей;

ожидание указаний воспитателя

познавательная активность.

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел сказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: всё в твоих руках»».

Мы с вами создали ковер желаний, в центре которого ребенок, на него и направлена вся наша деятельность. И только тогда, когда мы создадим условия для развития его самостоятельности, инициативы, проявления внутренней мотивации к той или иной деятельности, мы увидим в нем желаемые нами всеми качества.

Заканчивая хочу сказать о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником (субъектом) социальных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества образовательной деятельности

Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия...

Индивидуальный план самообразования «Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии»

Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии в дошкольном учреждении...

Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.

Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....

Консультация для педагогов "Педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетенции в вопросах развития детской инициативы"

В консультации  даны определения понятий "педагогическая поддержка", "Компетенции родителей", "инициатива", представлены формы работы педагогов по вопросу обеспечени...