Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений
материал
Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упрежнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formir._sotsialno-_kommun._gramot._mat._igry.docx | 26.36 КБ |
mironova_prezentatsiya.pdf | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Тайшетского района
МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Тема: «Формирование социально-коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений»
Подготовила: Миронова Валентина
Анатольевна,
воспитатель 1 квалификационной категории
МКДОУ детского сада «Сказка» г.Тайшета
Тайшет, 2023 г.
Представление опыта работы
по теме: «Формирование социально-коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений»
Цель: распространение передового педагогического опыта, по использованию математических игр и упражнений в формировании социально-коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников методического объединения по использованию развивающих дидактических игр и игровых упражнений по математике в коллективной работе с дошкольниками старшего возраста;
- сформировать у участников методического объединения мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе занимательный материал, игры с математическим содержанием для формирования социально-коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Оснащение: мультимедийное оборудование; атрибуты для проведения мастер-класса (картинки «Геометрические фигуры», «Схемы направлений», игровые модули; логические шары).
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, ведь благодаря общению ребенок познает не только другого человека, но и самого себя.
В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру, как ведущую детскую деятельность, а общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной ситуации.
ФГОС ДО предусматривает, что содержание основной образовательной программы ДОО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все образовательные области, следовательно, образовательная область «Познавательное развитие» является неотъемлемой и составной частью общеобразовательной программы.
Я работаю на подготовительной к школе группе. Дети поступили к нам на шестом году жизни, раньше детский сад не посещали. По данным мониторинга профессиональной деятельности через индивидуальное развитие воспитанников, было выявлено, что дети имеют трудности в общении со сверстниками, взрослыми, испытывают трудности в освоении ООП, а наибольшие трудности у детей были отмечены в области познавательного развития. В результате было принято решение сделать нашу группу с математической направленностью. Учитывая направленность нашей группы, я представляю сегодня мастер-класс «Формирование социально-коммуникативной грамотности у старших дошкольников посредством математических игр и упражнений» и хочу поделиться с вами своим опытом по использованию математических игр и игровых упражнений на формирование социально-коммуникативной грамотности у старших дошкольников. Предлагаю вашему вниманию некоторые математические игры и упражнения, которые я использую в образовательной деятельности, применяю в индивидуальной и подгрупповой работе.
В процессе непосредственной образовательной деятельности и в режимные моменты я стараюсь включать математические игры и упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Для налаживания диалогического общения использую настольно-печатные, дидактические игры и упражнения, такие как математическое лото, игры с правилами, «Игровые поля», «Сюжетные игровые поля», игры с игральным кубиком. Сюжетно ролевые игры, такие, как «Магазин», «Кафетерий» и т.д. Активно использую игры и упражнения на развитие логического мышления, игры с геометрическими фигурами, счётными палочками и различные головоломки, активизируя таким образом не только психические процессы, но и развивая личностные качества детей: самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.
- Игровое упражнение «Передай другому»
Цель: закреплять навыки устного счета по порядку и обратно, в пределах 1-20.
- Игра «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах. Закрепление понятий «левая рука», «правая рука».
- Игра «Передай геометрическую фигуру»
- Игры на состав числа
- Игры - задачи
- Игры в командах
- Игра «Найди клад»
- Настольные игры с игральным кубиком
- Игра «Волшебный мешочек»
- «Расставь по высоте»
- «Дойди до нужного предмета»
- «Составить схему направления»
- Игра с весами на состав числа
Занимательные развивающие игры, задачи очень интересны детям, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений, таких, как «Танграм», «Пифагор», «Выращивание дерева», «Чем отличаются?», «Волшебный круг» дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, а в играх «Сколько взять конфет?», «Яблоки для всех» у детей к тому же развивается находчивость, сообразительность.
Настольные, дидактические математические игры на формирование социально-коммуникативной грамотности использую как на занятиях, так и для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.
Настольные игры:
- «Геометрические фигуры»
- «Табло с разметкой и 20 кубиков
- «Мозаичные кубики»
- «Коробочка с шариками для разложения числа»
- «Игральные кубики»
- «Волчек»
- «Трафарет»
- «Игровые поля»
- «Сюжетные игровые поля»
- «Медведи»
- «Зеркало»
С детьми старшего дошкольного возраста использую игры, где для выполнения заданий требуется коллективное обсуждение и дети, исходя из своих интересов самостоятельно объединяются в подгруппы либо в пары. В играх «Лототрон», «Найди ошибку», «Что лишнее?», «Лабиринт», «Освободите принцессу» совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности интеллектуально — познавательного общения, способствуют умению сотрудничать. В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста использую игры в парах, где дети меняются заданиями, а также выполняют роли ведущего, игрока, а затем меняются ролями. В таких играх каждый участник активен, т.к. дети придумывают задания друг другу и стремятся сформулировать его так, чтобы оно было понятно для партнёра, например, в играх «Отгадай число», «Каких фигур недостаёт», «Цепочка», «Где чей домик?».
Для того, чтобы каждый ребёнок проявлял самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из имеющихся у него потребностей, интересов, я организую соответствующую образовательную среду, стимулирующую познавательную активность детей, в группе создан уголок занимательной математики (игротеки), куда помещены настольно-печатные игры, головоломки, логические задачи, лабиринты, игры с геометрическими фигурами, оборудование для малоподвижных математических игр. Детям дана возможность самостоятельно выбрать интересующую их игру и форму ее организации.
Игры, возникающие по инициативе детей, способствуют развитию интереса, любознательности, а также тех качеств личности, которые необходимы для формирования социально-коммуникативной грамотности. Таким образом, у детей воспитывается потребность занимать своё свободное время играми, требующими интеллектуального усилия, формируется умение самостоятельно занять себя, научиться применять свои знания и приобретенный собственный опыт в повседневной жизни.
Родители наших воспитанников не остаются в стороне, принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в группе, интересуются успехами и затруднениями у детей. Для вовлечения родителей в образовательный процесс, использую различные формы: беседы, консультации, круглые столы, открытые занятия родительские собрания и другие.
Оценивая ситуацию на сегодняшний день, можно отметить положительную динамику. Старшие дошкольники владеют диалогической речью, легко могут входить в контакт со сверстниками и взрослыми, научились успешно взаимодействовать с партнерами как в игре, так и в бытовых ситуациях. Приобретенные коммуникативные навыки помогут в дальнейшем легче адаптироваться к условиям школьной жизни и, следовательно, быть социально активной личностью. Таким образом, правильно организованная игровая деятельность дошкольников может одновременно являться средством формирования социально-коммуникативной грамотности и способствовать развитию математических способностей дошкольников.
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю немного активизировать ваши математические способности и поучаствовать в «Математической эстафете». Мы будем играть по принципу то простого к сложному. Задания направленны на узнавание геометрических фигур, пространственные понятия, работа с логическим шаром. Будем использовать для игр: картинки «Геометрические фигуры», «Схемы направлений», игровые модули, логические шары.
Я приглашаю шесть человек из присутствующих. Участники мастер-класса делятся на две команды.
Математические игры и упражнения для педагогов
- Игра «Угадай геометрическую фигуру»
Ведущий мастер-класса «рисует» пальцем на спине игрока геометрическую фигуру, участник должен угадать геометрическую фигуру и передать тем же способом следующему участнику. Последний игрок называет переданную фигуру. Для команд фигуры будут разные. Участники по окончании игры берут карточку с соответствующей фигурой. И так получилось две команды с названием: «Квадрат», «Треугольник». Побеждает та команда, которая правильно передаст фигуру.
- Игра «Найди клад»
Для этой игры нужно выбрать по одному участнику из команды. Игроки проходят по игровым модулям, выполняя инструкции ведущего. Например: два шага вперед, один шаг влево и т.д. По окончании игры, участник должен под игровым модулем найти следующую карточку с заданием.
- Игра «Дойди до предмета»
Для этой игры нужно выбрать по одному участнику из команды. На карточках нарисованы «схема направлений». Предлагаю пройти по игровым модулям используя схему направлений. Побеждает та команда, в которой участники дойдут правильно до предмета.
- Игра с логическим шаром
Предлагаю выбрать по одному участнику с каждой команды. Побеждает та команда, чей участник первым справится с логическим мячом.
Определяем победителя.
Рефлексия:
Предлагаю участникам мастер-класса поиграть в игру «Ладонь в ладонь». Игра на развитие коммуникативных навыков, получения опыта взаимодействия в парах, на закрепление понятий «левая рука, правая рука и т.д.». Участникам предлагаю выбрать себе пару, встать друг к другу лицом.
Решение: Рекомендую использовать мой опыт работы среди педагогических работников Тайшетского района: математические игры и упражнения для формирования социально-коммуникативной грамотности, с целью способствовать развитию элементарных математических представлений дошкольников. Так как, правильно организованная игровая деятельность дошкольников может одновременно являться средством формирования социально-коммуникативной грамотности и способствовать развитию математических способностей дошкольников.
Литература:
1. Блехер A. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста. /Ф. Блехер// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 14-26
2. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). /А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2005. - 218 с.
3. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования./Е.С. Демина - М.:ТЦ Сфера, 2009. - 128с
4. Дошкольная педагогика. / Под ред.В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2004. - 456 с.
5. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателей детского сада./Т.И. Ерофеева, Л.М. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 1992. - 191с.
6. Казинцева Е.А. Формирование математических представлений./ Е.А. Казинцева. - Издательство: «Учитель», 2008 - 175 с.
7. Казинцева Е.А. Формирование математических представлений: Конспекты занятий в подготовительной группе/Е.А. Казинцева. - Издательство: «Учитель», 2009. - 223 с.
8. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей и родителей./В.В. Зайцев. - Москва: ВЛАДОС, 2001 - 64с.
9. Математическая шкатулка / Сост. Л. К- Крез. -- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002. -- 76 с.
10. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада./Л.С. Метлина. - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 256с.
11. Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. 19 Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений./ Е.А. Носова. - Л.: 1990. - 62 с.
12. Непомнящая Р. Цифроград. Знакомство с цифрами в учебно-игровых ситуациях./ Р. Непомнящая.// Пралеска, 2004. - № 3. - С. 13-15
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...
"Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"
Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, показывает, что одним из средств формирования знаний у старших дошкольник...
опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»
laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...
Самообразование "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"
В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому про...
«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей, которые могут...