НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности "Весела была беседа"
план-конспект занятия (старшая группа)

Слапогузова Наталья Геннадьевна

Непосредственно образовательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_posidelki.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.

«Весела была беседа»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель:  формирование  интереса к русским народным традициям, быту и укладу жизни прошлых поколений.

Задачи:  

Образовательные:

- Расширять знания детей о народных традициях и обычаях: дать детям представления о традициях русских посиделок.

- Продолжать развивать интерес к народным играм, забавам.

- Продолжать формировать знания детей о русском устном народном творчестве в небылицах, загадках, частушках, докучных сказках.

- Обогащать и активизировать словарный запас.

Развивающие:

 -Развивать внимание, любознательность, творческие способности, певческие навыки, навыки актерского мастерства, коммуникативные умения, развивать умение слушать других.

Воспитательные:

- Воспитывать патриотические чувства и уважение к традициям русского народа.

Методы и приемы:

практические: игровое задание «Бывает – не бывает»,  игровые упражнения «Смотай нитки в клубочек», «Перевези девицу»,  П-И «У бабушки Маланьи», социоигра «Гадание», рефлексия «Прикрепи снежинку »

- наглядные: показ способа действия,  

- словесные: беседа «Что такое посиделки?», рассказывание небылицы, докучных сказок,  отгадывание загадок, колядок.

Материалы и оборудование:

 Макет избы, макет печки, магнитная доска, снежинки,  горшок с ложками, горшок с мелкими предметами,  музыкальная запись рождественской музыки, клубки ниток, голова лошади из  бумаги на палке, стол с самоваром и угощение.

Предварительная работа:

 -Чтение художественных произведений о русском быте, рассматривание иллюстраций;

-разучивание небылиц, докучных сказок, колядок;

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

 П-И «У бабушки Маланьи», игровое задание «Смотай нитки в клубок», игровое упражнение «Перевези девицу»

Игровая

Игровое задание «Бывает -не бывает», П-И «У бабушки Маланьи»,

Познавательно-исследовательская

 Отгадывание загадок, беседа «Что такое посиделки?»

Коммуникативная

Рассказывание небылиц, отгадывание загадок, беседа «Что такое посиделки?»,  колядки, рефлексия.

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Сформировать интерес к предстоящей деятельности

 

Развивать артикуляционный аппарат, снять напряжение.

Детям представления о традициях русских посиделок. (Познавательное развитие)

1. «Встреча с Хозяйкой»

Сформирован интерес к предстоящей деятельности

 Сформировано умение  приветствовать.

Зал оформлен под русскую избу. В избу входит хозяйка(воспитатель) в русском народном костюме.

Здравствуйте, люди добрые!

Мир вам, гости долгожданные

Что пришли к нам в добрый час!

Встречу теплую, желанную приготовила для вас

Проходите не стесняйтесь! Ребята, а вы меня не узнаете? Меня зовут Марья-Сказительница.

 

(Хозяюшка берет каравай)

Хозяюшка: Издавна славился наш русский народ «гостеприимством», они с уважением, любовью и заботой встречали гостей на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили:

«Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!»

Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие! Ребята, посмотрите, в нашей горнице  есть еще гости, давайте с ними поздороваемся да поклонимся

(хозяюшка кланяется детям и приглашает в горницу)

Хозяюшка: Проходите, присаживайтесь, рада вас видеть в нашей Горнице.

 

-Здесь для вас, гостей дорогих, будет  праздник радостный.

                По обычаю, по- старинному посиделками называется.

              - А вы знаете, что такое посиделки?

Педагог рассказывает детям о том, что такое посиделки    

У каждого народа есть традиции. Традиция – это то, что передается от одного поколения к другому. Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. А в старые времена был такой обычай у русских людей -  долгими зимними вечерами  собирался народ на посиделки, где пряли, вязали, вышивали, обязательно пели любимые песни, частушки, дразнилки, шутки-прибаутки, рассказывали друг другу потешки. Так веселей было трудиться, быстрее и незаметнее проходил вечер, да и работа спорилась. Издавна ведётся: «Веселье и труд рядом живут».

Вот такие были правила и традиции у русского народа.  Вот и мы будем праздник начинать, будем веселиться, шутить, играть!

Кирилл:  Как у нашего соседа весела была беседа, А у нас на весь двор еще лучше разговор!

Хозяйка: А разговор можно вести и на музыкальных инструментах.

                 А на каких – сами скажете  (с имитацией движений)

Хозяйка: Утки играли

Дети: В дудки!

                 Кошки … В ложки!

                Тараканы… В барабаны!

                Кукушки …В колотушки!

                А веселые скворцы …Заиграли в бубенцы!

                Играют, играют  всех потешают.

 Входят дети, одетые в русские народные костюмы   и встают в круг.    

Отвечают (здравствуйте, привет, доброе утро).

(дети берут каравай на рушнике и обращаются к гостям)

 -Примите соль, примите хлеб,

 Живите долго и без бед.

Выслушивают педагога, садятся на стульчики.    

 

Дети изображают инструменты.

                                                             2. Небылицы.

Продолжать формировать знания детей о русском устном народном творчестве в небылицах.

(Познавательное развитие)

Активизировать словарь детей. (Речевое развитие)

Воспитатель: -Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.-

А вот вам наши небылицы!

Хозяйка: А сейчас мы вам расскажем в лицах  веселые небылицы.

Хозяйка: - Федул, что губы надул?

Наиль  - Кафтан прожег!

             - Можно зашить.

             - Да иглы нет!

              - А велика ли дыра-то?

              - Один ворот остался.

Воспитатель: Cидит ёжик на берёзе?

Ну, друзья, вы насмешили,

Распотешили!

 Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках.

Дети рассказывают:

НЕБЫЛИЦЫ.

1Чепуха, чепуха,                  

Это просто враки !                          

Куры съели петуха, -                        

Говорят собаки.                      

2.  Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

3 Сидит ежик на березе –

Новая рубашечка,                  

 На головке сапожок,

На ноге фуражечка.                      

Сформированы знания о небылицах.

Деятельностный этап

 Развивать творческие способности, логическое мышление и воображение («Познавательное развитие»)

Активизировать словарный запас («Речевое развитие»)

   

 

                       3.Игровое задание «Бывает – не бывает» ( с ложками)

Сформирован навык мышления и внимания.

 -Ребята, а вы знаете, что на свете бывает, а чего нет. Давайте я проверю.  Посмотрите, у меня есть расписная ложка

-Хочу поиграть с вами игру: «Бывает – не бывает», да проверить вашу смекалку. Ведь посиделки не обходились без веселья и смеха!

Если это бывает - то вы стучите ложками, а если не бывает – то  молчите.

Волк на дереве сидит.

В кастрюле чашки варятся.

Бабушка сказки говорит.

Мальчики по утрам умываются

Снег летом падает.

Есть в книжках картинки.

Кошка по крышам гуляет.

Бывают зимою снежинки

Бывает озеро из молока.

Киндеры растут на грядке.

Плывут по небу облака

Вам понравились загадки?

 Встают возле стульчиков,  берут ложки

Слушают стих и стучат или молчат

 

Развивать умение выполнять движения в соответствии со словами(«Физическое развитие»)

Активизировать словарный запас («Речевое развитие»)

                            4 .Игровое упражнение «У бабушки Маланьи»

Сформировано умение  выполнять движения со словами.

Активизирован словарный запас.

Педагог сообщает детям, что   русский народ всегда любил повеселиться. Во все времена наши прадедушки и прабабушки играли в разные игры. Вот и мы с вами вспомним народную игру «У бабушки Маланьи».

 «У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами,

С вот такими бородами,

Все они сидели, ничего не ели,

Делали вот так…»

 

        Дети встают в круг и выполняют движения согласно тексту.        

Продолжать знакомить детей с русскими обычаями.

(«Познавательное развитие»)

Развивать навыки двигательной активности, моторики рук(«Физическое развитие»).

                                        5.  Игры «Смотай нитки в клубок»,

                                                 «Перевези девицу»

Сформировано умение  наматывать нитки в клубок

 

Сформированы двигательные навыки

 

Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы играли , мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

 А мы посмотрим кто быстрее. Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы мотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

Ведущий:

А сейчас, добры молодцы, покажите ловкость да быстроту в езде на «коне».

Игра «Перевези девицу».

Участники игры делятся на две команды. В каждой команде по 1девочки и одному мальчику. Два мальчика казака садятся на

«коней»  (Конь – «голова», вырезанная из фанеры, уздечка, прикреплены к палочке.) и перевозят по одной девочки с одного

края комнаты на другой край. Выигрывает та команда, которая

перевезёт быстрей всех участников команды.

 

Играют в игру. Мальчики держат нитки, девочки сматывают нитки в клубок.

Выполняют действия , про которые говорит хозяйка.

        

                                                                 6 .Сказки

Продолжать формировать знания детей о русском устном народном творчестве в докучных сказках. (Познавательное развитие)

Развивать  творческие способности,  навыки актерского мастерства.

(

 Хозяйка:

 - Хорошо поиграли

  А ещё на посиделках рассказывали сказки.

 - Приходил дед Овёс, он и сказку унёс.

   -В речке щука да елец, вот и сказочке конец.

Хозяюшка: А кто ещё расскажет сказку?

 

.: Жил-был Егор, у Егора был двор, на дворе стоял кол,

          На колу висела мочала, начинай сказку сначала.

-Жили-были два павлина. Вот и сказке середина!

  - Жили-были два гуся. Вот и сказка вся!

- Жил-был царь Ватута. И вся сказка тута!

Сформировано умение  рассказывать сказки.

Продолжать знакомство с традициями русского народа («Познавательное развитие»)

 

Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (Социально-коммуникативное развитие)

Активизировать словарный запас («Речевое развитие»)

                                             7.Социоигра. «Гадание»

 

Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка со сверстниками.

Активирован словарный запас.

   .

Хозяйка: В такие вечера люди   гадали. Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать. Проходите за стол, рассаживайтесь.

Выключается свет, достается горшок с крупой в нем разные вещи спрятаны.

Но правило такое. Мы по-очереди будем что-то доставать из горшочка и угадывать, что нас ждет в будущем.  

Хозяйка садится на стульчик по середине зала и говорит:

«Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, станется,

Плохое пусть останется!»

Вызывает детей по очереди, они достают один предмет

Лента – к обновкам, купят вам много новых вещей, нарядов.

Морковь, капуста – к здоровью, весь год болеть не будете..

Карандаш – к успехам в учёбе.

Звоночек – весь год вас ждут только хорошие новости.

Расчёска – весь год будете ходить опрятными и красивыми.

Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто..

Бусы – получите в этом году много подарков.

Конфета – весь год сладости есть будете.

Нитки – будете в этом году много путешествовать.

Ну вот, будущее узнали.

Видите, сколько хорошего нас ждет впереди, а я вам хочу еще пожелать добра и свое тепло передать. Рома, тебе передаю частичку тепла, кто мне хочет передать, кладите руку. Видите, сколько добра получилось

 

Дети по- очереди достают из горшочка предметы

 

Ребенок кладет свою руку на руку воспитателя, остальные дети тоже кладут свои руки на руки воспитателя и ребенка.

 

 

 Продолжать формировать знания детей о русском устном народном творчестве в колядках. (Познавательное развитие)

Развивать   творческих способностей, певческие навыки, навыки актерского мастерства.

(Художественно-эстетическое развитие)

8. Колядки

Развиваты   творческие способности, певческие навыки, навыки актерского мастерства.

 

 

  ( Шум, звук колокольчиков, кричат:          -  Коляда пришла! Отворяй ворота!)

Хозяйка:

Колокольчики звенят – это гости к нам спешат

- Кто там?

Ряженые -Колядовщики!

 Хозяйка: -Проходите, гости дорогие!

Ряженые: - Добрый вечер тому, кто в этом дому!

Хозяйка Марья:

-Спасибо вам, что зашли в мой  дом на Святки!

Но просто так коляду не дам.

Отгадайте-ка, загадки

Загадки Марьи:

Лежало одеяло мягкое, белое.

Солнце напекло, одеяло утекло. (Снег.)

Кто без брёвен через реки мосты строит? (Мороз.)

Хозяйка:        

Вот вам угощенье:

Пряники, конфетки —

Покушайте, детки!

 Ряженый:

-Ребята, идем дальше колядовать.

 

Заходят дети ряженые и поют колядки:

1й -Коляда, коляда, уродилась коляда накануне Рождества.

2-й-.Коляда пришла, нам забавы принесла! Кто даст пирога, тому рожь густа!

Отгадывают загадки.

Рефлексия.

 Заключительный этап.

Хозяйка:

: Каждый из вас большой молодец!  Тут и посиделкам конец!  Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.

 

Понравилось вам у меня на посиделках. А что больше всего понравилось вы мне покажете? Возьмите смайлик и положите в корзину, что больше всего понравилось.

Высказывают свое эмоциональное отношение к занятию. Отвечают на вопросы.

Дети выражают свое эмоциональное отношение словами и с помощью расположения определенных деталей (предметов) на фланелеграфе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности. Название: «В поиске солнечных лучиков» Форма: Игра-путешествиеТема: «Весн...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности с мультимедийной презентацией Чтение художественной литературы: Сказка С. Аксакова. « Аленький цветочек».

ФИ.О. автора(полностью)Рафикова Эльмира ТихфятовнаТочное название образовательного учрежденияСтруктурное подразделение, государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области ср...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.

Название: «Этот загадочный Космос» Тема: «Космос»Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.Возраст детей: старший дошкольный возраст...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.

Название:   « По дорожкам радуги» Форма: Игра-заданиеОбразовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.Возраст детей: старший дошкольный возраст...