НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности "Весела была беседа"
план-конспект занятия (старшая группа)
Непосредственно образовательная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_posidelki.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
«Весела была беседа»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование интереса к русским народным традициям, быту и укладу жизни прошлых поколений.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей о народных традициях и обычаях: дать детям представления о традициях русских посиделок.
- Продолжать развивать интерес к народным играм, забавам.
- Продолжать формировать знания детей о русском устном народном творчестве в небылицах, загадках, частушках, докучных сказках.
- Обогащать и активизировать словарный запас.
Развивающие:
-Развивать внимание, любознательность, творческие способности, певческие навыки, навыки актерского мастерства, коммуникативные умения, развивать умение слушать других.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства и уважение к традициям русского народа.
Методы и приемы:
практические: игровое задание «Бывает – не бывает», игровые упражнения «Смотай нитки в клубочек», «Перевези девицу», П-И «У бабушки Маланьи», социоигра «Гадание», рефлексия «Прикрепи снежинку »
- наглядные: показ способа действия,
- словесные: беседа «Что такое посиделки?», рассказывание небылицы, докучных сказок, отгадывание загадок, колядок.
Материалы и оборудование:
Макет избы, макет печки, магнитная доска, снежинки, горшок с ложками, горшок с мелкими предметами, музыкальная запись рождественской музыки, клубки ниток, голова лошади из бумаги на палке, стол с самоваром и угощение.
Предварительная работа:
-Чтение художественных произведений о русском быте, рассматривание иллюстраций;
-разучивание небылиц, докучных сказок, колядок;
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | П-И «У бабушки Маланьи», игровое задание «Смотай нитки в клубок», игровое упражнение «Перевези девицу» |
Игровая | Игровое задание «Бывает -не бывает», П-И «У бабушки Маланьи», |
Познавательно-исследовательская | Отгадывание загадок, беседа «Что такое посиделки?» |
Коммуникативная | Рассказывание небылиц, отгадывание загадок, беседа «Что такое посиделки?», колядки, рефлексия. |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи ( с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный этап. | Сформировать интерес к предстоящей деятельности
Развивать артикуляционный аппарат, снять напряжение. Детям представления о традициях русских посиделок. (Познавательное развитие) | 1. «Встреча с Хозяйкой» | Сформирован интерес к предстоящей деятельности Сформировано умение приветствовать. | |
Зал оформлен под русскую избу. В избу входит хозяйка(воспитатель) в русском народном костюме. Здравствуйте, люди добрые! Мир вам, гости долгожданные Что пришли к нам в добрый час! Встречу теплую, желанную приготовила для вас Проходите не стесняйтесь! Ребята, а вы меня не узнаете? Меня зовут Марья-Сказительница.
(Хозяюшка берет каравай) Хозяюшка: Издавна славился наш русский народ «гостеприимством», они с уважением, любовью и заботой встречали гостей на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили: «Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!» Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие! Ребята, посмотрите, в нашей горнице есть еще гости, давайте с ними поздороваемся да поклонимся (хозяюшка кланяется детям и приглашает в горницу) Хозяюшка: Проходите, присаживайтесь, рада вас видеть в нашей Горнице.
-Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник радостный. По обычаю, по- старинному посиделками называется. - А вы знаете, что такое посиделки? Педагог рассказывает детям о том, что такое посиделки У каждого народа есть традиции. Традиция – это то, что передается от одного поколения к другому. Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. А в старые времена был такой обычай у русских людей - долгими зимними вечерами собирался народ на посиделки, где пряли, вязали, вышивали, обязательно пели любимые песни, частушки, дразнилки, шутки-прибаутки, рассказывали друг другу потешки. Так веселей было трудиться, быстрее и незаметнее проходил вечер, да и работа спорилась. Издавна ведётся: «Веселье и труд рядом живут». Вот такие были правила и традиции у русского народа. Вот и мы будем праздник начинать, будем веселиться, шутить, играть! Кирилл: Как у нашего соседа весела была беседа, А у нас на весь двор еще лучше разговор! Хозяйка: А разговор можно вести и на музыкальных инструментах. А на каких – сами скажете (с имитацией движений) Хозяйка: Утки играли Дети: В дудки! Кошки … В ложки! Тараканы… В барабаны! Кукушки …В колотушки! А веселые скворцы …Заиграли в бубенцы! Играют, играют всех потешают. | Входят дети, одетые в русские народные костюмы и встают в круг. Отвечают (здравствуйте, привет, доброе утро). (дети берут каравай на рушнике и обращаются к гостям) -Примите соль, примите хлеб, Живите долго и без бед. Выслушивают педагога, садятся на стульчики.
Дети изображают инструменты. | |||
2. Небылицы. | ||||
Продолжать формировать знания детей о русском устном народном творчестве в небылицах. (Познавательное развитие) Активизировать словарь детей. (Речевое развитие) | Воспитатель: -Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.- А вот вам наши небылицы! Хозяйка: А сейчас мы вам расскажем в лицах веселые небылицы. Хозяйка: - Федул, что губы надул? Наиль - Кафтан прожег! - Можно зашить. - Да иглы нет! - А велика ли дыра-то? - Один ворот остался. Воспитатель: Cидит ёжик на берёзе? Ну, друзья, вы насмешили, Распотешили! Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках. | Дети рассказывают: НЕБЫЛИЦЫ. 1Чепуха, чепуха, Это просто враки ! Куры съели петуха, - Говорят собаки. 2. Между небом и землей Поросенок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. 3 Сидит ежик на березе – Новая рубашечка, На головке сапожок, На ноге фуражечка. | Сформированы знания о небылицах. | |
Деятельностный этап | Развивать творческие способности, логическое мышление и воображение («Познавательное развитие») Активизировать словарный запас («Речевое развитие»)
| 3.Игровое задание «Бывает – не бывает» ( с ложками) | Сформирован навык мышления и внимания. | |
-Ребята, а вы знаете, что на свете бывает, а чего нет. Давайте я проверю. Посмотрите, у меня есть расписная ложка -Хочу поиграть с вами игру: «Бывает – не бывает», да проверить вашу смекалку. Ведь посиделки не обходились без веселья и смеха! Если это бывает - то вы стучите ложками, а если не бывает – то молчите. Волк на дереве сидит. В кастрюле чашки варятся. Бабушка сказки говорит. Мальчики по утрам умываются Снег летом падает. Есть в книжках картинки. Кошка по крышам гуляет. Бывают зимою снежинки Бывает озеро из молока. Киндеры растут на грядке. Плывут по небу облака Вам понравились загадки? | Встают возле стульчиков, берут ложки Слушают стих и стучат или молчат
| |||
Развивать умение выполнять движения в соответствии со словами(«Физическое развитие») Активизировать словарный запас («Речевое развитие») | 4 .Игровое упражнение «У бабушки Маланьи» | Сформировано умение выполнять движения со словами. Активизирован словарный запас. | ||
Педагог сообщает детям, что русский народ всегда любил повеселиться. Во все времена наши прадедушки и прабабушки играли в разные игры. Вот и мы с вами вспомним народную игру «У бабушки Маланьи». «У Маланьи, у старушки, Жили в маленькой избушке Семь сыновей, семь дочерей, Все без бровей, С вот такими вот носами, С вот такими бородами, Все они сидели, ничего не ели, Делали вот так…»
| Дети встают в круг и выполняют движения согласно тексту. | |||
Продолжать знакомить детей с русскими обычаями. («Познавательное развитие») Развивать навыки двигательной активности, моторики рук(«Физическое развитие»). | 5. Игры «Смотай нитки в клубок», «Перевези девицу» | Сформировано умение наматывать нитки в клубок
Сформированы двигательные навыки | ||
Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы играли , мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать. Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите, Свое уменье покажите! А мы посмотрим кто быстрее. Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы мотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование. Ведущий: А сейчас, добры молодцы, покажите ловкость да быстроту в езде на «коне». Игра «Перевези девицу». Участники игры делятся на две команды. В каждой команде по 1девочки и одному мальчику. Два мальчика казака садятся на «коней» (Конь – «голова», вырезанная из фанеры, уздечка, прикреплены к палочке.) и перевозят по одной девочки с одного края комнаты на другой край. Выигрывает та команда, которая перевезёт быстрей всех участников команды. |
Играют в игру. Мальчики держат нитки, девочки сматывают нитки в клубок. Выполняют действия , про которые говорит хозяйка. | |||
6 .Сказки | ||||
Продолжать формировать знания детей о русском устном народном творчестве в докучных сказках. (Познавательное развитие) Развивать творческие способности, навыки актерского мастерства. ( | Хозяйка: - Хорошо поиграли А ещё на посиделках рассказывали сказки. - Приходил дед Овёс, он и сказку унёс. -В речке щука да елец, вот и сказочке конец. Хозяюшка: А кто ещё расскажет сказку? |
.: Жил-был Егор, у Егора был двор, на дворе стоял кол, На колу висела мочала, начинай сказку сначала. -Жили-были два павлина. Вот и сказке середина! - Жили-были два гуся. Вот и сказка вся! - Жил-был царь Ватута. И вся сказка тута! | Сформировано умение рассказывать сказки. | |
Продолжать знакомство с традициями русского народа («Познавательное развитие»)
Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (Социально-коммуникативное развитие) Активизировать словарный запас («Речевое развитие») | 7.Социоигра. «Гадание» |
Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка со сверстниками. Активирован словарный запас. | ||
. Хозяйка: В такие вечера люди гадали. Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать. Проходите за стол, рассаживайтесь. Выключается свет, достается горшок с крупой в нем разные вещи спрятаны. Но правило такое. Мы по-очереди будем что-то доставать из горшочка и угадывать, что нас ждет в будущем. Хозяйка садится на стульчик по середине зала и говорит: «Горшочек с вершочек, Скажи нам, дружочек, Что сбудется, станется, Плохое пусть останется!» Вызывает детей по очереди, они достают один предмет Лента – к обновкам, купят вам много новых вещей, нарядов. Морковь, капуста – к здоровью, весь год болеть не будете.. Карандаш – к успехам в учёбе. Звоночек – весь год вас ждут только хорошие новости. Расчёска – весь год будете ходить опрятными и красивыми. Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.. Бусы – получите в этом году много подарков. Конфета – весь год сладости есть будете. Нитки – будете в этом году много путешествовать. Ну вот, будущее узнали. Видите, сколько хорошего нас ждет впереди, а я вам хочу еще пожелать добра и свое тепло передать. Рома, тебе передаю частичку тепла, кто мне хочет передать, кладите руку. Видите, сколько добра получилось |
Дети по- очереди достают из горшочка предметы
Ребенок кладет свою руку на руку воспитателя, остальные дети тоже кладут свои руки на руки воспитателя и ребенка. | |||
|
Продолжать формировать знания детей о русском устном народном творчестве в колядках. (Познавательное развитие) Развивать творческих способностей, певческие навыки, навыки актерского мастерства. (Художественно-эстетическое развитие) | 8. Колядки | Развиваты творческие способности, певческие навыки, навыки актерского мастерства.
| |
( Шум, звук колокольчиков, кричат: - Коляда пришла! Отворяй ворота!) Хозяйка: Колокольчики звенят – это гости к нам спешат - Кто там? Ряженые -Колядовщики! Хозяйка: -Проходите, гости дорогие! Ряженые: - Добрый вечер тому, кто в этом дому! Хозяйка Марья: -Спасибо вам, что зашли в мой дом на Святки! Но просто так коляду не дам. Отгадайте-ка, загадки Загадки Марьи: Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце напекло, одеяло утекло. (Снег.) Кто без брёвен через реки мосты строит? (Мороз.) Хозяйка: Вот вам угощенье: Пряники, конфетки — Покушайте, детки! Ряженый: -Ребята, идем дальше колядовать.
| Заходят дети ряженые и поют колядки: 1й -Коляда, коляда, уродилась коляда накануне Рождества. 2-й-.Коляда пришла, нам забавы принесла! Кто даст пирога, тому рожь густа! Отгадывают загадки. | |||
Рефлексия. | ||||
Заключительный этап. | Хозяйка: : Каждый из вас большой молодец! Тут и посиделкам конец! Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.
Понравилось вам у меня на посиделках. А что больше всего понравилось вы мне покажете? Возьмите смайлик и положите в корзину, что больше всего понравилось. | Высказывают свое эмоциональное отношение к занятию. Отвечают на вопросы. | Дети выражают свое эмоциональное отношение словами и с помощью расположения определенных деталей (предметов) на фланелеграфе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятие по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в лес"
Методическая разработка...
Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности. Название: «В поиске солнечных лучиков» Форма: Игра-путешествиеТема: «Весн...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности с мультимедийной презентацией Чтение художественной литературы: Сказка С. Аксакова. « Аленький цветочек».
ФИ.О. автора(полностью)Рафикова Эльмира ТихфятовнаТочное название образовательного учрежденияСтруктурное подразделение, государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области ср...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Название: «Этот загадочный Космос» Тема: «Космос»Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.Возраст детей: старший дошкольный возраст...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Название: « По дорожкам радуги» Форма: Игра-заданиеОбразовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.Возраст детей: старший дошкольный возраст...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности группе
Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения....