Народные традиции и обычаи, как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Владимирова Жанна Валерьевна

Данная статья посвящена приобщению детей к русской народной культуре. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Владимирова Жанна Валерьевна,

 воспитатель МБДОУ «Детский сад №184

«Калейдоскоп» г.Чебоксары

Народные традиции и обычаи, как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: Данная статья посвящена приобщению детей к русской народной культуре. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру.

Ключевые слова: народное творчество, нравственное воспитание, народная культура, народные традиции, народные игры, праздник, дети, сказка, Родина, любовь к Родине.

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью — подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества. Социальное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, их присвоения и сотворения.

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы воспитания творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств нравственного воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер.

В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Нынешние исследования раскрывают различные аспекты приобщение детей к народной культуре через использование народного декоративно-прикладного искусства и фольклорных творений в художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Т.Я Шпикалова, А.П. Усова и др.), приобщение детей к культурным ценностям, как основы развития их творчества (Е.Н. Дмитриева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Е.А. Флёрина и др.).

Одной из серьезных проблем нашего времени является непринятие подрастающим поколением отечественной культуры, общественно исторического опыта предшественников. В обществе все более заметной становится потеря традиционного российского нравственного сознания.

Многие исследователи молодежной среды отмечают недостаточную сформированность нравственной позиции юношества, подчеркивают, что в ситуации кризисного социума, когда не найдены четкие нравственно духовные воспитательные идеалы, это проявляется с большей очевидностью.

Нравственно-патриотическое воспитание является важной стороной развития личности ребенка. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с культурой, традициями и прошлым страны, прививать любовь к своей Родине и своему народу. Народная культура учит любить родную землю, относиться к ней с уважением, постигать всю красоту природы, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Отсюда и зарождается понятие народных традиций. Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Приобщение дошкольников к народной культуре является важной частью нравственного воспитания, поскольку развитие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Лучше всего дети начинают понимать прошлое, погружаясь в него, совершая как бы мысленное путешествие в прошлое. Работу по этой теме, мы с детьми, начали с создания в группе уголка народного творчества. К детям нужно подходить с самым простым и доступным для него. Поэтому в нашем уголке народного творчества нашли свое место предметы быта выполненные в технике папье - маше, расписанные под Хохлому и Гжель. Приобщая детей к культурным традициям своего народа, используются разные формы работы, одной из них является знакомство с народной игрушкой. Совместно с детьми  слепили глиняную игрушку- птичку по мотивам дымковской игрушки. Дети воображали себя настоящими скульпторами. После высыхания покрыли фигурки белой гуашью. И, наконец, наступил самый долгожданный момент, простую фигурку дети превратили в нарядную, яркую, расписную, веселую дымковскую игрушку. Нарисовали «Хохломскую роспись — ложку» в традиционном российском стиле, используя обычный набор гуашевых красок. Дети очень гордились своими поделками и поделками друзей.

Среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Игра- самый доступный, самый простой вид деятельности. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Ни один праздник не проходил без игр, в игровых действиях участвовали все, и стар, и мал. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Очень важно вызвать и развивать у детей интерес к обычаям и традициям родной культуры, ко всему тому, что было интересно и важно нашим предкам. Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Одновременно он носит образовательную функцию.

Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. При подготовке к этим мероприятиям дети получают много интересной информации о культуре своих предков. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников.

Мы вместе с детьми исследуем особенности каждого народного праздника. И стараемся установить его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских музыкальных инструментах.

Работа по знакомству детей с обрядовыми праздниками у нас проходит в тесном контакте с музыкальным руководителем Толстовым Петром Васильевичем, который ведёт целенаправленную работу по знакомству с фольклором, разучивая с детьми песни, частушки, танцы. У нас регулярно проводятся утренники, праздники, развлечения, на которых звучат песни, разучиваются народные игры, дети читают стихи о Родине, о красоте её природы, о любви к ней . Ребят дошкольного возраста знакомим с народными инструментами, такими как дудка, трещотка, гусли, гармонь, балалайка. Знакомство с этими инструментами, исполнение под аккомпанемент песен, плясок способствует музыкальному развитию детей.

Также в русские народные традиции входит русский народный фольклор. В работе с детьми я широко использую все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Один из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый моими дошкольниками – сказки. У русского народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра. Сказки учат детей справедливости, честности, благородству, поэтому они больше чем другие жанры используются в работе с детьми дошкольного возраста. Знакомя детей с той или иной сказкой, важно не только доставить им радость, но и довести до их сознания главную идею произведения, научить оценивать поступки героев. Большое значение в правильном восприятии того или иного произведения детьми имеют иллюстрации. Для обогащения словарного запаса и усвоения детьми слов, характеризующих народную речь, важно показать красочные иллюстрации к сказкам, подчеркивая при этом национальный колорит предметов быта, одежду, обстановку, в которой действуют герои.

Впечатления, полученные от сказок, дети отражают в играх, рисунках. И значительно обогащается речь детей. Развитие речи - есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому мы отбираем литературные произведения по нравственным критериям.

В повседневной жизни мы часто обращаемся к сказке, как «методическому приёму» народной педагогики. Мы создали Дом сказок «Жили – были…». Не секрет, что для детей дошкольного возраста слушание сказки – любимое занятие. Свою задачу я вижу в том, чтобы через сказки познакомить детей с традициями и обычаями русского народа, дать детям почувствовать причастность к родной культуре, разбудить детское любопытство и воображение. Основная форма работы – театрализованная экскурсия – путешествие по сказкам, в которой и дети, и воспитатель – сказочные герои. В нашем Доме сказок есть всё для такого интересного путешествия.

В старшем возрасте происходит ознакомление детей с пословицами и поговорками, которые называют фундаментом народного творчества. Я считаю что, пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, как нужно вести себя порядочному, доброму, любящему свою семью, своё отечество человеку, а что недостойно настоящего гражданина.

Так же в группе имеется дидактические игры, по мотивам народного творчества для детей старшего дошкольного возраста. Есть пособия созданные своими руками: д/и «Собери узор», д/и «Собери сказку», «Найди пару». Цель этих игр закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках; развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Не менее важным условием для приобщения дошкольников к народной культуре является тесная взаимосвязь с родителями. Я считаю, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах нравственного воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремятся удивить родных, с удовольствием и интересом делятся новыми впечатлениями дома.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности МБДОУ «Детский сад 184 «Калейдоскоп» г. Чебоксары уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей.

Список использованной литературы:

1. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. –2011. – № 4. – С. 33-37.

2. Ельцова О.М. Воспитание дошкольников в духе русских народных традиций. – М.:  Издательство Сфера, 2019 г.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. - СПб., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Презентация на тему: "Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"....

План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

Перспективный план "Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Предлагаемый перспективный план представляет интеграцию детской деятельности на основе ознакомления с произведениями художественной литературы. Интегративный подход напрвлен на формирование  нрав...

Русские народные сказки - средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно....