Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
методическая разработка на тему
Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samobr_16-17gg.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Метлина Галина Анатольевна
Воспитатель старшей группы
«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов».
Сентябрь 2016 год
(Начало изучения темы)
Май 2017 год
(Окончание изучения темы)
п. Пруды 2016 год
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога: Метлина Галина Анатольевна
Дата рождения 06.04.1964г.
Стаж работы в должности 13 лет
Общий стаж 31 год
Образование: среднее специальное
Кировский политехнический техникум 1984г.
Квалификационная категория:
техник-технолог
1984 год
приказа о присвоении № 13544_ЕТ№451415
Профессиональная переподготовка
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
По программе «Дошкольное образование»
Образование: среднее-профессиональное
Приказ о присвоении №796 НПП № 001366
2015 год
Курсы повышения квалификации за последние три года:
«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО» ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» 2014г.
Награждения:
2012г. Грамота МБДОУ дет. сад Буратино п. Пруды Приказ №17 от 01.11.2012г. За участие в смотре-конкурсе готовности группы к новому 2012-2013 учебному году.
2013г. Сертификат ИДЦ Управления образования и молодёжной политики Администрации Краснобаковского района за предоставление опыта работы по теме: « Формирование сенсорных представлений в игровой деятельности детей раннего возраста». Форма предоставления: открытый педагогический процесс на заседании РМО воспитателей групп детей раннего возраста (Протокол №3 от 20.02.2013г.)
2014г. Сертификат ИДЦ Управления образования и молодёжной политики Администрации Краснобаковского района за предоставление опыта работы по теме: « Русский народный фольклор». (из опыта работы) Форма предоставления: сообщение на заседании РМО воспитателей групп детей раннего возраста (протокол № 3 от 20. 02. 2014г.)
2014г. Грамота МАДОУ дет. сад «Буратино» п. Пруды. За участие в смотре-конкурсе «Огород на окне» Приказ № 8 от 26.05.2014г.
2014г. Почётная грамота МАДОУ дет. сад «Буратино» п. Пруды «за творческий поиск, инициативность, активное участие в методическом объединении воспитателей групп детей раннего возраста» Приказ № 8 от 26.05.2014г.
2014г. Почётная грамота МАДОУ дет. сад «Буратино» п. Пруды за 1 место в смотре – конкурсе «Лучшая площадка МАДОУ»_ Приказ № 40 от 25.09.2014г.
2014г. Почётная грамота Управление образования и молодёжной политики Администрации Краснобаковского района «За многолетний и добросовестный труд в деле воспитания и образования подрастающего поколения» Приказ № 101 от 19.09.2014г.
2014г. Грамота МАДОУ дет. сад «Буратино» п. Пруды «За активное участие в смотре – конкурсе «Лучший уголок физкультуры» Приказ № 45 от 19.12.2014г.
2014г. Грамота МАДОУ дет. сад «Буратино» п. Пруды «За активное участие в смотре конкурсе «Готовность групп к новому учебному году!»
2015г. Грамота Управление образования и молодёжной политики Администрации Краснобаковского района «За 3место в номинации «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха» в районном конкурсе творческая методическая разработка, посвящённая 70 летию со дня победы» Приказ №93 от 26.03.2015г
2015г. Благодарственное письмо МАДОУ дет. сад «Буратино» п. Пруды «За высокую работоспособность, активное участие в районных конкурсах» Приказ №11 от 09.06.2015г
2015 г. Благодарность Управление образования и молодёжной политики Администрации Краснобаковского района «за участие в районных педагогических чтениях по теме «Роль литературы и краеведения в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения» и активную позицию в воспитании подрастающего поколения» Приказ №366 от 27.11.2015 г.
2016 г. Сертификат
….
План работы по самообразованию воспитателя старшей группы
Метлиной Галины Анатольевны на тему: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов»
на 2016-2017 учебный год
Актуальность
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов».
Цель – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.
Методы исследования
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов;
- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).
- анкетирование и беседа с родителями.
Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.
Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявление особенностей нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- разработка диагностических методов и игровых тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.
Новизна опыта.
Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.
В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка), переходим к сочинению сказок.
Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.
Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:
-знакомство с содержанием сказки;
- вовлечение детей в деятельность;
- инсценировка сказки
Методы ознакомления со сказкой:
- чтение воспитателя;
- рассказывание;
- дидактические игры;
- литературные викторины
Приемы формирования восприятия сказки:
-выразительность чтения;
- повторность чтения;
-выборочность чтения;
- драматизация и театрализация сказки;
-просмотр иллюстраций
Этапы работы со сказкой
- Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:
- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
- готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно-методическая обеспеченность.
План реализации образовательного проекта
Длительность работы над опытом 1 год, осуществляется в три этапа.
1этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2016г).
Цель: создание условий для проведения эксперимента.
Тематика мероприятий (цель) | Форма проведения | Дата (месяц) |
Ознакомление с нравственными качествами дошкольников. | Наблюдение | Сентябрь |
Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки. | Изучение педагогической, психологической и методической литературы | Октябрь |
Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. | Изучение и подбор литературы | Октябрь |
Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. | Составление конспектов НОД; праздников, театральных представлений, оформление папок-передвижок; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами | октябрь |
2этап – практический (ноябрь 2016г. – апрель 2017г.)
1 блок - работа с детьми
Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказотерапию,
беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи,
просмотра мультфильмов.
Тематика мероприятий (цель) | Форма проведения | Дата (месяц) |
«Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств). | Составление списка добрых дел «Мои добрые дела» | Ноябрь 2016 |
«Мир не без добрых людей» (цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым). | Чтение и обсуждение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Ноябрь 2016 |
«Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость) | НОД с фрагментами сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка» | Декабрь 2016 |
«Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственных качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела). | Беседа, инсценировка | Январь 2017 |
«Сказочный денёк» (цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям). | НОД с участием сказочного персонажа | Январь 2017 |
«Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты». | Папки-передвижки | Февраль 2017 |
«Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки). | Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?» | Февлаль 2017 |
«Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»). | Праздник с участием сказочного персонажа | Март 2017 |
«Добрый гном» (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок). | Выставка детских рисунков | Март 2017 |
«Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников). | Театрализованное представление сказки «Золущка»
| Апрель 2017 |
2 блок - работа с родителями
«Как воспитывать ребенка добрым?» | Консультация | Сентябрь |
«Воспитывать доброту! (цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому). | Выступление на родительском собрании | Октябрь |
«Роль книги в нравственном воспитании детей» | Консультация | Январь |
Поговорим о нравственности «Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!» | Групповое родительское собрание. Праздник, посвящённый мамам с участием сказочного персонажа | Февраль Март |
3 блок - работа с педагогами
Распространение передового педагогического опыта работы | Презентация | Май 2017 |
Выступление на педагогическом совете | Доклад | Май 2017 |
3 этап – завершающий (май 2017г.)
Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Тематика мероприятий (цель) | Форма проведения | Дата (месяц) |
Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок. | Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников | май 2017г. |
Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам. | Выступление на педсовете о проделанной работе | Май 2017г. |
Список литературы
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.
3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.
4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - с.185
- .Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. - М.: Владос, 2004. - 142 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.
11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.
12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.
13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /
С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.
14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.
16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.
17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.: Изд-во Москва ,2004.
18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
- Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.
- Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок».
Сказка является мощным средством , помогающим формировать моральные качества ребенка....
«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказк...
самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...
план работы по самообразованию " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Данная тема мною выбрана для изучения влияния русских народных сказок на нравственное воспитание детей старшег...