Образовательный проект «Фольклор коми народа для малышей»
проект (младшая группа)
В раннем младшем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения фольклора, формированию понимания его основного содержания. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений - колыбельных, а затем и других форм устного народного творчества (потешки, прибаутки, небылицы). |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты
«Челядьöс 65 №-а видзанiни «Бусинка» школаöдз велöдан
муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ФОЛЬКЛОР КОМИ НАРОДА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Куприянова О.В., воспитатель
высшей кв. категории;
г. Воркута
2023 г.
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Структура | Содержание |
Тема | «Фольклор коми народа для малышей» |
Адресация проекта | дети первой младшей группы, их родители |
Руководитель проекта | Куприянова Ольга Владимировна |
Участники проекта | Воспитатели и дети первой младшей группы, родители воспитанников |
Возраст воспитанников | 2-3 года |
Особенности проекта | по характеру создаваемого продукта: творческий, информационный по количеству создателей: индивидуальный по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой по продолжительности: краткосрочный по профилю знаний: межпредметный по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения |
Цель проекта | Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям, к разным видам национальной культуры народа Коми. |
Задачи проекта |
|
Формы работы по реализации проекта |
|
Ресурсы проекта | Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
Требования к уровню подготовленности педагогов: Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог, обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагога – систематизация работы по разрабатываемой теме. Продукты деятельности педагога:
Результат деятельности детей:
Продукты совместной деятельности детей и родителей: творческие работы «Иллюстрации к потешкам» Совместный продукт: Альбом «Потешки и песенки коми народа» |
Аннотация | В раннем младшем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения фольклора, формированию понимания его основного содержания. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений - колыбельных, а затем и других форм устного народного творчества (потешки, прибаутки, небылицы). Фольклор призван выполнять задачи нравственного, эстетического и экологического воспитания, побуждать любовь к родному краю, родной стране, к ее природе, к людям, развивать чувство прекрасного. Детский фольклор коми народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен загадками, прибаутками, закличками, считалками, приговорками, а так же играми и сказками. Поэтому мы в своей работе используем элементы устного народного творчества коми народа, в которых отражаются жизнь животных, насекомых, явления природы. В доступной форме показываем детям, что все в природе находится в определенной связи, зависимости. Начиная с ранних лет, ребенок вступает в непосредственный контакт с природой, с животным миром. Его внимание привлекают жучки, паучки, гусеницы, улитки и другая живность. С ними ребенку хочется поговорить, пообщаться. Помогают им в этом приговорки. Приговорки – это стихотворные обращения детей к животному миру: к насекомым. К приговоркам близки по значению заклички. Заклички – это стихотворные обращения детей к различным явлениям природы: к солнцу, дождю, тучам, радуге. Рифма здесь не обязательна. Заклички привлекают внимание детей легкостью запоминания и звучными словосочетаниями. Они связаны с определенным временем года, погодой, праздниками, со всем укладом жизни. Фольклор неизменно эмоционален и всегда заключает в себе лучшие черты своего народа, его бережного отношения к окружающему миру. Невозможно представить воспитание подрастающего поколения без знания своего народного творчества. Всё это поможет сформировать полноценную личность, любящую свой дом, родной край. |
Этапы работы над проектом | I этап -Погружение в проект. 1) выбор направления работы - определение темы, цели; 2) определение системы задач; 3) создание методической базы. II этап -Организация деятельности. 1) разработка планов работы с детьми и родителями; 2) накопление ресурсов; 3) координация действий участников проекта. III этап – Осуществление деятельности.
IV этап – Оформление. 1)оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план; конспекты непосредственной образовательной деятельности; пополнение патриотического уголка в группе; дидактические разработки; оформление уголка для родителей; 2) выставка творческих работ «Иллюстрации к потешкам». V этап – Презентация. 1) окончательное оформление проекта; 2) презентация на уровне МБДОУ. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии, овладении навыками правильной речи; воспитании у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Великая культура коми народа складывалась тысячелетиями. Она имеет изобилие своих обычаев, традиций и обрядов. А каждый народ существует, пока живет его родной язык. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов - дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры.
Необходимость создания и реализации проекта «Фольклор коми народа для малышей» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта: Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям, к разным видам национальной культуры народа Коми.
Задачи проекта:
1. Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях и народных традициях средствами коми народного фольклора.
2. Познакомить детей с фольклором коми народа, помочь им понять содержание, вызвать желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни.
3. Расширить и активизировать словарь детей.
Работа по реализации проекта.
1 этап (постановка проблемы):
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный).
Были разработаны перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности, конспекты непосредственной образовательной деятельности.
Педагогами был подобран наглядный материал:
1. Картотека коми фольклора и коми народных игр.
2. Иллюстративный, наглядный, дидактический материал, атрибуты к народным играм.
3. Методические рекомендации для родительского уголка по использованию коми фольклора и коми народных игр в домашних условиях.
3 этап (основной).
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта согласно перспективному плану.
4 этап (оформление проекта):
-педагоги: перспективный план, картотека коми фольклора и коми народных игр, рекомендации для родителей; альбом «Потешки и песенки коми народа»
-дети и родители: выставка творческих работ «Иллюстрации к потешкам»
5 этап (заключительный).
На заключительном V этапе выступила с презентацией проекта для коллег.
Вывод. Таким образом, в результате проектной деятельности дети познакомились с устным народным творчеством (потешками, прибаутками) и играми коми народа.
Дети стали чаще применять потешки в игровой деятельности и использовать другие малые фольклорные формы при общении в различных режимных моментах.
Педагогов группы заинтересовал процесс развития речи детей детей средствами фольклора коми народа.
Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63 «Северяночка» г. Воркуты
«Челядьöс 63 №-а видзанiн «Северяночка» школаöдз велöдан
муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к
МБДОУ «Детский сад № 63» г. Воркуты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Куприянова О.В., воспитатель
высшей кв. категории;
г. Воркута
2023 г.
Дата | Совместная деятельность с детьми | Задачи |
Понедельник | Словесная игра «Сорока - белобока» Знакомство с колыбелью (люлькой) - рассматривание. Знакомство с колыбельной «Баю- бай, баю-бай, поскорее засыпай» | Познакомить детей с потешкой и пальчиковой игрой. Воспитывать интерес к устному народному творчеству коми народа. Стимулировать подражание речи взрослого человека |
Вторник | Знакомство с потешкой «Конь» Разучивание пестушки «Вставай, Митенька!» | Познакомить детей с новой потешкой Формировать умение отвечать на простейшие вопросы. Приучать детей к слушанию народных потешек. Развивать способность слушать потешки и эмоционально реагировать на их содержание. |
Подвижная игра «Маленький воробушек» | Развивать умение детей управлять своим телом, способствовать речевому развитию | |
Среда | Разучивание потешки «Заюшка». Художественное творчество (лепка). Тема «Заюшка». | Развитие познавательных интересов у детей. Развитие речи у детей, как средства общения. Формировать умение лепить из пластилина зайчика Воспитание бережного отношения к животным. |
Четверг | Чтение потешки «Спи, Машенька». Подвижная игра «Медведь - бабушка» | Познакомить с потешкой «Спи, Машенька». Развивать умение ориентироваться в пространстве, бегать, не наталкиваясь друг на друга |
Пятница | Разучивание потешки «Чив – чив, воробей» Художественное творчество (рисование). Тема «Воробушек». | Побуждать детей повторять несложные фразы и отвечать на вопросы, упражняя детей в звукоподражании. Формировать умение раскрашивать, не выходя за контуры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Фольклор – душа народа»
Фольклор народов – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа являет...
Проект « Быт коми народа»
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу...
Использование фольклора коми народа в развитии речевой активности
Одним из важнейших условий формирования подрастающего поколения выступает этнокультурное воспитание.Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируема...
Проект: «Фольклор русского народа в развитии детей раннего возраста"
Русское народное творчество в воспитании детей раннего возраста. Работа по программе воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал&raq...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Подвижные игры народов Поволжья как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отн...
Образовательный проект "Устное народное творчество и фольклор Коми народа" по теме "Пера- Богатырь"
Одной из эффективных форм воспитательно- образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельностьв ДОУ - это прежде всего сотдудничество,в которое вовлекаются дет...
Творческий проект "Фольклор - душа народа"
Проект для расширения кругозора детей и воспитания уважения к русской народной культуре....