Образовательный проект «Фольклор коми народа для малышей»
проект (младшая группа)

Куприянова Ольга Владимировна

В раннем  младшем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения фольклора, формированию понимания его основного содержания.

 Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений - колыбельных, а затем и других форм устного народного творчества (потешки, прибаутки, небылицы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты

 «Челядьöс 65 №-а видзанiни «Бусинка» школаöдз велöдан

  муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ФОЛЬКЛОР КОМИ НАРОДА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Куприянова О.В., воспитатель

высшей кв. категории;

г. Воркута

2023 г.

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Структура

Содержание

Тема

«Фольклор коми народа для малышей»

Адресация проекта

дети первой младшей группы, их родители

Руководитель проекта

Куприянова Ольга Владимировна

Участники проекта

Воспитатели и дети первой младшей группы, родители воспитанников

Возраст воспитанников

2-3 года

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта: творческий, информационный

по количеству создателей: индивидуальный

по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой

по продолжительности: краткосрочный

по профилю знаний: межпредметный

по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям, к разным видам национальной культуры народа Коми.

Задачи проекта

  1. Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях и народных традициях средствами коми народного фольклора.
  2. Познакомить детей с фольклором коми народа, помочь им понять содержание, вызвать желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни.
  3. Расширить и активизировать словарь детей.

Формы работы по реализации проекта

  • НОД;
  • чтение;
  • беседа;
  • прослушивание потешек, прибауток, закличек, колыбельных
  • игра;
  • драматизация;
  • выполнение творческих работ;
  • тематическое мероприятие.

Ресурсы проекта

Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

  1. Картотека коми фольклора и коми народных игр.
  2. Иллюстративный, наглядный, дидактический материал, атрибуты к народным играм.
  3. Методические рекомендации для родительского уголка по использованию коми фольклора и коми народных игр в домашних условиях.

Требования к уровню подготовленности педагогов: Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог, обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

       Результат деятельности педагога – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагога:

  • перспективный план;
  • конспекты непосредственной образовательной деятельности;
  • пополнение патриотического уголка картотеками коми фольклора и коми народных игр.
  • дидактические разработки;  
  • оформление уголка для родителей  «Фольклор народа коми», папок передвижек, буклетов, рубрики «Учите с нами»

Результат деятельности детей:

  • Использование детьми  в активной речи  потешек, колыбельных коми народа.
  • Развитие диалогической и монологической речи детей.

Продукты совместной деятельности детей и родителей:

творческие работы «Иллюстрации к потешкам»

Совместный продукт:

Альбом «Потешки и песенки коми народа»

Аннотация

В раннем  младшем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения фольклора, формированию понимания его основного содержания.

 Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений - колыбельных, а затем и других форм устного народного творчества (потешки, прибаутки, небылицы).

Фольклор призван выполнять задачи нравственного, эстетического и экологического воспитания, побуждать любовь к родному краю, родной стране, к ее природе, к людям, развивать чувство прекрасного. Детский фольклор коми народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен загадками, прибаутками, закличками, считалками, приговорками, а так же играми и сказками. Поэтому мы в своей работе используем элементы устного народного творчества коми народа, в которых отражаются жизнь животных, насекомых, явления природы. В доступной форме показываем детям, что все в природе находится в определенной связи, зависимости.

Начиная с ранних лет, ребенок вступает в непосредственный контакт с природой, с животным миром. Его внимание привлекают жучки, паучки, гусеницы, улитки и другая живность. С ними ребенку хочется поговорить, пообщаться. Помогают им в этом приговорки. Приговорки – это стихотворные обращения детей к животному миру: к насекомым.

К приговоркам близки по значению заклички. Заклички – это стихотворные обращения детей к различным явлениям природы: к солнцу, дождю, тучам, радуге. Рифма здесь не обязательна. Заклички привлекают внимание детей легкостью запоминания и звучными словосочетаниями. Они связаны с определенным временем года, погодой, праздниками, со всем укладом жизни.

Фольклор неизменно эмоционален и всегда заключает в себе лучшие черты своего народа, его бережного отношения к окружающему миру.

Невозможно представить воспитание подрастающего поколения без знания своего народного творчества. Всё это поможет сформировать полноценную личность, любящую свой дом, родной край.

Этапы работы над проектом

I этап  -Погружение в проект.

1) выбор направления работы - определение темы, цели;

2) определение системы задач;

3) создание методической базы.

II этап  -Организация деятельности.

1) разработка планов работы с детьми и родителями;

2) накопление ресурсов;

3) координация действий участников проекта.

III этап – Осуществление деятельности.

  1. реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
  2. проведение цикла тематических занятий познавательной сферы;
  3. художественно-продуктивная, игровая и самостоятельная  деятельность детей;
  4. оформление выставок творческих работ детей;
  5. работа с родителями детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком);
  6.  итог, анализ работы.

IV этап – Оформление.

1)оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план; конспекты непосредственной образовательной деятельности; пополнение патриотического уголка в группе; дидактические разработки; оформление уголка для родителей;

2) выставка творческих  работ «Иллюстрации к потешкам».

V этап – Презентация.

1) окончательное оформление проекта;

2) презентация на уровне МБДОУ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии, овладении навыками правильной речи; воспитании у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Великая культура коми народа складывалась тысячелетиями. Она имеет изобилие своих обычаев, традиций и обрядов. А каждый народ существует, пока живет его родной язык. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов - дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры.

Необходимость создания и реализации проекта «Фольклор коми народа для малышей» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Цель проекта: Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям, к разным видам национальной культуры народа Коми.

Задачи проекта:

1.        Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях и народных традициях средствами коми народного фольклора.

2.        Познакомить детей с фольклором коми народа, помочь им понять содержание, вызвать желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни.

3.        Расширить и активизировать словарь детей.

Работа по реализации проекта.

1 этап (постановка проблемы):

На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, составлен план взаимодействия с родителями.

2 этап (подготовительный).

Были разработаны перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности, конспекты непосредственной образовательной деятельности.

Педагогами был подобран наглядный материал:

1.        Картотека коми фольклора и коми народных игр.

2.        Иллюстративный, наглядный, дидактический материал, атрибуты к народным играм.

3.        Методические рекомендации для родительского уголка по использованию коми фольклора и коми народных игр в домашних условиях.

3 этап (основной).

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта согласно перспективному плану.

4 этап (оформление проекта):

-педагоги: перспективный план, картотека коми фольклора и коми народных игр, рекомендации для родителей; альбом «Потешки и песенки коми народа»

-дети и родители:  выставка творческих  работ «Иллюстрации к потешкам»

5 этап (заключительный).

На  заключительном V этапе выступила с презентацией проекта для коллег.

Вывод. Таким образом, в результате проектной деятельности дети познакомились с устным народным творчеством (потешками, прибаутками) и играми коми народа.

Дети стали чаще применять потешки в игровой деятельности и использовать другие малые фольклорные формы при общении в различных режимных моментах.

Педагогов группы заинтересовал процесс развития речи детей детей средствами фольклора коми народа.

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Северяночка» г. Воркуты

«Челядьöс 63 №-а видзанiн «Северяночка» школаöдз велöдан

муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к

МБДОУ «Детский сад № 63» г. Воркуты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Куприянова О.В., воспитатель

высшей кв. категории;

г. Воркута

2023 г.

      Дата

Совместная деятельность с детьми

Задачи

Понедельник

Словесная игра «Сорока - белобока»

Знакомство с колыбелью (люлькой) - рассматривание.

Знакомство с колыбельной «Баю- бай, баю-бай, поскорее засыпай»

Познакомить детей с потешкой и пальчиковой игрой.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству коми народа.

Стимулировать подражание речи взрослого человека

Вторник

Знакомство с потешкой «Конь»

Разучивание пестушки «Вставай, Митенька!»

Познакомить детей с новой потешкой

Формировать умение отвечать на простейшие вопросы.

Приучать детей к слушанию народных потешек.

Развивать способность слушать потешки  и эмоционально реагировать на их содержание.

Подвижная игра «Маленький воробушек»

Развивать умение детей управлять своим телом, способствовать речевому развитию

Среда

Разучивание потешки «Заюшка».

Художественное творчество (лепка). Тема «Заюшка».

Развитие познавательных интересов у детей.

Развитие речи у детей, как средства общения.

Формировать умение лепить из пластилина зайчика

Воспитание бережного отношения к животным.

Четверг

Чтение потешки «Спи, Машенька».

Подвижная игра «Медведь - бабушка»

Познакомить с потешкой «Спи, Машенька».

Развивать умение ориентироваться в пространстве, бегать, не наталкиваясь друг на друга

Пятница

Разучивание потешки «Чив – чив, воробей»

Художественное творчество (рисование). Тема «Воробушек».

Побуждать детей повторять несложные фразы и отвечать на вопросы, упражняя детей в звукоподражании.

Формировать умение раскрашивать, не выходя за контуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Фольклор – душа народа»

Фольклор народов  – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа являет...

Проект « Быт коми народа»

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу...

Использование фольклора коми народа в развитии речевой активности

Одним из важнейших условий формирования подрастающего поколения выступает этнокультурное воспитание.Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируема...

Проект: «Фольклор русского народа в развитии детей раннего возраста"

Русское народное творчество в воспитании детей раннего возраста. Работа по программе воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал&raq...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Подвижные игры народов Поволжья как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отн...

Образовательный проект "Устное народное творчество и фольклор Коми народа" по теме "Пера- Богатырь"

Одной из эффективных форм воспитательно- образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельностьв ДОУ - это прежде всего сотдудничество,в которое вовлекаются дет...

Творческий проект "Фольклор - душа народа"

Проект для расширения кругозора детей и воспитания уважения к русской народной культуре....