Использование фольклора коми народа в развитии речевой активности
учебно-методический материал на тему

Орлова Елена Ивановна

Одним из важнейших условий формирования подрастающего поколения выступает этнокультурное воспитание.Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_folklora_komi_naroda_v.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора коми народа в

развитии речевой активности

(методические рекомендации)

«Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев.

Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в ДОО. Одним из важнейших условий формирования подрастающего поколения выступает этнокультурное воспитание. Большое внимание данному направлению  уделяется  в нашей Республике Коми.

Одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.
В основе этого принципа лежат
идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.

Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

 Мы живем в Республике Коми, это наша малая Родина. Поэтому уже с дошкольного возраста мы должны прививать  детям любовь к малой Родине, воспитывать уважение, любовь, бережное отношение к родному краю, через ознакомление  детей с  жизнью и бытом коми народа, с  его национальными и культурными традициями,  с  коми языком. Устное коми народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков, речевой активности. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.

В  работе над  развитием речевой активности можно выделить  несколько направлений:

• Чтение коми народных сказок, рассматривания иллюстраций в книгах.

• Использование  коми фольклорных произведений в режимных моментах.

• Театрализация коми народных сказок куклами би-ба-бо, настольным и пальчиковым театром.

•  Продуктивная деятельность.

 Чтение коми народных сказок активизирует словарный запас, знакомит с новыми словами и словосочетаниями, развивает умение слушать, следить за развитием действий и сопереживать героям тех или иных произведений. Эмоционально откликаться на прочитанное, имитировать действия, передавать слова разных героев коми сказок, называть их героев по коми (Ема баба - баба-Яга, Ош – медведь, руч-Лиса и тд.).

 Попевки, приговорки, потешки –обогащают  чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. 
Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с бытом коми народа, домашними и дикими животными , с окружающим миром. 
          Потешки, считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – интегрируют знания и умения, которые дети получили на различных занятиях, создают условия для их творческого применения. У детей совершенствуется речь, пополняется словарный запас слов коми языка, звуковая культура, образность. Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников культуры речи в широком смысле слова. Через коми фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.

Для успешной  работы по использованию коми фольклора в развитии речи детей педагогам необходимо:

  • Пополнять группу дидактическим материалом по развитию речи с использованием коми фольклора: (разрезные картинки с изображением диких и домашних животных, посуды, одежды, овощей и др.).
  • Оформить картотеку фольклорных произведений (потешек, поговорок, загадок игр) с детьми дошкольного  возраста (Приложение).
  • Составить  тематический словарь распространенных слов  по коми языку (Приложение).
  • Разнообразить работу с родителями проведением совместных коми фольклорных развлечений для детей.

Задачи по использование фольклора коми народа в развитии речевой активности включены  в разные режимные моменты и во все образовательные области.

 ОО «Речевое развитие»:

  1. Чтение коми народной литературы:  «Лиса и заяц» («Руч и кöч»), «Восьминогая собака», «Пера-богатырь», «Руч да тури»,
     «Медвежьи няньки»«Как Пера – богатырь на войну ходил»«Лесной человек Яг – морт»«Про бедняка Момэта и богатого барина»«Царская милость»«Несговорчивый Петра»«Ёма и две сестры». Беседы по содержанию сказок и названию героев коми народных сказок. 
  2. Рассматривание иллюстраций, картин к сказкам. 
  3. Чтение  и разучивание коми потешек: «Кöч йöктö, йöктö», «Кекöнач», «Катша-катша, китш-котш»  (Приложение).
  4. Создание мини- музея с экспонатами, мобилизуя творческий потенциал всех сотрудников ДОУ и родителей воспитанников;
  5. Проведение работы по изучению с детьми Коми родного языка, традиций и обычаев народа.

 ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

  1. Слушание коми народных песен«Руй-Руй»«Вотысьой да вотысьой»«Мича нывъяс»«Коми му», и др.
  2. Разучивание коми народные песни«Руй-Руй»«Доли-шели»«Мича нывъяс»«Коми му», и др.
  3. Разучивание коми народных хороводов,танцев и игр. 
  4. Знакомство с коми народными музыкальными и шумовыми инструментами.
  5. Музыкально- дидактических игры  коми народа «Разрезные картинки»«Лото».
  6.  Отгадывание загадок (Приложение).
  7. Продуктивная  деятельность: лепка коми посуды; знакомство с элементами коми-орнамента, с названиями элементов коми-орнамента.
  8. Рисование коми орнамента на различных предметах (малица, рукавички, пимы и т.д.).

ОО «Познавательное развитие»: 

  1. Природа Коми, растительный и животный мир, традиции и быт народа коми.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Ознакомление детей с особенностями культуры коми народа, формирование представлений об этнической принадлежности.
  2. Посещение мини-музея детского сада, городского музея.
  3. Экскурсии в библиотеки города, в выставочный зал «Вортас» на выставки.

ОО   «Физическое развитие»:

  1.  Обыгрывание коми подвижных игр: «Мышь и угол» («Шыр да пельӧс»), «Медведь-бабушка» («Ошкӧ-бабӧ»), «Воробей» («Пышкай») и др. (Приложение).
  2. Обыгрывание хороводов коми игр.

Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют порой огромную роль в становлении личности.

Использованные материалы

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-priobschenie-detei-doshkolnogo-vozrasta-k-nacionalnym-i-kulturnym-tradicijam-komi.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение род...

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора...

Развлечение по развитию речевой активности детей с использованием фольклора в 1-ой младшей группе “В гости к бабушке”

Развлечение  "В гости к бабушке" направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры....

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора.

Перспективное планирование развития речевой активности детей группы раннего возраста...

Образовательный проект "Устное народное творчество и фольклор Коми народа" по теме "Пера- Богатырь"

Одной из эффективных форм воспитательно- образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельностьв ДОУ - это прежде всего сотдудничество,в которое вовлекаются дет...

«Эффективность использования технологии гибкого планирования в развитии речевой активности старших дошкольников»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ. Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Необходимым условием ра...