Использование фольклора коми народа в развитии речевой активности
учебно-методический материал на тему
Одним из важнейших условий формирования подрастающего поколения выступает этнокультурное воспитание.Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фольклора коми народа в
развитии речевой активности
(методические рекомендации)
«Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев.
Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в ДОО. Одним из важнейших условий формирования подрастающего поколения выступает этнокультурное воспитание. Большое внимание данному направлению уделяется в нашей Республике Коми.
Одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.
В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.
Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Мы живем в Республике Коми, это наша малая Родина. Поэтому уже с дошкольного возраста мы должны прививать детям любовь к малой Родине, воспитывать уважение, любовь, бережное отношение к родному краю, через ознакомление детей с жизнью и бытом коми народа, с его национальными и культурными традициями, с коми языком. Устное коми народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков, речевой активности. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.
В работе над развитием речевой активности можно выделить несколько направлений:
• Чтение коми народных сказок, рассматривания иллюстраций в книгах.
• Использование коми фольклорных произведений в режимных моментах.
• Театрализация коми народных сказок куклами би-ба-бо, настольным и пальчиковым театром.
• Продуктивная деятельность.
Чтение коми народных сказок активизирует словарный запас, знакомит с новыми словами и словосочетаниями, развивает умение слушать, следить за развитием действий и сопереживать героям тех или иных произведений. Эмоционально откликаться на прочитанное, имитировать действия, передавать слова разных героев коми сказок, называть их героев по коми (Ема баба - баба-Яга, Ош – медведь, руч-Лиса и тд.).
Попевки, приговорки, потешки –обогащают чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с бытом коми народа, домашними и дикими животными , с окружающим миром.
Потешки, считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – интегрируют знания и умения, которые дети получили на различных занятиях, создают условия для их творческого применения. У детей совершенствуется речь, пополняется словарный запас слов коми языка, звуковая культура, образность. Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников культуры речи в широком смысле слова. Через коми фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.
Для успешной работы по использованию коми фольклора в развитии речи детей педагогам необходимо:
- Пополнять группу дидактическим материалом по развитию речи с использованием коми фольклора: (разрезные картинки с изображением диких и домашних животных, посуды, одежды, овощей и др.).
- Оформить картотеку фольклорных произведений (потешек, поговорок, загадок игр) с детьми дошкольного возраста (Приложение).
- Составить тематический словарь распространенных слов по коми языку (Приложение).
- Разнообразить работу с родителями проведением совместных коми фольклорных развлечений для детей.
Задачи по использование фольклора коми народа в развитии речевой активности включены в разные режимные моменты и во все образовательные области.
ОО «Речевое развитие»:
- Чтение коми народной литературы: «Лиса и заяц» («Руч и кöч»), «Восьминогая собака», «Пера-богатырь», «Руч да тури»,
«Медвежьи няньки», «Как Пера – богатырь на войну ходил», «Лесной человек Яг – морт», «Про бедняка Момэта и богатого барина», «Царская милость», «Несговорчивый Петра», «Ёма и две сестры». Беседы по содержанию сказок и названию героев коми народных сказок. - Рассматривание иллюстраций, картин к сказкам.
- Чтение и разучивание коми потешек: «Кöч йöктö, йöктö», «Кекöнач», «Катша-катша, китш-котш» (Приложение).
- Создание мини- музея с экспонатами, мобилизуя творческий потенциал всех сотрудников ДОУ и родителей воспитанников;
- Проведение работы по изучению с детьми Коми родного языка, традиций и обычаев народа.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
- Слушание коми народных песен: «Руй-Руй», «Вотысьой да вотысьой», «Мича нывъяс», «Коми му», и др.
- Разучивание коми народные песни: «Руй-Руй», «Доли-шели», «Мича нывъяс», «Коми му», и др.
- Разучивание коми народных хороводов,танцев и игр.
- Знакомство с коми народными музыкальными и шумовыми инструментами.
- Музыкально- дидактических игры коми народа «Разрезные картинки»; «Лото».
- Отгадывание загадок (Приложение).
- Продуктивная деятельность: лепка коми посуды; знакомство с элементами коми-орнамента, с названиями элементов коми-орнамента.
- Рисование коми орнамента на различных предметах (малица, рукавички, пимы и т.д.).
ОО «Познавательное развитие»:
- Природа Коми, растительный и животный мир, традиции и быт народа коми.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Ознакомление детей с особенностями культуры коми народа, формирование представлений об этнической принадлежности.
- Посещение мини-музея детского сада, городского музея.
- Экскурсии в библиотеки города, в выставочный зал «Вортас» на выставки.
ОО «Физическое развитие»:
- Обыгрывание коми подвижных игр: «Мышь и угол» («Шыр да пельӧс»), «Медведь-бабушка» («Ошкӧ-бабӧ»), «Воробей» («Пышкай») и др. (Приложение).
- Обыгрывание хороводов коми игр.
Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют порой огромную роль в становлении личности.
Использованные материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/02/picture-566422-1680415941.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение род...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/12/picture-734976-1452595783.jpg)
Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора
Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/25/picture-773035-1458908329.jpg)
Развлечение по развитию речевой активности детей с использованием фольклора в 1-ой младшей группе “В гости к бабушке”
Развлечение "В гости к бабушке" направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/13/picture-910969-1492087337.jpg)
Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора.
Перспективное планирование развития речевой активности детей группы раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/30/picture-981297-1585569104.jpg)
Образовательный проект "Устное народное творчество и фольклор Коми народа" по теме "Пера- Богатырь"
Одной из эффективных форм воспитательно- образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельностьв ДОУ - это прежде всего сотдудничество,в которое вовлекаются дет...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-1262557-1644726059.jpg)
Использование игровых сеансов как средство развития речевой активности детей раннего дошкольного возраста
презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/06/picture-1315812-1670306657.jpg)
«Эффективность использования технологии гибкого планирования в развитии речевой активности старших дошкольников»
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ. Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Необходимым условием ра...