Образовательный проект "Устное народное творчество и фольклор Коми народа" по теме "Пера- Богатырь"
проект

Псянчина Назгуль Ульфатовна

Одной из эффективных форм воспитательно- образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельностьв ДОУ - это прежде всего сотдудничество,в которое вовлекаются дети, педагоги родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon peru_bogatyr_-_kopiya.pdf1.65 МБ
Файл proekt_pera_podg_gr.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Северяночка» г. Воркуты

«Челядьö 63 №-а свидзанiн «Северяночка» школаöдз велöдан

муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к

МБДОУ «Детский сад № 63» г. Воркуты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ПЕРА- БОГАТЫРЬ»  

Листопад С.А.

Псянчина Н.У.

Воркута 2018

                                                     Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Пера-богатырь»

Адресация проекта

Дети  старшего дошкольного возраста.

Руководители проекта

Листопад Снежана Александровна, Псянчина Назгуль Ульфатовна воспитатели  МБДОУ (Детский сад №63)

Участники проекта

Листопад Снежана Александровна -  воспитатель,

Псянчина Назгуль Ульфатовна – воспитатель,

дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Возраст воспитанников

6-7 лет

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта: игровой, познавательно - творческий  

по количеству создателей: парный

по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой

по продолжительности: краткосрочный

по профилю знаний: межпредметный проект

по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения, совместно с социальными партнёрами – библиотека филиал №4

Цель проекта

Формирование основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с культурой коми народа.

Задачи проекта

  • Познакомить дошкольников с положительным персонажем коми сказок и преданий – Пера-богатырём;
  • Вызвать симпатию к персонажу Пера-богатыря, желание подражать ему в своих поступках;
  • Познакомить дошкольников с особенностями культуры, быта, традиций коми народа (промысловая одежда и снаряжения коми охотника, мужской народный костюм, элементы коми орнамента, утварь, коми национальные блюда);
  • Умение воспроизводить образ героя через театрализованную деятельность;
  • Развивать познавательную и творческую активность дошкольников;
  • Ознакомить родителей с коми народным творчеством путем привлечения их к совместному творчеству с детьми коми сказок;
  • Воспитывать интерес к устному народному творчеству коми народа.

Ресурсы проекта

Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

  •  Материалы к непосредственной деятельности: схемы, модели, иллюстрации коми народных сказок, книги со сказками, аудио записи, видео записи
  • Дидактическая игра «Расскажи сказку по серии картинок», «Назови сказку», «Составь сказку», «Найди и назови», «Коми домино», «Одень куклу».
  • Информационная обеспеченность: научно-популярное издание «Сказки народа коми», художественная литература, «Коми народные сказки и мифы», «Пера-богатырь», «Коми зырянские сказки».

 

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов: 

- перспективный план;

- конспекты непосредственной образовательной деятельности;

- дидактические разработки.

Результат деятельности детей:

- развитие интереса к коми народным сказкам;

- умение понимать смысл сказок, отличать добро от зла;

- воспитание чувства дружбы и коллективизма.

 Продукты деятельности детей:

-  рисунки «Мой любимый  герой Пера»

- спортивное развлечение «Богатыри»

- театрализация сказки «пера и Зарань»

- литературная викторина «Отгадай сказку»

Аннотация

Произведения фольклора, отражая мировоззрение своих создателей, результаты их наблюдений над природой,  поведение человека, взаимоотношениями людей, представляют интересный источник познания родного языка, народного быта и средство воспитания подрастающего поколения.

Коми народные сказки вбирают в себя лучшие национальные традиции. Рассказывают нам о нравственных качествах человека, о красоте северной природы ярким, народным языком. Они развивают ребенка духовно и эмоционально, будят в нем воображение, чувство красоты и гармонии, несут в себе жизнерадостность. Коми сказка решает многие воспитательные задачи, она открывает перед детьми притягательную силу народного слова, родного языка, воспитывает эстетический вкус. В сказках народная культура воспринимается как источник ценностей, создаваемых и передаваемых из поколения в поколение. Знания о богатырской славе и верности народа своей родной земле, богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков обогатит любовь дошкольников к родному краю. Прививая любовь к своей народной культуре, её обычаям и народным традициям, мы вырастим глубоко гуманную личность, любящую свой народ, свою Родину.

Соприкосновение с народным творчеством духовно обогащают детей, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.  

Этапы работы над проектом

I этап  - Погружение в проект.

1) формулировка цели и задач проекта;

2) составление плана реализации проекта;

3) чтение коми народных сказок дома и в саду;

4) рассматривание иллюстраций в книгах

II этап  - Организация деятельности.

1) создание перспективного плана;

2) накопление ресурсов;

3) координация действий участников проекта.

III этап – Осуществление деятельности.

1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом;

2) работа с родителями детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком);

3)  итог, анализ работы.

IV этап – Оформление.

1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия; дети: (рисунки);

2) литературная викторина «Отгадай сказку»

V этап – Презентация.

1) окончательное оформление проекта;

2) презентация на уровне МДОУ.

        

Пояснительная записка.

Великая культура народа Коми развивалась на протяжении тысяч лет. У неё есть изобилие своих обычаев, традиций и ритуалов. И каждая нация существует, пока живет ее родной язык.

Патриотизм, гражданственность следует воспитывать у детей с очень раннего возраста. Любовь к Родине - одно из самых сильных чувств. Наша задача - дать детям основные представления о возникновении нашей республики, о героической славе и верности людей к их Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и жизни наших предков. Это обогатит их любовь к Родине, вызовет желание выглядеть как наши великие предки.

Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей  Родине, личную ответственность за свою землю и ее будущее.

В наше время, когда многое теряется, забывается, когда условия жизни людей претерпевают неудовлетворенность, педагоги дошкольников решают  самую важную задачу по привлечению детей к ценностям народной культуры.

Под влиянием далеких от моральных принципов мультфильмов дети искажают представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал добра, поэтому я думаю, что с дошкольного возраста необходимо показать ребенку моральную сущность каждого действия.

Легенды,  сказки о народе Коми помогают детям осмысливать не только свою историю, но и тайны добра и зла, защиту слабых и обездоленных. Пера - смелый победитель иноземца и лесного монстра. Коми-рассказы и образ героя Перы - богатыря это средство морального и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы решить  проблему нравственности, мы разработали проект «Пера – Богатырь». Это сказка,  является одним из основных средств формирования нравственных качеств.

Таким образом, представленный проект содержит такие формы работы с детьми, как игровые и образовательные ситуации, спортивные соревнования, игровая деятельность детей имеет социальный эффект: охватывает большое количество участников, включая социальных партнеров, общественность.

Цель проекта: Формирование основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с культурой коми народа.

           Исходя из цели, наметили задачи:

  • Познакомить дошкольников с положительным персонажем коми сказок и преданий – Пера-богатырём;
  • Вызвать симпатию к персонажу Пера-богатыря, желание подражать ему в своих поступках;
  • Познакомить дошкольников с особенностями культуры, быта, традиций коми народа (промысловая одежда и снаряжения коми охотника, мужской народный костюм, элементы коми орнамента, утварь, коми национальные блюда);
  • Умение воспроизводить образ героя через театрализованную деятельность;
  • Развивать познавательную и творческую активность дошкольников;
  • Ознакомить родителей с коми народным творчеством путем привлечения их к совместному творчеству с детьми коми сказок;
  • Воспитывать интерес к устному народному творчеству коми народа.

Мотивация.

В совместной деятельности детям было предложено ознакомиться с некоторыми коми сказками. Ребята заинтересовались героями сказок, особенно положительным героем Перой. У некоторых детей возникли вопросы: кто такой богатырь? Как и где он живёт? Чем занимается? И многие другие. Я предложила раскрыть тему ознакомления с культурой и бытом коми народа.

На втором этапе разработала перспективный план по данной теме  на  основе программы «Детство» с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных мной задач включила  в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность и систематизировала работу.  

Подобрала иллюстрированный материал, атрибуты для познавательной деятельности, интернет образовательные ресурсы, разработала непосредственно – образовательную деятельность по разным областям. Изготовила необходимые учебные пособия и игры «Дорисуй чего не хватает?», «Нарисуй по точкам», подобрала дидактические игры: «Подбери пару», «Найди и назови», «Коми домино», «Собери орнамент», «Одень куклу», «Составь сказку».

Для реализации проекта  было необходимо создать развивающую среду.  В ходе проекта пополнила  литературный уголок новыми книгами. Мной был подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал, подобрала иллюстрации к сказкам.

Совместно с детьми выработали план действий:

        При реализации следующего, III этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме. Реализовалась следующая непосредственно образовательная деятельность по познанию «Народное творчество в республике Коми»; «Герои коми легенд», «Знакомство с мужской коми народной одеждой»; коммуникация «Коми народная сказка», «Рассматривание репродукции картин В. Г. Игнатова» моделирование и сравнение сказок «Пера - богатырь», «Пера и Зарань», «Коми народная сказка «Пера-богатырь». Успешность развития дошкольников при знакомстве с героями коми сказок  становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту: по художественной деятельности, на занятии по физической культуре. По художественной деятельности разработала НОД (рисование) «Украсим сера-чувки (вязаные узорчатые чулки) Пере – богатырю», (аппликация) «Узорчатый поясок» и спортивное развлечение «Богатыри».

2) для работы с родителями  воспитанников подобрала информацию в родительский уголок «Мифы и сказания о Пере-богатыре».

3) Совместно с родителями каждый из воспитанников  нарисовали рисунки.

4) Организовала экскурсию в библиотеку филиал №4.

        На следующем IV этапе  оформили  продукты проектной деятельности:

 -педагоги: перспективный план, рекомендации для родителей, пособия;

-дети:  выставка рисунков «Мой любимый герой Пера». Прошла театрализация сказки «Пера и Зарань», дети  с большим удовольствием приняли участие в инсценировке сказки.  Ребята активно участвовали в литературная викторине «Отгадай сказку».

        Я считаю, что при реализации данного проекта дошкольники получили возможность узнать много интересного  о культуре и быте коми народа, на основе образа Перы-богатыря  у детей сложился образ защитника родной земли. Повысился уровень знаний, расширился кругозор. Мной созданы условия для дальнейшего формирования патриотизма, чувства гордости и уважения за Родину. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта. Значит, мой проект - познавателен и полезен.  

На  заключительном V этапе выступила с презентацией проекта для коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Традиции северного народного творчества и фольклора в жизни современного ребенка"

Материал содержит план педсовета , разработанный Токаревой Е.В., вопросы викторины для педагогов....

Педсовет "Традиции северного народного творчества и фольклора в жизни современного ребенка"

В материале размещен план проведения педсовета,разработанный Токаревой Е.В., викторина для педагогов....

Дополнительная образовательная программа – «Фольклор, как народное творчество в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

Дополнительная образовательная программа – «Фольклор, как народное творчество в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»

Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....

Проект "Знакомство с народным творчеством и фольклором"

Знакомство с народным творчеством и фольклором...