Образовательный проект "Устное народное творчество и фольклор Коми народа" по теме "Пера- Богатырь"
проект
Одной из эффективных форм воспитательно- образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельностьв ДОУ - это прежде всего сотдудничество,в которое вовлекаются дети, педагоги родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peru_bogatyr_-_kopiya.pdf | 1.65 МБ |
proekt_pera_podg_gr.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63 «Северяночка» г. Воркуты
«Челядьö 63 №-а свидзанiн «Северяночка» школаöдз велöдан
муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к
МБДОУ «Детский сад № 63» г. Воркуты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ПЕРА- БОГАТЫРЬ»
Листопад С.А.
Псянчина Н.У.
Воркута 2018
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Пера-богатырь» |
Адресация проекта | Дети старшего дошкольного возраста. |
Руководители проекта | Листопад Снежана Александровна, Псянчина Назгуль Ульфатовна воспитатели МБДОУ (Детский сад №63) |
Участники проекта | Листопад Снежана Александровна - воспитатель, Псянчина Назгуль Ульфатовна – воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников. |
Возраст воспитанников | 6-7 лет |
Особенности проекта | по характеру создаваемого продукта: игровой, познавательно - творческий по количеству создателей: парный по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой по продолжительности: краткосрочный по профилю знаний: межпредметный проект по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения, совместно с социальными партнёрами – библиотека филиал №4 |
Цель проекта | Формирование основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с культурой коми народа. |
Задачи проекта |
|
Ресурсы проекта | Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
|
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме. Продукты деятельности педагогов: - перспективный план; - конспекты непосредственной образовательной деятельности; - дидактические разработки. Результат деятельности детей: - развитие интереса к коми народным сказкам; - умение понимать смысл сказок, отличать добро от зла; - воспитание чувства дружбы и коллективизма. Продукты деятельности детей: - рисунки «Мой любимый герой Пера» - спортивное развлечение «Богатыри» - театрализация сказки «пера и Зарань» - литературная викторина «Отгадай сказку» |
Аннотация | Произведения фольклора, отражая мировоззрение своих создателей, результаты их наблюдений над природой, поведение человека, взаимоотношениями людей, представляют интересный источник познания родного языка, народного быта и средство воспитания подрастающего поколения. Коми народные сказки вбирают в себя лучшие национальные традиции. Рассказывают нам о нравственных качествах человека, о красоте северной природы ярким, народным языком. Они развивают ребенка духовно и эмоционально, будят в нем воображение, чувство красоты и гармонии, несут в себе жизнерадостность. Коми сказка решает многие воспитательные задачи, она открывает перед детьми притягательную силу народного слова, родного языка, воспитывает эстетический вкус. В сказках народная культура воспринимается как источник ценностей, создаваемых и передаваемых из поколения в поколение. Знания о богатырской славе и верности народа своей родной земле, богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков обогатит любовь дошкольников к родному краю. Прививая любовь к своей народной культуре, её обычаям и народным традициям, мы вырастим глубоко гуманную личность, любящую свой народ, свою Родину. Соприкосновение с народным творчеством духовно обогащают детей, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. |
Этапы работы над проектом | I этап - Погружение в проект. 1) формулировка цели и задач проекта; 2) составление плана реализации проекта; 3) чтение коми народных сказок дома и в саду; 4) рассматривание иллюстраций в книгах II этап - Организация деятельности. 1) создание перспективного плана; 2) накопление ресурсов; 3) координация действий участников проекта. III этап – Осуществление деятельности. 1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом; 2) работа с родителями детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком); 3) итог, анализ работы. IV этап – Оформление. 1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия; дети: (рисунки); 2) литературная викторина «Отгадай сказку» V этап – Презентация. 1) окончательное оформление проекта; 2) презентация на уровне МДОУ. |
Пояснительная записка.
Великая культура народа Коми развивалась на протяжении тысяч лет. У неё есть изобилие своих обычаев, традиций и ритуалов. И каждая нация существует, пока живет ее родной язык.
Патриотизм, гражданственность следует воспитывать у детей с очень раннего возраста. Любовь к Родине - одно из самых сильных чувств. Наша задача - дать детям основные представления о возникновении нашей республики, о героической славе и верности людей к их Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и жизни наших предков. Это обогатит их любовь к Родине, вызовет желание выглядеть как наши великие предки.
Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за свою землю и ее будущее.
В наше время, когда многое теряется, забывается, когда условия жизни людей претерпевают неудовлетворенность, педагоги дошкольников решают самую важную задачу по привлечению детей к ценностям народной культуры.
Под влиянием далеких от моральных принципов мультфильмов дети искажают представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал добра, поэтому я думаю, что с дошкольного возраста необходимо показать ребенку моральную сущность каждого действия.
Легенды, сказки о народе Коми помогают детям осмысливать не только свою историю, но и тайны добра и зла, защиту слабых и обездоленных. Пера - смелый победитель иноземца и лесного монстра. Коми-рассказы и образ героя Перы - богатыря это средство морального и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы решить проблему нравственности, мы разработали проект «Пера – Богатырь». Это сказка, является одним из основных средств формирования нравственных качеств.
Таким образом, представленный проект содержит такие формы работы с детьми, как игровые и образовательные ситуации, спортивные соревнования, игровая деятельность детей имеет социальный эффект: охватывает большое количество участников, включая социальных партнеров, общественность.
Цель проекта: Формирование основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с культурой коми народа.
Исходя из цели, наметили задачи:
- Познакомить дошкольников с положительным персонажем коми сказок и преданий – Пера-богатырём;
- Вызвать симпатию к персонажу Пера-богатыря, желание подражать ему в своих поступках;
- Познакомить дошкольников с особенностями культуры, быта, традиций коми народа (промысловая одежда и снаряжения коми охотника, мужской народный костюм, элементы коми орнамента, утварь, коми национальные блюда);
- Умение воспроизводить образ героя через театрализованную деятельность;
- Развивать познавательную и творческую активность дошкольников;
- Ознакомить родителей с коми народным творчеством путем привлечения их к совместному творчеству с детьми коми сказок;
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству коми народа.
Мотивация.
В совместной деятельности детям было предложено ознакомиться с некоторыми коми сказками. Ребята заинтересовались героями сказок, особенно положительным героем Перой. У некоторых детей возникли вопросы: кто такой богатырь? Как и где он живёт? Чем занимается? И многие другие. Я предложила раскрыть тему ознакомления с культурой и бытом коми народа.
На втором этапе разработала перспективный план по данной теме на основе программы «Детство» с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных мной задач включила в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность и систематизировала работу.
Подобрала иллюстрированный материал, атрибуты для познавательной деятельности, интернет образовательные ресурсы, разработала непосредственно – образовательную деятельность по разным областям. Изготовила необходимые учебные пособия и игры «Дорисуй чего не хватает?», «Нарисуй по точкам», подобрала дидактические игры: «Подбери пару», «Найди и назови», «Коми домино», «Собери орнамент», «Одень куклу», «Составь сказку».
Для реализации проекта было необходимо создать развивающую среду. В ходе проекта пополнила литературный уголок новыми книгами. Мной был подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал, подобрала иллюстрации к сказкам.
Совместно с детьми выработали план действий:
При реализации следующего, III этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:
1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме. Реализовалась следующая непосредственно образовательная деятельность по познанию «Народное творчество в республике Коми»; «Герои коми легенд», «Знакомство с мужской коми народной одеждой»; коммуникация «Коми народная сказка», «Рассматривание репродукции картин В. Г. Игнатова» моделирование и сравнение сказок «Пера - богатырь», «Пера и Зарань», «Коми народная сказка «Пера-богатырь». Успешность развития дошкольников при знакомстве с героями коми сказок становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту: по художественной деятельности, на занятии по физической культуре. По художественной деятельности разработала НОД (рисование) «Украсим сера-чувки (вязаные узорчатые чулки) Пере – богатырю», (аппликация) «Узорчатый поясок» и спортивное развлечение «Богатыри».
2) для работы с родителями воспитанников подобрала информацию в родительский уголок «Мифы и сказания о Пере-богатыре».
3) Совместно с родителями каждый из воспитанников нарисовали рисунки.
4) Организовала экскурсию в библиотеку филиал №4.
На следующем IV этапе оформили продукты проектной деятельности:
-педагоги: перспективный план, рекомендации для родителей, пособия;
-дети: выставка рисунков «Мой любимый герой Пера». Прошла театрализация сказки «Пера и Зарань», дети с большим удовольствием приняли участие в инсценировке сказки. Ребята активно участвовали в литературная викторине «Отгадай сказку».
Я считаю, что при реализации данного проекта дошкольники получили возможность узнать много интересного о культуре и быте коми народа, на основе образа Перы-богатыря у детей сложился образ защитника родной земли. Повысился уровень знаний, расширился кругозор. Мной созданы условия для дальнейшего формирования патриотизма, чувства гордости и уважения за Родину. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта. Значит, мой проект - познавателен и полезен.
На заключительном V этапе выступила с презентацией проекта для коллег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Традиции северного народного творчества и фольклора в жизни современного ребенка"
Материал содержит план педсовета , разработанный Токаревой Е.В., вопросы викторины для педагогов....
Педсовет "Традиции северного народного творчества и фольклора в жизни современного ребенка"
В материале размещен план проведения педсовета,разработанный Токаревой Е.В., викторина для педагогов....
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества (детского фольклора)»
Рождественские чтения. Духовно-нравственное воспитание....
Дополнительная образовательная программа – «Фольклор, как народное творчество в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»
Дополнительная образовательная программа – «Фольклор, как народное творчество в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»
Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....
Проект "Знакомство с народным творчеством и фольклором"
Знакомство с народным творчеством и фольклором...