Кружок: «Фотографирование как способ поддержки детской инициативы детей дошкольного возраста».
материал

Материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Возовский детский сад " Светлячок" Поныровского района Курской области

 «Фотографирование как способ поддержки детской инициативы детей дошкольного возраста».

(срок реализации 1год)

Воспитатель: Верёвкина Г.С.

 

2023/2024г.

Паспорт

Наименование

«Фотографирование как способ поддержки детской инициативы детей дошкольного возраста».

Вид

информационно – практико – ориентированный

Сроки реализации

с 01.10.2031г. по 15.05.2024г.

Участники

дети 5-6 лет, родители (законные представители)     воспитанников, педагоги

Цель

Развитие познавательного интереса и детской инициативы посредством фотографирования.

Задачи

Задачи для детей:

- познакомить детей с профессией фотографа, историей возникновения фотографии;

- формировать  предпосылки поисковой деятельности, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого или самостоятельно;

- развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию;

- расширять и активизировать  речевой запас на основе углубления представлений об окружающем.

 - развивать коммуникативные навыки детей, умение

отражать знания, накопленные в процессе реализации проекта в различных видах деятельности.

Задачи для родителей:

- содействовать педагогам по теме проекта;

- участвовать  в совместных мероприятиях ДОУ

Задачи для педагогов: 

- активно изучать  информационную литературу;  

- побуждать к проявлению, познанию нового, неизвестного;

- создать условия для сотрудничества с родительским сообществом группы;

- пополнить развивающую среду фотоальбомами, лэпбуками.

Ожидаемые результаты

Для детей:

- расширение представлений о профессии фотографа, об истории возникновения фотографии;

 - умение самостоятельно действовать при решении проблемы в ходе поисковой деятельности в соответствии с заданием;

- умение высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизация полученных знаний;

- расширение и активизация речевого запаса детей  на основе углубления и обобщения представлений об окружающем;

- развитие коммуникативных навыков детей, совершенствование дружеских отношений,

отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта  в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).

Для воспитателей группы:

- реализация поставленных целей и задач по теме.

Для родителей:

-   заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада (получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду, смогли реализовать свои творческие способности)

Аннотация содержания

Фотопоиск – это поиск новой информации через фотографию. Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос познавательного развития дошкольников.

Проект призван формировать у воспитанников предпосылки поисковой деятельности, умение использовать полученные в ходе проекта умения и навыки в различных видах деятельности.

Реализация проекта осуществляется через организованную образовательную деятельности, самостоятельную детскую деятельность, совместную деятельность с детьми.

Предполагаемые формы работы являются актуальными, так как обеспечивают личностно - ориентированные взаимоотношения взрослого и ребенка.

Проект рассчитан на тесное сотрудничество родителей, детей и педагогов.

При подтвержденных позитивных результатах  в дальнейшем данная работа будет продолжаться.

Введение (Пояснительная записка)

«Для меня фотография – это искусство наблюдения.

 Речь идет о поиске чего-то интересного в обычном месте ...»

Эллиот Эрвитт

   Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО звучит так: "Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснение явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.."  В то же время, очевидно, что познавательная активность не проявляется с возрастом и этим ценным качеством обладают далеко не все дошкольники. Родители и педагоги озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием интереса к познанию мира. Как же развить в ребенке любознательность? Только целенаправленной и кропотливой работой, собственным примером. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным предметам и явлениям, показывать, как можно использовать знания.

  Именно, поэтому актуальным становится разработка проекта                  «Фотопоиск как средство реализации познавательной деятельности детей дошкольного возраста».  Инновационные формы и методы работы, одна из которых определяется как «Фотопоиск», применяются так же для того, чтобы для детей освоение образовательной программы проходило интересно и чтобы у родителей не угас интерес к сотрудничеству.

Цели, задачи проекта, ожидаемые результаты и продукты

 Стратегическая цель: развитие познавательного интереса и детской инициативы посредством фотографирования.

Задачи:

  1. познакомить детей с профессией фотографа, историей возникновения фотографии;
  2. формировать  предпосылки поисковой деятельности, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого или самостоятельно;
  3. развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию;
  4. расширять и активизироватьтречевой запас на основе углубления представлений об окружающем;
  5. развивать коммуникативные навыки детей, умение отражать знания, накопленные в процессе реализации проекта в различных видах деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. расширение представлений о профессии фотографа, об истории возникновения фотографии;
  2. умение самостоятельно действовать при решении проблемы в ходе поисковой деятельности в соответствии с заданием;
  3. умение высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизация полученных знаний;
  4. расширение и активизация речевого запаса детей  на основе углубления и обобщения представлений об окружающем;
  5. развитие коммуникативных навыков детей, совершенствование дружеских отношений, отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта  в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).

Принципы реализации Проекта:

В основу данного проекта положены следующие идеи:

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

Выбрать необходимые принципы для реализации Проекта:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и  особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей и другие…

Ресурсное обеспечение

Нормативно-правовые ресурсы

•  Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ

• СанПиН

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

• ФГОС ДО.

Общая характеристика курса

Дошкольное детство — период, когда эмоции, чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая им специфическую окраску и выразительность. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Интерес к необычным очертаниям фигур и предметов опирается на предрасположенность детей к наблюдательности, остроте видения.

Задача взрослого - развивать интерес к творчеству. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Исходя из возрастных особенностей детей, начальное обучение должно проходить в игровой форме. Первоначально появляющийся интерес к изучению основ фотографии основывается на простом любопытстве к созданию фото или видеоизображения, что является стимулирующим фактором для дальнейшего творческого развития. Основные методы, используемые в это время: репродуктивный (система определенных упражнений, многократное воспроизведение знаний и действий по определенному образцу); объяснительно – иллюстративный метод. Это повышает интерес к обучению, помогает поддерживать внимание ребёнка, благотворно влияет на его эмоциональное состояние, способствует раскрытию творческих способностей. Формы подведения итогов усвоения знаний - беседа, опрос. Частично-поисковый и исследовательские методы способствуют развитию творческих способностей детей.

В результате освоения программы у детей должны быть сформированы следующие личностные качества: наблюдательность, фантазия, чувство ритма, цвета и света, образное мышление, а также развиты творческое воображение, самостоятельность мышления, самодисциплина.

К концу текущего года обучения дети должны уметь получать фотоснимки без грубых композиционных ошибок в различных жанрах фотографии. Лучшие из них помещаются на отчётных фотовыставках. Учащиеся должны получить представление о возникновении, истории и развитии фотографии, о роли и месте фотографии в современной жизни, получить основные навыки оценивания фотоснимка. Важный результат – желание ребят продолжать обучение и совершенствовать своё мастерство, развитие интереса к фотографии как визуальному искусству.

Этапы реализации программы

Программа реализуется в три этапа:

• подготовительный - введение в мир фотографического искусства, освоение основ фотографической грамоты;

• формирующий – освоение основ фотографической грамоты;

• закрепляющий - фотосъёмка в различных фотожанрах.

Данная программа обучения рассчитана на 1 год.

Длительность занятия кружка – 25 минут. Продолжительность – 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, начиная с 1 октября по 15 мая текущего учебного года. Время проведения – вторая половина дня. Контингент воспитанников – дети 4-го, 6-го годов жизни, посещающие кружок по заявлению родителей.

Методическое обеспечение программы

Дидактический и демонстрационный материал:

- образцы фотографий;

- иллюстрации;

- модель камеры-обскуры;

Техническое оснащение:

- компьютер;

- цифровые фотоаппараты;

- фотопринтер;

- фотобумага;

- CD-диски;

- USB-флеш-накопитель.

                         Тематическое планирование 1 год обучения

№ п/п

4-5 лет

1

Рассматривание фотографий, иллюстраций, фотоальбомов;

просмотр презентаций «История фотографии». Изучить историю возникновения фотографии.

2

Рассматривание фотографий, иллюстраций, фотоальбомов;

просмотр презентаций «Профессия- фотограф». Познакомиться с профессией фотографа

3

Рассматривание фотографий, иллюстраций, фотоальбомов;

просмотр презентаций «Фотография вчера и сегодня». Познакомить детей с ролью фотографии в сохранении памяти о прошедших событиях, с устройствам фотоаппарата, дать представление о фотографии , как профессии, и как виде искусства.

4

Рассматривание фотографий, иллюстраций, фотоальбомов;

просмотр презентаций «Зачем нужна фотография?». Вызвать эмоции, развивать познавательную активность и способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве.

5

Тема: «Осенними красками природы». Формирование представления об изменениях в природе. Осуществлять при помощи бесед, наблюдений через объектив, фотосессии, дидактические игры, загадок, игровых упражнений, сюжетно-ролевых игр, изобразительной деятельности, а также «фотографическое наблюдение за кленом на участке».

6

Тема: «Генеалогическое древо семьи». Знакомство с новыми литературными произведениями о семье, русскими народными сказками, притчами. Игровое упражнение «сравнение фотографий «мама-дочка», «дедушка-папа», «как я подрос».

7

Оформление фотоальбома «Красоты нашего поселка». Цель этого блока мероприятий и игр стало воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии С. А. Есенина.

8

Фотоснимки клена. Создать альбом из осенних фотоснимков, который в последствие использовали для бесед-рассуждений, занятия «тетушка Осень».

9

Тема: «Мой домашний питомец». Воспитать чувство сопереживания ко всему живому. Опираясь на фотографии, принесенных из дома.

10

Презентация «Забавные и смешные», был создан фотоальбом «Лови момент». Развивать у детей воображение и чувство юмора.

11

Тема: «Зимние забавы». Расширить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязью их с жизнью человека.

12

Фотовыставка «Снежные чудеса», с использованием снимков из домашнего альбома. Расширение представления детей о характерных особенностях зимней природа.

13

Тема: «Мой детский сад». Создать благополучную атмосферу в детском саду, активно вовлечь родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

14

Тема: «Как я провел свой день в саду», рисование с фотографии (коллективная работа). Развивать самостоятельность и активность детей дошкольного возраста. 

15

Тема: «Мир через объектив». Формировать навыки и умения в использовании фотоаппарата.

16

Познавательный фильм «Как отмечают праздник в разных странах» 

17

История нашей группы». Показать значимость фотографии в отражении прошлого и настоящего.

18

Презентацию-фоторепортаж «Мой папа». Активно приобщаться к патриотическому воспитанию: слушали военные песни, фрагменты художественных фильмов.

19

Экскурсии, прогулки. Поиск информации. Включение в совместную деятельность для достижения общей цели

20

Рассматривание фотографий в журналах и газетах. Показать значимость работы фотожурналиста(фоторепортёра), работающего в печати.

21

Презентацию-фоторепортаж «Моя мама». Развивать активность и творчества родителей детей и педагогов.

22

Тема: «Смешные моменты из жизни детского сада». Развивать у детей воображение и чувство юмора с использованием фотоаппарата.

23

Тема: «Весенние деньки». Знакомство детей с признаками весны, через фотоаппарат.

24

Фотоиллюстрации, развлечение «Дружба крепкая», общая фотография. Формировать дружеское отношение между детьми.

25

Тема: «Рассматривание старинных и современных фотографий». Учить сравнивать прошлое и настоящее.

26

Тема «Чего не стало? Закрепить названия орудия фотографа.

27

Тема «Найди предметы, необходимы для работы фотографа». Расширять и уточнять представления о предметные картинки, которые не обходимы для работы фотографа.

28

Тема: «Что сначала, что потом». Закрепление истории создания фотоаппаратов.

29

Совместная работа детей и родителей по созданию и оформлению фотовыставок и фотоколлажей по теме проекта. Обогащение своего опыта, испытание чувства сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

30

Повтор. Совместная работа детей и родителей по созданию и оформлению фотовыставок и фотоколлажей по теме проекта. Обогащение своего опыта, испытание чувства сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

31

Прогулки в лес. Формирование необходимых знаний, умений, навыков

32

Повтор. Прогулки в лес. Формирование необходимых знаний, умений, навыков

Выводы:

Воспитатель:

 - реализовали цели и задачи по теме

Дети:

 - познакомились  с профессией фотографа, историей возникновения фотографии;

-  продолжают формироваться  предпосылки поисковой деятельности, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого или самостоятельно;

- расширился  и активизировался  речевой запас на основе углубления представлений об окружающем;

 - научились отражать знания, накопленные в процессе реализации проекта в различных видах деятельности.

Родители:

 - стали заинтересованными и активными участниками образовательного процесса детского сада.

Литература

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

Чайкина Е.В. Фотография как метод исследования, 2007

Интернет – ресурсы:

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/02/24/proekt-fotografii-istorii-bez-slov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте. Принципы, условия, приемы».

Памятка«Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте. Принципы, условия, приемы»....

Развитие и способы поддержки речевого творчества детей дошкольного возраста

Данная статья будет интересна педагогам, заинтересованным в речевом развитии детей дошкольного возраста через применение творческих приёмов работы...

Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста

Актуальность поддержки детской инициативыВ нашем обществе в целом и в системе воспитания в частности, к сожалению, сложилась установка, когда на словах декларируется важность, значимость развития иниц...

«Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС»

В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы» основным принципом, которого является - постро...

Мастер-класс ««Сказки-шумелки, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста, «способ поддержки детской инициативы»»

Текст масте-класса, который был представлен для конкурса "Бенефис молодого педагога". Как поддержать инициативу ребёнка, как в игре развивать и формировать речь ребёнка?Актуальность: Сказки ...