Кружок: «Фотографирование как способ поддержки детской инициативы детей дошкольного возраста».
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Возовский детский сад " Светлячок" Поныровского района Курской области
«Фотографирование как способ поддержки детской инициативы детей дошкольного возраста».
(срок реализации 1год)
Воспитатель: Верёвкина Г.С.
2023/2024г.
Паспорт
Наименование | «Фотографирование как способ поддержки детской инициативы детей дошкольного возраста». |
Вид | информационно – практико – ориентированный |
Сроки реализации | с 01.10.2031г. по 15.05.2024г. |
Участники | дети 5-6 лет, родители (законные представители) воспитанников, педагоги |
Цель | Развитие познавательного интереса и детской инициативы посредством фотографирования. |
Задачи | Задачи для детей: - познакомить детей с профессией фотографа, историей возникновения фотографии; - формировать предпосылки поисковой деятельности, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого или самостоятельно; - развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию; - расширять и активизировать речевой запас на основе углубления представлений об окружающем. - развивать коммуникативные навыки детей, умение отражать знания, накопленные в процессе реализации проекта в различных видах деятельности. |
Задачи для родителей: - содействовать педагогам по теме проекта; - участвовать в совместных мероприятиях ДОУ | |
Задачи для педагогов: - активно изучать информационную литературу; - побуждать к проявлению, познанию нового, неизвестного; - создать условия для сотрудничества с родительским сообществом группы; - пополнить развивающую среду фотоальбомами, лэпбуками. | |
Ожидаемые результаты | Для детей: - расширение представлений о профессии фотографа, об истории возникновения фотографии; - умение самостоятельно действовать при решении проблемы в ходе поисковой деятельности в соответствии с заданием; - умение высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизация полученных знаний; - расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем; - развитие коммуникативных навыков детей, совершенствование дружеских отношений, отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Для воспитателей группы: - реализация поставленных целей и задач по теме. Для родителей: - заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада (получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду, смогли реализовать свои творческие способности) |
Аннотация содержания | Фотопоиск – это поиск новой информации через фотографию. Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос познавательного развития дошкольников. Проект призван формировать у воспитанников предпосылки поисковой деятельности, умение использовать полученные в ходе проекта умения и навыки в различных видах деятельности. Реализация проекта осуществляется через организованную образовательную деятельности, самостоятельную детскую деятельность, совместную деятельность с детьми. Предполагаемые формы работы являются актуальными, так как обеспечивают личностно - ориентированные взаимоотношения взрослого и ребенка. Проект рассчитан на тесное сотрудничество родителей, детей и педагогов. При подтвержденных позитивных результатах в дальнейшем данная работа будет продолжаться. |
Введение (Пояснительная записка)
«Для меня фотография – это искусство наблюдения.
Речь идет о поиске чего-то интересного в обычном месте ...»
Эллиот Эрвитт
Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО звучит так: "Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснение явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.." В то же время, очевидно, что познавательная активность не проявляется с возрастом и этим ценным качеством обладают далеко не все дошкольники. Родители и педагоги озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием интереса к познанию мира. Как же развить в ребенке любознательность? Только целенаправленной и кропотливой работой, собственным примером. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным предметам и явлениям, показывать, как можно использовать знания.
Именно, поэтому актуальным становится разработка проекта «Фотопоиск как средство реализации познавательной деятельности детей дошкольного возраста». Инновационные формы и методы работы, одна из которых определяется как «Фотопоиск», применяются так же для того, чтобы для детей освоение образовательной программы проходило интересно и чтобы у родителей не угас интерес к сотрудничеству.
Цели, задачи проекта, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: развитие познавательного интереса и детской инициативы посредством фотографирования.
Задачи:
- познакомить детей с профессией фотографа, историей возникновения фотографии;
- формировать предпосылки поисковой деятельности, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого или самостоятельно;
- развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию;
- расширять и активизироватьтречевой запас на основе углубления представлений об окружающем;
- развивать коммуникативные навыки детей, умение отражать знания, накопленные в процессе реализации проекта в различных видах деятельности.
Ожидаемые результаты:
- расширение представлений о профессии фотографа, об истории возникновения фотографии;
- умение самостоятельно действовать при решении проблемы в ходе поисковой деятельности в соответствии с заданием;
- умение высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизация полученных знаний;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем;
- развитие коммуникативных навыков детей, совершенствование дружеских отношений, отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).
Принципы реализации Проекта:
В основу данного проекта положены следующие идеи:
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
Выбрать необходимые принципы для реализации Проекта:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей и другие…
Ресурсное обеспечение
Нормативно-правовые ресурсы
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• СанПиН
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• ФГОС ДО.
Общая характеристика курса
Дошкольное детство — период, когда эмоции, чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая им специфическую окраску и выразительность. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Интерес к необычным очертаниям фигур и предметов опирается на предрасположенность детей к наблюдательности, остроте видения.
Задача взрослого - развивать интерес к творчеству. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Исходя из возрастных особенностей детей, начальное обучение должно проходить в игровой форме. Первоначально появляющийся интерес к изучению основ фотографии основывается на простом любопытстве к созданию фото или видеоизображения, что является стимулирующим фактором для дальнейшего творческого развития. Основные методы, используемые в это время: репродуктивный (система определенных упражнений, многократное воспроизведение знаний и действий по определенному образцу); объяснительно – иллюстративный метод. Это повышает интерес к обучению, помогает поддерживать внимание ребёнка, благотворно влияет на его эмоциональное состояние, способствует раскрытию творческих способностей. Формы подведения итогов усвоения знаний - беседа, опрос. Частично-поисковый и исследовательские методы способствуют развитию творческих способностей детей.
В результате освоения программы у детей должны быть сформированы следующие личностные качества: наблюдательность, фантазия, чувство ритма, цвета и света, образное мышление, а также развиты творческое воображение, самостоятельность мышления, самодисциплина.
К концу текущего года обучения дети должны уметь получать фотоснимки без грубых композиционных ошибок в различных жанрах фотографии. Лучшие из них помещаются на отчётных фотовыставках. Учащиеся должны получить представление о возникновении, истории и развитии фотографии, о роли и месте фотографии в современной жизни, получить основные навыки оценивания фотоснимка. Важный результат – желание ребят продолжать обучение и совершенствовать своё мастерство, развитие интереса к фотографии как визуальному искусству.
Этапы реализации программы
Программа реализуется в три этапа:
• подготовительный - введение в мир фотографического искусства, освоение основ фотографической грамоты;
• формирующий – освоение основ фотографической грамоты;
• закрепляющий - фотосъёмка в различных фотожанрах.
Данная программа обучения рассчитана на 1 год.
Длительность занятия кружка – 25 минут. Продолжительность – 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, начиная с 1 октября по 15 мая текущего учебного года. Время проведения – вторая половина дня. Контингент воспитанников – дети 4-го, 6-го годов жизни, посещающие кружок по заявлению родителей.
Методическое обеспечение программы
Дидактический и демонстрационный материал:
- образцы фотографий;
- иллюстрации;
- модель камеры-обскуры;
Техническое оснащение:
- компьютер;
- цифровые фотоаппараты;
- фотопринтер;
- фотобумага;
- CD-диски;
- USB-флеш-накопитель.
Тематическое планирование 1 год обучения
№ п/п | 4-5 лет |
1 | Рассматривание фотографий, иллюстраций, фотоальбомов; просмотр презентаций «История фотографии». Изучить историю возникновения фотографии. |
2 | Рассматривание фотографий, иллюстраций, фотоальбомов; просмотр презентаций «Профессия- фотограф». Познакомиться с профессией фотографа |
3 | Рассматривание фотографий, иллюстраций, фотоальбомов; просмотр презентаций «Фотография вчера и сегодня». Познакомить детей с ролью фотографии в сохранении памяти о прошедших событиях, с устройствам фотоаппарата, дать представление о фотографии , как профессии, и как виде искусства. |
4 | Рассматривание фотографий, иллюстраций, фотоальбомов; просмотр презентаций «Зачем нужна фотография?». Вызвать эмоции, развивать познавательную активность и способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве. |
5 | Тема: «Осенними красками природы». Формирование представления об изменениях в природе. Осуществлять при помощи бесед, наблюдений через объектив, фотосессии, дидактические игры, загадок, игровых упражнений, сюжетно-ролевых игр, изобразительной деятельности, а также «фотографическое наблюдение за кленом на участке». |
6 | Тема: «Генеалогическое древо семьи». Знакомство с новыми литературными произведениями о семье, русскими народными сказками, притчами. Игровое упражнение «сравнение фотографий «мама-дочка», «дедушка-папа», «как я подрос». |
7 | Оформление фотоальбома «Красоты нашего поселка». Цель этого блока мероприятий и игр стало воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии С. А. Есенина. |
8 | Фотоснимки клена. Создать альбом из осенних фотоснимков, который в последствие использовали для бесед-рассуждений, занятия «тетушка Осень». |
9 | Тема: «Мой домашний питомец». Воспитать чувство сопереживания ко всему живому. Опираясь на фотографии, принесенных из дома. |
10 | Презентация «Забавные и смешные», был создан фотоальбом «Лови момент». Развивать у детей воображение и чувство юмора. |
11 | Тема: «Зимние забавы». Расширить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязью их с жизнью человека. |
12 | Фотовыставка «Снежные чудеса», с использованием снимков из домашнего альбома. Расширение представления детей о характерных особенностях зимней природа. |
13 | Тема: «Мой детский сад». Создать благополучную атмосферу в детском саду, активно вовлечь родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. |
14 | Тема: «Как я провел свой день в саду», рисование с фотографии (коллективная работа). Развивать самостоятельность и активность детей дошкольного возраста. |
15 | Тема: «Мир через объектив». Формировать навыки и умения в использовании фотоаппарата. |
16 | Познавательный фильм «Как отмечают праздник в разных странах» |
17 | История нашей группы». Показать значимость фотографии в отражении прошлого и настоящего. |
18 | Презентацию-фоторепортаж «Мой папа». Активно приобщаться к патриотическому воспитанию: слушали военные песни, фрагменты художественных фильмов. |
19 | Экскурсии, прогулки. Поиск информации. Включение в совместную деятельность для достижения общей цели |
20 | Рассматривание фотографий в журналах и газетах. Показать значимость работы фотожурналиста(фоторепортёра), работающего в печати. |
21 | Презентацию-фоторепортаж «Моя мама». Развивать активность и творчества родителей детей и педагогов. |
22 | Тема: «Смешные моменты из жизни детского сада». Развивать у детей воображение и чувство юмора с использованием фотоаппарата. |
23 | Тема: «Весенние деньки». Знакомство детей с признаками весны, через фотоаппарат. |
24 | Фотоиллюстрации, развлечение «Дружба крепкая», общая фотография. Формировать дружеское отношение между детьми. |
25 | Тема: «Рассматривание старинных и современных фотографий». Учить сравнивать прошлое и настоящее. |
26 | Тема «Чего не стало? Закрепить названия орудия фотографа. |
27 | Тема «Найди предметы, необходимы для работы фотографа». Расширять и уточнять представления о предметные картинки, которые не обходимы для работы фотографа. |
28 | Тема: «Что сначала, что потом». Закрепление истории создания фотоаппаратов. |
29 | Совместная работа детей и родителей по созданию и оформлению фотовыставок и фотоколлажей по теме проекта. Обогащение своего опыта, испытание чувства сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. |
30 | Повтор. Совместная работа детей и родителей по созданию и оформлению фотовыставок и фотоколлажей по теме проекта. Обогащение своего опыта, испытание чувства сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. |
31 | Прогулки в лес. Формирование необходимых знаний, умений, навыков |
32 | Повтор. Прогулки в лес. Формирование необходимых знаний, умений, навыков |
Выводы:
Воспитатель:
- реализовали цели и задачи по теме
Дети:
- познакомились с профессией фотографа, историей возникновения фотографии;
- продолжают формироваться предпосылки поисковой деятельности, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого или самостоятельно;
- расширился и активизировался речевой запас на основе углубления представлений об окружающем;
- научились отражать знания, накопленные в процессе реализации проекта в различных видах деятельности.
Родители:
- стали заинтересованными и активными участниками образовательного процесса детского сада.
Литература
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
Чайкина Е.В. Фотография как метод исследования, 2007
Интернет – ресурсы:
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/02/24/proekt-fotografii-istorii-bez-slov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте. Принципы, условия, приемы».
Памятка«Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте. Принципы, условия, приемы»....
Развитие и способы поддержки речевого творчества детей дошкольного возраста
Данная статья будет интересна педагогам, заинтересованным в речевом развитии детей дошкольного возраста через применение творческих приёмов работы...
Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста
Актуальность поддержки детской инициативыВ нашем обществе в целом и в системе воспитания в частности, к сожалению, сложилась установка, когда на словах декларируется важность, значимость развития иниц...
«Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС»
В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы» основным принципом, которого является - постро...
Семинар -Практикум: "Развитие и поддетжка детской инициативы детей дошкольного возраста в музыке"
Семинар -практикум...
Мастер-класс ««Сказки-шумелки, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста, «способ поддержки детской инициативы»»
Текст масте-класса, который был представлен для конкурса "Бенефис молодого педагога". Как поддержать инициативу ребёнка, как в игре развивать и формировать речь ребёнка?Актуальность: Сказки ...