Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста
проект (средняя группа)

Молчанова Наталья Александровна

Актуальность поддержки детской инициативы

В нашем обществе в целом и в системе воспитания в частности, к сожалению, сложилась установка, когда на словах декларируется важность, значимость развития инициативности личности, а на деле – акцент делается на формирование исполнительности.

В итоге это приводит с возрастом к нежеланию молодых людей возлагать на себя ответственность, несамостоятельность, боязнь проявить инициативу, особенно в учёбе, а затем и в профессиональной деятельности, общественной работе и т. п.

В силу указанного понятно, что проблема формирования детской инициативности является крайне актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.

На основе наблюдений за поведением детей можно выделить два типа инициатив: Инициативы, связанные с организацией деятельности; Инициативы связанные с исполнением.

I. Инициативы, связанные с организацией игровой деятельности:

Инициативы-предложения

Инициативы-примеры

Инициативы-поддержки

Инициативы-распределения поручений

Инициативы-доверия

Инициативы - предложения:

«Давайте играть в …», «Давайте займёмся …», «Давайте сделаем …».

Оценивая такие инициативы важно проанализировать их ценность с точки зрения социальной значимости общественной задачи, которая ставится, а также с позиций аргументированности, свидетельствующей о степени сознательности в процессе выдвижения инициативы.

Например: На участке детского сада гуляют дети старшего дошкольного возраста. Поиграв в подвижные игры, побегав, они собрались все около веранды и решили построить там «дом», но просто «дом» было строить не интересно, и тут Паша предложил: «Давайте играть в «школу»!». Инициативу подхватили с воодушевлением. Принесли дощечки, положили под них кубики, устроили парты. Девочки принесли карандаши, бумагу, попросили взрослых сходить в группу за книгами. Настя предложила: «У меня есть старенький букварь, я завтра принесу его, и мы продолжим играть»…

Инициативы - примеры:

Ребёнок дошкольник не выдвигает инициативу вербально, однако, самостоятельно включаясь в ту или иную деятельность, вовлекает в неё других детей.

Например: Наша группа вышла на прогулку зимой. Выпало много снега, поэтому около веранды почти не было свободного места. Максим вышел на прогулку с лопаткой. Увидев, что около веранды на дорожках много снега, он начал разгребать его. Деятельность мальчика привлекла внимание сверстников. Я посоветовала детям сходить в группу и принести лопатки. Работа закипела…

Демид предложил: «Давайте построим из этого снега крепость для игры».

Так в результате слияния двух подтипов инициатив образовалась игровая деятельность.

Инициативы – поддержки:

Зачастую, одного предложения недостаточно, чтобы развернулась деятельность. Нужно, чтобы данное предложение поддержали другие. Ценность такой инициативы ниже,чем инициативы-предложения, т. к. снижается степень самостоятельности, но способность поддерживать инициативу других – важное качество, которое следует воспитывать. Нередко хорошие инициативы не находят своего воплощения потому, что не были вовремя поддержаны. Это касается не только детей, но и взрослых.

Например: После прогулки зимой дети подходят к зданию детского сада. «Стойте, – говорит Вероника, - мы же все в снегу!». Девочки останавливаются, а мальчики стараются проскочить. «В очередь становитесь, - поддерживает Веронику Паша, - на крыльцо не заходить!

Я сейчас, помощник воспитателя. Кто будем за вами снег убирать? Подождите, я быстро!» Через несколько минут возвращается с веником…

Инициативы – распределения поручений:

Например: в сюжетно-ролевой игре «Авторемонтная мастерская».

…Дети распределяют роли в игре: «У Данила папа работает в авторемонтной мастерской, пусть Данил будет начальником мастерской, Рома и Артём будут слесарями, Демид будет доставлять машины…».

Инициативы – доверия:

Когда дети выбирают одного из членов группы, чтобы он мог проявлять инициативу, связанную с организацией деятельности.

Например: …Дети распределяют роли в игре в «Школу»: «Кого же выбрать учителем?» – спрашивает Алина. «Давайте выберем Настю, - предлагают дети, - она хорошо читает и интересно рассказывает. С предложением согласились. Игра началась…

II. Инициативы, связанные с исполнением

Познавательные вопросы детей

Инициатива, выдвигаемая в ходе осуществлений деятельности с целью её улучшения

Инициатива-предложение себя в качестве исполнителя

Познавательные вопросы детей:

В разнообразной игровой деятельности следует поддерживать вопросы, направленные на получение новой информации и её уточнение.

Инициатива, выдвигаемая в ходе осуществлений игровой деятельности с целью её улучшения:

Например: …Саша берёт краску на кисть и проводит жирную линию. «Не так Саша рисуешь,- говорит Максим,-нужно легонько, и краску размыть». Показывает. Саша пробует вновь, но эффект тот же. «Давай вместе»,- предлагает Максим. Набирает краску и, поддерживая руку Саши, контролирует процесс нанесения краски.

Саша, преисполненный благодарности с удовольствием рисует самостоятельно…

Инициатива- предложение себя в качестве исполнителя:

«Я буду!», «Я хочу!», «Я справлюсь!»

Если ребёнок предлагает себя в качестве исполнителя, воспитателю

следует добиваться осознанности и аргументированности такого

предложения.

Главные задачи в проектировании игровой деятельности и инициативы детей дошкольников:

обеспечить возможность для осуществления детьми свободного выбора;

сделать игровую деятельность привлекательной для ребёнка (предметно- развивающая среда);

построить взаимодействия между детьми в игре на основе создания проблемных ситуаций;

создать сотрудничество и применение косвенных требований.

Воспитатель как профессионал должен четко знать теоретические основы методики проведения игры, он как организатор, партнер, направляет детскую игру в нужном направлении, развивая и поддерживая детскую инициативу.

Методы и приемы для проектирования игровой деятельности и развития инициативы.

целевой подбор игрового материала и его систематическое обновление; использование предметов заместителей и т. д. ;

участие педагога в играх в главных ролях;

участие педагога в играх во второстепенных ролях;

чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов по мотивам произведений;

создание и решение проблемных ситуаций, их разыгрывание.

беседы о том, как играли дети раньше и как можно играть сегодня.

Индивидуальные особенности воспитанников

У застенчивых детей выявляю положительные качества и создаю условия для позитивного изменения заниженной самооценки

Неуверенным в себе детям поручаю интересные, несложные роли, которые не требуют организаторских способностей

Использую похвалу

Отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами

Малоактивным детям поручаю главные роли, активизируя их деятельность

Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить способность личности к проявлению инициатив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста

Актуальность поддержки детской инициативы

В нашем обществе в целом и в системе воспитания в частности, к сожалению, сложилась установка, когда на словах декларируется важность, значимость развития инициативности личности, а на деле – акцент делается на формирование исполнительности.

В итоге это приводит с возрастом к нежеланию молодых людей возлагать на себя ответственность, несамостоятельность, боязнь проявить инициативу, особенно в учёбе, а затем и в профессиональной деятельности, общественной работе и т. п.

В силу указанного понятно, что проблема формирования детской инициативности является крайне актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.

На основе наблюдений за поведением детей можно выделить два типа инициатив: Инициативы, связанные с организацией деятельности; Инициативы связанные с исполнением.

I. Инициативы, связанные с организацией игровой деятельности:

Инициативы-предложения

Инициативы-примеры

Инициативы-поддержки

Инициативы-распределения поручений

Инициативы-доверия

Инициативы - предложения:

«Давайте играть в …», «Давайте займёмся …», «Давайте сделаем …».

Оценивая такие инициативы важно проанализировать их ценность с точки зрения социальной значимости общественной задачи, которая ставится, а также с позиций аргументированности, свидетельствующей о степени сознательности в процессе выдвижения инициативы.

Например: На участке детского сада гуляют дети старшего дошкольного возраста. Поиграв в подвижные игры, побегав, они собрались все около веранды и решили построить там «дом», но просто «дом» было строить не интересно, и тут Паша предложил: «Давайте играть в «школу»!». Инициативу подхватили с воодушевлением. Принесли дощечки, положили под них кубики, устроили парты. Девочки принесли карандаши, бумагу, попросили взрослых сходить в группу за книгами. Настя предложила: «У меня есть старенький букварь, я завтра принесу его, и мы продолжим играть»…

Инициативы - примеры:

Ребёнок дошкольник не выдвигает инициативу вербально, однако, самостоятельно включаясь в ту или иную деятельность, вовлекает в неё других детей.

Например: Наша группа вышла на прогулку зимой. Выпало много снега, поэтому около веранды почти не было свободного места. Максим вышел на прогулку с лопаткой. Увидев, что около веранды на дорожках много снега, он начал разгребать его. Деятельность мальчика привлекла внимание сверстников. Я посоветовала детям сходить в группу и принести лопатки. Работа закипела…

Демид предложил: «Давайте построим из этого снега крепость для игры».

Так в результате слияния двух подтипов инициатив образовалась игровая деятельность.

Инициативы – поддержки:

Зачастую, одного предложения недостаточно, чтобы развернулась деятельность. Нужно, чтобы данное предложение поддержали другие. Ценность такой инициативы ниже,чем инициативы-предложения, т. к. снижается степень самостоятельности, но способность поддерживать инициативу других – важное качество, которое следует воспитывать. Нередко хорошие инициативы не находят своего воплощения потому, что не были вовремя поддержаны. Это касается не только детей, но и взрослых.

Например: После прогулки зимой дети подходят к зданию детского сада. «Стойте, – говорит Вероника, - мы же все в снегу!». Девочки останавливаются, а мальчики стараются проскочить. «В очередь становитесь, - поддерживает Веронику Паша, - на крыльцо не заходить!

Я сейчас, помощник воспитателя. Кто будем за вами снег убирать? Подождите, я быстро!» Через несколько минут возвращается с веником…

Инициативы – распределения поручений:

Например: в сюжетно-ролевой игре «Авторемонтная мастерская».

…Дети распределяют роли в игре: «У Данила папа работает в авторемонтной мастерской, пусть Данил будет начальником мастерской, Рома и Артём будут слесарями, Демид будет доставлять машины…».

Инициативы – доверия:

Когда дети выбирают одного из членов группы, чтобы он мог проявлять инициативу, связанную с организацией деятельности.

Например: …Дети распределяют роли в игре в «Школу»: «Кого же выбрать учителем?» – спрашивает Алина. «Давайте выберем Настю, - предлагают дети, - она хорошо читает и интересно рассказывает. С предложением согласились. Игра началась…

II. Инициативы, связанные с исполнением

Познавательные вопросы детей

Инициатива, выдвигаемая в ходе осуществлений деятельности с целью её улучшения

Инициатива-предложение себя в качестве исполнителя

Познавательные вопросы детей:

В разнообразной игровой деятельности следует поддерживать вопросы, направленные на получение новой информации и её уточнение.

Инициатива, выдвигаемая в ходе осуществлений игровой деятельности с целью её улучшения:

Например: …Саша берёт краску на кисть и проводит жирную линию. «Не так Саша рисуешь,- говорит Максим,-нужно легонько, и краску размыть». Показывает. Саша пробует вновь, но эффект тот же. «Давай вместе»,- предлагает Максим. Набирает краску и, поддерживая руку Саши, контролирует процесс нанесения краски.

Саша, преисполненный благодарности с удовольствием рисует самостоятельно…

Инициатива- предложение себя в качестве исполнителя:

«Я буду!», «Я хочу!», «Я справлюсь!»

Если ребёнок предлагает себя в качестве исполнителя, воспитателю

следует добиваться осознанности и аргументированности такого

предложения.

Главные задачи в проектировании игровой деятельности и инициативы детей дошкольников:

обеспечить возможность для осуществления детьми свободного выбора;

сделать игровую деятельность привлекательной для ребёнка (предметно- развивающая среда);

построить взаимодействия между детьми в игре на основе создания проблемных ситуаций;

создать сотрудничество и применение косвенных требований.

Воспитатель как профессионал должен четко знать теоретические основы методики проведения игры, он как организатор, партнер, направляет детскую игру в нужном направлении, развивая и поддерживая детскую инициативу.

Методы и приемы для проектирования игровой деятельности и развития инициативы.

целевой подбор игрового материала и его систематическое обновление; использование предметов заместителей и т. д. ;

участие педагога в играх в главных ролях;

участие педагога в играх во второстепенных ролях;

чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов по мотивам произведений;

создание и решение проблемных ситуаций, их разыгрывание.

беседы о том, как играли дети раньше и как можно играть сегодня.

Индивидуальные особенности воспитанников

У застенчивых детей выявляю положительные качества и создаю условия для позитивного изменения заниженной самооценки

Неуверенным в себе детям поручаю интересные, несложные роли, которые не требуют организаторских способностей

Использую похвалу

Отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами

Малоактивным детям поручаю главные роли, активизируя их деятельность

Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить способность личности к проявлению инициатив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...

Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»

         Конспект организованной игровой деятельности по развитию    творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством   теа...