Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста
проект (средняя группа)
Актуальность поддержки детской инициативы
В нашем обществе в целом и в системе воспитания в частности, к сожалению, сложилась установка, когда на словах декларируется важность, значимость развития инициативности личности, а на деле – акцент делается на формирование исполнительности.
В итоге это приводит с возрастом к нежеланию молодых людей возлагать на себя ответственность, несамостоятельность, боязнь проявить инициативу, особенно в учёбе, а затем и в профессиональной деятельности, общественной работе и т. п.
В силу указанного понятно, что проблема формирования детской инициативности является крайне актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
На основе наблюдений за поведением детей можно выделить два типа инициатив: Инициативы, связанные с организацией деятельности; Инициативы связанные с исполнением.
I. Инициативы, связанные с организацией игровой деятельности:
Инициативы-предложения
Инициативы-примеры
Инициативы-поддержки
Инициативы-распределения поручений
Инициативы-доверия
Инициативы - предложения:
«Давайте играть в …», «Давайте займёмся …», «Давайте сделаем …».
Оценивая такие инициативы важно проанализировать их ценность с точки зрения социальной значимости общественной задачи, которая ставится, а также с позиций аргументированности, свидетельствующей о степени сознательности в процессе выдвижения инициативы.
Например: На участке детского сада гуляют дети старшего дошкольного возраста. Поиграв в подвижные игры, побегав, они собрались все около веранды и решили построить там «дом», но просто «дом» было строить не интересно, и тут Паша предложил: «Давайте играть в «школу»!». Инициативу подхватили с воодушевлением. Принесли дощечки, положили под них кубики, устроили парты. Девочки принесли карандаши, бумагу, попросили взрослых сходить в группу за книгами. Настя предложила: «У меня есть старенький букварь, я завтра принесу его, и мы продолжим играть»…
Инициативы - примеры:
Ребёнок дошкольник не выдвигает инициативу вербально, однако, самостоятельно включаясь в ту или иную деятельность, вовлекает в неё других детей.
Например: Наша группа вышла на прогулку зимой. Выпало много снега, поэтому около веранды почти не было свободного места. Максим вышел на прогулку с лопаткой. Увидев, что около веранды на дорожках много снега, он начал разгребать его. Деятельность мальчика привлекла внимание сверстников. Я посоветовала детям сходить в группу и принести лопатки. Работа закипела…
Демид предложил: «Давайте построим из этого снега крепость для игры».
Так в результате слияния двух подтипов инициатив образовалась игровая деятельность.
Инициативы – поддержки:
Зачастую, одного предложения недостаточно, чтобы развернулась деятельность. Нужно, чтобы данное предложение поддержали другие. Ценность такой инициативы ниже,чем инициативы-предложения, т. к. снижается степень самостоятельности, но способность поддерживать инициативу других – важное качество, которое следует воспитывать. Нередко хорошие инициативы не находят своего воплощения потому, что не были вовремя поддержаны. Это касается не только детей, но и взрослых.
Например: После прогулки зимой дети подходят к зданию детского сада. «Стойте, – говорит Вероника, - мы же все в снегу!». Девочки останавливаются, а мальчики стараются проскочить. «В очередь становитесь, - поддерживает Веронику Паша, - на крыльцо не заходить!
Я сейчас, помощник воспитателя. Кто будем за вами снег убирать? Подождите, я быстро!» Через несколько минут возвращается с веником…
Инициативы – распределения поручений:
Например: в сюжетно-ролевой игре «Авторемонтная мастерская».
…Дети распределяют роли в игре: «У Данила папа работает в авторемонтной мастерской, пусть Данил будет начальником мастерской, Рома и Артём будут слесарями, Демид будет доставлять машины…».
Инициативы – доверия:
Когда дети выбирают одного из членов группы, чтобы он мог проявлять инициативу, связанную с организацией деятельности.
Например: …Дети распределяют роли в игре в «Школу»: «Кого же выбрать учителем?» – спрашивает Алина. «Давайте выберем Настю, - предлагают дети, - она хорошо читает и интересно рассказывает. С предложением согласились. Игра началась…
II. Инициативы, связанные с исполнением
Познавательные вопросы детей
Инициатива, выдвигаемая в ходе осуществлений деятельности с целью её улучшения
Инициатива-предложение себя в качестве исполнителя
Познавательные вопросы детей:
В разнообразной игровой деятельности следует поддерживать вопросы, направленные на получение новой информации и её уточнение.
Инициатива, выдвигаемая в ходе осуществлений игровой деятельности с целью её улучшения:
Например: …Саша берёт краску на кисть и проводит жирную линию. «Не так Саша рисуешь,- говорит Максим,-нужно легонько, и краску размыть». Показывает. Саша пробует вновь, но эффект тот же. «Давай вместе»,- предлагает Максим. Набирает краску и, поддерживая руку Саши, контролирует процесс нанесения краски.
Саша, преисполненный благодарности с удовольствием рисует самостоятельно…
Инициатива- предложение себя в качестве исполнителя:
«Я буду!», «Я хочу!», «Я справлюсь!»
Если ребёнок предлагает себя в качестве исполнителя, воспитателю
следует добиваться осознанности и аргументированности такого
предложения.
Главные задачи в проектировании игровой деятельности и инициативы детей дошкольников:
обеспечить возможность для осуществления детьми свободного выбора;
сделать игровую деятельность привлекательной для ребёнка (предметно- развивающая среда);
построить взаимодействия между детьми в игре на основе создания проблемных ситуаций;
создать сотрудничество и применение косвенных требований.
Воспитатель как профессионал должен четко знать теоретические основы методики проведения игры, он как организатор, партнер, направляет детскую игру в нужном направлении, развивая и поддерживая детскую инициативу.
Методы и приемы для проектирования игровой деятельности и развития инициативы.
целевой подбор игрового материала и его систематическое обновление; использование предметов заместителей и т. д. ;
участие педагога в играх в главных ролях;
участие педагога в играх во второстепенных ролях;
чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов по мотивам произведений;
создание и решение проблемных ситуаций, их разыгрывание.
беседы о том, как играли дети раньше и как можно играть сегодня.
Индивидуальные особенности воспитанников
У застенчивых детей выявляю положительные качества и создаю условия для позитивного изменения заниженной самооценки
Неуверенным в себе детям поручаю интересные, несложные роли, которые не требуют организаторских способностей
Использую похвалу
Отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами
Малоактивным детям поручаю главные роли, активизируя их деятельность
Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить способность личности к проявлению инициатив.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста
Актуальность поддержки детской инициативы
В нашем обществе в целом и в системе воспитания в частности, к сожалению, сложилась установка, когда на словах декларируется важность, значимость развития инициативности личности, а на деле – акцент делается на формирование исполнительности.
В итоге это приводит с возрастом к нежеланию молодых людей возлагать на себя ответственность, несамостоятельность, боязнь проявить инициативу, особенно в учёбе, а затем и в профессиональной деятельности, общественной работе и т. п.
В силу указанного понятно, что проблема формирования детской инициативности является крайне актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
На основе наблюдений за поведением детей можно выделить два типа инициатив: Инициативы, связанные с организацией деятельности; Инициативы связанные с исполнением.
I. Инициативы, связанные с организацией игровой деятельности:
Инициативы-предложения
Инициативы-примеры
Инициативы-поддержки
Инициативы-распределения поручений
Инициативы-доверия
Инициативы - предложения:
«Давайте играть в …», «Давайте займёмся …», «Давайте сделаем …».
Оценивая такие инициативы важно проанализировать их ценность с точки зрения социальной значимости общественной задачи, которая ставится, а также с позиций аргументированности, свидетельствующей о степени сознательности в процессе выдвижения инициативы.
Например: На участке детского сада гуляют дети старшего дошкольного возраста. Поиграв в подвижные игры, побегав, они собрались все около веранды и решили построить там «дом», но просто «дом» было строить не интересно, и тут Паша предложил: «Давайте играть в «школу»!». Инициативу подхватили с воодушевлением. Принесли дощечки, положили под них кубики, устроили парты. Девочки принесли карандаши, бумагу, попросили взрослых сходить в группу за книгами. Настя предложила: «У меня есть старенький букварь, я завтра принесу его, и мы продолжим играть»…
Инициативы - примеры:
Ребёнок дошкольник не выдвигает инициативу вербально, однако, самостоятельно включаясь в ту или иную деятельность, вовлекает в неё других детей.
Например: Наша группа вышла на прогулку зимой. Выпало много снега, поэтому около веранды почти не было свободного места. Максим вышел на прогулку с лопаткой. Увидев, что около веранды на дорожках много снега, он начал разгребать его. Деятельность мальчика привлекла внимание сверстников. Я посоветовала детям сходить в группу и принести лопатки. Работа закипела…
Демид предложил: «Давайте построим из этого снега крепость для игры».
Так в результате слияния двух подтипов инициатив образовалась игровая деятельность.
Инициативы – поддержки:
Зачастую, одного предложения недостаточно, чтобы развернулась деятельность. Нужно, чтобы данное предложение поддержали другие. Ценность такой инициативы ниже,чем инициативы-предложения, т. к. снижается степень самостоятельности, но способность поддерживать инициативу других – важное качество, которое следует воспитывать. Нередко хорошие инициативы не находят своего воплощения потому, что не были вовремя поддержаны. Это касается не только детей, но и взрослых.
Например: После прогулки зимой дети подходят к зданию детского сада. «Стойте, – говорит Вероника, - мы же все в снегу!». Девочки останавливаются, а мальчики стараются проскочить. «В очередь становитесь, - поддерживает Веронику Паша, - на крыльцо не заходить!
Я сейчас, помощник воспитателя. Кто будем за вами снег убирать? Подождите, я быстро!» Через несколько минут возвращается с веником…
Инициативы – распределения поручений:
Например: в сюжетно-ролевой игре «Авторемонтная мастерская».
…Дети распределяют роли в игре: «У Данила папа работает в авторемонтной мастерской, пусть Данил будет начальником мастерской, Рома и Артём будут слесарями, Демид будет доставлять машины…».
Инициативы – доверия:
Когда дети выбирают одного из членов группы, чтобы он мог проявлять инициативу, связанную с организацией деятельности.
Например: …Дети распределяют роли в игре в «Школу»: «Кого же выбрать учителем?» – спрашивает Алина. «Давайте выберем Настю, - предлагают дети, - она хорошо читает и интересно рассказывает. С предложением согласились. Игра началась…
II. Инициативы, связанные с исполнением
Познавательные вопросы детей
Инициатива, выдвигаемая в ходе осуществлений деятельности с целью её улучшения
Инициатива-предложение себя в качестве исполнителя
Познавательные вопросы детей:
В разнообразной игровой деятельности следует поддерживать вопросы, направленные на получение новой информации и её уточнение.
Инициатива, выдвигаемая в ходе осуществлений игровой деятельности с целью её улучшения:
Например: …Саша берёт краску на кисть и проводит жирную линию. «Не так Саша рисуешь,- говорит Максим,-нужно легонько, и краску размыть». Показывает. Саша пробует вновь, но эффект тот же. «Давай вместе»,- предлагает Максим. Набирает краску и, поддерживая руку Саши, контролирует процесс нанесения краски.
Саша, преисполненный благодарности с удовольствием рисует самостоятельно…
Инициатива- предложение себя в качестве исполнителя:
«Я буду!», «Я хочу!», «Я справлюсь!»
Если ребёнок предлагает себя в качестве исполнителя, воспитателю
следует добиваться осознанности и аргументированности такого
предложения.
Главные задачи в проектировании игровой деятельности и инициативы детей дошкольников:
обеспечить возможность для осуществления детьми свободного выбора;
сделать игровую деятельность привлекательной для ребёнка (предметно- развивающая среда);
построить взаимодействия между детьми в игре на основе создания проблемных ситуаций;
создать сотрудничество и применение косвенных требований.
Воспитатель как профессионал должен четко знать теоретические основы методики проведения игры, он как организатор, партнер, направляет детскую игру в нужном направлении, развивая и поддерживая детскую инициативу.
Методы и приемы для проектирования игровой деятельности и развития инициативы.
целевой подбор игрового материала и его систематическое обновление; использование предметов заместителей и т. д. ;
участие педагога в играх в главных ролях;
участие педагога в играх во второстепенных ролях;
чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов по мотивам произведений;
создание и решение проблемных ситуаций, их разыгрывание.
беседы о том, как играли дети раньше и как можно играть сегодня.
Индивидуальные особенности воспитанников
У застенчивых детей выявляю положительные качества и создаю условия для позитивного изменения заниженной самооценки
Неуверенным в себе детям поручаю интересные, несложные роли, которые не требуют организаторских способностей
Использую похвалу
Отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами
Малоактивным детям поручаю главные роли, активизируя их деятельность
Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить способность личности к проявлению инициатив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....
Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...
Собственный инновационный педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста" воспитателя МБДОУ "Коммунарский детский сад "Солнышко" Акишевой Екатерины Вячеславовны
Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека!...
Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...
Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»
Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теа...