Программа детско-родительского клуба «Скоро в школу»
методическая разработка (подготовительная группа)
Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально-педагогической запущенности и других проявлений асоциального поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub-gotovka_k_shkole.docx | 199.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА №15 «СОЛНЫШКО»
Программа
детско-родительского клуба
«Скоро в школу»
Воспитатели:
Шапиева А.В., Тагирова Р.А.
Логопед:
Забудская И.Р.
Нижневартовск 2023-2024
Содержание
- Пояснительная записка.
- Цель и задачи.
- Принципы взаимодействия с родителями.
- Формы работы клуба.
- Материально-техническое оснащение.
- Тематический план работы родительского клуба «Скоро в школу» на 2023-2024 учебный год.
- Список используемой литературы и интернет источников.
- Заседания родительского клуба «Скоро в школу» №1.
- Заседания родительского клуба «Скоро в школу» №2.
- Заседания родительского клуба «Скоро в школу» №3.
- Приложения. Анкеты .
- Приложения. Тесты.
- Консультации.
- Памятки.
- Презентации.
- Пояснительная записка
Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально-педагогической запущенности и других проявлений асоциального поведения.
Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс. Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.
Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические, интерактивные формы работы с родителями: клубные заседания, гостиные, тренинговые занятия и т.д.
Программа рассчитана на учебный год.
Актуальность.
Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями. Наиболее эффективная форма работы с семьёй по данному направлению - родительский клуб будущих первоклассников, организованный на базе дошкольного учреждения. Родительский клуб «Скоро в школу» способствует привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности и это позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительского клуба «Скоро в школу» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей старших дошкольников к активному участию в образовательном процессе, способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников, возрастанию интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений. Родительский клуб «Скоро в школу» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
- Цель и задачи.
Целью программы «Скоро в школу» является повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, привлечение их к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов в преемственности и согласованности подготовки дошкольников к школе.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
1. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
2. Повышать педагогическую культуру родителей;
3.Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
4. Выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
5.Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
- Ожидаемые результаты
1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста;
2. Формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на этапе предшкольного развития;
3. Оптимизация детско-родительских отношений;
4. Возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
5. Рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами в целом.
- Принципы взаимодействия с родителями
1. Целенаправленность - привлечение всех родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
2. Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным материалом;
3. Дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
4. Индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
5. Сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым заданиям, получаемой информации;
6. Стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
7. Доброжелательность, открытость и партнерство.
- Формы работы клуба
∙ Беседы и дискуссии за круглым столом;
∙ Информационно-просветительская газета;
∙ Анкетирование;
∙ Обсуждение педагогических ситуаций:
∙ Моделирование игровых и проблемных ситуаций;
∙ Практические советы и рекомендации;
∙ Тренинги;
∙ Презентации семейного опыта;
∙ Семинары-практикумы;
∙ Мастер-классы.
.
- Материально-техническое оснащение
∙ Комплекс технических средств, включающих – мультимедийных проектор, персональный компьютер и оборудование - печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат);
∙ Электронное обеспечение: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронной поддержкой и мультипликационные пособия, созданные с помощью программы - презентации MicrosoftPowerPoint.
∙ Информационно-методическое обеспечение: литература, программы, методики.
∙ Наглядный и раздаточный материал
- Тематический план работы родительского клуба «Скоро в школу»
на 2023 - 2024 учебный год
Содержание | Дата | Ответствен. | Примеч. | |
Сентябрь | ||||
1. 2. 3. 4. | Оформление информационного стенда для родителей «Скоро в школу». Тема: «Скоро в школу мы идем». Анкетирование родителей «Анкета для родителей будущих первоклассников» Советы родителям: памятка-буклет «Рекомендации для родителей, дети которых скоро пойдут в школу» Проведение теста с дошкольниками: « Хочу ли я в школу?» | В течение месяца | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Логопед | |
5. | Индивидуальное консультирование | В течение месяца | Логопед | По графику работы специалистов |
6. | Консультация «Что должен знать и уметь ребенок к началу школьного обучения» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей. | В течение месяца | Воспитатель | |
Октябрь | ||||
1. 1.1. 1.2. 2. | Заседание клуба № 1. Семинар-практикум «Учимся – играя». Сообщение: «Психологическая готовность детей к школе» (с приглашением психолога Гасановой И.В.) Результаты теста проведенного с дошкольниками « Хочу ли я в школу?» Результаты анкетирования родителей. | Воспитатель Воспитатель Логопед | ||
6. | Индивидуальное консультирование | В течение месяца | Логопед | |
7. | Консультация «Что такое школьная зрелость?» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей. | В течение месяца | Логопед | |
Ноябрь | ||||
1. 2. | Оформление информационного стенда для родителей «Скоро в школу». Тема «Речевая готовность к школе, критерии речевой готовности к школе». Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»» | В течение месяца | Логопед, воспитатель Воспитатель | |
Февраль | ||||
1. 1.1. 1.2. 1.3 | Заседание клуба № 2. «Мастер-класс». Тема: «Домашняя игротека для развития памяти, внимания, речи, мышления». Cообщение: «Готовимся в школу вместе». Игры на развитие внимания, памяти, речи, мышления». Просмотр видеофильма «Речевые игры». | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
| |
3. | Индивидуальное консультирование | В течение месяца. | учитель-логопед педагог-психолог | По графику работы специалистов |
4. | Консультация «Как помочь ребенку в овладении счетом и письмом» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей.
| В течение месяца. | Воспитатели. | |
Апрель | ||||
1. 1.1. 1.2 1.3 1.4 1.5 2. | Заседание клуба № 3 «Скоро в школу». Сообщения: «Оцените готовность вашего ребенка к обучению в школе». Анкета для родителей. Просмотр фрагментов занятий с детьми: - ФЭМП. - развитие речи; - обучение грамоте; - музыка; -ФИЗО Рекомендации «10 заповедей для родителей, дети которых идут в школу». Подведение итогов работы клуба. Памятка-буклет: «Обязанности родителей будущих первоклассников» | Воспитатель Воспитатель Воспитатель | ||
3. | Консультация «Как помочь ребенку в приготовлении уроков?» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей. | В течение месяца. | Воспитатели. |
Список используемой литературы
- Никольская И. М. Развитие познавательной сферы: восприятие. Внимание. Память. Воображение. Речь. Мышление / И. М. Никольская, Р. М. Грановская // Никольская И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб.: Речь, 2006. – Гл. 2. – 507 с.
- Андрущенко А.В., Слегина Н.Г., Селиванов В.С. Готовимся к школе:
Книга для родителей будущих первоклассников. - М.: ООО Фирма
Издательство АСТ, 1999.-160с. - Белопольская Н.Л. Как помочь ребенку овладеть счетом, чтением и
письмом // Популярная психология для родителей / Под редакцией А.А.
Бодалева. — М.: Педагогика, 1989.-166-170с. - Амосов Н. М. Ваш ребёнок: здоровье и воспитание. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2003.
- Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1984.
- Венгер А. Л., Иллеш Е. Э. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психического раз- вития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988. – С. 4–22.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997.
- Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
- «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г. Киров, 2011г.
- К.В. Шевелёв «Прописи по математике», «Рабочая тетрадь для дошкольников». Издательство ЮВЕНТА, 2011г.
- Ресурсы сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Детско-родительский клуб как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе"
Организация Детско-родительского клуба "Готовимся к школе" в детском саду является интересной формой работы и для родителей, и для детей, и для педагогов. Пользу получают все....
Рабочая программа родительского клуба "Скоро в школу"
Комплекс тренингов детско-родительского взаимодействия, при подготовки ребенка к школьному обучению....
Программа родительского клуба "Скоро в школу"
Изменения в социально-экономической сфере нашего общества предопределили повышенное внимание к проблемам образования. Родители, думающие о будущем своих детей, прежде всего о том, кем они станут, пред...
Развивающая программа детско-родительского клуба с детьми и родителями подготовительных групп «Психологическая подготовка детей к школе. Я – будущий первоклассник»
В данной программе представлены занятия-встречи с детьми подготовительных групп и их родителями. В ходе таких занятий дети получачают возможность привыкнуть к роли ученик, а родители - наблюдать за св...
Программа детско-родительского клуба "Школа будущего первоклассника" на 2020-2021 уч.год
Детско-родительский клуб является оптимизацией и гармонизацией детско-родительских отношений в семьях воспитанников дошкольного учреждения, повышение компетентности родителей по вопросам готовности де...
Детско-родительский клуб "Скоро в школу". Мастер-класс на тему "Экспериментальная деятельность как средство интеллектуального развития старших дошкольников"
Развитие познавательных способностей, активности детей старшего дошкольного возраста....
План работы детско-родительского психолого-логопедического клуба "Скоро в школу"
План работы детско-родительского психолого-логопедического клуба...