Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".
консультация

Орлова Светлана Александровна

Дети часто не  могут объяснить, какие чувства они испытают по отношению к сверстникам, к взрослым или ситуации. Почему? Потому что у  них еще не сформирован или слабо сформирован эмоциональный интеллект.

           Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение понимать, определять, использовать и управлять собственными эмоциями в своих интересах. Эмоциональный интеллект позволяет регулировать нагрузку, связанную со стрессом, адекватно разрешать конфликты. Также эмоциональный интеллект позволяет верно определять и понимать эмоциональное состояние других людей, что позволяет выстраивать конструктивные взаимоотношения с партнерами по коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_emotsionalnyy_intellekt.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

         МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2»

Ул. Мира, 10-А, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация.

Телефон: (8-35168) 2-48-00.

Консультация  для педагогов  на тему «Формирование эмоционального интеллекта  у детей дошкольного возраста»

                                                                            Подготовил и провел:

                                                                            Педагог-психолог 1 кв.категории

                                                                            Орлова Светлана Александровна

г. Чебаркуль, 2025

                                                                «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма».
физиолог Н. М. Щелованов

Дети часто не  могут объяснить, какие чувства они испытают по отношению к сверстникам, к взрослым или ситуации. Почему? Потому что у  них еще не сформирован или слабо сформирован эмоциональный интеллект. 

           Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение понимать, определять, использовать и управлять собственными эмоциями в своих интересах. Эмоциональный интеллект позволяет регулировать нагрузку, связанную со стрессом, адекватно разрешать конфликты. Также эмоциональный интеллект позволяет верно определять и понимать эмоциональное состояние других людей, что позволяет выстраивать конструктивные взаимоотношения с партнерами по коммуникации.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Джоном Мейером и Питером Сэловеем.

Компетенции эмоционального интеллекта:

  • Умение узнавать и осознавать свои чувства;
  • Умение правильно переживать фрустрацию;
  • Умение изменять свои чувства;
  • Умение мотивировать себя и поддерживать мотивацию;
  • Умение управлять своими чувствами;
  • Умение строить эмоционально теплые отношения.

         Главную роль в развитии личности ребенка дошкольного возраста, наряду с физическим и умственным развитием, занимает и развитие  эмоционального интеллекта. Ребенок очень эмоционален от природы и имеет огромный спектр чувств. Но научиться управлять всем диапазоном эмоций и чувств работа не из легких даже взрослому человеку, ребенку тем более. Почему важно учить ребёнка понимать все те чувства, которые он испытывает. Во-первых, когда ребёнок знает, почему у него в данный момент такая эмоция, ему проще направлять свою эмоциональность в нужном русле и при необходимости сдерживаться. Во-вторых, понимая свои чувства, ребёнок способен проявлять эмпатию к окружающим. Это важно для адекватной социализации. Имея представления об эмоциях и чувствах окружающих людей, ребёнок может  спрогнозировать последствия своих действий и нести ответственность за них.

         Зарождение эмоционального интеллекта происходит непосредственно в семье, и помогают в этом вопросе мама, папа, дедушки, бабушки и другие члены семьи. Проявление и понимание всех эмоций, как положительных, так и отрицательных, важно для здоровой психики детей. Подавленные эмоции в детском возрасте отражаются на качестве жизни взрослого человека. Поэтому участие взрослыми в улучшении этих навыков важно для ребенка.              

          Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста происходит в несколько этапов:

  • Ребёнок учится понимать свои собственные чувства и эмоции. На этом этапе важно вместе с ребёнком прорабатывать эмоции через сказки, мультфильмы, обсуждая и комментируя действия и чувства героев, задавать вопросы ребенку — а как бы он поступил в этой ситуации?
  • Ребёнок учится понимать чувства других.
  • Ребёнок начинает пробовать управлять своими эмоциями и чувствами. На данном этапе взрослый учит ребенка, как можно экологично проявить свои негативные чувства и эмоции (сундучок злости, подушка для битья и т. п.). А также научить повышать себе настроение, для этого необходимо поговорить с ребенком о том, что ему повышает настроение.

       На каждом этапе возможно использование разных методических средств — ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры, игры и задания для развития произвольности, игры для развития воображения, релаксационные методы. Поскольку игра является основным видом деятельности дошкольника, поэтому с помощью игры можно научить понимать и принимать чувства и эмоции, которые испытывает ребенок.

1. Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний.

«Лото настроений»

ЦельЗакреплять умение различать эмоциональные состояния с опорой на картинку-образец. Развивать внимание, усидчивость.

Материал: у детей большие карточки с несколькими изображением людей, животных, птиц, в различных эмоциональных состояниях. Описание: Ведущий демонстрирует пиктограмму какой-либо эмоции, дети находят на своей карточке животное с заданной эмоцией, называют его эмоциональное состояние и закрывают изображение фишкой.

2. Узнавание эмоций по словесному описанию.

«Найди ребенка»

Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.

Материал: у детей наборы пиктограмм.

Описание: Педагог рассказывает небольшой рассказ и просит подобрать пиктограмму, соответствующую настроению ребенка.

Примерные рассказы:

1.  У Маши был день рождения. Пришли гости, они принесли Маше много подарков. Маше были весело, она улыбалась.

2.  Катя вышла во двор, взяла санки и стала кататься с горки, ей было очень весело.

3.  Николай потерял свою любимую игрушку, он расстроился.

4.  Пришла Маша с прогулки испуганная, она увидела большую лохматую собаку.

«Подними картинку»

ЦельУчить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.

Материал: у детей наборы пиктограмм.

Описание: Педагог рассказывает рассказы или читает стихи, а дети определяют по тексту эмоциональное состояние героев и поднимают пиктограмму.

Примерные тексты:

  • Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

  • Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

  • Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

  • Все бело, бело, бело,

Много снегу намело,

Вот веселые деньки,

Все на лыжи и коньки!

  • Подарил мне папа льва!

Ох, и струсил я сперва!

Я два дня его боялся.

А на третий –

Он сломался.

3. Понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения.

«Замри»

Цель: Закреплять умение различать и передавать различные эмоции с помощью мимики.

Материал: Карточки с изображением разных эмоциональных состояний.

Описание: Дети двигаются по комнате под звуки бубна (погремушки), с остановкой музыки, педагог говорит: «Замри» и показывают карточку с эмоциональным состоянием. Дети изображают соответствующую эмоцию.

4. Игры на развитие эмоционального интеллекта у детей 2-3 лет

«Игра с образом животных»

Показать какое-нибудь изображение животного (мягкую игрушку) ребенку и попросить его улыбнуться или нахмуриться вместо игрушки. Если это лев или тигр попросить порычать вместо него. А за кошку можно ласково помурлыкать. Лягушка может весело квакать. Очень важно выделять слова, описывающие эмоции.

«Обезьянки»

Сесть напротив зеркала с ребенком и вместе строить рожицы, которые выражают разные эмоции: веселые, хмурые, удивленные, расстроенные. Дети в этом возрасте большие повторюшки, они с удовольствием играют в эту игру.

Чтение литературы – это еще один метод развития эмоционального интеллекта. Здесь очень важно правильно читать (рассказывать): читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а так же смешную или грустную ситуацию.

         Уделяя внимание физическому и интеллектуальному развитию ребенка, нужно не забывать про то, что счастливый человек — это здоровый человек, который понимает себя, свои чувства и эмоции. Важно понимать, что эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста нужно развивать, и это помогает им лучше адаптироваться к будущим вызовам и строить успешные отношения в обществе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОО по теме: «Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкльного возраста»

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путём в процессе общения со взрослыми. В то же время м...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1.     Вводная...

Карта самообразования педагога - психолога по теме "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Содержание работы: изучение литературы и интеренет источников, повышение профессионального мастерства и компетентности.Формы работы: Просмотр мастер-классов, оформление и создание дидактических пособи...

Консультация для педагогов «Эмоции и речь. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Эмоции и речь. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста»                     ...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Повышение ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему "«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО»"

Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социаль...