Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".
консультация
Дети часто не могут объяснить, какие чувства они испытают по отношению к сверстникам, к взрослым или ситуации. Почему? Потому что у них еще не сформирован или слабо сформирован эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение понимать, определять, использовать и управлять собственными эмоциями в своих интересах. Эмоциональный интеллект позволяет регулировать нагрузку, связанную со стрессом, адекватно разрешать конфликты. Также эмоциональный интеллект позволяет верно определять и понимать эмоциональное состояние других людей, что позволяет выстраивать конструктивные взаимоотношения с партнерами по коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2»
Ул. Мира, 10-А, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация.
Телефон: (8-35168) 2-48-00.
Консультация для педагогов на тему «Формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Подготовил и провел:
Педагог-психолог 1 кв.категории
Орлова Светлана Александровна
г. Чебаркуль, 2025
«Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма».
физиолог Н. М. Щелованов
Дети часто не могут объяснить, какие чувства они испытают по отношению к сверстникам, к взрослым или ситуации. Почему? Потому что у них еще не сформирован или слабо сформирован эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение понимать, определять, использовать и управлять собственными эмоциями в своих интересах. Эмоциональный интеллект позволяет регулировать нагрузку, связанную со стрессом, адекватно разрешать конфликты. Также эмоциональный интеллект позволяет верно определять и понимать эмоциональное состояние других людей, что позволяет выстраивать конструктивные взаимоотношения с партнерами по коммуникации.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Джоном Мейером и Питером Сэловеем.
Компетенции эмоционального интеллекта:
- Умение узнавать и осознавать свои чувства;
- Умение правильно переживать фрустрацию;
- Умение изменять свои чувства;
- Умение мотивировать себя и поддерживать мотивацию;
- Умение управлять своими чувствами;
- Умение строить эмоционально теплые отношения.
Главную роль в развитии личности ребенка дошкольного возраста, наряду с физическим и умственным развитием, занимает и развитие эмоционального интеллекта. Ребенок очень эмоционален от природы и имеет огромный спектр чувств. Но научиться управлять всем диапазоном эмоций и чувств работа не из легких даже взрослому человеку, ребенку тем более. Почему важно учить ребёнка понимать все те чувства, которые он испытывает. Во-первых, когда ребёнок знает, почему у него в данный момент такая эмоция, ему проще направлять свою эмоциональность в нужном русле и при необходимости сдерживаться. Во-вторых, понимая свои чувства, ребёнок способен проявлять эмпатию к окружающим. Это важно для адекватной социализации. Имея представления об эмоциях и чувствах окружающих людей, ребёнок может спрогнозировать последствия своих действий и нести ответственность за них.
Зарождение эмоционального интеллекта происходит непосредственно в семье, и помогают в этом вопросе мама, папа, дедушки, бабушки и другие члены семьи. Проявление и понимание всех эмоций, как положительных, так и отрицательных, важно для здоровой психики детей. Подавленные эмоции в детском возрасте отражаются на качестве жизни взрослого человека. Поэтому участие взрослыми в улучшении этих навыков важно для ребенка.
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста происходит в несколько этапов:
- Ребёнок учится понимать свои собственные чувства и эмоции. На этом этапе важно вместе с ребёнком прорабатывать эмоции через сказки, мультфильмы, обсуждая и комментируя действия и чувства героев, задавать вопросы ребенку — а как бы он поступил в этой ситуации?
- Ребёнок учится понимать чувства других.
- Ребёнок начинает пробовать управлять своими эмоциями и чувствами. На данном этапе взрослый учит ребенка, как можно экологично проявить свои негативные чувства и эмоции (сундучок злости, подушка для битья и т. п.). А также научить повышать себе настроение, для этого необходимо поговорить с ребенком о том, что ему повышает настроение.
На каждом этапе возможно использование разных методических средств — ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры, игры и задания для развития произвольности, игры для развития воображения, релаксационные методы. Поскольку игра является основным видом деятельности дошкольника, поэтому с помощью игры можно научить понимать и принимать чувства и эмоции, которые испытывает ребенок.
1. Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний.
«Лото настроений»
Цель: Закреплять умение различать эмоциональные состояния с опорой на картинку-образец. Развивать внимание, усидчивость.
Материал: у детей большие карточки с несколькими изображением людей, животных, птиц, в различных эмоциональных состояниях. Описание: Ведущий демонстрирует пиктограмму какой-либо эмоции, дети находят на своей карточке животное с заданной эмоцией, называют его эмоциональное состояние и закрывают изображение фишкой.
2. Узнавание эмоций по словесному описанию.
«Найди ребенка»
Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.
Материал: у детей наборы пиктограмм.
Описание: Педагог рассказывает небольшой рассказ и просит подобрать пиктограмму, соответствующую настроению ребенка.
Примерные рассказы:
1. У Маши был день рождения. Пришли гости, они принесли Маше много подарков. Маше были весело, она улыбалась.
2. Катя вышла во двор, взяла санки и стала кататься с горки, ей было очень весело.
3. Николай потерял свою любимую игрушку, он расстроился.
4. Пришла Маша с прогулки испуганная, она увидела большую лохматую собаку.
«Подними картинку»
Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.
Материал: у детей наборы пиктограмм.
Описание: Педагог рассказывает рассказы или читает стихи, а дети определяют по тексту эмоциональное состояние героев и поднимают пиктограмму.
Примерные тексты:
- Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
- Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
- Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
- Все бело, бело, бело,
Много снегу намело,
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки!
- Подарил мне папа льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся.
А на третий –
Он сломался.
3. Понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения.
«Замри»
Цель: Закреплять умение различать и передавать различные эмоции с помощью мимики.
Материал: Карточки с изображением разных эмоциональных состояний.
Описание: Дети двигаются по комнате под звуки бубна (погремушки), с остановкой музыки, педагог говорит: «Замри» и показывают карточку с эмоциональным состоянием. Дети изображают соответствующую эмоцию.
4. Игры на развитие эмоционального интеллекта у детей 2-3 лет
«Игра с образом животных»
Показать какое-нибудь изображение животного (мягкую игрушку) ребенку и попросить его улыбнуться или нахмуриться вместо игрушки. Если это лев или тигр попросить порычать вместо него. А за кошку можно ласково помурлыкать. Лягушка может весело квакать. Очень важно выделять слова, описывающие эмоции.
«Обезьянки»
Сесть напротив зеркала с ребенком и вместе строить рожицы, которые выражают разные эмоции: веселые, хмурые, удивленные, расстроенные. Дети в этом возрасте большие повторюшки, они с удовольствием играют в эту игру.
Чтение литературы – это еще один метод развития эмоционального интеллекта. Здесь очень важно правильно читать (рассказывать): читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а так же смешную или грустную ситуацию.
Уделяя внимание физическому и интеллектуальному развитию ребенка, нужно не забывать про то, что счастливый человек — это здоровый человек, который понимает себя, свои чувства и эмоции. Важно понимать, что эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста нужно развивать, и это помогает им лучше адаптироваться к будущим вызовам и строить успешные отношения в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОО по теме: «Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкльного возраста»
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путём в процессе общения со взрослыми. В то же время м...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1. Вводная...

Доклад на РМО педагогов ДОУ на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в интеграции с игровой деятельностью»
Подготвила воспитатель МБДОУ «Тополёк» Лысогор Л.В....

Карта самообразования педагога - психолога по теме "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".
Содержание работы: изучение литературы и интеренет источников, повышение профессионального мастерства и компетентности.Формы работы: Просмотр мастер-классов, оформление и создание дидактических пособи...

Консультация для педагогов «Эмоции и речь. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Эмоции и речь. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста» ...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Повышение ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему "«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО»"
Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социаль...