«Лэпбук – как средство ознакомления с профессиями»
консультация
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Лэпбук – как средство ознакомления с профессиями» | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 6 – центр развития ребенка»
Выступление на педагогическом совете
«Формирование ранней профориентации воспитанников в условиях ФГОС ДО»
Тема: «Лэпбук – как средство ознакомления с профессиями»
Подготовила: воспитатель средней группы №8
Нестерова И.А.
Декабрь 2022
В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.
Сегодня я расскажу о интересном способе организации как образовательной так и самостоятельной деятельности детей, о интересном методическом пособии – лэпбук.
Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
«Лэпбук» – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
Лэпбук — это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.
Лэпбук в работе с дошкольниками – это не просто форма организации образовательного и воспитательного материала по конкретной теме, а именно средство обучения.
Интерактивность папки обеспечивается за счёт разнообразных подвижных деталей: книжек-гармошек, кармашков, конвертиков, стрелочек, подвижных дисков, разворачивающихся страничек, мини-книжек и т. д.
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами.
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с детьми,
- добровольное присоединение детей к деятельности,
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Содержание лэпбука зависит от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над определённой темой, необходимо затронуть все образовательные области , поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.
Лучше всего использовать лэпбуки на частные (узкие, а не общие темы. Например, можно сделать лэпбук «Профессии». Но он получится обзорным – вряд ли вы сумеете отразить всё многообразие темы в ограниченном объёме тематической папки. А вот лэпбук, например, «Профессия воспитатель», «Ветеринарная клиника», «Больница» позволит собрать более подробную информацию и сделать лэпбук максимально продуктивным.
Очень важно помнить о том, что если лэпбук посвящён профориентации, то он должен отвечать требованиям системного подхода к представлениям дошкольников.
Кроме этого в лэпбуке размещаются материалы, направленные на речевое развитие ребёнка-дошкольника : пословицы и поговорки, короткие стихотворения и рассказы, словесные игры; художественно-эстетическое развитие: иллюстрации, репродукции, самодельные пазлы и разрезные картинки; физическое развитие: описание подвижных игр, схемы физических упражнений и многое другое.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий.
В ходе работы с лэпбуком мы закрепляем и расширяем знания детей о профессиях. С помощью данного пособия дети как в совместной, так и в самостоятельной деятельности могут:
- извлечь информацию о трудовых процессах, могут развивать любознательность, интерес к той или иной профессии и воспитывать уважительное отношение к труду людей данной профессии;
- формировать умения пользоваться средствами общения со сверстниками и взрослыми в целях получения нужной информации.
- закрепить названия и представления о профессиях;
- ознакомиться с предметами и инструментами, используемыми конкретными специалистами;
- развивать навык соотношения рабочего гардероба с профессиями;
- развивать память, речевые навыки, концентрацию внимания, умение логически мыслить.
- развивать связную речь, мышление, внимание, воображение, память;
- развивать мелкую моторику рук
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
И лэпбук в ранней профориентации дошкольников - это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа саморазвития воспитателя по теме: «ЛЭПБУК — СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ»
В программе описана новая форма организации образовательной деятельности - тематическая папка или лэпбук. Определены цель и задачи самообразования. Разработан план реализации программы....
Лэпбук, как средство формирования у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о профессиях.
В данном материале представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о профессиях по средствам использования лэпбука как формы совместной деятельно...
«Лэпбук как средство ознакомления детей с редкими животными и растениями Иркутской области»
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов – позволяет говорить о появлении предпосылок для развития «экосистемы» дошкольного образования....
Лэпбук "Поиграем в поваров" по ознакомлению с профессией повара для детей дошкольного возраста
В презентации представлен лэпбук "Поиграем в поваров" по ознакомлению с профессией повара для детей дошкольного возраста...
Лэпбук "Пожарный" по ознакомлению с профессией пожарного для детей дошкольного возраста
В презентации представлен лэпбук "Пожарный" по ознакомлению с профессией пожарного для детей дошкольного возраста...
Консультация "«Лепбук - как средство ознакомления с профессией»
Лепбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить пройденный материал в ходе увлекательных, интерактивных игр....
Лэпбук как средство ознакомления с родным краем детей старшего дошкольного возраста
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит ее в ряд жизненно важных и требует поиска новых подходов воспитания. Патриот...