Консультация "«Лепбук - как средство ознакомления с профессией»
материал

Лепбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить пройденный материал в ходе увлекательных, интерактивных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Я хочу вас познакомить с интересным способом организации как образовательной, так и самостоятельной деятельности детей, с интересным методическим пособием – лэпбук.

Что такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. «Лэпбук» - в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Интерактивность папки обеспечивается за счё т разнообразных подвижных деталей: книжек – гармошек, кармашков, стрелочек, подвижных дисков, разворачивающихся страничек, мини – книжек и т. д. Само по себе проектирование, изготовление и оформление лэпбука (естественно с дифференцированной помощью взрослого) способствует развитию у ребёнка конструктивных и изобразительных навыков.

Зачем нужен лэпбук? Он помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

Это отличный способ для повторения пройденного материала. Ребёнок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Создание лэпбука – один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Лэпбуки могут быть как индивидуальными, так и коллективными (парными, групповыми Темы лэпбуков могут быть самыми разнообразными.

Лучше всего получаются лэпбуки на частные (узкие, а не общие темы). Например, можно сделать лэпбук «Профессии». Но он получится обзорным – вряд ли вы сумеете отразить всё многообразие темы в ограниченном объёме тематической папки. А вот лэпбук, например, «Профессия воспитатель» позволит собрать более подробную информацию и сделать лэпбук максимально продуктивным.

Очень важно помнить о том, что если лэпбук посвящён профориентации, то он должен отвечать требованиям системного подхода к представлениям дошкольников.

Тема «Профессии» является важной частью курса ознакомления с окружающим миром, который, в свою очередь, фокусируется сразу на нескольких образовательных направлениях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Профессии» рассматриваются, начиная с младших групп и вплоть до подготовительной группы. В этой связи важно выбрать такой способ организации материала, который позволил бы не только обобщить информацию, но и открывал бы возможности для пополнения знаний, умений и навыков ребят разного возраста. Всё это позволяет сделать лэпбук «Профессии».

Что касается содержания пособия, то оно должно соответствовать программному материалу по теме «Профессии», а также требованиям ФГОС относительно знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дети конкретного возраста.

Блок материалов

Зачем включается в пособие

Особенности рассмотрения в разных группах

Информационный

Для ознакомления с темой. Информационный блок — это основа пособия, на которую ориентированы остальные материалы (наглядность, игры и пр.)

В первой младшей группе ребята знакомятся с профессиями, с результатами труда специалистов, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни: в садике готовит кушать повар, шофёр везёт автобус, на котором мама едет на работу, врач лечит, если заболели.

Во второй младшей группе ребята расширяют знания о роде занятий человека (учитель, парикмахер, бухгалтер и др.), а также рассматривают тему в контексте профессиональных занятий своих близких («Моя мама — учитель» и т. п.).

В средней группе ребята учатся соотносить профессию с инструментами и материалами, которые нужны для специалистов этого профиля (автомобиль — для шофёра, указка — для учителя, белый халат, лекарства, фонендоскоп — для доктора и пр.).

В старшей группе ребята формируют обобщённое понятие «профессия», расширяют представления о трудовых действиях, о специальностях, которые были, есть и будут актуальными в мире.

В подготовительной группе дети обобщают имеющиеся знания, а также формируют первичные представления о важности выбора профессии в жизни человека, знакомятся с профессиями будущего.

Литературный (рассказы, стихотворения)

Для формирования образов профессий, воспитания уважения к труду.

Младших дошкольников с темой можно познакомить с помощью «Сказки о пропавших профессиях», которая акцентирует внимание на важности наличия специалистов в каждой области, а также привлекая отрывки произведения К. Чуковского «Доктор Айболит».

В средней группе в лэпбук можно включить стихотворение «А что у вас» С. Михалкова, выстроив на его основе беседу на тему «Чем важны профессии наших мам и пап»:

  • Кем работает твоя мама?
  • Какую пользу приносит её работа?
  • Можно ли обойтись без этой профессии?

Для старших дошколят в подборку можно включить:

Загадки

Для закрепления и повторения материала.

В младшем дошкольном возрасте задания лучше подбирать с зарифмованными ответами, так как ребятам ещё сложно работать с «классическим» вариантом загадок. В среднем и старшем в этот блок включаются загадки о вещах, напрямую связанных с профессией.

Наглядный

Для придания эстетичности пособию и лучшего усвоения материала. Кроме того, в пособие включаются мультфильмы по теме.

В младшей группе в наглядный блок входят картинки с изображением представителей разных профессий для иллюстрации рассказов педагога, во второй младшей малыши сами описывают картинки в 3–4 предложениях. В средней группе на основе картинок дети составляют обобщённый рассказ о профессии в 4–5 предложениях, а в старших группах дополняют рассказ своим мнением относительно той или иной специальности, пробуют представить, как изменилась бы наша жизнь без этой профессии (в 6–8 предложениях).

Творческий (раскрашивание, лепка)

Для закрепления материалов, развития творческих способностей и расширения познавательных интересов.

В младшем дошкольном возрасте ребята работают с картинками, на которых нет большого количества деталей. В средней и старшей группах дети раскрашивают специалистов в антураже их профессиональной деятельности (врач, осматривающий пациента, учитель на уроке). Начиная со средней группы, в этот блок можно включать пошаговые инструкции по лепке на темы, связанные с профессиями.

Блок с ребусами и кроссвордами

Для работы с этим блоком ребятам нужно иметь представления о буквах, а также уметь писать, поэтому он используется только в лэпбуках для старших дошколят.
Для малышей и детей среднего дошкольного возраста можно использовать картинки «Найди отличия».

Кроме этого в лэпбуке размещаются материалы, направленные на речевое развитие ребёнка-дошкольника: пословицы и поговорки, скороговорки, потешки, короткие стихотворения и рассказы, словесные игры; художественно-эстетическое развитие: иллюстрации, репродукции, самодельные пазлы и разрезные картинки; физическое развитие: описание подвижных игр, схемы физических упражнений и многое другое.

Материалы для изготовления лэпбука лучше подбирать разного цвета и фактуры, для того, чтобы сделать лэпбук визуально более привлекательным для ребёнка дошкольного возраста.

В заключение хотелось бы сказать, что, лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить пройденный материал в ходе увлекательных, интерактивных игр.

МДОУ «Детский сад №86 комбинированного вида»

Консультация

 «Лепбук - как средство ознакомления с профессией»

Подготовила:

 Макарова М.Н

2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ К ПРОФЕССИЯМ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ».

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.Поэтому так важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех качествах характера...

Презентация "Организация сюжетно-ролевых игр как средство ознакомления дошкольников с профессиями взрослых"

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением....

Презентация на тему " Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с профессиями людей"

Игра является основным видом воспитательно-обраовательной деятельности в дошкольном возрасте. Знакомить детей  с профессиями людей  можно начинать с раннего возраста ,постепенно усложняя сод...

«Лэпбук – как средство ознакомления с профессиями»

Выступление на педагогическом совете...