Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе « Витаминка» по теме: «Столовый этикет»
план-конспект занятия (старшая группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 Г.КАМЕНКИ
КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе « Витаминка»
по теме: «Столовый этикет»
Воспитатель : Алькова Венера Вагаповна
2023г
Цель: Формирование этикетного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Расширять и углублять представления детей о столовом этикете. Закрепить и уточнить знания о назначении и названии различной посуды. Помочь детям усвоить знания о том, какие блюда и продукты при помощи каких столовых приборов едят. Формировать интерес и умение правильно сервировать стол. Вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета.
Задачи: Образовательные
· Расширить знания детей о столовом этикете;
· Учить детей в образовании имен прилагательных от имен существительных и дать понятие о материалах, из которых изготавливают предметы посуды;
· Закрепить знания о назначении и названии различной посуды;
· Закрепить умение правильно сервировать стол;
· Закреплять знания детей о правилах поведения за столом.
Развивающие
· Развивать эстетическое восприятие, вкус, речь, внимание, зрительное внимание, фонематическое восприятие, память, логическое мышление;
·
Воспитательные
· Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
· Вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета;
· Воспитывать интерес к художественному слову.
Оборудование: различная посуда: тарелки, чашки, стаканы, ложки, картинки с изображением посуды, фартуки для дежурных, скатерть для сервировки стола.
Предварительная работа: Чтение глав из книги А.Толстого «Золотой ключик», сюжетно-ролевая игра «Кукольное застолье», беседы о культуре поведения.
Словарь: этикет, кухонная, столовая, чайная, кофейная посуда, фарфор, столовые приборы, десертная ложка.
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте их поприветствуем (здороваются)
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим об этикете. Что же такое этикет?
Катя читает стих.
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
Этикет – это определенные правила поведения. Человек, соблюдающий правила этикета внимателен, вежлив, доброжелателен.
А сегодня мы с вами поговорим о столовом этикете. Столовый этикет – это правила поведения за столом, во время еды и красивая расстановка посуды на столе .
В это время вбегает Буратино .
Буратино. Какое красивое слово. Наверное, что-то вкусное!
Воспитатель. Здравствуй, Буратино! А почему ты меня перебил и не поздоровался с детьми?
Буратино. Ой! На это уйдет много времени, рука устанет со всеми здороваться, ну ладно так и быть. (начинает здороваться с каждым ребенком за руку) .
Воспитатель. Буратино, совсем не обязательно всем пожимать руки, можно поприветствовать сразу всех одним словом- ребята давайте поможем Буратино и поздороваемся с ним.
Буратино. Здравствуйте! Так о чем вы собирались поговорить?
Воспитатель. Об этикете.
Буратино. Ребята, а что означает это слово? Скажите, пожалуйста (ответы детей).
Воспитатель (обобщает ответы). Это правила культурного поведения. Каждый человек должен знать, как надо здороваться и прощаться, разговаривать по телефону и вести себя на улице. Дома, в детском саду, на приеме у врача - везде мы должны выполнять правила этикета. Человек который их соблюдает, - желанный гость в любом доме. Он интересен, приятен в общении, у него много друзей. Вот ты Буратино, всегда ведешь себя культурно?
Буратино. Конечно! Мне Лиса Алиса говорила, что я очень хорошо воспитан. И в гостях бываю часто. У Карабаса Барабаса был, в трактире «Три пескаря» с Лисой Алисой и Котом Базилио ужинал, у Мальвины чай пил.
Буратино. Ребята, теперь я хочу пригласить к себе в гости Мальвину. Только я не знаю какую посуду использовать, как сервировать стол и как нужно правильно вести себя за столом.
Воспитатель. Буратино, сначала мы с ребятами расскажем, какая бывает посуда, из чего же её делают .
Давайте вместе вспомним: если посуда из стекла – она… (стеклянная), найдите на столе стеклянную посуду;
Если сделана из металла, то она (какая)-…
Если из фарфора, то она -…
из дерева – деревянная…
из хрусталя – хрустальная
из пластмассы –пластмассовая
из чугуна –чугунная
из глины –глиняная
Воспитатель: Молодцы, ребята. Всё правильно рассказали. А ты, Буратино, запоминай, о чём говорят дети..
Воспитатель: Буратино, , а ты знаешь, что посуда бывает разная не только по материалу, но и по назначению?
Ребята, в чем ваши мамы готовят пищу?
Д: В кастрюле, в сковороде, в горшочке.
В: Где они готовят? (на кухне). Как называется эта посуда?
Д: Кухонная посуда.
В: Из чего мы едим и пьем?
Д: Из тарелок глубоких и плоских, из чашек, из кружек, из стаканов.
В: А где едим? (за столом). Как тогда мы назовем эту посуду?
Д: Столовая.
В: А как вы думаете, чайная посуда, почему так называется? А из кофейной посуды, что будем пить? (кофе)
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё правильно ответили. .
А вы знаете, что каждый продукт должен лежать в своей посуде.
Я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Каждый продукт в свою посуду».
Масло сливочное положим в … в маслёнку
Сахар насыпаем …– в сахарницу
Соль у нас в … в солонку
Перец в … в перечницу
Хлеб положили в …хлебницу
Фрукты …фруктовницу
Селедку в …селёдочницу или рыбницу
Конфеты к чаю у нас в …конфетницу
Салат положим в …салатницу
Воспитатель: Молодцы ребята! Но этой посуды недостаточно чтобы сервировать стол. Сейчас ребята загадают загадки, и мы узнаем, чего нам не хватает . Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот -
Открывай по шире рот.
Дети: Ложка
При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон:
Один - разрезает, другая – цепляет.
Обеим в тарелке работы хватает.
Дети: Вилка и нож
Воспитатель : Правильно, ребята. Столовые нож и вилка предназначены для вторых горячих блюд. Столовой ложкой мы едем супы и молочные каши, для компота, мороженного и других сладких блюд используется ложка поменьше – десертная ; для чая и кофе – чайная или кофейная ложечка.
Воспитатель: Ну вот, название посуды мы вспомнили, назначение различной посуды мы тоже повторили. Пора приступить к сервировке стола.
Буратино, в какое время к тебе придёт в гости Мальвина?
Буратино: утром.
Воспитатель: Ребята , значит как будем сервировать стол? (на завтрак)
Дежурные, надевают фартуки и колпаки. Остальные вместе с Буратино рассаживаются за столом .
Дети сервируют стол на завтрак, для Буратино
Какой красивый стол у нас получился. Ребята, столовый этикет изучает не только виды посуды, но и правила поведения за столом
Дети и Буратино садятся за стол. Буратино суетится, облокачивается на стол, толкает соседей и размахивает руками. Воспитатель обращает внимание на его действия, какие ошибки он допустил.
Дети показывают приемы обращения со столовыми приборами, комментируя свои действия. Буратино пытается при помощи вилки, роняет прибор, во время пережевывания пищи громко разговаривает и т. п.
Воспитатель. Скажите, какие ошибки допустил Буратино? (ответы детей) .
Буратино. Опять все неправильно, а я так старался! Какая трудная наука - этикет. Наверное, я никогда не смогу стать воспитанным и культурным!
Воспитатель : Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре - Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Игра: Найди ошибку»
На доске картинки столовой посуды и кухонной посуды.
Дети закрывают глаза, воспитатель в это время меняет картинки местами, Что изменилось?
Игра « Чудесный мешочек» (картинки « Правила поведения за столом)
1. (-Не клади локти на стол , это может помешать соседям справа и слева
2. - Не играйте за столом , не катайте хлебные шарики и не чертите ножом по скатерти
3. - Не подпирай ладонями подбородок или щеку. Такая поза говорит о неуважении к присутствующим
4. - Сидя за столом, не раскачивайся на стуле
5. - Главное предназначение тканевой салфетки защищать одежду. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками
6. - Не лезь руками в тарелку. Для этого есть столовые приборы
- За едой не читайте - это вредно и невежливо
Ребята, в нашем волшебном мешочке осталось ещё много правил, которые Буратино необходимо выучить , чтоб быть культурным мальчиком. Мы этот волшебный мешочек подарим нашему другу Буратино.
Ребята вы очень много знаете правил поведения за столом. И Буратино у вас многому научился. И теперь ему не страшно приглашать к себе в гости Мальвину. Правда, Буратино?
Воспитатель. Приходи к нам в группу обедать. Узнаешь как сервировать стол на обед. И ты узнаешь правила поведения за столом и научишься их выполнять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod-poznavatelnoe_razvitie.doc | 775 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 Г.КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе « Витаминка»
по теме: «Столовый этикет»
Воспитатель : Алькова Венера Вагаповна
2023г
Цель: Формирование этикетного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Расширять и углублять представления детей о столовом этикете. Закрепить и уточнить знания о назначении и названии различной посуды. Помочь детям усвоить знания о том, какие блюда и продукты при помощи каких столовых приборов едят. Формировать интерес и умение правильно сервировать стол. Вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета.
Задачи: Образовательные
- Расширить знания детей о столовом этикете;
- Учить детей в образовании имен прилагательных от имен существительных и дать понятие о материалах, из которых изготавливают предметы посуды;
- Закрепить знания о назначении и названии различной посуды;
- Закрепить умение правильно сервировать стол;
- Закреплять знания детей о правилах поведения за столом.
Развивающие
- Развивать эстетическое восприятие, вкус, речь, внимание, зрительное внимание, фонематическое восприятие, память, логическое мышление;
Воспитательные
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- Вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета;
- Воспитывать интерес к художественному слову.
Оборудование: различная посуда: тарелки, чашки, стаканы, ложки, картинки с изображением посуды, фартуки для дежурных, скатерть для сервировки стола.
Предварительная работа: Чтение глав из книги А.Толстого «Золотой ключик», сюжетно-ролевая игра «Кукольное застолье», беседы о культуре поведения.
Словарь: этикет, кухонная, столовая, чайная, кофейная посуда, фарфор, столовые приборы, десертная ложка.
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте их поприветствуем (здороваются)
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим об этикете. Что же такое этикет?
Катя читает стих.
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
Этикет – это определенные правила поведения. Человек, соблюдающий правила этикета внимателен, вежлив, доброжелателен.
А сегодня мы с вами поговорим о столовом этикете. Столовый этикет – это правила поведения за столом, во время еды и красивая расстановка посуды на столе .
В это время вбегает Буратино .
Буратино. Какое красивое слово. Наверное, что-то вкусное!
Воспитатель. Здравствуй, Буратино! А почему ты меня перебил и не поздоровался с детьми?
Буратино. Ой! На это уйдет много времени, рука устанет со всеми здороваться, ну ладно так и быть. (начинает здороваться с каждым ребенком за руку) .
Воспитатель. Буратино, совсем не обязательно всем пожимать руки, можно поприветствовать сразу всех одним словом- ребята давайте поможем Буратино и поздороваемся с ним.
Буратино. Здравствуйте! Так о чем вы собирались поговорить?
Воспитатель. Об этикете.
Буратино. Ребята, а что означает это слово? Скажите, пожалуйста (ответы детей).
Воспитатель (обобщает ответы). Это правила культурного поведения. Каждый человек должен знать, как надо здороваться и прощаться, разговаривать по телефону и вести себя на улице. Дома, в детском саду, на приеме у врача - везде мы должны выполнять правила этикета. Человек который их соблюдает, - желанный гость в любом доме. Он интересен, приятен в общении, у него много друзей. Вот ты Буратино, всегда ведешь себя культурно?
Буратино. Конечно! Мне Лиса Алиса говорила, что я очень хорошо воспитан. И в гостях бываю часто. У Карабаса Барабаса был, в трактире «Три пескаря» с Лисой Алисой и Котом Базилио ужинал, у Мальвины чай пил.
Буратино. Ребята, теперь я хочу пригласить к себе в гости Мальвину. Только я не знаю какую посуду использовать, как сервировать стол и как нужно правильно вести себя за столом.
Воспитатель. Буратино, сначала мы с ребятами расскажем, какая бывает посуда, из чего же её делают .
Давайте вместе вспомним: если посуда из стекла – она… (стеклянная), найдите на столе стеклянную посуду;
Если сделана из металла, то она (какая)-…
Если из фарфора, то она -…
из дерева – деревянная…
из хрусталя – хрустальная
из пластмассы –пластмассовая
из чугуна –чугунная
из глины –глиняная
Воспитатель: Молодцы, ребята. Всё правильно рассказали. А ты, Буратино, запоминай, о чём говорят дети..
Воспитатель: Буратино, , а ты знаешь, что посуда бывает разная не только по материалу, но и по назначению?
Ребята, в чем ваши мамы готовят пищу?
Д: В кастрюле, в сковороде, в горшочке.
В: Где они готовят? (на кухне). Как называется эта посуда?
Д: Кухонная посуда.
В: Из чего мы едим и пьем?
Д: Из тарелок глубоких и плоских, из чашек, из кружек, из стаканов.
В: А где едим? (за столом). Как тогда мы назовем эту посуду?
Д: Столовая.
В: А как вы думаете, чайная посуда, почему так называется? А из кофейной посуды, что будем пить? (кофе)
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё правильно ответили. .
А вы знаете, что каждый продукт должен лежать в своей посуде.
Я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Каждый продукт в свою посуду».
Масло сливочное положим в … в маслёнку
Сахар насыпаем …– в сахарницу
Соль у нас в … в солонку
Перец в … в перечницу
Хлеб положили в …хлебницу
Фрукты …фруктовницу
Селедку в …селёдочницу или рыбницу
Конфеты к чаю у нас в …конфетницу
Салат положим в …салатницу
Воспитатель: Молодцы ребята! Но этой посуды недостаточно чтобы сервировать стол. Сейчас ребята загадают загадки, и мы узнаем, чего нам не хватает . Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот -
Открывай по шире рот.
Дети: Ложка
При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон:
Один - разрезает, другая – цепляет.
Обеим в тарелке работы хватает.
Дети: Вилка и нож
Воспитатель : Правильно, ребята. Столовые нож и вилка предназначены для вторых горячих блюд. Столовой ложкой мы едем супы и молочные каши, для компота, мороженного и других сладких блюд используется ложка поменьше – десертная ; для чая и кофе – чайная или кофейная ложечка.
Воспитатель: Ну вот, название посуды мы вспомнили, назначение различной посуды мы тоже повторили. Пора приступить к сервировке стола.
Буратино, в какое время к тебе придёт в гости Мальвина?
Буратино: утром.
Воспитатель: Ребята , значит как будем сервировать стол? (на завтрак)
Дежурные, надевают фартуки и колпаки. Остальные вместе с Буратино рассаживаются за столом .
Дети сервируют стол на завтрак, для Буратино
Какой красивый стол у нас получился. Ребята, столовый этикет изучает не только виды посуды, но и правила поведения за столом
Дети и Буратино садятся за стол. Буратино суетится, облокачивается на стол, толкает соседей и размахивает руками. Воспитатель обращает внимание на его действия, какие ошибки он допустил.
Дети показывают приемы обращения со столовыми приборами, комментируя свои действия. Буратино пытается при помощи вилки, роняет прибор, во время пережевывания пищи громко разговаривает и т. п.
Воспитатель. Скажите, какие ошибки допустил Буратино? (ответы детей) .
Буратино. Опять все неправильно, а я так старался! Какая трудная наука - этикет. Наверное, я никогда не смогу стать воспитанным и культурным!
Воспитатель : Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре - Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Игра: Найди ошибку»
На доске картинки столовой посуды и кухонной посуды.
Дети закрывают глаза, воспитатель в это время меняет картинки местами, Что изменилось?
Игра « Чудесный мешочек» (картинки « Правила поведения за столом)
- (-Не клади локти на стол , это может помешать соседям справа и слева
- - Не играйте за столом , не катайте хлебные шарики и не чертите ножом по скатерти
- - Не подпирай ладонями подбородок или щеку. Такая поза говорит о неуважении к присутствующим
- - Сидя за столом, не раскачивайся на стуле
- - Главное предназначение тканевой салфетки защищать одежду. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками
- - Не лезь руками в тарелку. Для этого есть столовые приборы
- За едой не читайте - это вредно и невежливо
Ребята, в нашем волшебном мешочке осталось ещё много правил, которые Буратино необходимо выучить , чтоб быть культурным мальчиком. Мы этот волшебный мешочек подарим нашему другу Буратино.
Ребята вы очень много знаете правил поведения за столом. И Буратино у вас многому научился. И теперь ему не страшно приглашать к себе в гости Мальвину. Правда, Буратино?
Воспитатель. Приходи к нам в группу обедать. Узнаешь как сервировать стол на обед. И ты узнаешь правила поведения за столом и научишься их выполнять.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
Прием взаимодействия со сказочным героем заинтересовал детей к предстоящей деятельности. Поставленная цель была привлекательна для воспитанников, дети поняли, что должно стать результатом занятия.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемных ситуаций («Сортировка посуды», «разрезные картинки», игра «Что чем едят»). Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Была организованна развивающая предметно пространственная среда для самостоятельной работы воспитанников. (Подбор чайных сервизов, пошив тканевых салфеток).
В ходе самостоятельной сервировки «чайного стола», дети взаимодействовали между собой, демонстрировали свои умения.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.
В каждом моменте занятия я старалась направлять воспитанников на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием информационно – коммуникационной технологии Тема: «Дорожные знаки»
конспект НОД для старшей группы по формированию компетентности безопасного поведения вблизи дороги...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием информационно – коммуникационной технологии Тема: «Дорожные знаки»
Конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитиюв старшей группес использованием информационно – коммуникационной технологииТема: «Дорожные знаки»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Наша Земля"
Цель: Формирование первичных представлений о планете Земля.Задачи: Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе. Развивать стремление детей выраз...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Этот удивительный песок»
Программные задачи:...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Зимушка-зима»
Авторская разработка НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы и социальное окружение) в старшей группе на тему "Зима". Цель НОД: расширять и систематизировать знан...
конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: "Где прячется здоровье?"
Методическая разработка: конспект нод по познавательному развитию в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: "Где прячется здоровье?"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе общеразвивающей направленности. Тема: «Хлеб – всему голова».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе общеразвивающей направленности. Тема: «Хлеб – всему голова»....