STEM – МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)
Одним из эффективных методов работы с дошкольниками является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование. В музыкальном воспитании дошкольников процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности. Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков. В старшем дошкольном возрасте более отчётливо проявляется интерес слушать и понимать музыку. Дети могут дать простейшую оценку и сделать вывод. Возросшие возможности позволяют добавлять новые формы работы с детьми, делая музыкальные занятия более привлекательными, интересными и познавательными, например – экспериментальную деятельность. На занятии STEM –МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ дети знакомятся с физическим понятием «ЗВУК», участвуют в различных экспериментах, слушают, какие звуки получаются, изготавливают простейшие шумовые инструменты. Учатся делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stem_muzykalnaya_laboratoriya.doc | 33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
STEM – МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (Опыты со звуком)
Старший дошкольный возраст
«КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗВУК?»
Музыкальный руководитель Синегубова Л.М.
1 опыт Почему голос звучит?
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы будем с вами учёными, исследователями и изобретателями. Вы когда-нибудь задумывались, как появляется звук? Когда мы молчим, то звука нет. Когда произносим звук «о-о-о», начинают вибрировать связки и получается звук. Откуда выходили звуки?
Дети отвечают. Из горла.
Дети подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в голе что-то дрожало, шепотом – дрожания не было.) Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи.
Когда мы трогаем руками горло, то чувствуем вибрацию.
Вывод. Голос звучит, потому что вибрируют (колеблются) связки.
2 опыт Как звучит деревянная палочка?
Дети выясняют, есть ли голос у деревянной палочки.
Музыкальный руководитель. Ребята, если палочку не трогать, она издаёт звук или нет?
Дети. Если палочку не трогать, звука нет.
Музыкальный руководитель. Один конец палочки плотно прижмите к столу, (дети выполняют)
за свободный конец тихонько дергайте палочку и послушайте… Появился звук?
Выясняем, что происходит в это время с палочкой.
Делаем вывод, что палочка дрожит, колеблется, появляется звук.
Музыкальный руководитель. Рукой останавливайте палочку. Продолжается ли звук?
Дети. Звук прекращается.
Вывод. Звук появляется, если палочку дёргать. Чем длиннее свободный конец палочки, тем звук ниже. А чем короче, тем звук выше.
3 опыт. Расчёска + палочка = какой будет звук?
Предлагаю детям послушать, как звучит расчёска.
Вместе с детьми делаем вывод. Если водить палочкой по расчёске, возникает трескучий звук.
4 опыт. Баночки и крупы. (Громче- тише)
Предлагаю детям наполнить разные ёмкости с крышками крупами разной величины (фасоль, пшено, гречка, манка) и послушать, как меняется звук в зависимости от величины.
Вывод. Когда мы трясём баночку, появляется звук. Чем крупнее наполнитель, тем громче звук. Чем мельче крупа, тем тише звучание.
5 опыт. Баночки и резинки.
Предлагаю детям на баночки (высокую и низкую) натянуть резинку и послушать, как меняется звук от натяжения резинки.
Вывод. Когда мы дёргаем за резинку появляется звук. Чем выше банка, тем сильнее натянута резинка и получается высокий звук. Чем ниже банка, натяжение резинки слабое и звук получается низким.
6 опыт. Композитор, музыкант или экспериментатор? Три в одном! (Инструменты – самоделки)
- Мастерим металлофон. Коробочка + 2 резинки + 2 пластинки + = инструмент
Предлагаю детям на прямоугольную коробочку натянуть 2 резинки и положить 2 металлические пластинки (большую и маленькую). Поиграть, послушать высоту звуков. Сыграть песенку на одном или 2х звуках.
Вывод. При ударе палочкой металлические пластинки начинают вибрировать. Чем короче пластинка, тем звук выше. Чем длиннее пластинка, тем звук ниже.
- Стеклянный виброфон. 6 стаканов+ мерная ложка+ вода = вибрафон
Предлагаю детям налить в стеклянные стаканы разное количество воды и послушать, как изменяется звучание от соотношения воды и воздуха в стакане.
Вывод. При ударе палочкой вода в стакане начинает вибрировать. Звук извлекаемый из стаканов, связан с количеством воздуха. Если воды много, а воздуха мало, то звук будет низким, басовым. Если воды мало, а воздуха много – звук высокий, тонкий.
ВЫВОД ЗАНЯТИЯ
ЗВУК – это волна, которая возникает при колебании какого-либо предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Музыкальная лаборатория»
Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования....
«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников
«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников...
«Музыкальная лаборатория» Конспект открытого музыкально-познавательного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
Интересное музыкальное занятие, в основе которого методика Карла Орфа и образная нотная грамота....
Конспект музыкального занятия "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория" с использованием технологии исследовательской деятельности
Детская экспериментальная музыкальная лаборатория с использованием технологии исследовательской деятельностиЦЕЛЬ: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательн...
НОД для детей старшего дошкольного возраста с использование STEM-технологии «Лаборатория Чудакова»
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возрастас использование STEM-технологии «Лаборатория Чудакова»...
Музыкальное занятие "Детская музыкальная лаборатория"
Музыкальное занятие проходит в форме путешествия в музыкальную лабораторию, где ребята путём эксперимента извлекают звуки из окружающих нас в быту предметов. Непосредственной задачей занятия явл...
Презентация к музыкальному занятию "Детская музыкальная лаборатория"
Презентация содержит сюрпризный момент, необходимый для создания эмоционально-позитивного настроения ребят....