Музыкальное занятие "Детская музыкальная лаборатория"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Музыкальное занятие проходит в форме путешествия в музыкальную лабораторию, где ребята путём эксперимента извлекают звуки из окружающих нас в быту предметов. Непосредственной задачей занятия является формирование у детей познавательного интереса и закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_muzykalnogo_zanyatiya_muzykalnaya_laboratoriya.docx | 35.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ»
Конспект музыкального занятия
«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
для детей подготовительной группы
Музыкальный руководитель
Головина Т.И.
2023
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение
экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.
Обучающие задачи:
1. Обучение детей в умении устанавливать причинно – следственные связи.
2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
3. Закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.
Развивающие задачи:
1. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.
Воспитательные задачи
- Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
Оборудование: деревянные и металлические линейки, детская гитара, стаканы стеклянные, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные сосуды, вода и палочки, карандаши, гусли, аудиозаписи, листы бумаги (А4)
Репертуар: С. Прокофьев «Петя и волк», Генри Манчини «Розовая пантера», Шутка Ю. Селиванова
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева (струнная партия). Трек 1 Слайд 1
Музыкальный руководитель: Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая вас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие нам необходимо поприветствовать друг друга и всех присутствующих. А поможет нам песня.
«Здравствуйте» (автор Л. Хисматулина) Трек 2
Музыкальный руководитель: Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке – целый мир.
Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?
Дети: - Не интересной! - Не яркой! - Скучной!
Музыкальный руководитель: Верно! И, поэтому я вам предлагаю поиграть в игру «Вместе звуки соберём»
Песня – игра «Вместе звуки соберём» ( авторы: Л.В.Кириллова, С.В. Коптюхов) Трек 3
Дети садятся на места.
Музыкальный руководитель: Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?
Дети: - Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия.
- Звуки бывают громкие и тихие.
- Звуки высокие и низкие.
- Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.
- По тембру: Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.
Музыкальный руководитель: Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто – нибудь знает о том, что такое – звук?
Дети : Нет!
Музыкальный руководитель: Для того, чтобы это узнать я приглашаю вас в музыкальную лабораторию, где мы сможем провести эксперименты.
Ведь непросто наше занятие называется «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория» Слайд 2
Музыкальный руководитель: Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать за первый стол.
********
Эксперимент 1: Откуда рождается звук?
Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.
Материалы: детская гитара, линейки (металлическая и деревянная)
Дети садятся за первый стол.
Музыкальный руководитель: Ребята, для начала первого эксперимента я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит?» (Педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков:
моря, Трек 4
ветра, Трек 5
дождя, Трек 6
боя часов, Трек 7
пения птиц. Трек 8
Дети отгадывают, что звучит.)
Музыкальный руководитель: Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.
Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента (детская гитара) вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.
Музыкальный руководитель: Что произошло? Почему звук прекратился?
(Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает).
Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)
Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.
Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) Затем проделываем тоже с металлической линейкой.
Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.
Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну)
Какой звук звонче: металлический или деревянный?
Дети: Металлический
Музыкальный руководитель: Так на что похоже колебание? (на волну)
Совершенно верно. Звук – это волна. Вот мы и выполнили первый эксперимент!
********
Эксперимент 2: «Звуки разные нужны, звуки разные важны».
Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.
Материалы: Стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный и карандаши.
Музыкальный руководитель: Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук.
Какой он, дети (пластмассовый).
Затем подошел к другому, постучал (деревянный).
К третьему (стеклянный).
К четвертому (металлический).
Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. (Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент? (Различные предметы издают различные звуки). Молодцы, ребята.
Музыкальный руководитель: А, сейчас, давайте, присядем на стульчики и вспомним, что благодаря последовательному звучанию звуков рождаются мелодии. Если к мелодии добавить слова, то получится ПЕСНЯ. Я предлагаю вам послушать песню, которая называется «Радостная песенка» и поделиться впечатлением ( Дети отвечают на вопросы: «Какая эта песня по характеру?», «Что хочется делать, слушая эту песню?»)
Слушание и анализ песни. «Радостная песенка» (сл. Л.В.Кириллова, муз. С.В.Коптюхова) Трек 9
Разучивание песни. Трек 10
Музыкальный руководитель: Ребята, вы молодцы! Ну, а мы переходим к следующему эксперименту.
********
Эксперимент 3:- Поющая вода.
Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука
Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.
Музыкальный руководитель Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные).
Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды? (Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)
Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?
(В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды).
Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.
(Дети стучат по 1 и 4 сосудам.)
Что вы сейчас можете сказать о звуках (Звучание разное).
Давайте теперь постучим по 1, 4 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему? (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные). Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх. (Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему)
Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.
Музыкальный руководитель: Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.
(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)
Дети: Звук постепенно уходит вниз.
Музыкальный руководитель: Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) .
Какие звуки мы извлекали из сосудов? (Музыкальные звуки).
Молодцы, ребята!
********
Эксперимент 4 «Создание шумовых инструментов»
Задача: Показать, как можно использовать предметы быта в создание шумовых инструментов.
Материал: баночки из-под йогурта, крупы: гречка, рис, пшено
Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы считаете можем мы сами изготовить музыкальные шумовые инструменты?
Дети: Да
Музыкальный руководитель: Конечно, можем. Для этого нам понадобятся крупы и баночки из-под йогурта. Насыпав крупу в баночку, мы должны хорошо потрясти….И, тогда мы услышим звук, который называется « шумовым звуком». Шумовые инструменты используют для сказок-шумелок, а также для оркестров.
Изготавливают шумовые музыкальные инструменты
********
Эксперимент 5 «Звучание бумаги»
Задача: Показать, как можно использовать бумагу в оркестре и какие звуки у бумаги
Материал: бумажные листы
Музыкальный руководитель: Дети, перед вами обыкновенные листы бумаги. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все они одинаковые по форме и размеру)
Верно, они одинаковые по размеру.
Вам интересно послушать, как они звучат?
Возьмите листочки и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки? (Дети стучат по листочкам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)
Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково).
Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки и помашите ими вверху. Дети, что можно сказать сейчас?
Дети: Издаваемый звук разный.
Музыкальный руководитель: Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять).
Какие звуки мы извлекали? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята!
И в заключении с помощью бумаги и шумовых музыкальных инструментов мы исполним музыкальный номер. Оркестр «Шуточка», муз. В.Селиванов
Исполняется оркестр «Шуточка» В.Селиванов. Трек 11
- На экране появляется фея. Слайд 4
- Дети ловят нотки. Слайд 5
- Фея прощается. Слайд 6
Музыкальный руководитель: Ребята наше путешествие в музыкальную лабораторию закончилось.
Спасибо, вам, за вашу работу! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная игра-сказка, как средство формирования музыкальных основ музыкальной культуры у детей дошкольного возроста.
Сказка по мотивам А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально- дидактические игры.Использование музыкально- дидактических игр помо...
Использование ИКТ в совместной музыкальной деятельности с детьми, конспект совместной музыкальной деятельности "Музыкальная грамота" с использованием mimio.
использование ЭОР в совместной музыкальной деятельности...
Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»
Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...
«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»
Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....
«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»
Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе учителя-логопеда и музыкального руководителя «Лингвистическая лаборатория» ТЕМА: «Зима»
Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образова...