Музыкальное занятие "Детская музыкальная лаборатория"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Головина Татьяна Ивановна

Музыкальное занятие  проходит в форме путешествия в музыкальную лабораторию, где ребята путём эксперимента извлекают звуки из окружающих нас в быту предметов. Непосредственной задачей занятия является  формирование у детей познавательного интереса и закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muzykalnogo_zanyatiya_muzykalnaya_laboratoriya.docx35.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ»

Конспект музыкального занятия

«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

для детей подготовительной группы

Музыкальный руководитель

                                                                                                           

                                                                                                      Головина Т.И.

2023

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение

экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.

Обучающие задачи:

1. Обучение детей в умении устанавливать причинно – следственные связи.

2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.

3. Закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.

Развивающие задачи:

1. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные задачи 

  1. Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Оборудование: деревянные и металлические линейки, детская гитара, стаканы стеклянные, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные сосуды, вода и палочки, карандаши, гусли, аудиозаписи, листы бумаги (А4)

Репертуар: С. Прокофьев «Петя и волк», Генри Манчини «Розовая пантера», Шутка Ю. Селиванова

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева (струнная партия). Трек 1     Слайд 1

Музыкальный руководитель: Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая вас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие нам необходимо поприветствовать друг друга и всех присутствующих. А поможет нам песня.

«Здравствуйте» (автор Л. Хисматулина)   Трек 2

Музыкальный руководитель: Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке – целый мир.

Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?

Дети: - Не интересной! - Не яркой! - Скучной!

Музыкальный руководитель:  Верно! И, поэтому я вам предлагаю поиграть в игру «Вместе звуки соберём»

Песня – игра «Вместе звуки соберём» ( авторы: Л.В.Кириллова, С.В. Коптюхов)  Трек 3

Дети садятся на места.

Музыкальный руководитель: Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?

Дети: - Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия.

   - Звуки бывают громкие и тихие.

   - Звуки высокие и низкие.

   - Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.

- По тембру: Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.

Музыкальный руководитель:  Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто – нибудь знает о том, что такое – звук?

Дети : Нет!

Музыкальный руководитель: Для того, чтобы это узнать я приглашаю вас в музыкальную лабораторию, где мы сможем провести эксперименты.

 Ведь непросто наше занятие называется «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»         Слайд 2

Музыкальный руководитель:  Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать за первый стол.

********

Эксперимент 1: Откуда рождается звук?

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Материалыдетская гитара, линейки (металлическая и деревянная)

Дети садятся за первый стол.

Музыкальный руководитель: Ребята, для начала первого эксперимента я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит?» (Педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков:

 моря, Трек 4

ветра, Трек 5

дождя, Трек 6

боя часов, Трек 7

пения птиц. Трек 8

Дети отгадывают, что звучит.)

Музыкальный руководитель: Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.

Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента (детская гитара) вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

Музыкальный руководитель: Что произошло? Почему звук прекратился?

 (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает). 

Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) Затем проделываем тоже с металлической линейкой.

Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.

Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну)

Какой звук звонче: металлический или деревянный?

Дети:  Металлический

Музыкальный руководитель: Так на что похоже колебание? (на волну)

Совершенно верно. Звук – это волна. Вот мы и выполнили первый эксперимент!

********

Эксперимент 2:  «Звуки разные нужны, звуки разные важны».

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Материалы: Стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный и карандаши.

Музыкальный руководитель: Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук.

Какой он, дети (пластмассовый).

Затем подошел к другому, постучал (деревянный).

К третьему (стеклянный).

К четвертому (металлический).

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. (Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

Музыкальный руководитель:  Молодцы, ребята! Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент? (Различные предметы издают различные звуки). Молодцы, ребята.

Музыкальный руководитель: А, сейчас, давайте, присядем на стульчики и вспомним, что благодаря последовательному звучанию звуков рождаются мелодии. Если к мелодии добавить слова, то получится ПЕСНЯ. Я предлагаю вам послушать песню, которая называется «Радостная песенка» и поделиться впечатлением ( Дети отвечают на вопросы: «Какая эта песня по характеру?», «Что хочется делать, слушая эту песню?»)

Слушание и анализ песни. «Радостная песенка» (сл. Л.В.Кириллова, муз. С.В.Коптюхова)    Трек 9

Разучивание песни.                 Трек 10

Музыкальный руководитель: Ребята, вы молодцы! Ну, а мы переходим к следующему эксперименту.

********

Эксперимент 3:- Поющая вода.

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.

Музыкальный руководитель Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные).

Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды? (Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?

(В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды).

Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.

(Дети стучат по 1 и 4 сосудам.)

Что вы сейчас можете сказать о звуках (Звучание разное).

Давайте теперь постучим по 1, 4 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему? (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные). Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх. (Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему)

Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.

Музыкальный руководитель: Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.

(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)

Дети: Звук постепенно уходит вниз.

Музыкальный руководитель: Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) .

Какие звуки мы извлекали из сосудов? (Музыкальные звуки).

Молодцы, ребята!

********

Эксперимент 4  «Создание шумовых инструментов»

Задача: Показать, как можно использовать предметы быта в создание шумовых инструментов.

Материал: баночки из-под йогурта, крупы: гречка, рис, пшено

Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы считаете  можем мы сами изготовить музыкальные шумовые инструменты?

Дети: Да

Музыкальный руководитель: Конечно, можем. Для этого нам понадобятся крупы и баночки из-под йогурта. Насыпав крупу в баночку, мы должны хорошо потрясти….И, тогда мы услышим звук, который называется « шумовым звуком». Шумовые инструменты используют для сказок-шумелок, а также для оркестров.

Изготавливают шумовые  музыкальные инструменты

********

Эксперимент 5  «Звучание бумаги»

Задача: Показать, как можно использовать бумагу в оркестре и какие звуки у бумаги

Материал: бумажные листы

Музыкальный руководитель: Дети, перед вами обыкновенные листы бумаги. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все они одинаковые по форме и размеру) 

Верно, они одинаковые по размеру.

Вам интересно послушать, как они звучат?

Возьмите листочки и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки? (Дети стучат по листочкам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково).

Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки и помашите ими вверху. Дети, что можно сказать сейчас?

Дети: Издаваемый звук разный.

Музыкальный руководитель: Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять).

Какие звуки мы извлекали? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята!

И в заключении с помощью бумаги и шумовых музыкальных инструментов мы исполним музыкальный номер. Оркестр «Шуточка», муз. В.Селиванов

Исполняется оркестр «Шуточка» В.Селиванов. Трек  11

  • На экране появляется фея. Слайд 4

  • Дети ловят нотки. Слайд 5

  • Фея прощается. Слайд 6

Музыкальный руководитель: Ребята наше путешествие в музыкальную лабораторию закончилось.

 Спасибо, вам,  за вашу работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»

Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....

«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»

Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе учителя-логопеда и музыкального руководителя «Лингвистическая лаборатория» ТЕМА: «Зима»

 Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образова...