Доклад "Патриотическое воспитание детей средней группы, как одно из важнейших направлений ФОП ДО"
материал (средняя группа)
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_detey_kak_odno_iz_vazhneyshih_napravleniy_fop_do.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Патриотическое воспитание детей средней группы, как одно из важнейших направлений ФОП ДО»
Воспитатель: Орлова И.А.
В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Целью Федеральной образовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально культурных традиций. Пункт 14.1 ФОП ДО
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022г. №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Ценности, как основа воспитания детей
1. Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
2. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
3. Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитие многонационального народа России.
4. Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
5. Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
6. Ценности Родины и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
7. Ценности милосердия, жизнь, добро лежат в основе духовнонравственного направления воспитания.
8. Ценности человека, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
9. Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
10. Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
11. Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
12. Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
13. Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества.
14. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.
Основа патриотизма – это семья
Семья – это опора в жизни каждого человека. Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе. Трудно переоценить значение семьи для ребенка. В семье есть теплая и заботливая мама, мудрые советы папы. Семья – наша крепость, в которой можно укрыться от проблем и получить безграничную и самую искреннюю любовь. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка.
Область формирования основ гражданственности и патриотизма Социально-коммуникативное развитие – область формирование основ гражданственности и патриотизма.
Задачи и планируемые результаты расписаны в ФОП по возрастам.
Возраст 4-5 лет
Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма:
Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символам страны, памятным датам; развивать интерес детей к основным достопримечательностям города (поселка), в котором они живут. Содержание образовательной деятельности: Воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России. Знакомит с государственной символикой РФ: Российский флаг и герб России, воспитывает уважительное к символам страны. Обогащает представление детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику. Педагог обогащает представления детей о Малой Родине: знакомит с основными достопримечательностями города (поселка), развивает интерес детей к их посещению с родителями; знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.). Поддерживает интерес народной культуре страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
• Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
• Воспитание уважения к труду.
• Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
• Формирование элементарных знаний о правах человека.
• Расширение представлений о городах России.
• Знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн).
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
• Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Примерные темы занятий
• Я люблю свой детский сад, и район где я живу.
• Малая родина. За что мы любим свой город.
• История возникновения герба родного города.
• Знаменитые земляки, памятные места города.
• Флора и фауна родного края.
• Наша страна – Россия. Государственные символы России – флаг, гимн.
• Государственный символ России – герб.
• Климатические зоны России.
• Какие народы живут в России.
• Русский лес – чудесный лес.
• Что такое заповедник?
• Голубые реки России.
• Города России.
• День защитников Отечества.
• Моя мама.
• Масленица.
• Наши космонавты.
Примерные темы занятий
• Главный город нашей страны.
• История Московского Кремля.
• День Победы.
• Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ.
• День Петра и Февронии.
• Богатыри земли Русской.
• Герои Отечества.
• День Конституции Российской Федерации.
• День Бородинского сражения.
• Международный день пожилых людей.
• Международный день русского языка.
Федеральный календарный план воспитательной работы
При формировании календарного плана воспитательной работы организация вправе включать в него мероприятия по ключевым направлениям воспитания детей. Все мероприятия должны проводиться с учетом Федеральной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников.
Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО
Январь:
27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Февраль:
8 февраля – День российской науки.
21 февраля – Международный день родного языка.
23 февраля – День защитника Отечества.
Март:
8 марта – Международный женский день.
18 марта – День воссоединения Крыма с Россией.
27 марта – Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля – День космонавтики, день запуска СССР первого искусственного спутника Земли.
22 апреля – Всемирный день Земли.
30 апреля – День пожарной охраны.
Май:
1 мая – Праздник Весны и Труда.
9 мая – День Победы.
19 мая – День детских общественных организаций России.
24 мая – День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня – Международный день защиты детей.
5 июня – День эколога.
6 июня – День русского языка, день рождения великого русского поэта А.С.Пушкина (1799-1837). 12 июня – День России.
22 июня – День памяти и скорби. Третье воскресенье июня – День медицинского работника. Июль:
8 июля – День семьи, любви и верности.
30 июля – День Военно-морского флота.
Август:
2 августа – День Воздушно-десантных войск.
22 августа – День Государственного флага Российской Федерации.
Сентябрь:
1 сентября – День знаний.
7 сентября – День Бородинского сражения.
27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников.
Октябрь:
1 октября – Международный день пожилых людей; Международный день музыки.
5 октября – День учителя. 16 октября – День отца в России. 28 октября – День анимации.
Ноябрь:
4 ноября – День народного единства.
10 ноября – День сотрудника внутренних дел Российской Федерации.
27 ноября – День матери в России.
30 ноября – День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря – День неизвестного солдата; Международный день инвалидов.
5 декабря – День добровольца (волонтера) в России.
8 декабря – Международный день художника.
9 декабря – День Героев Отечества.
12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
31 декабря – Новый год.
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее, за свою нацию необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».
Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста как одно из ведущих направлений работы современной дошкольной организации»
Формирование патриотического сознания одна из важнейших проблем современного общества, это процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Массовая культура не ориентирует детей в нравс...
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы по экологии «Я и планета моя – вместе мы одна семья».
Конспект НОД по экологии в средней группе по теме "Я и планета моя - вместе мы одна семья"...
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетической деятельности для детей средней группы (4-5 лет) общеразвивающей направленности на тему) «Рыбка в аквариуме» рисование(ватной п
Формирование умение детей раскрашивать рыбку гуашью точечно при помощи ватной палочки....
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей средней группы (4-5 лет) общеразвивающей направленности « Домашние животные
Ознакомление детей с названиями домашних животных и их детенышей...
Экскурсия по экологическому воспитанию детей разновозрастной группы 3-5 лет общеразвивающей направленности "Деревья на участке"
Цель: Знакомство с сезонными изменениями в природе.Задачи:1.Расширять и закреплять знания детей о сезонных изменениях. Обобщить и систематизировать знания детей о деревьях.2.Развивать внимание, память...
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей средней группы (4-5 лет) общеразвивающей направленности
Формирование у детей представлений о характерных признаках весны...