Семинар-практикум для воспитателей ДОУ на тему «От звука к букве»
методическая разработка

Перфильева Евгения Юрьевна

Семинар разработан с целью уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ на тему «От звука к букве»

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

- активизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

- систематизировать знания педагогов методики проведения НОД по обучению грамоте.

Оборудование: презентация, фишки, камешки Марблс, буквы, символы «звонкий-глухой», домики (синий, зелёный, красный), мольберт, предметные картинки, кубики, медали, мел, схема предложения, фломастеры.

Ход семинара

  1. Теоретическая часть

Обучению грамоте предшествует весь процесс речевого развития детей в детском саду. Это развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

В современной методике обучения грамоте принят звуковой аналитико-синтетический метод, который предполагает обучение через анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. То есть мы детей знакомим сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. И старшие дошкольники уже способны анализировать звуковой состав речи. Но подготовку к обучению грамоте в детском саду начинают значительно раньше старшего дошкольного возраста.

Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. Ещё в младших группах, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания.

Уже в средней группе детей приучают интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка.

В старшем дошкольном возрасте следует не только закреплять имеющиеся достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и расширять круг умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи. 

- А что же мы вкладываем в понятие «грамота»

Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.

Перед педагогами детского сада не стоит задача научить старших дошкольников читать и писать. Эти навыки детям предстоит осваивать в школе. Но в детском саду необходимо провести тщательную работу по подготовке детей к обучению грамоте. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Работа в детском саду ведется в пяти направлениях (Слайд 4).

В соответствии с программой мы должны:

1.Сформировать звуковую сторону речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров).

2.Сформировать фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка.

3.Подготовить к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е.:

- выделять начальный гласный из состава слова;

- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

- звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие, (давать характеристику звуков);

- формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

4.Учить выделять последовательность звуков в словах.

5.Учить составлять слова из слогов.

6.Учить детей делить двухсложные и трёхсложные слова на части (слоги).

7.Дать представление о предложении (без грамматического определения).

8.Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

- Давайте отдохнём…

Игра «Твердый-мягкий»: педагоги стоят в кругу, и под музыку одновременно передают друг другу два кубика - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, ведущий показывает букву (Л, Б, Г, М, Д, З). Педагоги, у которых в руках кубики, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.

- А сейчас переходим к практической части.

  1. Практическая часть

За каждый правильный ответ педагог получает камешек Марблс.

  1. Блиц-опрос

- Что такое фонема? (Звук)

- Чем отличается звук от буквы? (Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - пишем и читаем).

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Буквы, которые не составляют звука? (Ь, Ъ)

- Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (Е, Ё, Ю, Я)

- Сколько слогов в слове «парикмахерская»? (6) 

- Сколько звуков в слове «пульт»? (4)

- Сколько букв в слове «деньги»? (6)

- Назовите всегда мягкие звуки? (Й, Щ, Ч)

- Назовите всегда твёрдые звуки? (Ж, Ш, Ц)

2. «Шарады» (Слайды 7-11)

Первый слог — название ноты.

Второй слог — тоже название ноты.

Целое слово — овощ, растущий в стручках. (Фасоль)

Мой первый слог — на дереве,

Второй мой слог — союз.

А в целом я — материя

И на костюм гожусь. (Сукно)

Начало деревом зовется,

Конец – читатели мои, 

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (Буквы)

Мой первый слог - предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа. (Задача)

Начало - голос птицы.

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда. (Картина)

  1.  «Посчитай звук О»

- На слайде слова, начинающиеся на букву О. Необходимо посчитать, сколько слов начинаются со звука О.

Слова: окно, ослик, очки, облако, один, овца, окна, обезьяна, осока, овцы, осел, оправа, оладьи, образ, опасность, осторожность, очи, обруч, облака, обучение, орда, остров, окунь, ожог, они, он, осколки, осы, олень, окрас.

Минутка отдыха

- Встаньте те, у кого в имени есть звук Д.

- Встаньте те, у кого фамилия состоит из 5 слогов.

- Встаньте те, у кого во 2 слоге фамилии есть звук О.

- Встаньте те, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог.

- Встаньте те, у кого в имени нет звука Н.

Далее задания выполняются индивидуально (закрепление методики НОД).

Задание 1 

Знакомство со звуком и буквой К.

Задание 2

Выполнить звуковой анализ слова ЛИСА.

Задание 3

Выполнить звуко-буквенный анализ слова ЯБЛОКО.

Задание 4

Знакомство с предложением.

Подведение итогов – побеждает педагог, набравший большее количество камешек. (Вручение медалей)

Вывод. Таким образом, обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения и профессионализма. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «От звука к букве» Творческая группа: Перфильева Е.Ю. Поваляева А.Г. Тугунова Т.Ю.

Слайд 2

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: активизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; систематизировать знания педагогов методики проведения НОД по обучению грамоте.

Слайд 3

Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.

Слайд 5

1.Сформировать звуковую сторону речи. 2.Сформировать фонематические процессы. 3.Подготовить к звуко -буквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е.: - выделять начальный гласный из состава слова; - слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; - давать характеристику звуков (гласные , согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие); - формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения. 4.Учить выделять последовательность звуков в словах. 5.Учить составлять слова из слогов. 6.Учить детей делить двухсложные и трёхсложные слова на части (слоги). 7.Дать представление о предложении. 8.Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности .

Слайд 6

Практическая часть 1.Блиц-опрос

Слайд 7

2. Шарады Первый слог — название ноты. Второй слог — тоже название ноты. Целое слово — овощ, растущий в стручках.

Слайд 8

Мой первый слог — на дереве, Второй мой слог — союз. А в целом я — материя, И на костюм гожусь.

Слайд 9

Начало деревом зовется, Конец – читатели мои, Здесь в книге целое найдется, И в каждой строчке есть они.

Слайд 10

Мой первый слог - предлог, Во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас Давно уж ждет ответа.

Слайд 11

Начало - голос птицы. Конец - на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда.

Слайд 12

3.Посчитай звук «О» Окно , ослик, очки, облако, один, овца, окна, обезьяна, осока, овцы, осел, оправа, оладьи, образ, опасность, осторожность, очи, обруч, облака, обучение, орда, остров, окунь, ожог, они, он, осколки, осы, олень, окрас.

Слайд 13

Минутка отдыха

Слайд 14

Индивидуальные задания

Слайд 15

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"

Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...

семинар - практикум для молодых воспитателей на тему: «Играем вместе»

Цель: Расширение компетентности педагогов по организации совместной деятельности в образовательной области «Физическое развитие»...

Семинар-практикум для старших воспитателей по теме: Экологическое воспитание

Опыт работы старшего воспитателя с педагогами по теме Экологическоре воспитание в ДОУ....

Семинар-практикум для старших воспитателей ДОУ тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»

тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»       Цель: обмен опытом, ознакомление с деятельностью дошкольных...