Семинар-практикум для воспитателей ДОУ на тему «От звука к букве»
методическая разработка
Семинар разработан с целью уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_po_obucheniyu_gramote.docx | 27.03 КБ |
prezentatsiya_po_obucheniyu_gramote.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ на тему «От звука к букве»
Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
- активизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
- систематизировать знания педагогов методики проведения НОД по обучению грамоте.
Оборудование: презентация, фишки, камешки Марблс, буквы, символы «звонкий-глухой», домики (синий, зелёный, красный), мольберт, предметные картинки, кубики, медали, мел, схема предложения, фломастеры.
Ход семинара
- Теоретическая часть
Обучению грамоте предшествует весь процесс речевого развития детей в детском саду. Это развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
В современной методике обучения грамоте принят звуковой аналитико-синтетический метод, который предполагает обучение через анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. То есть мы детей знакомим сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. И старшие дошкольники уже способны анализировать звуковой состав речи. Но подготовку к обучению грамоте в детском саду начинают значительно раньше старшего дошкольного возраста.
Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. Ещё в младших группах, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания.
Уже в средней группе детей приучают интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка.
В старшем дошкольном возрасте следует не только закреплять имеющиеся достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и расширять круг умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи.
- А что же мы вкладываем в понятие «грамота»?
Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.
Перед педагогами детского сада не стоит задача научить старших дошкольников читать и писать. Эти навыки детям предстоит осваивать в школе. Но в детском саду необходимо провести тщательную работу по подготовке детей к обучению грамоте. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Работа в детском саду ведется в пяти направлениях (Слайд 4).
В соответствии с программой мы должны:
1.Сформировать звуковую сторону речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров).
2.Сформировать фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка.
3.Подготовить к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е.:
- выделять начальный гласный из состава слова;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие, (давать характеристику звуков);
- формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
4.Учить выделять последовательность звуков в словах.
5.Учить составлять слова из слогов.
6.Учить детей делить двухсложные и трёхсложные слова на части (слоги).
7.Дать представление о предложении (без грамматического определения).
8.Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
- Давайте отдохнём…
Игра «Твердый-мягкий»: педагоги стоят в кругу, и под музыку одновременно передают друг другу два кубика - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, ведущий показывает букву (Л, Б, Г, М, Д, З). Педагоги, у которых в руках кубики, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.
- А сейчас переходим к практической части.
- Практическая часть
За каждый правильный ответ педагог получает камешек Марблс.
- Блиц-опрос
- Что такое фонема? (Звук)
- Чем отличается звук от буквы? (Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - пишем и читаем).
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Буквы, которые не составляют звука? (Ь, Ъ)
- Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (Е, Ё, Ю, Я)
- Сколько слогов в слове «парикмахерская»? (6)
- Сколько звуков в слове «пульт»? (4)
- Сколько букв в слове «деньги»? (6)
- Назовите всегда мягкие звуки? (Й, Щ, Ч)
- Назовите всегда твёрдые звуки? (Ж, Ш, Ц)
2. «Шарады» (Слайды 7-11)
Первый слог — название ноты.
Второй слог — тоже название ноты.
Целое слово — овощ, растущий в стручках. (Фасоль)
Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз.
А в целом я — материя
И на костюм гожусь. (Сукно)
Начало деревом зовется,
Конец – читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они. (Буквы)
Мой первый слог - предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа. (Задача)
Начало - голос птицы.
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда. (Картина)
- «Посчитай звук О»
- На слайде слова, начинающиеся на букву О. Необходимо посчитать, сколько слов начинаются со звука О.
Слова: окно, ослик, очки, облако, один, овца, окна, обезьяна, осока, овцы, осел, оправа, оладьи, образ, опасность, осторожность, очи, обруч, облака, обучение, орда, остров, окунь, ожог, они, он, осколки, осы, олень, окрас.
Минутка отдыха
- Встаньте те, у кого в имени есть звук Д.
- Встаньте те, у кого фамилия состоит из 5 слогов.
- Встаньте те, у кого во 2 слоге фамилии есть звук О.
- Встаньте те, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог.
- Встаньте те, у кого в имени нет звука Н.
Далее задания выполняются индивидуально (закрепление методики НОД).
Задание 1
Знакомство со звуком и буквой К.
Задание 2
Выполнить звуковой анализ слова ЛИСА.
Задание 3
Выполнить звуко-буквенный анализ слова ЯБЛОКО.
Задание 4
Знакомство с предложением.
Подведение итогов – побеждает педагог, набравший большее количество камешек. (Вручение медалей)
Вывод. Таким образом, обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения и профессионализма. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: активизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; систематизировать знания педагогов методики проведения НОД по обучению грамоте.
Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.
1.Сформировать звуковую сторону речи. 2.Сформировать фонематические процессы. 3.Подготовить к звуко -буквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е.: - выделять начальный гласный из состава слова; - слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; - давать характеристику звуков (гласные , согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие); - формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения. 4.Учить выделять последовательность звуков в словах. 5.Учить составлять слова из слогов. 6.Учить детей делить двухсложные и трёхсложные слова на части (слоги). 7.Дать представление о предложении. 8.Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности .
Практическая часть 1.Блиц-опрос
2. Шарады Первый слог — название ноты. Второй слог — тоже название ноты. Целое слово — овощ, растущий в стручках.
Мой первый слог — на дереве, Второй мой слог — союз. А в целом я — материя, И на костюм гожусь.
Начало деревом зовется, Конец – читатели мои, Здесь в книге целое найдется, И в каждой строчке есть они.
Мой первый слог - предлог, Во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас Давно уж ждет ответа.
Начало - голос птицы. Конец - на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда.
3.Посчитай звук «О» Окно , ослик, очки, облако, один, овца, окна, обезьяна, осока, овцы, осел, оправа, оладьи, образ, опасность, осторожность, очи, обруч, облака, обучение, орда, остров, окунь, ожог, они, он, осколки, осы, олень, окрас.
Минутка отдыха
Индивидуальные задания
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"
Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа
Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...
семинар - практикум для молодых воспитателей на тему: «Играем вместе»
Цель: Расширение компетентности педагогов по организации совместной деятельности в образовательной области «Физическое развитие»...
Семинар-практикум для младших воспитателей "Роль младшего воспитателя в формировании здорового образа жизни дошкольников"
https://youtu.be/X-3oz-jP7CY...
Семинар-практикум для старших воспитателей по теме: Экологическое воспитание
Опыт работы старшего воспитателя с педагогами по теме Экологическоре воспитание в ДОУ....
Семинар-практикум для старших воспитателей ДОУ тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»
тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО» Цель: обмен опытом, ознакомление с деятельностью дошкольных...