Семинар-практикум для младших воспитателей "Роль младшего воспитателя в формировании здорового образа жизни дошкольников"
методическая разработка

Волощук Светлана Анатольевна

Предварительный просмотр:

Роль младшего воспитателя в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Волощук Светлана Анатольевна,

старший воспитатель

2.1. ЦЕЛЬ:

Формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни. Уточнение и углубление компетенций младших воспитателей об основных факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья ребенка в условиях детского сада.

Задачи:

 Расширить знания младших воспитателей с учетом современных требований по

формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

 Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

 Развивать творческий потенциал младших воспитателей.

I. Вводная часть

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (Нет или да)

Деток вы любите? (Да или нет)

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (Нет или да)

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

           Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 4 ценности важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх.

Сбросьте балласт, то есть вычеркните 1 (а потом еще 1) слово из списка. Что вы оставили в списке? И обоснуйте ответ и что вы поставили на 1 место.

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ставится плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.

Притча

         «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы

думаете, куда спрятали боги здоровье?

        Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребенке.

         Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья.

II. Основная часть

Итак, наша с вами очередная встреча посвящена здоровью и роли младшего воспитателя в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Актуальность

        Сегодня возможно и естественно говорить о том, что здоровье не занимает пока первое место в иерархии потребностей в ценностях человека в нашем обществе.

Исследования медиков, психологов, педагогов выявили неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 15 лет.

Количество детей–дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3 – 26,9 %), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6 %  (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН).

        В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

        Некоторые придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

        Ученые едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

        Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни». (Глава 4, статья 41)

         На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, направленного на решение одной из первостепенных задач «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни», созданы все условия для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях.

         Сохранение и укрепление здоровья детей, и формирование у них здорового образа жизни должно стать главным направлением в деятельности каждой дошкольной образовательной организации. В этом большом деле младший воспитатель – главный помощник педагога.

Работая бок о бок с воспитателем, вы наблюдаете, принимаете участие в организации различных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников.

Предлагаю «Мозговой штурм»

Какие вы знаете технологии сохранения и стимулирования здоровья?

Ритмопластика

• Динамические паузы

• Подвижные и спортивные игры

• Релаксация.

• Пальчиковая гимнастика

• Гимнастика для глаз

• Дыхательная гимнастика

• Бодрящая гимнастика

Назовите Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика

• Физкультурные занятия

• Мероприятия «Школа здоровья».

• Самомассаж.

• Активный отдых

Назовите Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика

• Технология музыкального воздействия.

• Сказкотерапия

III. Практическая часть

Мастер - класс

«Новые здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

Решение проблемных ситуаций

Проблемные ситуации:

1. Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития?

(организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания).

2. «Волшебное превращение»

Перед вами предмет:

 – Стул.

Как его превратить в средство физического воспитания?

(Использовать как предмет при выполнении физических упражнений: составить комплекс упражнений со стулом или станцевать танец с использованием этого предмета).

- Карандаш.

Как можно его использовать в работе с детьми по данному направлению?

 - Массаж ладоней шестигранным карандашом.

Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.

Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. (памятка прилагается)

Упражнение « Утюжок».

Толстый карандаш положить на стол, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

Карандаш я покачу

вправо-влево – как хочу.

Упражнение « Добывание огня».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

Упражнение « Волчок».

Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.

Упражнение « Вертолёт».

Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами. Пусть он вращается быстро, как винт вертолёта!

Отправляется в полёт необычный вертолёт.

Упражнение «Скольжение»

Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, уперев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.

По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу.

-  Прищепки.

Массаж с прищепками

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия— смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою, малыш!

- А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

IV. Вывод

Применение в работе дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Здоровье – неоценимое богатство в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Не зря говорят: «Здоров будешь – всё добудешь».

И в завершении семинара я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, прикроем глаза и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас.

Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу.

Будьте всегда здоровы Вы! А также  ваши близкие и  ваши воспитанники!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль младшего воспитателя в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Слайд 2

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Слайд 3

«Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни ». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 4, статья 41

Слайд 4

Технологии сохранения и стимулирования здоровья • Динамические паузы • Подвижные и спортивные игры • Релаксация. • Пальчиковая и дыхательная гимнастика • Гимнастика для глаз Технологии обучения здоровому образу жизни • Утренняя гимнастика • Физкультурные занятия • Мероприятия «Школа здоровья». • Самомассаж. • Активный отдых Коррекционные технологии: • Артикуляционная гимнастика • Технология музыкального воздействия. • Сказкотерапия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по здоровьесбережению в условиях семьи и ДОУ...

Консультация для воспитателей. Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

Консультация для воспитателей.  Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Подготовила и провела:Шпенева А.В – ст. воспитатель  Ува...

Семинар – практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи»

Цель: учить воспитателей ДОУ формировать у детей дошкольного возраста потребность в здоровом образе жизни"...

Семинар-практикум для педагогов "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи"

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни....

Семинар -практикум "Работа с семьей по формированию здорового образа жизни дошкольника.

Семинар-практикум для педагогов: Формы работы с семьёй по формированию здорового образа жизни дошкольника....

Семинар-практикум для воспитателей "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"

Семинар-практикум для воспитателей "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"...