Семинар-практикум для младших воспитателей "Роль младшего воспитателя в формировании здорового образа жизни дошкольников"
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.38 КБ |
![]() | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Роль младшего воспитателя в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Волощук Светлана Анатольевна,
старший воспитатель
2.1. ЦЕЛЬ:
Формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни. Уточнение и углубление компетенций младших воспитателей об основных факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья ребенка в условиях детского сада.
Задачи:
Расширить знания младших воспитателей с учетом современных требований по
формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Развивать творческий потенциал младших воспитателей.
I. Вводная часть
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (Нет или да)
Деток вы любите? (Да или нет)
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (Нет или да)
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 4 ценности важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх.
Сбросьте балласт, то есть вычеркните 1 (а потом еще 1) слово из списка. Что вы оставили в списке? И обоснуйте ответ и что вы поставили на 1 место.
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ставится плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.
Притча
«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы
думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребенке.
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья.
II. Основная часть
Итак, наша с вами очередная встреча посвящена здоровью и роли младшего воспитателя в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Актуальность
Сегодня возможно и естественно говорить о том, что здоровье не занимает пока первое место в иерархии потребностей в ценностях человека в нашем обществе.
Исследования медиков, психологов, педагогов выявили неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 15 лет.
Количество детей–дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3 – 26,9 %), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6 % (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН).
В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Некоторые придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.
Ученые едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни». (Глава 4, статья 41)
На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, направленного на решение одной из первостепенных задач «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни», созданы все условия для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях.
Сохранение и укрепление здоровья детей, и формирование у них здорового образа жизни должно стать главным направлением в деятельности каждой дошкольной образовательной организации. В этом большом деле младший воспитатель – главный помощник педагога.
Работая бок о бок с воспитателем, вы наблюдаете, принимаете участие в организации различных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников.
Предлагаю «Мозговой штурм»
Какие вы знаете технологии сохранения и стимулирования здоровья?
• Ритмопластика
• Динамические паузы
• Подвижные и спортивные игры
• Релаксация.
• Пальчиковая гимнастика
• Гимнастика для глаз
• Дыхательная гимнастика
• Бодрящая гимнастика
Назовите Технологии обучения здоровому образу жизни:
• Утренняя гимнастика
• Физкультурные занятия
• Мероприятия «Школа здоровья».
• Самомассаж.
• Активный отдых
Назовите Коррекционные технологии:
• Артикуляционная гимнастика
• Технология музыкального воздействия.
• Сказкотерапия
III. Практическая часть
Мастер - класс
«Новые здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
Решение проблемных ситуаций
Проблемные ситуации:
1. Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития?
(организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания).
2. «Волшебное превращение»
Перед вами предмет:
– Стул.
Как его превратить в средство физического воспитания?
(Использовать как предмет при выполнении физических упражнений: составить комплекс упражнений со стулом или станцевать танец с использованием этого предмета).
- Карандаш.
Как можно его использовать в работе с детьми по данному направлению?
- Массаж ладоней шестигранным карандашом.
Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. (памятка прилагается)
Упражнение « Утюжок».
Толстый карандаш положить на стол, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.
Карандаш я покачу
вправо-влево – как хочу.
Упражнение « Добывание огня».
Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.
Упражнение « Волчок».
Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.
Упражнение « Вертолёт».
Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами. Пусть он вращается быстро, как винт вертолёта!
Отправляется в полёт необычный вертолёт.
Упражнение «Скольжение»
Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, уперев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.
По карандашу скольжу,
Съехать вниз скорей спешу.
- Прищепки.
Массаж с прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия— смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою, малыш!
- А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
IV. Вывод
Применение в работе дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Здоровье – неоценимое богатство в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Не зря говорят: «Здоров будешь – всё добудешь».
И в завершении семинара я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, прикроем глаза и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас.
Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу.
Будьте всегда здоровы Вы! А также ваши близкие и ваши воспитанники!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
«Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни ». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 4, статья 41
Технологии сохранения и стимулирования здоровья • Динамические паузы • Подвижные и спортивные игры • Релаксация. • Пальчиковая и дыхательная гимнастика • Гимнастика для глаз Технологии обучения здоровому образу жизни • Утренняя гимнастика • Физкультурные занятия • Мероприятия «Школа здоровья». • Самомассаж. • Активный отдых Коррекционные технологии: • Артикуляционная гимнастика • Технология музыкального воздействия. • Сказкотерапия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по здоровьесбережению в условиях семьи и ДОУ...

Консультация для воспитателей. Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
Консультация для воспитателей. Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Подготовила и провела:Шпенева А.В – ст. воспитатель Ува...

Семинар – практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи»
Цель: учить воспитателей ДОУ формировать у детей дошкольного возраста потребность в здоровом образе жизни"...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в формировании здорового образа жизни у дошкольников"
Консультация...

Семинар-практикум для педагогов "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи"
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни....

Семинар -практикум "Работа с семьей по формированию здорового образа жизни дошкольника.
Семинар-практикум для педагогов: Формы работы с семьёй по формированию здорового образа жизни дошкольника....

Семинар-практикум для воспитателей "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"
Семинар-практикум для воспитателей "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"...
- Мне нравится (1)