Хеппенинг - как эффективная технология поддержки инициативы и познавательной активности детей младшего возраста в изодеятельности.
материал (младшая группа)
Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Хеппенинг особенно актуален при работе с детьми младшего возраста | 358.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Хеппенинг - как эффективная технология поддержки инициативы и познавательной активности детей младшего возраста в изодеятельности.
Щуцкая Галина Алексеевна
воспитатель МДОБУ №4 «Лукоморье»
«Детский рисунок, процесс рисования
– это частица духовной жизни ребенка.
Дети не просто переносят на бумагу
что-то из окружающего мира,
а живут в этом мире, входят в него,
как творцы красоты, наслаждаются
этой красотой». В.А. Сухомлинский
В последнее время ФГОС ФОП дошкольного образования, направляет деятельность педагогов на создание условий в образовательном процессе, направленных на поддержку инициативы и познавательной активности. Новизна подходов к образовательной деятельности стимулирует педагогов к поиску эффективных средств для выстраивания профессиональной деятельности. Познакомившись с новой методической, педагогической литературой, уделив внимание формам, подходам организации совместной деятельности, я обратила внимание на современную личностно-ориентированную развивающую технологию, которая направленна на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка – хеппенинг. (Случай, случайность)
Эта форма работы меня очень заинтересовала.
Что же такое хеппенинг?
Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью.
Хеппенинг особенно актуален при работе с детьми раннего возраста по нескольким причинам:
- во-первых, импровизация и отсутствие четкого сценария естественно для детей раннего возраста;
- во-вторых, результат деятельности заведомо успешен, что усиливает интерес к деятельности;
- в-третьих, хепенинг позволяет экспериментировать с красками, веществами, предметами, что является естественной потребностью детей 2-3 лет;
- в-четвертых, хепенинг направлен на поддержку детских инициатив и формирование познавательных действий воспитанников.
В своей практике применяю хепенинг при работе с детьми 2-3 лет.
Я выбрала форму изобразительного хепенинга, потому что работа с изобразительными материалами доступна детям этого возраста и создает возможности для экспериментирования с разными материалами, веществами, предметами.
Хеппенинг в работе с детьми 2-3 лет направлен на:
- формирование представлений о свойствах и качествах некоторых веществ, предметов (песок, краски, бумага и др.);
- поддержку и развитие детской творческой и познавательной инициативы;
- формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, объем, фактура);
- формирование предпосылок к развитию воображения; - развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, пространственной ориентировки; - развитие изобразительных навыков;
- воспитание интереса к творческой и познавательной деятельности;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Хеппенинг применяем в рамках совместной деятельности взрослых и детей и в свободной творческой деятельности.
При организации творческой и познавательной деятельности в форме хеппенинга я выделила определенные этапы работы:
1.Подготовка материалов для экспериментирования и творчества. 2.Спонтанное творчество детей, наблюдение за деятельностью детей (поддержка детских инициатив или инициирование деятельности с материалами).
3. Совместное «создание образа»
(рассматривая продукт спонтанного творчества, педагог вместе с ребенком ,«находят» и озвучивают те образы, которые «угадываются» в рисунке).
Процесс «оживления» образа осуществляется при помощи дополнения рисунка отдельными элементами (игрушечные глазки), дорисовывания отдельных элементов. При этом образы должны быть понятны ребенку. Главное отличие хепенинга от использования методов нетрадиционного рисования заключается в том, что педагог не ставит перед ребенком задачу изобразить что-то конкретное (бабочку, цветок или травку), а насыщает среду материалами и дает возможность ребенку в спонтанном рисовании с помощью линий выразить свои эмоции. При этом образы могут возникнуть самые неожиданные, а могут не возникнуть вообще.
Подробнее остановимся на основных видах хеппенинга:
Давайте с вами рассмотрим виды хеппинга в изодеятельности и остановимся на некоторых из них.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование
пальчиками.
Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки).
Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины.
По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину. Польза от рисования пальчиками и ладошками:
Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи. Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика, ладони и кулачка в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
∙ Осознание ребёнком собственного тела.
∙ Раннее развитие творческих способностей.
∙ Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
∙ Развитие представлений о цвете.
∙ Развитие воображения и образного мышления.
Таким же подвидом являются способы рисования ватными палочками и всевозможными штампами.
Положительное влияние на тактильное восприятие имеет и рисование на песке, манной крупе и муке.
Образы, созданные ребенком в такой технике являются его отражением бессознательного, они как и сны, но их еще можно и пощупать.
Не менее интересен и имеет успех у детей способ рисования файл art.
Помимо всех положительных моментов, которые так же развивает данный способ рисования у детей, данный способ так же способствует концентрации внимания усидчивость и развивает творческую индивидуальность, и к тому же данный способ называю «негрязное рисование».
Одним из последних видов хеппининга называют сенсорное рисование «рыбья чешуя», данный вид сравнительно недавняя находка, но уже завоевала любовь и интерес у детей. Данный способ так же способствует развитию творческих способностей, а ещё снимает эмоциональное напряжение, что очень важно в период адаптации детей в детском саду. Таким образом, одна из форм личностно-ориентированной технологии – хеппенинг - обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка , максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка младшего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта. Используя в своей работе хеппенинг, я еще больше убедилась в том, что дети свободнее раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Пусть дети наши рисуют, творят, фантазируют! Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научатся видеть прекрасное в настоящем.
Нужно запомнить одно простое правило – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть таланты должны мы, взрослые!
Пусть наши дети живут с душой художника!
Дети должны жить в мире
красоты, игры, музыки и
рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно – пространственная среда, как средство развития инициативы и самостоятельности детей младшего возраста.
предметно - пространственная среда, как средство развития инициативы и самостоятельности детей младшего возраста....
Родительское собрание "Эффективные технологии развития математического мышления у детей дошкольного возраста"
Работа с родителями по теме "Эффективные технологии развития математического мышления у детей дошкольного возраста"...
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Дистанционные технологии в работе с родителями детей младшего возраста...
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающей технологии «Советы для Феи» для детей младшего возраста
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающей технологии «Советы для Феи» для детей младшего возраста Воспитатель: Торосян Ш.Л. Конспект занятия с использованием здоровьесберегающей технолог...
"Поддержка инициативы и творчества детей старшего возраста в театрализованной деятельности
Отчет педагога по самообразованию...
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Прогулка в лес» для детей младшего возраста
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровье сберегающих технологий. Задачи:-совершенствовать у детей двигательные навыки и физические качества;-формиро...
Использование технологии составления мудбордов в качестве эффективного средства поддержки инициативы и творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
В рамках реализации ФГОС ДО пристальное внимание уделяется работе ДОО по достижению целей и задач социального развития детей. Если мы обратимся к ФГОС ДО, то убедимся в том, что позитивная социализаци...