Воспитание семейных традиций у детей дошкольного возраста "Семейные праздники"
план-конспект занятия (средняя группа)

Ткаченко Александра Владимировна

Цель:

Приобщать детей к истокам семейной культуры и старинным традициям.

Задачи:

Развивающие:

- средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности,

-прививать элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

- развивать интерес к семейным традициям и промыслам,

- развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_traditsii.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

                            «Семейные традиции»

Цель:

Приобщать детей к истокам семейной культуры и старинным традициям.

Задачи:

Развивающие:

- средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности,

-прививать элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

- развивать интерес к семейным традициям и промыслам,

- развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Обучающие:

- приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа,

-формировать представление о прошлом нашей Родины,

- расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.

- закреплять навык использования нетрадиционных методов рисования: с использованием штампов, ватных палочек, кисточки.

- закреплять геометрические формы, цвет.

- обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок, сундук;

Определениями: старинный, стеклянный, деревянный, расписной, узорчатый, колыбелька, этажерка. Разучивание пословиц, поговорок, частушек.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, камень с надписью.

Атрибуты русской избы: чугунок, самовар, сундук, прялка, русская рубашка, рушник, колыбелька, кукла, игрушки и посуда древних славян; уголек, зернышки, монетки, палитры с гуашью (желтая, красная, зеленая, синяя); баночки с водой, штампы, ватные палочки, кисти, влажные салфетки.

 

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы.

Рассматривание фотографий и иллюстраций одежды, домашней утвари и обихода, разнообразие стола, игрушки. Рассматривание русских узоров, орнаментов.

Ход занятия:

Дети входят в групповую комнату.

Приветствие «Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети!

(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим

(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок

(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко с нами по кругу идет.

(Идут по кругу)

Воспитатель:

- Дети сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Ребята, вы заметили у нас в группе что – то новое?

Дети:- русская рубашка.

- Правильно. Это старинная одежда. Посмотрите, какая красивая рубашка, обратите внимание, она украшена разными орнаментами. А когда носили такую рубашку?

Дети:- В старину.

Воспитатель:

- Да, этот рубашка из далекого прошлого. Мы сейчас живем, в какой стране?

Дети:- В  России.!

Воспитатель:- Правильно ,а кто знает как нашу матушку Землю можно назвать по другому?

Ответы детей: Русь белоствольная, Русь синеокая, Русь златовласая.

А хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие обычаи существовали на нашей русской земле?

Дети:- Да!

Воспитатель:

- Тогда, возьмемся за руки, и отправимся в путешествие.

Аутотренинг (под тихую светлую музыку).

День наступает,

Природа оживает

Солнце встает

Нам светло дает.

Друг на друга поглядим

Про себя поговорим

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие

Все у нас пригожие»

Мы собираемся

В долгий путь отправляемся.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что у нас на пути? Камень – не простой, на нем что-то написано. Читает.

Налево пойдешь - далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – много интересного найдешь.

Направо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Дети, куда же пойдем? Направо или налево?

Дети:- Прямо.

Воспитатель:- Ну, что же, в путь!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель:

- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали?

Дети:- В избу.

Воспитатель:

- Правильно. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.

Дети:- Здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда, сундук и т.д.

Воспитатель:

- Я вижу предмет, про который знаю загадку, а вы найдите отгадку: «Стоит толстяк,  шипит и кипит, всем пить чай велит».

Дети: - Самовар.

Воспитатель:- Как вы догадались, что это самовар?

Дети: - Он толстый. И из него пьют чай.

Воспитатель:

- Да, это самовар. Он железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки. В нем кипятят воду и потом пьют чай.

А вот и прялка. Вы знаете поговорки о прялке, расскажите их.

Дети:- Без прялки – не пряха,

Без иглы – не портной!

У ленивой пряхи

Нет про себя рубахи!

Чтоб рубаху нам соткать,

Надо пряжу намотать!

Игра «Продолжи пословицу»

-В гостях хорошо,…… а дома лучше.

- Не красна изба углами,………. а красна пирогами.

- Каково на дому,…………… таково и самому.

- Дети не в тягость,…………. а в радость.

- Когда семья вместе…….. и душа на месте.

- Всякой матери……………. своё дитя мило.

- Мать кормит детей,………….. как земля людей.

- Семья – это…………… семь Я..

Воспитатель:- Молодцы ребята. Путешествуем дальше.

- Посмотрите у нас в колыбельке ребенок. Это маленькая девочка.

Ребенок, достает из колыбельки куклу.

Воспитатель:

- Она только сегодня родилась, поэтому и плачет. Олечка, покачай её.

А мы споём ей колыбельную песенку. Раньше дети, тоже мамы детям пели колыбельные песенки. Дети поют песенку.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Какие вы знаете   старинные имена?

Дети предлагают имена. ( Иванушка, Алёнушка,  Евдокия, Федора, Агафья)

Воспитатель:

- Молодцы, вы много имен знаете, но остановимся на одном. Девочку нашу назовем - Аленушкой.

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, её все будут называть ласково Аленушка. А когда она вырастет, то её уже будут называть Алена. Мы растем, и имя наше растет.

- А вы знаете, что обозначает имя Алена?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Это имя обозначает алая, красивая. Так звали богиню утренней зари — Алёна. Родители, когда называли таким именем, хотели чтобы, когда Аленушка выросла, она была красивой, доброй, покладистой и бережливой, жизнерадостной и счастливой. Дети, посмотрите, здесь для Аленушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети: - Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

- А кто знает, зачем нашей Аленушке эти вещи.  Давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.

Воспитатель кладет уголек:

- Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу.

- А, когда клали зернышко, говорили, будь всегда сыт.

- Когда клали монетку - будь всегда богат.

И  в наше время, многие люди купая своего ребёночка впервые, кладут какую- нибудь вещь и приговаривают слова.

Воспитатель:

- А вспомните, что приговаривали, когда купали ребенка?

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Аленки-

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Воспитатель:

- Вытирая, говорили-

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:- Дети, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:- Одевали.

Воспитатель:- А во что одевали ребеночка?

Дети:- В рубашку.

Воспитатель:- Правильно. А где хранили одежду?

Дети: - В сундуке.

Воспитатель:

- Конечно, в сундуке. В нашей горнице тоже есть сундук. А на нем приспособление для замка. А для чего замок?

Дети:- Чтобы запирать сундук.

Воспитатель:

- Да, хозяева запирали сундук, чтобы ничего не пропало. Это хорошо. А иногда и плохо, что есть замок. Почему?

Дети:- Можно потерять ключ – тогда не достанешь вещи. Замок может сломаться.

Воспитатель:

- Ребята, а крышка у сундука – это хорошо?

Дети:- Хорошо. Вещи не будут пылиться. Не будет видно, что лежит.

Воспитатель:

- Но иногда и плохо, что есть и крышка у сундука. Почему?

Дети:- Можно прихлопнуть палец.

Воспитатель: - Правильно. Сейчас в наше время сундуков нету, а стоят шкафы с дверями.

- поэтому мы сейчас аккуратно и осторожно откинем крышку нашего сундука и посмотрим, что в нем лежит. Это русская рубашка и рушники. Раньше одежду и белье шили изо льна. В старину лён считался лечебным материалом, одежда изо льна экологически чистая, тело в ней «дышит».

Теперь мы понимаем, что когда одевали ребеночку льняную рубашку, родители хотели, чтобы малыш вырос здоровым.

Рассмотрите внимательно рубашку. Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.

У нашей Аленушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ей в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Аленушки – и не простой подарок, а настоящий оберег, чтобы он оберегал её от бед? Придумаем обережные узоры для сарафанчика Аленушки и подарим их.

Давайте пройдем в мастерские, у нас для этого есть все необходимое.

Физкультминутка.

Выросли деревья в поле

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд —

Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Воспитатель:

Вот мы и пришли в наши мастерские. А вы знаете, чем рисовали  в старину?

- Угольками. Перышками. А мы будем рисовать с помощью штампов, кисточек, ватных палочек.

Создавая оберег, выберите, какие элементы вы хотите использовать для узора. Вы можете создавать геометрические узоры. Геометрический ромб – главная, фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца. Также очень красив в исполнении растительный орнамент.

В старину украшали одежду, рушники, и другие предметы быта различными веточками, ягодками, кустиками, цветами. Веточки и кустики ласково называли травкой, а иногда мастера рисовали травку так, будто все листочки и травинки превращались в завитки. Рассмотрите эти узоры, сейчас мы с вами придумаем красивые обережные узоры для сарафанчика Аленушки. Вы можете использовать образец.

Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, помогает детям.

- Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д.

Физкультминутка для глаз.

« Чудеса»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Дети рисуют под музыку узоры.

Воспитатель:

- Ребята, давайте все вместе рассмотрим наши работы.

Дети объясняют, какие средства они использовали, какие цвета, и формы они использовали.

После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель:

- Дети, можно дарить такие подарки, они вам нравятся? А теперь давайте подарим, Алёнушке наши подарки и пусть каждый пожелает ей что-нибудь.

Дети:- Никогда не болей, будь здорова.

- Слушай отца - батюшку да родную матушку.

- Будь добра, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

А у нас есть и для гостей подарки и пожелания:

- Будьте здоровы, живите богато.

- Будьте в дому, как оладышек в меду.

- Дай Бог вам удачи.

- Житья вам, бытья и здоровья. Дети раздают подарки взрослым.

Стук в дверь. Входит домовенок Кузя.

- Здравствуйте, люди добрые! Я домовенок Кузя. В избе за печкой я живу, за порядком я слежу. Услышал ваши голоса, да и не утерпел, вышел на все поглядеть. Ишь, какие, ладные и складные! Аленушке подарки приготовили.

Я вам за это тоже подарки приготовил. Получайте! До свидания!

Воспитатель:

- Дети, а вам понравился день рождения Аленушки? А какое у вас настроение? А что больше понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Подарком может быть не только узоры для одежды, но и красивая, расписная посуда, расписные игрушки. Давайте к следующему дню рождению научимся украшать посуду узорами, орнаментами и вернемся с новыми подарками для Аленушки и Кузи.

Воспитатель: Дети, у меня в руках полевые цветы красные и голубые, и белая рубаха, выберите себе цветок по настроению, кому понравилось наше занятие, выберите себе красный цветок, а кому было скучно на занятии, выберите себе голубой цветок и цветами украсце белую рубашку, и посмотрим, какая красивая получилась у нас рубашка.

Воспитатель: Спасибо, ребята, вы все сегодня хорошо поработали, и от Кузи получите сладкий гостинец.

Мы ребята-дошколята.

Все мы дружные ребята

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Концепция городской экспериментальной площадки по работе с родителями в ДОУ по теме "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"Семейн...

Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...

Воспитание семейных ценностей у детей дошкольного возраста

Воспитание семейных ценностей у дошкольников при взаимодействии с семьей....

Развлечение «Семейные традиции» для детей старшего дошкольного возраста

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, обычаями, атмосферой, традициями....

Презентация: Совместная работа воспитателя и семьи по формированию представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:-Определить сущность понятий «семья », «семейные традиции;-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о семейных традициях у д...

Взаимодействие с семьей и воспитание семейных ценностей у детей дошкольного возраста через реализацию социальных медиа проектов.

Взаимодействие с семьей и воспитание семейных ценностей у детей дошкольного возраста через реализацию социальных медиа проектов. Статья для Альманаха Родительского университета. Выпуск 12 / Под общ. р...