Взаимодействие с семьей и воспитание семейных ценностей у детей дошкольного возраста через реализацию социальных медиа проектов.
проект (старшая группа)

Тертычная Татьяна Владимировна

Взаимодействие с семьей и воспитание семейных ценностей у детей дошкольного возраста через реализацию социальных медиа проектов.

Статья для Альманаха Родительского университета. Выпуск 12 / Под общ. ред. Е.С. Евдокимовой. –

М.: Планета, 2023 – 200 с.

ISBN 978-5-6050541-2-2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_almanaha.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37                                                                                                          

Взаимодействие с семьей и воспитание семейных ценностей у детей дошкольного возраста через реализацию социальных медиа проектов.

Т. В. Тертычная, воспитатель 1 категории  

МДОУ д/с общеразвивающего вида №25

г. Узловая, Тульская обл.

                                                Порой, для того, чтобы сделать жизнь лучше

                                           нужно лишь посмотреть на нее под другим углом.

                                           Ищи опору в положительном, и даже такая  

                                           проблема современной семьи, как гаджет, станет                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                           союзником в ее объединении.

    В мире стремительно развивающихся технологий, медиапространство становится альтернативой реальному социуму. В самом деле, благодаря интернету, каждый из нас, не выходя из дома может общаться несмотря на расстояния, учиться, получать необходимую информацию, совершать покупки…

    Однако в этом пространстве существует множество как положительных, так и отрицательных явлений. Ведь часто бывает, что вместо совместного общения у каждого члена семьи появляется свой личный друг – гаджет. Взрослые, уставшие после работы и рутинных домашних дел, окунаются кто в мир сериалов, кто напряженно смотрит новости, кто в тик-токе, кто играет в игры. Это пространство затягивает как болото, поглощая все свободное время.

   А дети точно копируют своих родителей. Их времяпрепровождение - все тот же гаджет. В таких семьях они в основном – в играх, либо в мультфильмах. И хорошо, если взрослые находят силы оторваться от своих интересов и просмотреть, что же увлекает их ребенка. В такой ситуации гаджет становится оружием массового поражения, постепенно разрушая нервную систему, физическое и духовное здоровье, негативно влияя на семью, делая людей инертными...

   Но как объединить семью, если у каждого свои интересы, которые никак не перекликаются?

И даже, если люди активны и приходят хорошие идеи – где и как их воплотить? Нужны единомышленники. Один в поле не воин.

   Мой опыт убеждает, что детский сад может и должен способствовать сплочению семьи, возникновению общих интересов и быть площадкой успешности не только для детей, но и членов их семей.

   Гаджет как это ни парадоксально, может стать мощным инструментом педагога в работе с современным родителем. Однако очень важно использовать его грамотно и во благо. Тогда он становится нашим союзником в объединении семьи, позволяет родителям овладеть эффективными навыками взаимодействия со своими детьми, помогает сместить пассивные родительские установки.

   Интернет- пространство дает для этого огромное поле деятельности. Одной из таких форм работы, которая позволяет вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, дает возможность проживать вместе с детьми яркие моменты, заставляет задуматься о ценности живого общения – является социальный медиапроект. Опираясь на него, мы можем и должны развивать семейные ценности, воспитывать нравственные чувства, любовь к своей Родине.

   Что же такое Медиапроект? Это проект с использованием медиатехнологий и медиапространства.  От обычного проекта он отличается масштабностью, вовлечением большого количества участников и вариативностью (так как в процессе все время возникают новые идеи).

Есть ряд условий, необходимых для реализации социального

медиапроекта:

  1. Медиапроект в условиях ДОУ требует привлечения педагогов, детей и их родителей, представителей администрации, СМИ…,  так как подразумевает участие и взаимодействие большого количества участников. Всех их необходимо объединить и увлечь общей идеей, создать команду.
  2. Необходимо поддерживать связь с партнерами из других организаций, регионов, следить за событиями и своевременно информировать о них своих участников.
  3. Поддерживать обратную связь, включаться в диалог между участниками.
  4. Выкладывать информацию о проекте в соц.сети.

            Медиапроект: медиа + проект +команда + креативность

   При чем же здесь укрепление семьи и воспитание семейных ценностей?

Дело в том, что при правильной организации медиапроекта равноправными партнерами становятся все участники: и педагоги и родители и самое главное -  дети. Согласитесь, не часто ребенок может на равных со взрослыми обсуждать какие-либо проблемы, выдвигать идеи, которые внимательно рассматриваются всеми участниками команды; брать на себя ответственность за выполнение определенного задания, которое нужно выполнить как можно лучше…И здесь поддержку оказывает семья. Причем не только родители, но и бабушки, дедушки, братья, сестры, ближайшие родственники. То есть вокруг решения определенной задачи объединяется вся семья. А когда из нескольких небольших задач составляется одна общая и объединяются много семей? Когда педагоги, родители и дети вовлечены в один общий интереснейший процесс и становятся одной командой?

Яркий пример социального медиапроекта –

  1. Всероссийский проект Путешествие игрушек от Москвы до Калининграда.

        В 2021 году я стала участницей летней школы им. Л.С. Выготского, на которую были приглашены педагоги из различных регионов нашей родины. Именно там зародилась идея проекта «Калининград – Владивосток: путешествие игрушек», которая была доработана участниками школы и стала реализовываться при поддержке «Университета детства».

         В 2021-2022 учебном году педагоги, воспитанники и родители нашего детского сада МДОУ №25 г.Узловая, Тульской области стали активными участниками этого долгосрочного медиапроекта.

         В ходе проекта кукла Маша и кот Янтарик из музея советского детства имени Иммануила Канта «путешествуют» на своем «почталёте» по разным городам России от Калининграда до Владивостока.  

Проект реализовывал разные цели и задачи.

Из них можно выделить две основные цели:

  1. Знакомство с городами России;
  2. Представление своего города другим участникам проекта. (Необходимо было отснять видеоролик ).  

Педагоги и воспитанники из городов, в которые «прилетают» гости, знакомят   их с культурно историческими достопримечательностями о чем размещают информацию в соцсетях.

   Путешествие игрушек активно освещается в СМИ. Просматривая ролики, снятые при участии своих сверстников, дошколята больше узнают о нашей огромной стране, т.к. рассказ ведется доступно, эмоционально, с любовью, причем часто самими детьми. Необходимо добавить, что во время проекта добавлялись и реализовывались новые идеи. (Сочиняли сказки о Маше и Янтарике, стихи, песни, делали флешмобы, создавали мультфильмы, писали друг другу письма, дарили подарки на Новый год и Рождество, делали видеооткрытки, делились достижениями и многое др.) По большому счету с помощью этого социального медиапроекта участникам удалось создать современную «живую сказку».

     Всего в проекте были задействованы педагоги и их воспитанники 39-ти дошкольных организаций из разных регионов России и все они стали активными участниками сетевого взаимодействия. Представляете масштаб? Не 39 человек, а 39 коллективов и всех, кто к ним примкнул.

      В нашем детском саду были привлечены дети старшего возраста их родители и практически все педагоги. Все участники с большим энтузиазмом включились в работу по проекту: отслеживали перемещение игрушек-путешественников, всей семьей смотрели отчёты других участников о пребывании Маши и Янтарика в их городе, знакомились с городами нашей страны через соц.сети, обсуждали жизнь в детских садах в других регионах, перенимали опыт, творческие задумки... 

      Когда коснулись вопроса, как представить свой город Узловая – единственный участник, представитель Тульской области, возникла проблемная ситуация – нужно не только показать значимые места города, но и рассказать о них кратко и интересно. Путем обсуждений и споров выработали единый план. Игрушки хотелось встретить так, как не встречал ни один город. Решили провести эту встречу в виде пресс-конференции.

        Всем нашлось дело. Родители вместе с детьми при участии педагогов сделали макеты городских предприятий для выставки. Рисовали рисунки с видами города.   Педагоги оформляли музыкальный зал, готовили презентацию с показом брендов Тульской области, интерактивной карты России с маршрутом путешествия игрушек. Для Маши сшили костюм Тульской губернии. Дети учились задавать вопросы для репортажа, разучивали стихи и песни об Узловой. На встречу пригласили представителей СМИ. В семьях и в детском саду разрабатывали маршруты возможной экскурсии. Так игрушки (а соответственно и все, кто следил за проектом по всей стране) побывали в любимом месте отдыха Узловчан – Свиридовском пруду с установленными современными артобьектами и отреставрированной пешеходной зоной.

Родители вместе с детьми стали искать информацию об Узловой. Использовали разные источники: рассказы дедушек и бабушек (старшему поколению есть что вспомнить и чем поделиться), ходили в библиотеку, где вместе с сотрудниками поднимали исторические архивы города, использовали информацию из интернета.  

       Открылись интереснейшие исторические факты, о которых мало кто знал. Например, г. Узловая относится к Тульской области, а до 27 марта 1957 года относился к Московской области. Информацию об этом семья нашего воспитанника нашла в архивах библиотеки и рассказала другим участникам.

 Родителями и педагогами были организованы экскурсии выходного дня в уникальную природоохраняемую зону, расположенную в нашем районе – Кондуки.  Также была организована интереснейшая экскурсия в закулисье Молодежного театра, где дети и взрослые смогли увидеть театр изнутри.

     Все участники проекта и взрослые и дети узнали о своем городе много нового. При помощи родителей был смонтирован короткий ролик о нашем городе. Этот ролик как и другую информацию о пребывании игрушек в нашем городе мы разместили на страницах своих социальных сетей и страницах проекта.

Между воспитанниками нашего детского сада и ребятами из городов Шуя и Муром, благодаря проекту, завязались дружеские отношения, а с детьми из города Сосновый Бор Ленинградской области, они даже записали поздравления с Новым годом друг другу и обменялись сделанными своими руками подарками, которые отправили по почте.

 Все эти инновационные формы работы способствовали сохранению и укреплению семейных ценностей, благоприятно повлияли на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников.

       Проект обогатил и расширил представления всех участников и о нашей родине, и о своем родном городе.

 Сблизил семьи участников и педагогов, объединил саму семью для решения общей задачи.  

 В ходе реализации проекта у всех появилось ощущение единства и общности, как в большой дружной семье, гордость за свой город и то, как мы его представили.

    Этот социальный медиапроект был настолько успешен, что его продлили еще на 1 год. Игрушки вновь отправились в путешествие по стране, по новым городам, теперь из Калининграда и о. Сахалина. Чтобы принять участие в проекте, необходимо было пройти строгий отбор. Наш детский сад вновь попал в число участников, чем мы безмерно гордимся.

2.Еще один яркий пример медиапроекта «Иммерсивное шоу «Ты нарисуй свое»   

В 2021 году я получила принять участие в иммерсивном шоу «Ты нарисуй свое», Организованного при поддержке «Рыбаков фонда» и Университета Детства. Целью данного мероприятия было собрать команду единомышленников, нарисовать рисунки и отправить их на World Family Festival в г. Москву.

А кто единомышленники воспитателя? Конечно родители и дети! Я провела «Иммерсивное шоу «Ты нарисуй свое» с участием семей своей группы и бывших выпускников. Участвовали все: мамы, папы, дети, бабушки, старшие и младшие братья и сестры. Трудно передать эмоции и впечатления, которые получили участники. Одна задача объединила представителей семьи разных поколений. В своих совместных рисунках родители и дети отразили как они видят семью и какое значение она имеет. Чтобы понять значение такого мероприятия, нужно находиться в центре событий, видеть блеск в глазах участников, улыбки на лицах, видеть доверительные отношения детей и родителей, ощущать чувство семейного единения… Присутствовавшие получили большое удовольствие. Работы получились разные, очень интересные и красивые.  Каждая была наполнена своим смыслом. Ни одна идея не повторилась. Все они были отправлены на семейный фестиваль в Москву. А позже, участники были награждены Сертификатами от Университета детства. Медиапроект «Иммерсивное шоу «Ты нарисуй свое» получил высокую оценку родителей и детей. Их комментарии были наполнены позитивом и оптимизмом. Всем хотелось, чтобы такие мероприятия проводились неоднократно. 

  1. Медиапроекты, посвященные Великой отечественной Войне.

Все мы помним о Великой Отечественной Войне 1941-45 гг. Нет ни одной семьи на постсоветском пространстве которую бы не коснулись трагические события тех лет. Из каждой семьи уходили родные на защиту нашей Родины.

Многие из них не вернулись обратно. Память о подвиге нашего народа мы должны сохранить и передать следующим поколениям.

        В феврале 2022 года педагоги, дети и родители нашего детского сада приняли активное участие во Всероссийском прямом сетевом телемосте «Блокадный Ленинград, где наши ребята представили своим сверстникам из других городов эмоции и чувства о тех героических днях через литературно-музыкальную композицию «Салют над городом» и презентацию творческой выставки «Свеча памяти». 900 дней мужества».

Один из наших воспитанников принял участие в челендже «Герой моей семьи», рассказав историю своего прадеда – участника обороны Ленинграда, так же с детьми подготовительной группы был поставлен и снят спектакль по рассказу Л.Пантелеева «Маринка» о маленькой жительнице блокадного города и размещен в соцсетях в рамках кросс-акции #историяВОВ.

В мае 2022 года воспитанники нашего детского сада приняли участие во Всероссийском   прямом сетевом телемосте – «Песни Великой Победы» с Музыкально-литературной композицией, в котором приняли участие детские сады городов Тульской и Ленинградской областей посредством интернет-серверов.

Чтобы принять участие в этих социальных медиапроектах и провести все эти мероприятия на достойном уровне, я не только проводила работу по патриотическому воспитанию, но и объединила вокруг одной задачи усилия детей, родителей и других членов семей. Ведь нужно было не только выучить стихи и песни, а и понятно объяснить детям, что такое война, какая она была, рассказать о тех, кто воевал, как сражались с фашистами люди в нашей стране, что они вынесли и какую цену заплатил за победу наш народ. Поднимались семейные архивы, фотографии. Люди вспоминали рассказы своих близких о войне, читали детям о ней книги, смотрели и обсуждали фильмы…

Эта память поколений передавалась детям, чтобы они знали, помнили и гордились подвигом своих прадедов, а социальные медиапроекты, посвященные Великой Отечественной Войне, объединили участников из разных городов, дали возможность поделиться своими знаниями, впечатлениями, ощущениями и многократно усилили патриотические чувства.

4.Участие в во всероссийской акции #МЫВМЕСТЕ .

Мы живем в тревожное, непростое время. Наша страна встала на защиту жителей Донбасса. На фронт ушли бойцы из всех регионов страны. И когда прозвучал призыв принять участие во всероссийской акции #МЫВМЕСТЕ, конечно, мы не могли остаться в стороне. Посоветовавшись с родителями, решили собраться в определенное время и собрать посылку для наших защитников на фронт. А так как мы стараемся делать все вместе, дети тоже принимали участие. Ведь это наша история и современная действительность. Именно в такие моменты зарождаются семейные ценности и воспитывается патриотизм.

Откликнулись все семьи. Принесли теплые вещи, продукты питания с длительным сроком хранения, сладости, предметы личной гигиены. Ребята нарисовали рисунки и написали письма бойцам с трогательными пожеланиями здоровья и скорейшего возвращения домой.

Дети вместе с родителями аккуратно сложили принесенные вещи и продукты в коробки. Вместо одной коробки собрали целых четыре! Их передали в приемный пункт Партии Единая Россия с надеждой на то, чтобы тем, к кому попадет такая посылка стало немного теплее на душе.

Участвуя в этой патриотической акции мы стали частью большого социального медиапроекта, объединившего всех неравнодушных жителей России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Благодаря социальным медиапроектам, их участники могут взглянуть друг на друга под другим ракурсом. Увидеть, какие они талантливые, креативные, неравнодушные…Какие замечательные растут у нас дети. Ведь в повседневной жизни многие просто не могут проявить себя и многого не замечают. В решении единой задачи происходит объединение всех участников, где каждый уважает мнение другого, независимо от возраста, происходит обмен опытом между поколениями, на первый план выходят семейные ценности: чувство любви, взаимоуважения, гордости друг за друга и за проделанную работу, желание быть нужными и помогать друг другу.

      Для детей участие в медиапроектах предоставляет широкие возможности для их социализации, воспитания нравственных качеств и патриотических чувств, развития уверенности в себе, дает чувство семейного и коллективного единства, расширение кругозора и любознательности актуальными для современного ребенка методами и что важно – воспитание основ эффективного и культурного общения в сети интернет.

       Для родителей-укрепление семейных отношений и семейных ценностей, расширение кругозора, умение находить нужную информацию из различных источников, гордость за своих детей и радость от участия в масштабном мероприятии.

Для меня, как педагога участие в социальных медиапроектах дает возможность непрерывного развития своих профессиональных компетентностей, освоения нового информационно-образовательного пространства, знакомства с коллегами из разных регионов нашей страны, обмена с ними опытом, создает мотивацию для использования современных  воспитательно-образовательных технологий.

А еще переполняет чувство радости от того, что вокруг столько замечательных, открытых, любящих, любознательных людей; гордость за свой труд, который дает возможность объединить их и проявить им свои таланты.

Педагогика – высшее из искусств. Изучая наследие К.Д. Ушинского. Аль-

манах Родительского университета. Выпуск 12 / Под общ. ред. Е.С. Евдокимовой. –

М.: Планета, 2023 – 200 с.

ISBN 978-5-6050541-2-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

ПРОЕКТ «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

    Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Что значит мое имя? Какова ...

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна «Семья и семейные ...

Воспитание семейных ценностей у детей дошкольного возраста

Воспитание семейных ценностей у дошкольников при взаимодействии с семьей....

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьиНаш проект направлен на улучшение качества взаимоотношений между ДОУ и семьей.  Цель- формировани...

Консультация для воспитателей «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

quot;Семья - эта та самая среда,в которой человек учится,и сам творит добро"   В. А. Сухомлинский.Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера...