Концепция "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
методическая разработка по теме
Концепция городской экспериментальной площадки по работе с родителями в ДОУ по теме "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
Под уважительным отношением старших дошкольников к семейным традициям мы будем понимать направленность мышления ребенка на историю семьи и ее традиции, активное вовлечение его в систему традиций, наличие социальных эмоций, способствующих возникновению желания развивать и продолжать семейные традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_gorodskoy_eksperimentalnoy_raboty.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция городской экспериментальной работы:
«Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
3-летний опыт работы педагогов детского сада по осуществлению педагогической поддержки развития способностей детей дошкольного возраста, был представлен в виде портфолио, убеждает нас в том, что процесс развития способностей детей дошкольного возраста будет эффективным, если он осуществляется систематически, и построен в соответствии с предлагаемой в проекте моделью педагогической поддержки и в соответствии с требованиями ФГТ. Каждый педагог имеет возможность при работе над проектом реализовать свой творческий потенциал. Видя результаты работы педагогов, задействованных в работе площадки, другие воспитатели охотно используют в своей работе результаты исследования педагогов экспериментаторов.
Одним из проектов был проект воспитателя на тему: «Поддержка семьи в развитии коммуникативных способностей дошкольников»
Тема работы с родителями на современном этапе, конечно же является очень актуальной, потому что сейчас социальный запрос родителей ориентирован на развития воспитания успешного, самодостаточного творчески и умственно развитого ребенка. Чтобы взаимодействие родителей и педагогов проходило более результативно, нам необходимо
создать условия для плодотворного, эффективного сотрудничества педагога и родителей в достижении положительных результатов в воспитании, обучение и развитии дошкольников.
Тема эксперимента:
«Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Причины кризиса в духовно-нравственной сфере:
фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
утрачен традиционный уклад семейной жизни;
нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов;
утрачено традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестонесения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, лишая детей живого участия, поддержки.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
Под уважительным отношением старших дошкольников к семейным традициям мы будем понимать направленность мышления ребенка на историю семьи и ее традиции, активное вовлечение его в систему традиций, наличие социальных эмоций, способствующих возникновению желания развивать и продолжать семейные традиции.
Структурные компоненты отношения к семейным традициям:
когнитивный (наличие системы знаний о семейных законах (традициях);
эмоционально-мотивационный (это значит испытывать чувство гордости, сопричастности, преданности семейным традициям);
поведенческий (руководствоваться семейными законами в жизни, действовать согласно им, приумножать семейные традиции, стремиться к их совершенствованию).
Семейные традиции (семейные законы, устои):
1.Чтить память предков.
2. Почитать старших в доме.
3. Уважать родителей: проявлять послушание, заботу, соблюдать правила поведения в общении с ними, прислушиваться к их мнению.
4. Заботиться о младших: знать особенности малышей, заботиться о них оказывать помощь.
5. Жить дружно.
6. Традиционные семейные праздники: дни рождения, юбилеи, поздравления, сюрпризные моменты, традиционной семейное блюдо.
7. Традиционные занятия членов семьи (вязание, плетение, вышивка и др.).
Цель исследования:
экспериментально проверить педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования:
процесс воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Гипотеза эксперимента:
процесс воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей в условиях ДОУ, будет осуществляться более успешно, если:
- разработаны и реализованы педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста:
актуализация семейных ценностей через предметно-развивающую среду;
усвоение семейных устоев, законов, обычаев, традиций через чтение и обсуждение художественной литературы;
включение детей в проектную деятельность;
- развитие сотрудничества детского сада с семьей как участником образовательного процесса, формирующим уважительное отношение к семейным традициям осуществляется по направлениям:
А) становление и развитие субъектной позиции родителей (лиц, их замещающих);
Б) формирование компетентности родителей в области приобщения к семейным традициям и педагогическая помощь семье со стороны педагогов ДОУ.
Задачи эксперимента:
1. Организовать работу семинаров, ориентированных на разработку педагогических условий воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать программу деятельности ДОУ по решению задач сотрудничества с семьей.
3. Формирование пакета методических материалов по решению проблемы воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста для воспитателей, родителей, студентов педагогических вузов.
Предполагаемые результаты в отношении детей старшего дошкольного возраста:
наличие у ребенка системы знаний об уважительном отношении к традициям семьи;
- наличие социальных мотивов, обеспечивающих уважительное отношение к семейным традициям, желание соблюдать семейные традиции, изучать их;
- проявление уважительного отношения к семейным традициям в поведении. Принимая статус семейного закона, традиции начинают детерминировать поведение ребенка.
Предполагаемы результаты в отношении педагогов ДОУ и родителей:
1. Создание педагогических условий воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста:
- развитие сотрудничества детского сада с семьей как участником образовательного процесса, формирующим уважительное отношение к семейным традициям осуществляется по направлениям:
2. Освоение участниками экспериментальной работы технологий работы по созданию развивающей детско-взрослой общности с целью воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработка и реализация программы «Я и моя семья» (в аспекте ФГТ».
Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления
Управленческий контроль зам. директора
Научная экспертиза разработок
Публикация результатов в печати
Психолого-педагогический мониторинг
Диагностика педагогов и детей по результатам экспериментальной деятельности.
Диагностика результатов старших дошкольников
Стартовая диагностика
Промежуточная диагностика
Итоговая диагностика
Исследования научного руководителя
Научный отчет с детальным анализом каждого этапа экспериментальной деятельности:
разработка алгоритма работы над экспериментальной проблемой, консультационное сопровождение экспериментальной работы;
экспертиза методических и учебных материалов – продукта экспериментальной деятельности;
обеспечение организационных условий для проведения экспериментальной деятельности;
обеспечение информационных условий для тиражирования результатов экспериментальной деятельности.
Организационное и научно-методическое обеспечение экспериментальной деятельности
1. Научно-методическое обеспечение эксперимента.
2. Кадровое обеспечение эксперимента.
3. Материально-техническое обеспечение эксперимента.
Имеющийся задел
Для проведения пилотажного этапа эксперимента разработаны:
критерии, показатели и уровни сформированности уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста
анкета для воспитателей;
анкета для родителей.
ПЛАН РАБОТЫ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
И ГОРОДСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ МАДОУ ЦРР д/с №19
ПО ТЕМЕ: «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
на 2011 – 2012 год.
Мероприятие | Форма проведения | Срок проведения | ответственный | Выход информации |
Совместная работа научного руководителя и педагогического коллектива |
«Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» | Заседание городского экспертного совета. Открытие ГЭП | 09.12.2011 | Гоппе Л.А. Попова Е.И. | Приказ об открытии ГЭП |
«Подходы к организации семейных традиций в условиях ДОУ» | Совет педагогов | январь 2012 | Гоппе Л.А. | презентация |
Выработка представлений о проблеме, идее и предмете эксперимента | семинар | Февраль 2012 | Гоппе Л.А. Попова Е.И. | Сбор информации по проблеме эксперимента |
Специальная подготовка педагогов к работе в экспериментальном режиме | Заседание творческой группы | Март 2012 | Гоппе Л.А. Попова Е.И. | Анкетирование и собеседование с творческой группой |
Успешная семья – успешные дети | Семинар совместно с родителями | Апрель 2012 | Гоппе Л.А. Попова Е.И. | Фото презентация |
Анализ литературных источников по проблеме исследования. | Круглый стол | Май 2012 | Гоппе Л.А. Попова Е.И. | презентация |
Сбор материалов для книги | Июнь-август | Гоппе Л.А. |
Семейные традиции в условиях ДОУ | Взаимоотчет | Сентябрь 2012 | педагоги, участвующие в работе ГЭП | фоторепортаж, размещение на сайте |
Семейные традиции в условиях МАДОУ ЦРР д/с№19 | Совет педагогов | Октябрь 2012 | Гоппе Л.А. Попова Е.И. | Проект минимузея семейных традиций |
Подготовка портфолио по работе ГЭП | Ноябрь 2012 | Гоппе Л.А. Попова Е.И. |
Заседание экспертного совета по итогам 1 года | Декабрь 2012 | городская экспертная комиссия | папка-отчет |
Индивидуальная работа научного руководителя |
Подготовка педагогов к участию в конкурсах, фестивалях, олимпиадах | - Областные педагогические чтения - городская педагогическая олимпиада - областная педагогическая олимпиада | В течение года | Попова Е.И. | Участие воспитателей |
Подготовка педагогов к участию в конференциях различного уровня | Ершовские чтения | В течение года | Попова Е.И. | Участие педагогов |
Консультации по написанию статей и тезисов | Индивидуальные консультации | В течение года | Попова Е.И. | Печатные публикации |
Консультации по написанию индивидуальных исследовательских проектов по теме исследования | Индивидуальные консультации | 1 раз в неделю (пятница) | Попова Е.И. | Исследовательские проекты |
Подготовка материалов к публикации пособия «Семейные традиции в условиях ДОУ» | Сбор материала | в течение года | Попова Е.И. | Черновой вариант текста пособия |
Редактирование пособия | в течение года | Попова Е.И. | Издание пособия |
Подготовка материалов к публикациям: -на сайте д/с. -сети интернет | В течение года | Гоппе Л.А. | Статьи на сайте |
Диагностика ОЭР | КОНТРОЛЬ | В течение года | Гоппе Л.А. | Таблица с баллами |
Реализация исследовательских проектов. | КОНТРОЛЬ | В течение года | Гоппе Л.А. | Таблица с баллами |
Открытые занятия | Площадка успешности | В течение года | Гоппе Л.А. | фоторепортаж |
В ходе реализации плана работы могут быть внесены изменения и дополнения.
ПЛАН РАБОТЫ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
И ГОРОДСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ МАДОУ ЦРР д/с №19
ПО ТЕМЕ: «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
на 2012 – 2013 год.
Мероприятие | Форма проведения | Срок проведения | ответственный | Выход информации |
Совместная работа научного руководителя и педагогического коллектива |
«Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» | Заседание городского экспертного совета по итогам 1 года работы | 09.12.2012 | Гоппе Л.А. Попова Е.И. | Отчет на сайте детского сада |
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ |
«Подходы к организации семейных традиций в условиях ДОУ» | Праздник «Моя семья» | август 2012 | Гоппе Л.А. | Отчет на сайте |
Выработка представлений о организации семейных традиций в условиях ДОУ у педагогов, работающих в ГЭП | семинар | Октябрь 2012 | Гоппе Л.А. Попова Е.И. | Сбор информации по проблеме эксперимента и семейных традиций в группах |
Специальная подготовка педагогов к работе в экспериментальном режиме | Заседание творческой группы | ноябрь 2012 | Гоппе Л.А. Попова Е.И. | Анкетирование и родителей, диагностика воспитанников |
Успешная семья – успешные дети | Организация мини музея совместно с родителями | Сентябрь 2012 | Гоппе Л.А. Попова Е.И. | Фото презентация разных вытавок, организованных в музее |
Сборник литературных источников по проблеме исследования. | Круглый стол | В течение года 2012 | Гоппе Л.А. Попова Е.И. | презентация |
Сбор материалов для книги | Июнь-август | Гоппе Л.А. |
Семейные традиции в условиях ДОУ | Взаимоотчет | Январь-февраль 2012 | педагоги, участвующие в работе ГЭП | фоторепортаж, размещение на сайте |
Обновление содержания через организацию новых форм сотрудничества детского сада с семьей по выявлению семейных традиций | Совет педагогов | декабрь 2012 | Гоппе Л.А. Попова Е.И. | Проект минимузея семейных традиций |
Подготовка портфолио по работе ГЭП | Март 2013 | Гоппе Л.А. Попова Е.И. |
Заседание экспертного совета по итогам 2 года | Декабрь 2013 | городская экспертная комиссия | папка-отчет |
Индивидуальная работа научного руководителя |
Подготовка педагогов к участию в конкурсах, фестивалях, олимпиадах | - Областные педагогические чтения - городская педагогическая олимпиада - областная педагогическая олимпиада | В течение года | Попова Е.И. | Участие воспитателей |
Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме эксперимента | педагоги, научный руководитель, зам. директора |
Создание методического комплекса эксперимента (перспективные планы, авторские парциальные программы и методические рекомендации, дидактические пособия и т.п.). | педагоги, научный руководитель, зам. директора |
Проведение диагностических исследований всех субъектов экспериментальной площадки: детей, педагогов, родителей. | педагоги, научный руководитель, зам. директора |
Подготовка педагогов к участию в конференциях различного уровня | Ершовские чтения | В течение года | Попова Е.И. | Участие педагогов |
Консультации по написанию статей и тезисов | Индивидуальные консультации | В течение года | Попова Е.И. | Печатные публикации |
Консультации по написанию индивидуальных исследовательских проектов по теме исследования | Индивидуальные консультации | 1 раз в неделю (пятница) | Попова Е.И. | Исследовательские проекты |
Подготовка материалов к публикации пособия «Семейные традиции в условиях ДОУ» | Сбор материала | в течение года | Попова Е.И. | Черновой вариант текста пособия |
Редактирование пособия | в течение года | Попова Е.И. | Издание пособия |
Подготовка материалов к публикациям: -на сайте д/с. -сети интернет | В течение года | Гоппе Л.А. | Статьи на сайте |
Диагностика ОЭР | КОНТРОЛЬ | В течение года | Гоппе Л.А. | Таблица с баллами |
Реализация исследовательских проектов. | КОНТРОЛЬ | В течение года | Гоппе Л.А. | Таблица с баллами |
Открытые занятия | Площадка успешности | В течение года | Гоппе Л.А. | фоторепортаж |
Работа с родителями в рамках ГЭП |
Включение родителей (с разной степенью участия) в сферу тематики экспериментальной площадки). | В течение года | педагоги, научный руководитель, зам. директора |
Создание условий для оптимального включения родителей в педагогический процесс ДОУ (оптимизация работы с родителями через проведение совместных мероприятий, консультаций, тренингов, внедрение новых форм взаимодействия педагогов с родителями и родителей с детьми – «Тетрадь сотворчества»; совместное домашнее сочинение сказок и историй с последующим их оформлением в презентации, коллекционирование – группа «Дружная семейка», организация ручного труда в семье – группа «Веселые звоночки», изучение родословных (составление генеалогических древ, сбор семейных реликвий) группа «Гномики», организация мини музея с тематическими выставками группа «Пчелки», проведение семейных праздников – музыкальный руководитель, организация семейных чтений – группа «Почемучки», | В течение года | педагоги, научный руководитель, зам. директора |
В ходе реализации плана работы могут быть внесены изменения и дополнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...
Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики
Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...
«ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ И СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернут...
"Формирование ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Зачастую понятие «трудовое воспитание ребенка» вызывает негативную реакцию окружающих, связанную с тем, что труд понимается как тяжелая повинность, и основной довод, который приводят оппон...
Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. При этом определяющее ...
Формирование уважительного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста»
В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго тре...
Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет
Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...
Комментарии
Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей
Материал рассчитан для работы по развитию семейных традиций в условиях ДОУ. В материале есть план работы на 2 года, можно использовать в работе ДОУ