Рекомендации для педагогов по созданию мини - музея
материал

Соловей Наталья Михайловна

Мини-музей в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 2 «Метелица» комбинированного вида»

Рекомендации по созданию мини - музея в детском саду.

Составила воспитатель Соловей Н.М.

Музей-учреждение,  занимающееся  собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

В любом городе есть музеи разной направленности, в мире их насчитывается несколько десятков тысяч. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге считается одним из самых больших музеев в мире. Самый маленький музей,  находящийся в Литве,  умещается в дупле дуба.

Изначально, причины создания мини-музеев в дошкольных учреждениях заключались в том, что многие дошкольные учреждения располагались вдали от музеев, что затрудняло возможность регулярного посещения музеев.  А  обилие музейной среды  быстро  утомляло ребенка, и ожидаемый педагогический эффект достигался частично. По словам профессора педагогики Е. И. Тихеевой,  гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.

В настоящее время о создании и использовании мини-музеев в ДОУ можно говорить как об отдельном направлении дошкольной музейной педагогики.

 Мини-музей помогает решить широкий круг проблем, связанных с образованием детей и работой с семьей.

Цели и задачи мини-музея:

- реализация комплексных и дополнительных образовательных  программ;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

-воспитание у дошкольников основ музейной культуры;

-расширение кругозора, открытие возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности;

- сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями;

Мини-музеи в дошкольном учреждении часто играют роль помещения для психологической разгрузки детей и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми. 

Принципы создания мини-музея:

  • Принцип интеграции

Мини-музей создается с учетом содержания образовательных программ дошкольного учреждения. Работая в данном направлении педагоги сотрудничают друг с другом, а так же с родителями и детьми

  • Принципы деятельности и интерактивности

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее.

  • Принцип научности

Несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

  • Принцип природосообразности

При организации мини-музеев необходимо учитывать психо-физиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

  • Принцип культуросообразности

Мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям, основам национальной и региональной культуры.

  • Принцип гуманизации

В мини-музее должны быть созданы условия для раскрытия индивидуальности ребенка, всестороннего развития и творческой деятельности.

  • Принципы динамичности и вариативности

 Наполнение мини-музея периодически должно обновляться. Если мини-музей расположен в группе, его содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.  

  • Принцип разнообразия

Экспонаты мини-музея должны быть разнообразными и привлекательными для детей.

  • Принцип экологичности

Все используемые предметы и материалы должны быть экологически чистыми и безопасными.

  • Принцип безопасности

Атрибуты музея не должны нести угрозу жизни и здоровью детей. Стенды, полочки расположены в доступном месте на уровне глаз ребенка.

  • Принципы глобализма и регионализма

Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников с глобальными проблемами природы и культуры, способствовать реализации регионального компонента, формировать чувство патриотизма.  

  • Принцип креативности

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

  • Принцип непрерывности

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т.п.    

  • Принцип партнерства

В  мини-музее детского сада просматривается результат совместного труда взрослых и детей.

 Выделенный комплекс принципов организации мини-музеев может быть дополнен другими принципами, сформулированными педагогами дошкольного учреждения.

Этапы создания мини-музея

Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения. В любом случае удобно разбить организацию такого элемента развивающей среды на несколько этапов.

Подготовительный этап

1.Выбор темы мини-музея

Возможны несколько путей определения темы:

- Создание мини-музея планируется заранее, с учетом образовательной программы дошкольного учреждения.  Преобладающим будет мнение педагогов, которые советуются с детьми и родителями.

- Тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом.

- Тема определяется спонтанно. В этом случае большую роль играет инициатива ребенка (например: ребенок приносит из дома какой-либо предмет, заинтересовавший детей, после чего в группе появляется мини-музей)

2.Определение путей создания  мини-музея

Когда тема мини-музея выбрана, обсуждаются варианты его оформления и пути сбора экспонатов:(подбирается литература, экспонаты или материалы, из которых они будут изготовлены, фотографии, аудиозаписи и пр.)

3.Выбор места для мини-музея

Существуют дошкольные учреждения, в которых отведены специальные помещения для размещения мини-музеев. В иных случаях всегда можно найти уголок для экспонатов мини-музея. 

Групповая комната отлично подходит для мини-музея, так как воспитатель постоянно имеет возможность использовать экспонаты музея на занятиях, в играх, они всегда доступны для детей, а мини-музей удобно дополнять новыми материалами. Экспонаты группового мини-музея могут размещаться на небольших стеллажах, в шкафчиках и на настенных полочках у входа в комнату, в спальне, в игровом уголке. Мини-музей природы рационально расположить возле уголка природы, а  мини-музей гжели или хохломы - возле уголка творчества.

Размещение мини-музея в приемной тоже очень удобно. Такое расположение дает возможность наладить общение детей и родителей по теме, увеличить степень заинтересованности и участия родителей в работе над мини-музеем. Важно, чтобы полки для экспонатов были закреплены на уровне глаз ребенка.

  При оформлении мини-музеев в дополнительных помещениях, важно учитывать специфику занятий, которые в нем проводятся.  Рядом с физкультурным залом можно выделить уголок для мини-музея мячей или другого спортивного оборудования. Театральная студия может быть дополнена музеем театральных кукол или костюмов.        

Расположение мини-музея возможно в холле или на лестничном марше. При таком размещении рассматривать экспозиции смогут все родители, а также дети других групп и педагоги.

Некоторые учебные заведения практикуют расположение мини-музеев на прилегающей территории. На базе открытого музея хорошо проводить фольклорные праздники, посиделки с детьми и родителями, народные игры. 

Практический этап

 Главная задача этого этапа — совместная реализация идей первого этапа, т.е. создание мини-музеев (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т.п.) и работа с детьми и родителями.

Оформление мини-музея может быть самым различным в зависимости от состояния материальной базы дошкольного учреждения, фантазии педагогов и родителей и прочих факторов. Мини-музей должен быть не обременен экспонатами, а содержание музея- понятным и привлекательным для детей.  В мини-музее  может быть представлена какая-нибудь коллекция или история одного предмета, но основная задача мини-музея — показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Для лучшего восприятия целесообразно располагать атрибуты музея в различных плоскостях.

Особо удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея.

Учитывая данные рекомендации при создании в дошкольном учреждении мини-музея, вы сможете организовать свою деятельность грамотно и продуктивно, а воспитательно-образовательный процесс станет для детей и родителей увлекательным и  интересным.

Литература:

Рыжова Н.А., Данюкова А.И., Логинова Л.В., Мини-музей в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2008

Юхневич М., Ю., Я поведу тебя в музей .- М,: изд-во РИК, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание "Мини-музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе совместного взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции" (28 декабря 2013)

"Создание "Мини- музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции...

Рекомендации для создания мини-музея в ДОУ

Создание художественного мини–музея в ДОУ – важнейший шаг приобщения дошкольников к миру изобразительного искусства. В данной статье вы найдете рекомендации по созданию художественного мини-музея в ДО...

Методические рекомендации по созданию мини-музея «Боевой славы»

Методические рекомендациипо созданию мини-музея «Боевой славы» в подготовительной группе ДОУ....

Консультация для педагогов «Концепция создания мини-музеев в ДОУ»

  Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, ист...

Памятка для педагогов по созданию мини - музеев.

  Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории ...