Методические рекомендации по созданию мини - музея "Бабушкин сундук" в старшей группе ДОУ
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
В материале представлен опыт работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_muzey_zadanie_dlya_sdachi.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к созданию МИНИ- МУЗЕЯ «Бабушкин сундук» в старшей группе ДОУ
Как отмечает Борис Столяров: «Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым, музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятнике культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний - личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды.»
Отметим, что музейные памятники не только информируют о прошлом, они событийны и позволяют зрителю через восприятие конкретных образов восстановить и пережить ту или иную эпоху.
Дошкольник, приходя в музей за «красотой», приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного. Организация мини – музея в детском саду позволяет несколько приблизить к детям предметы из окружающей жизни и те, которые быть может уже не используются людьми в современном – технологичном мире. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Принципы реализации.
1) Принципы научности – музейно-образовательная деятельность должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию.
2) Принцип предметности – основу музейно-образовательной деятельности составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей.
3) Возрастная адресность музейно-образовательной деятельности – информация должна легко восприниматься дошкольниками, соответствие сложности материала возрасту детей.
4) Диалогическое взаимодействие взрослых и детей в музейной среде.
5) Доверительное отношение между взрослыми и детьми, уважение к личности ребенка.
ЦЕЛЬ:
Познакомить дошкольников с народными промыслами – вязание крючком (салфетки), вышивка в разных техниках (гладь, крестик и др.) (салфетки и скатерти)
ЗАДАЧИ:
- Формирование тесного сотрудничества между родителями и педагогами по созданию и обогащению экспонатами мини-музея группы.
- расширять представления детей о многообразии салфеток (формы, размер, назначение (для обеденного стола, для журнального столика, под тарелку..) закладывать основы формирования художественного исторического мышления (рассматривание и анализ рисунков вышивок);
- развивать речь, создавая предпосылки чувственной основы слова:
– осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
– поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о предмете коллекции;
– способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ, его повторению для других детей и взрослых (в роли экскурсовода);
– развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщения;
- работать над сплочением детского, родительского и педагогического коллективов общим делом.
Расположение. Занимает большое место в группе (стол) и (несколько стендов на стене).
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея
- разрабатывают его модель: (чертеж-схема)
- оговаривают какое оборудование потребуется и какие экспонаты будут размещать
- выбирают место для размещения
- Родителям предлагается посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)
- Следуя модели, взрослые и дети наполняют музей экспонатами
Содержание и экспонаты
Салфетки и скатерти разных размеров, формы, вязанные крючком и с вышивкой.
Нитки (мулине, ирис), пряжа, крючки, иголки (в закрытой прозрачной коробке), материал для вышивки…
Фотоальбомы с разными видами вышивок (гладь, болгарский крест…), изображениями вышивок и схем.
Отдельные простые схемы для вышивок, которые могут выполнить дошкольники.
Книги, в которых раскрывается значение вышитых рисунков на салфетках и скатертях.
Бумага, ручки, фломастеры.
- Родители помогают в оформлении
- воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею. Дошкольники предлагают, что именно они считают нужным рассказать о своём мини-музее. Желающие становятся экскурсоводами.
Темы экскурсий:
«о чем расскажет узор», «Мы принимаем гостей», «наше творчество» и др.
Формы организации:
1) специально организованная познавательная деятельность:
– занятия-экскурсии;
– рассмотрение экспонатов;
– сравнение предметов коллекции;
– классификация по материалу, величине, настроению, характеру;
– речевая деятельность (составление описательных, творческих рассказов, занятия-диалоги);
– исследовательская деятельность;
- оформление наглядных форм работы (информационные стенды, выставки фотоматериалов, выставки работ воспитанников)
- вышивка отдельных элементов, салфетки (под руководством взрослого)
2) самостоятельная деятельность:
- знакомство с экспонатами (салфетки разной формы, размеров, с вышивкой и вязаные крючком, пряжа, нитки, фотоальбомы с изображениями разных вышивок, орнаментов)
- копирование узоров
- придумывание узоров на бумаге
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к работе в средней и старших группах
Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание....
Методические рекомендации К организации НОД С детьми старшей группы Тема: «Свойства воды» (образовательная деятельность на основе интеграции образовательных областей)
Методическая рекомендация может быть использована в эксперементально-исследовательской деятельности...
Методические рекомендации к организации НОД с детьми старшей группы Тема: «Мамин день»
Используется для формирования представлений детей об истории возникновения праздника 8 мартаю, воспитание нравственных качеств....
Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада.
Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада....
Методические рекомендации по созданию мини-музея "Салют Победы" в группе
Подготовка и создание мини-музея в группе...
Подвижная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации к проведению подвижных игр в старших группах детского сада.
Особенности проведения подвижной игры в старших и подготовительных группах детского сада....
Методические рекомендации по созданию мини-музея «Боевой славы»
Методические рекомендациипо созданию мини-музея «Боевой славы» в подготовительной группе ДОУ....