"Создание "Мини-музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе совместного взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции" (28 декабря 2013)
статья по теме
"Создание "Мини- музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции" (28 декаьря 2013)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_414_ulyanovskaya2.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ульяновская Т.Б, воспитатель
МБДОУ – детский сад комбинированного
вида № 414
Создание «Мини-музеея сказок» для детей младшего дошкольного возраста в процессе совместного взаимодействия педагога и родителей группы
Рассказывать сказки детям – старинный русский обычай. Сказки появились, когда еще не было письменности, когда символ, знак, речь имели первостепенное значение. В древние времена старые женщины рассказывали своим детям символические истории – мифы. Уже тогда сказки были связаны с воспитанием и обучением детей.
По утверждению психологов недостаточность в семье духовно-нравственного и эмоционального контакта между родителями и детьми порождает у детей страх, агрессию, недоверие к миру и другим людям.
Каждый родитель видит ребенка талантливым и преуспевающим. Разносторонне талантливая личность сама по себе не формируется. Беспроигрышным и самым уникальным средством воспитания было, есть и будет Её Величество Сказка.
Сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности.
Сказка – это школа развития чувств детей. Выразительные высказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
С целью изучения преемственности народных традиций от поколения к поколению мною было проведено экспресс-анкетирование родителей, в котором наибольший интерес вызвали исследования по изучению сказочных предпочтений взрослых и детей.
На вопрос: «Какую сказку в детстве вы любили больше всего? И почему?», было установлено, что любимыми сказками родителей в детстве были следующие произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золушка», «Три медведя», «Курочка-Ряба».
На этот же вопрос детьми был дан следующий ответ: «Шрек», «Черепашки- ниндзя», «Ледниковый период», «Русалочка», «Мишки Гамми».
Сравнительный анализ выбора любимой сказки показал, что родители в детстве более всего любили волшебные сказки, а интерес детей к русским народным сказкам значительно снижен: они составили 80% сказок от общего количества перечисленных.
Данные, представленные в экспресс-анкете, свидетельствуют о понижении значимости русских народных сказок и увеличении предпочтения современными детьми сказок, которые облегчают восприятие произведения с красочными картинками, в связи с этой проблемой появилась необходимость, учитывая все особенности детей младшего дошкольного возраста определить задачи по ознакомлению детей с русской народной сказкой и пути их реализации для полноценного развития личности каждого ребенка:
- обогатить предметно – развивающую среду группы;
- формировать у детей интерес к русской народной сказке, приучать вниманию, слушать литературные произведения;
- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания сказок;
- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;
- помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии сказок;
- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации;
- привлечь родителей группы к разработке и внедрению в группе инновационного проекта по созданию «Мини-музея сказки».
В своей работе я сделала акцент не на приобретение дошкольниками необходимых знаний, умений и навыков, а на развитие личности, творческой сущности ребенка в процессе работы со сказкой.
Проведя анкетирование, беседы с родителями я увидела, что работа со сказкой имеет свою специфику.
С родителями и детьми группы было принято решение о совместной разработке инновационного проекта по созданию «Мини-музея сказки». Мы понимали, что для того чтобы проект был реализован качественно и в полной мере, необходимо организовать деятельность всех родителей и детей группы по разработке проекта, чтобы каждый родитель совместно со своим ребенком понимал цели, задачи и способы достижения конкретных результатов.
Вся работа, проводимая в рамках проекта, делится на три блока:
- повышение психолого-педагогичечких знаний родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие родителей в управлении жизни группы.
Каждый блок можно представить как систему форм и методов активного участия родителей детей. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия педагога с родителями, а также на привлечение родителей к активному участию в учебном и воспитательном процессе.
Так как любая сказка – это рассказ об отношениях в обществе в форме понятной ребенку, значит:
- родителям и педагогу легче объяснять понятия нравственности: что такое добро, а что – зло. В сказках побеждает именно добро, что очень нравится детям.
- дети получают первый жизненный опыт через модели поведения героев;
- формируются знания о чертах характера людей через сравнения с образом жизни животных: хитрый как лиса; сильный как медведь и так далее;
- у ребенка развивается абстрактное мышление и логика путем соотношения вымышленного и реального мира.
На первом этапе важное значение имеет мотивация родителей к данной деятельности. Включаясь в проект, родитель получает возможность по другому взглянуть на окружающий мир, проявить творчество совместно с ребенком.
Первым моим шагом стала большая работа по обогащению предметно-пространственной среды в группе. При помощи родителей значительно обогатился книжный уголок, в котором появилось много сказок, песенок, потешек, альбомов, в которых представлен русский народный фольклор. Каждая семья группы разрабатывала и представляла свой проект по представленным сказкам данного возраста. Родители совместно с детьми принимают активное участие в создании «Мини-музея сказки».
Для родителей нашей группы, были подобраны консультации и рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с русской народной сказкой.
Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время.
Для этого мною были использованы сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности при этом развивая творческий потенциал детей.
Также в непосредственно образовательной деятельности большим успехом у детей по ознакомлению со сказками пользуются творческие задания, выполненные непосредственно родителями детей.
Тематические выставки оказались очень интересными.
Например, на выставке рисунков сказочных героев, выполненных совместно с родителями, дети сами показывали и рассказывали историю персонажа. Во время самостоятельной игровой деятельности часть детей рассматривая выставку, использовали игрушку как сказочного героя в своей манипулятивной игре.
Анализ проведенного мониторинга на конечном этапе показал, что разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность русских народных сказок создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий с использованием инновационного проекта «Мини-музеев», что помогает ребенку проявить творчество, обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, сформировать необходимые представления, умения и навыки.
Использование сказок в жизни ребенка в качестве основы, позволяет сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества в работе с детьми.
Наш опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность к «миру сказок» у детей существенно возрастает, если к организации игровой деятельности детей привлекаются родители.
Мониторинг результатов влияния русских народных сказок на нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста и эмоциональные отношения между детьми и родителями , свидетельствует, что устойчивый интерес к жанру сказок возрос у детей и родителей в 5 раз. Дети обретают уверенность в себе, чувствуют себя маленькими сказочниками.
Для меня, педагога, важно, чтобы родители поняли и поддержали мою работу в реализации идеи проекта по работе с детьми, которая поможет в дальнейшей жизни самостоятельно приобретать необходимые знания и умения.
Говорить о результатах пока рано, но, несомненно, есть определенные достижения: уровень заинтересованности родителей состоянием образовательного процесса группы в этом году существенно вырос. Участие родителей в жизни группы возросло на 45% по сравнению с прошлым годом. Заинтересованность родителей в чтении детям русских народных сказках возросла на 35%., что говорит о дальнейшем применении данных форм и методов в работе с детьми.
Ульяновская Татьяна Борисовна, MBDOU_414@mail.ru
тел.8-902-87-54-790
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проявление индивидуальных особенностей детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со сверстниками.
Помимо возрастных особенностей, уже в дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам. Это как раз та область, где личность ребенка проявляется наиболее...
«Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»
В статье представлен опыт работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей....
Статья "Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей"
В статье представлен опят работы по развитию игровой деятельности младших дошкольников в процессе взаимодействия с родителями....
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....
Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"
Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ
В статье представлен обзор проблемы формирования базовых знаний правил дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении....
«Развитие интереса к народной игрушке у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей».
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является необходимым элементом воспитательного ...