Проблема эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
консультация

Дорогова Марина Владимировна

 

В современную эпоху социально-экономический прогресс набирает стремительную скорость преобразований, что связано с возможностью моментальной передачи информации. Поэтому именно сегодня к образованию предъявляются высокие требования. Как результат нарастает проблема развития у педагогов феномена эмоционального выгорания, что тесно связано с их профессиональной пригодностью, возможностей адаптации к быстроизменяющимся требованиям трудовой деятельности.

Эмоциональное выгорание - это состояние психического и физического истощения, вызванное профессиональной деятельностью, процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на показатели профессиональной эффективности, а также имеет отрицательные последствия и в сферах «непрофессиональной» жизни.

Риску возникновения синдрома эмоционального выгорания способствуют многие факторы, рассмотрим наиболее присущие для педагогов.

Высокая рабочая нагрузка и недостаточное вознаграждение за работу, а так же высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы является одним из наиболее значимых факторов риска в возникновении синдрома эмоционального выгорания. Необходимость внешне проявлять эмоции, зачастую не соответствующие реалиям, неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе способствуют возникновению стресса. При чрезмерной загруженности возникает беспокойство, чувство безнадежности. Однако работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в организации.

Плохие физические условия труда (чрезмерный шум), дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь), при этом ответственность за других людей (за детей), постоянное ожидание каких-то изменений в работе, нестабильность является закономерным явлением для педагогов дошкольного образования.

В виду отсутствия специалистов психологической службы, невозможность получить своевременную квалифицированную помощь приводит к длительному стрессовому состоянию – эмоциональному выгоранию.

Основные проблемы педагога, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и работой), как следствие происходит перенесение кризисов из профессиональной деятельности в личностную сферу повседневной жизни.

Чтобы предотвратить развитие синдрома эмоционального выгорания, необходимо обращать внимания на следующие симптомы:

Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, недостаточный сон или бессонница, затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание.

Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм в работе и личной жизни; безразличие, усталость, ощущения беспомощности,; раздражительность, агрессивность, тревожность; неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины; потеря профессиональных перспектив, преобладание чувства одиночества.

Поведенческие симптомы: во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде, усталость от малой физической нагрузки, очень частое употребление табака, злоупотребление алкоголем или лекарственными препаратами, импульсивное эмоциональное поведение.

Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым идеям в работе, появление скуки, тоски, апатии, потеря интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, безразличие к новшествам, нововведениям, формальное выполнение работы.

Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, ограничение социальных контактов, скудные взаимоотношения на работе и дома, ощущение изоляции, непонимания других людей, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Риск возникновения синдрома эмоционального выгорания среди педагогов требует профессиональному проведению профилактических мер. Психологическая служба в дошкольной организации оказывает помощь в своевременном обнаружении симптомов психологического стресса и эмоционального выгорания. В качестве профилактике проводится обучение планированию, самоорганизации и управлению временем, оказывается помощь в адаптации новых сотрудников, проводятся тренинги сплочения коллектива, индивидуальное психологическое консультирование сотрудников, испытывающих стресс и подвергающихся воздействию факторов риска, приводящих к состоянию эмоционального выгорания. Своевременное и положительное подкрепление тех сотрудников, которые чувствительны к моральному поощрению или отличаются высокой тревожностью и неуверенностью. Оказывается поддержка мотивации  к саморазвитию и личностному росту к повышению своей профессиональной компетентности.

Кроме того необходима не только профессиональная психологическая, а и административная поддержка, наличие перспектив повышения квалификации, отсутствие какой бы то ни было дискриминации, справедливая система поощрений, четкость должностных обязанностей, равномерное распределение самой трудной и неблагодарной работы среди всех членов рабочего коллектива.

Принятие своевременных мер по профилактике состояния эмоционального выгорания направленные на весь коллектив в целом и при необходимости персонифицированные меры, приведут к предотвращению развития состояния эмоционального выгорания и как следствие к повышению эффективности трудовой деятельности, как отдельных сотрудников, так и организации в целом. Деятельность по профилактике проявлений состояния эмоционального выгорания в настоящее время необходимо рассматривать как важный компонент и ресурс профессионально-личностного саморазвития. Внимание к своему собственному здоровью должно становиться частью профессиональной культуры и даже, в определенной мере – показателем профессиональной компетентности современного педагога.

 

Список литературы:

  1. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания:

методология, теория, практика. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2019. – 210 с.

  1. Лукьянов В.В. К вопросу терминологии «синдрома выгорания

//Психология сегодня: теория, образование, практика / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, А.В. Карпов. – М.: Изд-во ИП РАН, 2009. –С.176-180.

  1. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. – М.: ИП

РАН, 2015. – 130 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

М.В. Дорогова

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Светлячок» г.Лесосибирска»

г. Лесосибирск, Россия

В современную эпоху социально-экономический прогресс набирает стремительную скорость преобразований, что связано с возможностью моментальной передачи информации. Поэтому именно сегодня к образованию предъявляются высокие требования. Как результат нарастает проблема развития у педагогов феномена эмоционального выгорания, что тесно связано с их профессиональной пригодностью, возможностей адаптации к быстроизменяющимся требованиям трудовой деятельности.

Эмоциональное выгорание - это состояние психического и физического истощения, вызванное профессиональной деятельностью, процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на показатели профессиональной эффективности, а также имеет отрицательные последствия и в сферах «непрофессиональной» жизни.

Риску возникновения синдрома эмоционального выгорания способствуют многие факторы, рассмотрим наиболее присущие для педагогов.

Высокая рабочая нагрузка и недостаточное вознаграждение за работу, а так же высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы является одним из наиболее значимых факторов риска в возникновении синдрома эмоционального выгорания. Необходимость внешне проявлять эмоции, зачастую не соответствующие реалиям, неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе способствуют возникновению стресса. При чрезмерной загруженности возникает беспокойство, чувство безнадежности. Однако работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в организации.

Плохие физические условия труда (чрезмерный шум), дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь), при этом ответственность за других людей (за детей), постоянное ожидание каких-то изменений в работе, нестабильность является закономерным явлением для педагогов дошкольного образования.

В виду отсутствия специалистов психологической службы, невозможность получить своевременную квалифицированную помощь приводит к длительному стрессовому состоянию – эмоциональному выгоранию.

Основные проблемы педагога, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и работой), как следствие происходит перенесение кризисов из профессиональной деятельности в личностную сферу повседневной жизни.

Чтобы предотвратить развитие синдрома эмоционального выгорания, необходимо обращать внимания на следующие симптомы:

Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, недостаточный сон или бессонница, затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание.

Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм в работе и личной жизни; безразличие, усталость, ощущения беспомощности,; раздражительность, агрессивность, тревожность; неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины; потеря профессиональных перспектив, преобладание чувства одиночества.

Поведенческие симптомы: во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде, усталость от малой физической нагрузки, очень частое употребление табака, злоупотребление алкоголем или лекарственными препаратами, импульсивное эмоциональное поведение.

Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым идеям в работе, появление скуки, тоски, апатии, потеря интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, безразличие к новшествам, нововведениям, формальное выполнение работы.

Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, ограничение социальных контактов, скудные взаимоотношения на работе и дома, ощущение изоляции, непонимания других людей, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Риск возникновения синдрома эмоционального выгорания среди педагогов требует профессиональному проведению профилактических мер. Психологическая служба в дошкольной организации оказывает помощь в своевременном обнаружении симптомов психологического стресса и эмоционального выгорания. В качестве профилактике проводится обучение планированию, самоорганизации и управлению временем, оказывается помощь в адаптации новых сотрудников, проводятся тренинги сплочения коллектива, индивидуальное психологическое консультирование сотрудников, испытывающих стресс и подвергающихся воздействию факторов риска, приводящих к состоянию эмоционального выгорания. Своевременное и положительное подкрепление тех сотрудников, которые чувствительны к моральному поощрению или отличаются высокой тревожностью и неуверенностью. Оказывается поддержка мотивации  к саморазвитию и личностному росту к повышению своей профессиональной компетентности.

Кроме того необходима не только профессиональная психологическая, а и административная поддержка, наличие перспектив повышения квалификации, отсутствие какой бы то ни было дискриминации, справедливая система поощрений, четкость должностных обязанностей, равномерное распределение самой трудной и неблагодарной работы среди всех членов рабочего коллектива.

Принятие своевременных мер по профилактике состояния эмоционального выгорания направленные на весь коллектив в целом и при необходимости персонифицированные меры, приведут к предотвращению развития состояния эмоционального выгорания и как следствие к повышению эффективности трудовой деятельности, как отдельных сотрудников, так и организации в целом. Деятельность по профилактике проявлений состояния эмоционального выгорания в настоящее время необходимо рассматривать как важный компонент и ресурс профессионально-личностного саморазвития. Внимание к своему собственному здоровью должно становиться частью профессиональной культуры и даже, в определенной мере – показателем профессиональной компетентности современного педагога.

Список литературы:

  1. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания:

методология, теория, практика. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2019. – 210 с.

  1. Лукьянов В.В. К вопросу терминологии «синдрома выгорания

//Психология сегодня: теория, образование, практика / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, А.В. Карпов. – М.: Изд-во ИП РАН, 2009. –С.176-180.

  1. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. – М.: ИП

РАН, 2015. – 130 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада

В статье раскрыты причины и пути решения проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада....

Здоровье сберегающие технологии в профилактике проблемы "эмоционального выгорания" педагогов в детском саду.

Использование здоровье сберегающих технологий в работе психолога, при разработке мероприятий. направленных на профилактику "синдрома эмоционального выгорания"  в педогагическом коллективе дошколь...

Проблема эмоционального выгорания педагогов

Одной из серьезных проблем современной системы образования является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени...

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада          В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательн...

Деловая игра "Проблема эмоционального выгорания у педагогов"

Воспитатель всегда на виду-у детей,родителей,коллег по детскому саду.Очень трудно быть эмоционально выдержанным человеком,необходимо искать новые пути,методы работы в детском саду....

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Тренинг « Проблема эмоционального выгорания педагога»

Различного рода перегрузки усугубляют эмоциональное истощение педагога....