«СТОРИСЕК» как форма работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению
консультация
Технология «Сторисек» - это современный вариант знакомства детей с литературным произведением. Эта форма предполагает непосредственное громкое чтение и дальнейшую творческую деятельность слушателей с дополнительным материалом, тематически связанным с прочитанной книгой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
storisek.docx | 120.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«СТОРИСЕК»
как форма работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению»
В переводе с английского «Сторисек» - мешок историй. Метод был разработан 1994 году в Великобритании. Основал Сторисек Нейл Гриффитс, доктор филологии, автор книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте.
Работа по внедрению технологии «Сторисек» проводится в несколько этапов:
Подготовительный этап:
1. Определяется произведение детской художественной литературы которому посвящается «Сторисек».
Критерии отбора книги:
— Качественные иллюстрации.
— Произведение удобное для громкого чтения.
— Доступный и интересный уровень книги для детского восприятия.
— Любимая книга детей.
2. Подготавливается мешок для комплекта материалов (его можно украсить вместе с детьми)
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта:
— Игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр., являющиеся прообразами героев выбранного произведения)
— Научно-популярная книга на тему близкую к художественному произведению, например энциклопедия о животных.
— DVD –диск с мультфильмом по произведению (при наличии) или аудиокнига по произведению.
— Разрабатываются игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексикона, навыков связной речи, социальных навыков. Например, такие как: «Крокодил» — с помощью мимики и пантомимы изобразить героев произведения, «Найди пословицу» - выбрать из нескольких предложенных пословиц подходящую к сказке. Возможна организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, использование настольных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
Основной этап:
Работа с художественным произведением:
— Работа с книгой предполагает громкое чтение в группе детей.
— Организация диалога (до, вовремя, и после прочтения книги).
— Обсуждение с детьми:
• Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрацию?
• Кто/что вам больше всего нравится в книге?
• Случалось, ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге?
• Расскажите. Какие слова, события повторялись в книге?
• Используйте и другие вопросы.
— Иногда можно просить старших детей следить пальцем по тексту во время вашего чтения книги или после.
— При помощи игрушек разыгрывание содержания книги или какого-либо эпизода из книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
— Проведение игры с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или сами дети, стимулирование детей к проигрыванию сюжета книги.
— Можно попросить детей подавать вам нужные реквизиты во время чтения, спросить детей, кому принадлежат те или иные предметы, как и когда нужно их использовать.
—Работа с буквами (звуками) - спрашивайте детей, с каких букв (звуков) начинаются конкретные слова.
—Чтение книги по ролям. При этом, заострите внимание на навыках: изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса и пр.
—Работа с аудиокнигой - организуйте коллективное прослушивание аудиокниги с одновременным (предваряющим) завершением коллективным рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки или новой обложки к книге и пр.
Например, основной этап по сказке «Колобок»
1. Громкое чтение сказки (обратите внимание на изменения скорости чтения, интонации тембра голоса).
2. Беседа на основе первичного восприятия текста
— Понравилась ли вам сказка? Что (чем) понравилось?
— О ком сказка? Кто главный герой?
— Зачем колобок покатился в лес?
— Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали сказку? (радость, грусть, переживание).
3. Беседа по содержанию сказки?
— Назовите всех героев сказки.
— С кем первым встретился герой?
— Кого еще встречал колобок по дороге?
— Какой вы представляете лису?
4. Обращение внимания на буквы (звуки) (спрашивайте детей, с каких букв (звуков) начинаются конкретные слова: заяц, колобок, песенка и т.д..
5. Проведение игры «Веселые скороговорки» (быстрое проговаривание текста).
-Заяц, заяц, чем ты занят?
-Кочерыжку разгрызаю,
-А чему ты, заяц рад?
-Рад, что зубы не болят!
6. Разыгрывание при помощи игрушек (эпизодов сказки) самостоятельно или вместе с детьми).
7. Проведение игры «Крокодил» (с помощью мимики и пантомимики изображение героев сказки).
8. Проведение игры «Кто это?» (отгадывание загадок).
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
От беды уносит ноги.
Ну-ка быстро отгадай-ка
Как зверек зовется? (Зайка)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый … (волк)
9. Игра «Подбери пословицу к сказке» - выбрать из предложенных, подходящую по смыслу пословицу. Разговорам не дивись, на хитрость не ловись. Все хорошо, что хорошо кончается. Ласковый взгляд, а на сердце яд.
10. Определение главной мысли сказки.
Сказка учит никуда не уходить без спросу и не разговаривать с незнакомцами. Учит слушаться старших, быть послушными.
Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение всего дня. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. Мешок историй можно передать в любую семью или группу для чтения и изучения произведения. А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.
Родителям предлагается принять участие в пошиве мешка, в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и т. д.
Педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстрации, аудио и видео ресурсов.
Дети предлагают свои варианты наполняемости мешка разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн-проекте по его оформлению.
Использование метода Сторисек способствует:
-позитивной социализации дошкольников через привитие интереса к совместной деятельности;
-развитию кругозора, пополнению и расширению словарного запаса;
-формированию навыков осмысленного чтения обсуждения художественного произведения;
-формированию чувства уверенности в себе стимулированию интереса к книге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"
Неплохая консультация, будет полезна для обей информации...
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг
Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками -...
Приемы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению
В данном материале описаны основные рекомендации, соблюдение которых позволит привить любовь детей дошкольного возраста к книге. Думаю, статья будет интересна как педагогам, так и родителям....
«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению в процессе организации совместной деятельности педагогов родителей и детей»
Книга - великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....
Современные формы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений....
Консультация «Сторисек» как форма работы по приобщению детей к чтению»
Технология "Сторисек" для приобщения детей к чтению художественной литературы....