Семинар «Сказка – как средство коррекции для детей дошкольного возраста»
консультация

Дорогова Марина Владимировна

Что такое сказка?

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературыЭпическое (рассказ), преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Слово «сказка» в этом значении появилось в XVII веке. Произошло от слова «каза́ть» в значение: перечень, список. Ранее использовалось слово «баснь».

Сказка фольклорная — письменное и устное народное творчество.

Сказка литературная — принадлежит конкретному автору, ранее не встречающаяся и не имеющая вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов.

Назовите жанровые разновидности сказок

Классификация Стита Томпсона

Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.

Волшебные сказки.

Легендарные сказки.

Новеллистические (бытовые) сказки.

Сказки об одураченном чёрте.

Анекдоты.

Небылицы.

Кумулятивные сказки (строятся на многократном повторении).

Докучные сказки.

Сказки широко используются в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Как в коррекции познавательных процессов, так и эмоционально-волевой сферы.

Как вы считаете, почему?

•         В сказках нет нравоучений, а только намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации.

•         Неопределенность места действия даёт понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом.

•         Образность языка. Главный герой – собирательный образ. В сказочных сюжетах проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек.

•         Кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

•         Победа Добра. Психологическая защищенность. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

•         Наличие Тайны и Волшебства.

 Предлагаем вам поработать со сказкой для коррекции речи.

Делим на 2 команды

  1. Загадка. Угадай сказку.
  2. Для какого возраста данная сказка может использоваться в коррекции речи?
  3. Придумайте по сказке игры на развитие:

-  речевого дыхания;

- связной речи;

- артикуляционной гимнастики.

Сказки для коррекции эмоционально-волевой сферы используют не только психологи, а и воспитатели. Однако, это требует тщательной подготовки. Необходимо определить, насколько выбранная сказка подходит по возрасту и уровню развития. Имеет ли  возможности коррекции тех или иных отрицательных проявлений в поведении ребенка (излишняя моторность, заниженная самооценка, агрессивные проявления в поведении и т.п.). Потребуется список вопросов, проблемных моментов для обсуждения с ребенком после прочтения сказки. А так же необходимы выводы, к которым надо подвести ребенка после прочтения.

Кроме прослушивания и анализа (интерпретация) сказки, используются такие методы:

1. Рассказ о сказочных героях.

В группу вносится шкатулка, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагается детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки.

Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку ребенок: что оказывается в ней для него важным, а что – нет, на чем он заостряет свое внимание, какие подробности добавляет, а от каких, наоборот, предпочитает избавиться.

3. Рассказ сказки от лица различных персонажей.

Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике может появиться много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка.

4. Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре. То развитие событий, которое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения.

Можно переписывать только конец сказки.

5. Сказка «наизнанку» – придание сказочным героям противоположных черт характера. Так, девочка Элли может превратиться в трусишку, злая Бастинда стать доброй, а «трусливый» лев ничего не боятся.

6. Инсценировка сказки: кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т.д.

7. Иллюстрирование сказки, когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых.

8. Создание собственной сказки.

Не сочинение, а именно создание. Начиная с замысла, придумывания персонажей и сюжетной линии и заканчивая распечаткой текста, рисованием иллюстраций, брошюровки книжки и оформлением библиотеки.

Сочиненная ребенком сказка может показать душевное состояние ребёнка, так как при сочинении он в значительной степени проецирует свою жизнь. Через сказочную метафору, аллегорическую форму ребенок описывает себя и события своей жизни, свои страхи, тревоги, переживания и волнения. И здесь же, в своей сказке ребенок дает нам подсказку о том, как помочь ему решить имеющиеся проблемы, с использованием каких ресурсов.

Используйте метод калькирования сказки и обозначьте, какую психоэмоциональную проблему  вы корректируете.

Применение сказки в коррекционной работе для детей дошкольного возраста  представляет собой довольно интересный, легкий в использовании метод, который, кроме того, не требует больших временных, материально-технических и энергетических затрат. Вовсе не обязательно иметь специальное психологическое образование. Достаточно желания, стремления к самообразованию, собственной активности и творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар «Сказка – как средство коррекции для детей дошкольного возраста»

Что такое сказка?

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературыЭпическое (рассказ), преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Слово «сказка» в этом значении появилось в XVII веке. Произошло от слова «каза́ть» в значение: перечень, список. Ранее использовалось слово «баснь».

Сказка фольклорная — письменное и устное народное творчество.

Сказка литературная — принадлежит конкретному автору, ранее не встречающаяся и не имеющая вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов.

Назовите жанровые разновидности сказок

Классификация Стита Томпсона 

Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.

Волшебные сказки.

Легендарные сказки.

Новеллистические (бытовые) сказки.

Сказки об одураченном чёрте.

Анекдоты.

Небылицы.

Кумулятивные сказки (строятся на многократном повторении).

Докучные сказки.

Сказки широко используются в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Как в коррекции познавательных процессов, так и эмоционально-волевой сферы.

Как вы считаете, почему?

•        В сказках нет нравоучений, а только намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации.

•        Неопределенность места действия даёт понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом.

•        Образность языка. Главный герой – собирательный образ. В сказочных сюжетах проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек.

•        Кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

•        Победа Добра. Психологическая защищенность. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

•        Наличие Тайны и Волшебства.

 Предлагаем вам поработать со сказкой для коррекции речи.

Делим на 2 команды

  1. Загадка. Угадай сказку.
  2. Для какого возраста данная сказка может использоваться в коррекции речи?
  3. Придумайте по сказке игры на развитие:

-  речевого дыхания;

- связной речи;

- артикуляционной гимнастики.

Сказки для коррекции эмоционально-волевой сферы используют не только психологи, а и воспитатели. Однако, это требует тщательной подготовки. Необходимо определить, насколько выбранная сказка подходит по возрасту и уровню развития. Имеет ли  возможности коррекции тех или иных отрицательных проявлений в поведении ребенка (излишняя моторность, заниженная самооценка, агрессивные проявления в поведении и т.п.). Потребуется список вопросов, проблемных моментов для обсуждения с ребенком после прочтения сказки. А так же необходимы выводы, к которым надо подвести ребенка после прочтения.

Кроме прослушивания и анализа (интерпретация) сказки, используются такие методы:

1. Рассказ о сказочных героях.

В группу вносится шкатулка, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагается детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки.

Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку ребенок: что оказывается в ней для него важным, а что – нет, на чем он заостряет свое внимание, какие подробности добавляет, а от каких, наоборот, предпочитает избавиться.

3. Рассказ сказки от лица различных персонажей.

Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике может появиться много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка.

4. Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре. То развитие событий, которое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения.

Можно переписывать только конец сказки.

5. Сказка «наизнанку» – придание сказочным героям противоположных черт характера. Так, девочка Элли может превратиться в трусишку, злая Бастинда стать доброй, а «трусливый» лев ничего не боятся.

6. Инсценировка сказки: кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т.д.

7. Иллюстрирование сказки, когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых.

8. Создание собственной сказки.

Не сочинение, а именно создание. Начиная с замысла, придумывания персонажей и сюжетной линии и заканчивая распечаткой текста, рисованием иллюстраций, брошюровки книжки и оформлением библиотеки.

Сочиненная ребенком сказка может показать душевное состояние ребёнка, так как при сочинении он в значительной степени проецирует свою жизнь. Через сказочную метафору, аллегорическую форму ребенок описывает себя и события своей жизни, свои страхи, тревоги, переживания и волнения. И здесь же, в своей сказке ребенок дает нам подсказку о том, как помочь ему решить имеющиеся проблемы, с использованием каких ресурсов.

Используйте метод калькирования сказки и обозначьте, какую психоэмоциональную проблему  вы корректируете.

Применение сказки в коррекционной работе для детей дошкольного возраста  представляет собой довольно интересный, легкий в использовании метод, который, кроме того, не требует больших временных, материально-технических и энергетических затрат. Вовсе не обязательно иметь специальное психологическое образование. Достаточно желания, стремления к самообразованию, собственной активности и творчества.



Предварительный просмотр:

1.Принципы работы.

Принцип

Основной акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?

Наша задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Наша задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок

Наша задача: кропотливо терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

2. Этапы коррекционной работы со сказкой.

Этап

цели

Содержание этапа

1

2

3

1.Познавательно-аффективная ориентировка

Осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, выразительное интонирование реплик героев, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.

Знакомство со сказкой.

Беседа по сказке.

Словесные дидактические игры, пересказ (мл. возраст – пересказ по кругу; ст. возраст. – пересказ).

Игровые психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

2.Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.

Овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развёрнутых словесных описаний, полученных ощущений, выполнении выразительных движений.

 (мл. возраст – рассказ о сказочных героях, сказка «наизнанку», создание собственной сказки; в старших возрастах – рассказ от лица различных персонажей, калькирование, создание собственной сказки);

- дидактические, пантомимические, ритмические загадки;

- упражнения на релаксацию (иллюстрирование сказки).

3. Выражение замещающей потребности

Приведение в равновесие эмоционального поведения через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх фантазиях по сказке.

Мл. возраст – совместная словесная импровизация (совместная театрализация);

Ст. возраст – театрализация, словесное рисование;

- пантомимические упражнения.

3. Структура занятия.

Этап

Назначение

Содержание этапа

1

2

3

1.Ритуал «входа» в сказку

Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Воспитатель сообщает название сказки, автора, пословицу.

2. Расширение (представление новой сказки)

Основная часть.

Расширить представление ребенка, о чем-либо.

Воспитатель рассказывает или показывает детям новую сказку. Беседа по сказке.

3. Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Воспитатель проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения.

5. Интеграция.

Связать новый опыт с реальной жизнью

Воспитатель обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.

6.Резюмирование

Подведение итога занятия.

Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом.

Воспитатель подводит итоги занятия. Спрашивает, понравилось ли им занятие и что именно, отмечает отдельных детей за их заслуги, проговаривает (мл. возраст) или спрашивает (ст. возраст) конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста»

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может ...

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр, которые направлены на преодоление проблем в поведении ребенка. Игры, в которые могут играть дети, имеющие такую проблему в поведении, как застенчивость....

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр, которые направлены на преодоление проблем в поведении ребенка.Игры, в которые могут играть дети, имеющие следующие проблемы в поведении:- гиперактивность,- агрессивность,- тревожность....

Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

В статье раскрывается проблема возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Авторы на основании результатов собственного экспериментального исследования Т.Д Зиневич-Евстигнеевой, выделяют ...

Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....

Семинар – практикум в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: систематизировать  знания  педагогов о русских народных сказках  для дошкольников. Повторить методы и приёмы работы со сказками. Поддерживать интерес к русскому народному творчест...

«Логопедические сказки как средство коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Проблемы:Ø Низкий показатель чтения родителями сказок своим детям.Ø Дети знают мало сказок.Ø Дети не знают персонажей сказок.Ø Неумение детьми связно пересказать сказку.Ø Не развита творческая самосто...