« Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Нефедова Лариса Алексеевна

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.  У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya_nefedova_l.a.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Итоговая работа

на курсах повышения квалификации

по ИОЧ  ВБ

« Сказкотерапия как средство коррекции страхов

 детей дошкольного возраста»                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                               

                Выполнила:

Нефедова Лариса Алексеевна

             педагог-психолог   ГБОУ Челно – Вершинский  ППМС-Центр                                  

                                                Челно-Вершинского района

Самарской области

               Самара 2011

  Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.  У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я».

  Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта   (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадёшь», «Не гладь – укусит» и др. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего – ребёнок послушался. Но страх закрепился и распространился на исходные ситуации.

  У детей дошкольного возраста страх еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратим при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, таких как сказкотерапия. В психологии сказкотерапия одно из самых молодых направлений, в основе которого один из самых древних способов поддерживать человека с помощью слова. Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка и взрослого человека .

Данное направление отличается методологической простотой использования сказки в повседневной психологической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные результаты, помогая ребенку выбраться из затруднений.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.Бессознательно идентифицируя себя с героем, ребенок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствия и необходимые дела. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире.

Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, Желаемого. В сказке не работает привычная проблемная формула «Это у меня не получится», ибо все неудачи временны и случаются оттого, что не все возможности еще исследованы, не все еще познано. И не случайно психологический прием «Что бы вы сделали, если бы у вас была Волшебная палочка?» очень эффективен.

Таким образом, сказка раскрывает человеческую потенциальность. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок, переносит его на реальные ситуации.Существуют различные формы работы со сказками, каждый психолог может дополнять их различными элементами из игровой терапии, арт-терапии, пескотерапии, музыкотерапии и многих других направлений психологии.

Каждая из них в первую очередь направлена на работу с личностью, с индивидуальностью, каждого человека. Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой подход. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий – любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

         Прежде чем применять те или иные формы работы, а также использовать сказку, необходимо знать, что сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми.

2 Коррекционная сказкотерапевтическая программа по преодолению страхов.

Цель программы: уменьшение уровня страхов у детей дошкольного возраста с помощью метода сказкотерапии русскими народными сказками, с элементами психогимнастики. (через развитие эмоционально-волевой сферы ребенка).

Задачи:

- уменьшение количества страхов; снижение тревожности;

- развитие умения понимать собственное эмоциональное состояние, умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей;

- повышение уверенности в себе через повышение самооценки.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название занятия

Цель

Содержание

1

Занятие для

сплочения

1.Развитие чувства принадлежности к группе, создание положительного эмоционального фона.

2.Создание атмосферы безопасности, доверия и принятия.

3.Развивать коммуникативные навыки.

1. «Приветствие»

2. Игра «Мне нравится»

3. «Прогулка в зимнем лесу»

4. Игра «Пошли письмо»

5. Игровое упражнение «Привет другу»

6. Подвижная игра «Гуси-лебеди»

7.Волшебные путешествия -медитация направленного воображения «Радуга»

8. Заключительная часть.

2

«Давайте

поиграем»

1.Гармонизировать личность ребенка.

2.Устанавливать доброжелательную атмосферу в группе.

3.Повышать степень самопринятия.

4.Расширять представления об эмоцияхи различных эмоциональных состояниях.

1.Ритуал «входа».

2.Упражнение «Имя - движение»

3.Упражнение «Хорошее слово»

4.Упражнение «Что ты умеешь делать лучше, чем взрослый».

5.Игра.«Назови настроение, чувство».

6.Аутотренинг «Солнечный зайчик».

7.Упражнение «Улыбка»

8.Ритуал «выхода».

3

«Мои чувства,

мое настроение»

1.Формировать дружественное, доверительное отношение к сверстникам;

2.Создавать атмосферу доверия и принятия;

3.Помогать детям в представлении сказочного героя.

4.Обучать приемам релаксации.

5.Развивать воображение, речь.

1Вводная часть

1.1. Ритуал «входа».

1.2. Игровое упражнение «Связующая нить»

2. Основная часть

2.1. Беседа с детьми о сказочной стране.

2.2.Упражнение «Придуманная страна»

2.3. Рисование себя и своей сказочной страны цветными карандашами

2.4.Превращение в сказочных героев

3.Заключительная часть

3.1.Игра «Я дарю тебе…»

3.2.Релаксационное упражнение «Луч солнца»

4

«Сказочная

страна»

1.Снижение уровня  страхов;

2.Расширение представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.

3.Учить эмоциональному осознанию своего поведения;

4. Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;

5.Повышать уверенность в себе;

6.Развитие умения адекватно выражать свои эмоции;

7.Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия.

5

«Крошечка-Хаврошечка»

1.Снижение уровня  страхов;

2.Расширение представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.

3.Учить эмоциональному осознанию своего поведения;

4. Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;

5.Повышать уверенность в себе;

6.Развитие умения адекватно выражать свои эмоции;

7.Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия

1Ритуал «входа»

2.Вспоминаем сказку «Крошечка-Хаврошечка» (беседа о характере героев)

3. Разыгрывание сказки «Крошечка-Хаврошечка» с помощью кукол-бабио.

4.Психогимнастика «Спасем Доброту»

5.Окончание сказки. Беседа о эмоциях героев, их поведении (какие эмоции они испытывали в той или иной ситуации).

6.Релаксационное упражнение «Сад чувств»

7. Ритуал «выхода» Песня «От улыбки»

6

«Морозко»

1.Снижение уровня  страхов;

2.Расширение представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.

3.Учить эмоциональному осознанию своего поведения;

4. Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;

5.Повышать уверенность в себе;

6.Развитие умения адекватно выражать свои эмоции;

7.Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия

1. Ритуал «входа».

2.Вспоминаем сказку «Морозко» (беседа о характере героев)

3.Разыгрывание сказки «Морозко» с помощью кукол-бабио.

4.Психогимнастика «Прогулка в зимнем лесу»

5.Окончание сказки. Беседа о эмоциях героев, их поведении (какие эмоции они испытывали в той или иной ситуации).

7.Игра«Копилка трудностей»

8.Игровое упражнение «Смешинка» 8.Релаксационное упражнение «Солнышко»

9. Ритуал «выхода» Песня «От улыбки»

7

«Марья

Моревна»

1.Снижение уровня  страхов;

2.Расширение представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.

3.Учить эмоциональному осознанию своего поведения;

4. Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;

5.Повышать уверенность в себе;

6.Развитие умения адекватно выражать свои эмоции;

7.Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия

1. Ритуал «входа».

2.Рассказываем сказку «Марья Моревна» (беседа о характере героев)

3.Упражнение «Похвалилки»

4.Разыгрывание сказки «Марья Моревна» с помощью кукол-бабио.

5.Психогимнастика «Лесные жители»

6. Беседа о эмоциях героев, их поведении (какие эмоции сказки они испытывали в той или иной ситуации).

7. Ритуал «выхода»

8

«Волк и

 семеро козлят»

1.Снижение уровня  страхов;

2.Расширение представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.

3.Учить эмоциональному осознанию своего поведения;

4. Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;

5.Повышать уверенность в себе;

6.Развитие умения адекватно выражать свои эмоции;

7.Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия

1. Ритуал «входа».

2.Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят»

(беседа о характере героев)

3.Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят» с помощью кукол-бабио.

4.Психогимнастика «Волк и семеро козлят»

5.Окончание сказки. Беседа о эмоциях героев, их поведении (какие эмоции они испытывали в той или иной ситуации).

7.Упражнение «Самый лучший сосед - мой»

8.Игровое упражнение «Угадай кто подал голос»

9.Релаксационное упражнение «Сад чувств»

10.Ритуал «выхода» Песня «От улыбки»

9

«Кот, петух

и лиса»

1.Снижение уровня  страхов;

2.Расширение представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.

3.Учить эмоциональному осознанию своего поведения;

4. Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;

5.Повышать уверенность в себе;

6.Развитие умения адекватно выражать свои эмоции;

7.Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия

1. Ритуал «входа».

2.Вспоминаем сказку «Кот, петух и лиса» (беседа о характере героев)

3.Разыгрывание сказки «Кот, петух и лиса» с помощью кукол-бабио.

4.Психогимнастика «Зоопарк»

5.Окончание сказки. Беседа о эмоциях героев, их поведении (какие эмоции они испытывали в той или иной ситуации).

6.Упражнение «Что ты умеешь делать лучше чем взрослый»

7.Игровое упражнение «Два вредных колечка» 8.Релаксационное упражнение «Солнышко»

9. Ритуал «выхода» Песня «От улыбки»

10

Завершающее занятие

1.Снижение уровня  страхов;

2.Расширение представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.

3.Учить эмоциональному осознанию своего поведения;

4. Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;

5.Повышать уверенность в себе;

6.Развитие умения адекватно выражать свои эмоции;

7.Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия

1.Ритуал «входа»

2.Вспоминаем начало сказки «Иван -крестьянский сын и чудо-юдо»

3. Игровое упражнение «Я умею»

4. Игровое упражнение «Я могу».

5.Психогимнастика «Путешествие к морю»

6. Ритуал «выхода» Песня «От улыбки»

11

«Шкатулка сказок»

1.Снижение уровня  страхов;

2.Расширение представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.

3.Учить эмоциональному осознанию своего поведения;

4. Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;

5.Развитие умения адекватно выражать свои эмоции;

6.Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия

1. Вводная часть. Игра «чьи ладошки»

2. Основная часть.

2.1.Релаксационное упражнение «Полет в облаках»

2.2.Упражнение «Шкатулка сказок»

3. Заключительная часть.

3.1. Беседа с детьми о прошедших занятиях.

3.2. «Рисунок чувств»

4. Прощание с детьми.

Литература:

Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии - СПб.: ООО Речь, 2006

Корепанова М., Брежнева М. Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников. Дошкольное воспитание. 2008. №1

Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы» - М.: ЦГЛ, 2003.

Приложение:

Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”

Тест «Рисунок несуществующего животного»

Тест «Уровень тревожности ребенка»

Тест рисуночный «Моя семья»

Занятие 1. Тема: «Давайте поиграем»

Цели: 1.Развитие чувства принадлежности к группе, создание  положительного эмоционального фона.

2. Создание атмосферы безопасности, доверия и принятия.

3.Развивать коммуникативные навыки.

4. Обучать детей релаксации (снимать напряжение, развивать саморегуляцию, достигать расслабления и ощущения покоя)

Оборудование: веселая музыка «В каждом маленьком ребенке», магнитофон, кусочки ваты, или синтепона; цветные карандаши, листы бумаги.

Ход занятия:

1. «Приветствие»

Психолог: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поиграем.

2. Игра «Мне нравится» Дети садятся в круг на стульчики, начинается игра. Ведущий (психолог) говорит: «мне нравится играть в…», а дети по кругу продолжают рассказывают во что они любят играть.

3. «Прогулка в зимнем лесу»

I фаза

Психолог. Ребята, я вас приглашаю в путешествие в зимний лес. Вы любите гулять в лесу? В лес мы отправимся на лыжах. Вставайте на лыжи, застегивайте крепление, берите палки в руки. Я впереди, а вы за мной по одной лыжне. «Хруп-хруп-хруп» — хрустит снег. (Имитация со сменой направления по всей площади.)

Едем мимо елок, березок, кустов. Легкий морозец, щеки красные от мороза. Но мы двигаемся, и нам тепло. Хорошо отталкивайтесь палками, старайтесь скользнуть.

На прогулку в лес идем.

Там мы зайчика найдем.

Встретим хитрую лису,

Встретим елочку-красу.

Белка шишечку нам бросит.

«Кар-кар-кар», - ворона спросит.

«Дзынь-дзынь-дзынь», — споет синичка.

Юркнет мышка-невеличка. ^ Е. Алябьева

Этюд «Сердитые мальчики» (эмоция гнева)

Психолог. Вот мы и пришли в лес. Но почему здесь так шумно?! Даже все звери спрятались.

Оказывается, до нас в лес пришли два мальчика. Они очень сердитые. Эти мальчики поссорились. Они кричали на весь лес:

— Я первый увидел белочку!

— Нет, я ее первый увидел! Она мне еще шишку кинула!

— Я не хочу с тобой идти!

— А я с тобой не хочу!

Псих-ог: Дети, давайте покажем, как мальчики сердятся. Разделитесь по парам. У сердитых мальчиков сдвинуты брови, они размахивают руками, наступают друг на друга.

Псих-ог: Вы их очень хорошо показали. Но в лесу шуметь нельзя. Давайте погрозим этим мальчикам пальцем и скажем: «Нельзя шуметь в лесу. Уходите к себе домой!» (Жест, выразительность.)

^ Этюд «Игра в снежки» (жест, эмоция радости)

Псих-ог: А мы с вами добрые и культурные, никогда не будем ссориться. Давайте поиграем в снежки.

Чтобы слепить снежок, надо наклониться, схватить двумя руками снег, слепить его в снежок, распрямиться и бросить снежок резким движением. Попробуйте. Разбейтесь на две команды. Только в голову не целиться. (включается веселая музыка) Как здорово! Весело! Радостно! (Имитация игры.) Лучше играть, чем ссориться

Псих-ог: Молодцы ребята, а сейчас мы вернемся в группу и продолжим играть.

4. Игра «Пошли письмо»

На столах листы бумаги, цветные карандаши, краски, фломастеры.

Псих-ог: Давайте отправим письмо другу. Но это будет необычное письмо. В нем вы передадите свое расположение, дружеское отношение к товарищу, привет, частичку тепла и доброты. Давайте нарисуем солнышко. Пусть оно радостно улыбается. Пошлите солнышко тому, кому захотите.

Психолог обращает внимание, чтобы «письмо» пришло всем. Тем детям, которые не получили послания, психолог посылает свое «письмо»-солнышко.

Игровое упражнение «Привет другу»

Дети стоят кружком, держась за руки.

Псих-ог: Я начинаю и говорю: «Я посылаю привет Максиму». При этом я пожимаю руку своему соседу справа, тот также дружелюбно пожимает руку следующему. И так дальше по кругу, пока «привет» не вернется к Максиму. Теперь свой привет передает следующий по кругу от меня. Он говорит, кому его передает. Желательно, чтобы каждый ребенок получил «привет».

7. Подвижная игра «Гуси-лебеди»

8.Волшебные путешествия - медитация направленного воображения «Радуга». Психолог включает спокойную музыку для медитации.

1. Закройте глаза и представьте экран. На экране вы видите радугу — цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, а еще то, что захотите сами.

2. Первый цвет — голубой. Он может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубое небо, голубые цветы — незабудки. Что еще бывает голубого цвета? Подумайте, что вы видите, когда представляете голубой цвет.

3. Следующий цвет — красный. Красный цвет дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Красный цвет — цвет огня. Что еще бывает красного цвета? Подумайте, что вы видите, когда представляете красный цвет?

4. Желтый — приносит нам радость. Он согревает, как солнечный свет, и мы улыбаемся. Что бывает желтого цвета? Желтый лимончик, желтый одуванчик, много-много желтых одуванчиков. О чем вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?

5. Зеленый — цвет природы. Цвет природы помогает нам чувствовать себя лучше. Зеленые травы, кусты, деревья. Что еще бывает зеленого цвета? О чем вы думаете, когда смотрите на него?

Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Расскажите, что вы представляли.

9. Заключительная часть.

Псих-ог: Наше занятие сегодня подошло к концу, вам оно понравилось? Мне тоже очень нравиться с вами играть. До скорых встреч ребята.

Занятие 2. Тема: «Мои чувства, мое настроение»

Цели: Гармонизировать личность ребенка.Устанавливать доброжелательную атмосферу в группе. Повышать степень самопринятия.Расширять представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.Обучать детей релаксации (снимать напряжение, развивать саморегуляцию, достигать расслабления и ощущения покоя)

Оборудование: магнитофон, спокойная музыка для аутотренинга, песня «От улыбки», мяч.

Ход занятия:

1.Ритуал «входа» «Волшебный водопад» Дети по очереди проходят под «водопадом» (его имитирует натянутая на вход в зал ткань)

Псих-ог: Сейчас мы с вами пройдем под «волшебным водопадом» и наберемся чудесной волшебной силы.

2. Упражнение «Имя - движение»

Псих-ог: А сейчас, давайте выполним упражнение «Имя — движение». Пусть каждый назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и сделаю вот так: два шага вперед (можно также похлопать в ладоши, выполнить некоторые движения руками и т.п.).

3.Упражнение «Хорошее слово»

Пcих-ог: Я придумаю, загадаю про тебя (по очереди, про каждого ребенка) хорошее слово, а каждый по губам отгадает — какое.

Дети выполняют упражнение «Хорошее слово».

Психолог хвалит ребенка, но не говорит вслух, а произносит только губами. Похвала может быть за результаты реальные и предполагаемые, за внешность, качества личности. Например: «Ты добрый...», «Ты сообразительный...».

4.Упражнение «Что ты умеешь делать лучше, чем взрослый».

Псих-ог: Молодцы! А теперь упражнение «Что ты умеешь делать лучше, чем взрослый». Дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, у кого он оказался в руках, тот говорит, что умеет делать лучше взрослых. Например: «Я думаю, что бегаю лучше, чем мама», «Я умею громко смеяться, громче папы!», «Могу прыгать на одной ножке, а бабуля — нет». Дети выполняют.

5. Игра «Назови настроение, чувство».Псих-ог: А сейчас я назову слово-ситуацию, вы мне скажите какое настроение, чувство подходит. Например, мальчик - упал (боль, обида..), подарили – хорошую игрушку (счастье, радость…)и т. д.

6. Аутотренинг «Солнечный зайчик».

Псих-ог включает спокойную музыку и начинается аутотренинг «Солнечный зайчик».

Псих-ог: Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь легонько голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя. А ты погладь его и подружись с ним.

Псих-ог: Что вы чувствовали? Дети отвечают.

В каком случае вам было легче? Дети отвечают.

7.Упражнение «Улыбка»

Псих-ог: Стоя или сидя в кругу, всем взяться за руки и пожать их, посмотреть по очереди на каждого и улыбнуться. Дети выполняют.

8.Ритуал «выхода». Песня «От улыбки»

Занятие 3. Тема: «Сказочная страна»

Цели:1.Формировать дружественное, доверительное отношение к сверстникам; Создавать атмосферу доверия и принятия; Помогать детям в представлении сказочного героя (образ литературного персонажа);

Обучать приемам релаксации, снятию мышечных зажимов;Развивать воображение, речь.

Оборудование: клубочек шерстяных ниток, цветные карандаши, фломастеры, лист ватмана, спокойная мелодия для релаксации, магнитафон.

Ход занятия:

Вводная часть.

Псих-ог: Здравствуйте ребята, я рада встречи с вами. Сейчас мы с вами отправимся в «Сказочную страну»

Ритуал «входа», «Волшебный водопад»

1.2. Игровое упражнение «Связующая нить»

Псих-ог: Мы с вами попали в «Сказочную страну», и чтобы на потеряться, ведь в сказках все бывает, мы сейчас выполним игровое упражнение «Связующая нить». У меня в руке клубочек, мы будем его передавать друг другу так, чтобы он постепенно разматывался. При этом говоря: «Я очень рада (рад), что, например, Саша в группе есть», — и передаю клубочек Саше. Саша, в свою очередь, берется за ниточку, разматывает от клубочка, а сам клубочек передает следующему... например, Ване, со словами: «Я очень рад, что Ваня в группе есть» и т.д. обо всех детях. Пройдя круг, клубочек ко мне вернулся. Теперь мы все вместе поднимем руки вверх, одновременно натянем ниточку, вот какой получился круг! Дети выполняют.

2. Основная часть

2.1. Беседа с детьми о сказочной стране.

Псих-ог: Ребята, а вы любите сказки? Смотреть сценки, спектакли, сказки, а может, любите участвовать в них сами? Дети. Да, очень любим!

Псих-ог. Представьте себе, что мы попали в сказку, где есть все: сцена, актеры и зрители. Выберем место для сцены. Кто хочет побыть артистом? С помощью платка, а также различных движений и выражения лица (мимики) изобразите: бабочку; принцессу на балу; волшебника (доброго и злого); отважного рыцаря; Царевну Несмеяну и др. Дети выполняют.

Псих-ог: У вас прекрасно получилось! Ребята, назовите мне ваших любимых сказочных героев. Дети отвечают.

2.2.Упражнение «Придуманная страна»

Псих-ог: Сказочная страна... В ней живут сказочные герои. Давайте и мы создадим свою Сказочную страну. В ней могут жить самые разные герои, даже несколько одинаковых героев. В этой стране могут быть реки и моря, непроходимые леса и цветущие сады, сверкающие дворцы и домики простых жителей. Давайте выполним упражнение «Придуманная страна». Устройтесь поудобнее (сидя или лежа на специальных ковриках). Спокойное дыхание... Раз, два, три... Вдох-выдох... Вам хорошо и спокойно. А сейчас каждый из вас сможет побывать в самом лучшем и прекрасном месте на Земле. Как? А вы представьте, какое-то чудесное место. Что вы видите? Это может быть река или маленькое озеро, берег моря или подножие горы, сад или поле, дворец или небольшой домик. Это единственное место, где вы можете делать все, что вам захочется. Ощутите его прелесть. В той стране, конечно, есть жители, живут там и звери, и птицы, растут цветы, там густая и мягкая трава, красивые деревья, реки и озера, журчат ручейки. Какие звуки вы слышите, какие запахи вы чувствуете?

Вы видите чистый берег и воду. Послушайте шум волн... Ощутите приятную свежесть морской воды. Ты — житель этой Сказочной страны. Вдалеке виднеются небольшие домики и прекрасный дворец. Чей это дворец? Ты — сказочный герой этой страны. Как ты выглядишь? Во что одет? Что делаешь? Кто ты? Что еще видишь? Но обо всем этом вы расскажете чуть позже, когда откроете глаза. Кто находится рядом с тобой? Что делает? Какое у тебя настроение?.. Но пора возвращаться домой. Раз, два, три!.. Откройте глаза.

Организуется беседа. Задаются необычные творческие вопросы. Выясняется, каким сказочным героем представлял себя каждый.

2.3. Рисование себя и своей сказочной страны цветными карандашами

Псих-ог: А теперь нарисуйте себя и свою Сказочную страну.

Детям предлагаются цветные карандаши, фломастеры, лист ватмана. Дети рисуют сказочную страну и себя в образе сказочного героя. Педагог наблюдает, где расположился ребенок, между кем и кем из детей (отгороженность: есть — нет), величина, объем отдельного рисунка, выбор цвета, дополнительные детали и др.

Превращение в сказочных героев

Когда рисунок завершен, появляется куколка Фея, которой управляет психолог.

Фея. Здравствуйте, друзья! Я Фея этой волшебной, вновь созданной Сказочной страны. Спасибо вам за нее.

Фея знакомится с детьми, рассматривает рисунок Сказочной страны, предлагает превратиться в тех сказочных героев, в которых они недавно превращались и каких нарисовали.

Глаза закрыты,

Все неприятности забыты...

В страну чудес и добрых фей мы собираемся

И в сказочных героев превращаемся!

Волшебница Фея дотрагивается до каждого ребенка своей волшебной палочкой. Раз, два, три!

Вы — сказочные герои. Представьтесь. Пройдите, как сказочный герой.

Псих-ог. Фея говорит, что ей уже пора возвращаться в сказку! Чудеса кончаются. Раз, два, три! Вы снова стали детьми. Фея исчезает.

3. Заключительная часть

3.1.Игра «Я дарю тебе…»

Псих-ог. Все мы любим, получать подарки, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы все можем. Да нам сегодня и нетрудно, ведь мы только что побывали в волшебной стране. Внимательно посмотрите на своего соседа справа. Попробуйте угадать, что он хочет получить в подарок. А теперь по очереди сделаем друг другу наши «подарки», пока только воображаемые. «Я дарю тебе ...». Кто получает подарок, говорит: «Спасибо», и затем сам делает какой-нибудь «подарок» товарищу.

Дет выполняют.

3.2.Релаксационное упражнение «Луч солнца»

Псих-ог: Солнечный лучик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь легонько голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь животик. Солнечный лучик не озорник, он любит и ласкает тебя. А ты погладь его и подружись с ним.

Псих-ог: Итак ребята, наше путешествие закончено, спасибо, до свидания!

Занятие 4. Разыгрывание сказки «Крошечка Хаврошечка»

Цели:Снижение уровня дневных и ночных страхов;Ослабление эмоционального напряжения (снятие мышечных зажимов). Преодоление психического барьера застенчивости; Расширение представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях. Учить эмоциональному осознанию своего поведения;Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности; Повышать уверенность в себе;Развитие умения адекватно выражать свои эмоции; Обучение приемам саморегуляции; Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия.

Оборудование: куклы-бабио герои сказки «Крошечка Хаврошечка», изображение синей птицы, макеты сладостей (конфет, шоколадок, печенья), мечи из картона, магнитофон, детская музыка, релаксационная мелодия.

Ход занятия:

Ритуал «входа» «Волшебный водопад»

Псих-ог: Сегодня ребята мы с вами вспомним и разыграем сказку «Крошечка-Хаврошечка».

Вспоминаем сказку «Крошечка-Хаврошечка» (беседа о характере героев)

Псих-ог: Ребята, кто помнит сказку «Крошечка-Хаврошечка»? О чем она? Какие герои там есть? Какая по характеру была Крошечка-Хаврошечка? А кокой характер был у ее сестер?

Разыгрывание сказки «Крошечка-Хаврошечка» с помощью кукол-бабио.

Псих-ог: Сейчас мы с вами разыграем эту сказку с помощью кукол.

4.Психогимнастика «Спасем Доброту»

Псих-ог. Крошечка Хаврошечка, говорит нам, что злая Баба Яга украла Доброту и держит ее в заколдованном лесу. Баба Яга очень злая и хочет, чтобы Доброты не было на свете. Представляете, что будет, если никто не спасет Доброту?! Люди станут злыми и жестокими.

Давайте спасем Доброту вместе с нашими героями сказки! Но знайте, что путь нам предстоит нелегкий, много испытаний нам приготовила Баба Яга. Куда же нам идти?

Смотрите, Синяя птица! Она и укажет нам путь.

Этюд «Идем за Синей птицей»

Псих-ог. Возьмитесь за руки и под музыку идем за Синей птицей. Тихо произносите со мной "слова.

Мы длинной вереницей

Идем за Синей птицей. 3 раза. (Ходьба змейкой.)

Пси-ог: Вот мы и пришли на полянку. Как хочется есть! Смотрите, а на поляне сладкое дерево! Это волшебное дерево, и на нем растут пряники, конфеты, шоколадки, другие сладости.

^ Этюд «Сладкое дерево» (эмоция удовольствия)

Педагог. Обойдите, дети, сладкое дерево вокруг, сорвите то, что вам нравится. Расскажите, что каждый из вас сорвал. Покажите, как вкусно, сладко! Какое удовольствие! Оближите сладкие губы, погладьте свой животик.

Псих-ог. Вот мы и подкрепились. Надо уходить от сладкого дерева, а то у нас животы разболятся. Беритесь за руки, пойдем дальше за Синей птицей. (Смена места, проигрывание этюда.)

Псих-ог. Что это за шум? Что это за гром? (Дети топают ногами)

Это Баба Яга послала Змея Горыныча, чтобы нам помешать. Придется нам сражаться.

^ Этюд «Битва» (эмоция радости)

Псих-ог. Возьмите мечи, держите крепко. Попробуйте помахать мечом. Сначала я буду змеем (голова и руки изображают головы змея, которые снова и снова «отрастают»). А вы со мной сражайтесь по очереди. Вы теперь смелый Иван-царевич.

Псих-ог. Теперь разбейтесь по парам: один будет Змеем-Горынычем, а другой — Иваном-царевичем. Как у вас отрастают головы змеи? В одну сторону мечом, в другую. Какой смелый Иван-царевич! Меч тяжелый, но наш богатырь сильный! Ноги расставьте, чтобы иметь больше опоры, плечи разверните. (Змей-Горыныч погибает) Рад Иван-царевич, что победил Змея, горд этим. (смена ролей.)

5. Окончание сказки. Беседа о эмоциях героев, их поведении (какие эмоции они испытывали в той или иной ситуации).

Псих-ог: Молодцы ребята, победили зло, спасли доброту! И наши герои были рядом с нами и поддерживали. Ребята, скажите, какую сказку мы сегодня разыграли? Какие герои были по характеру? Какие чувства Крошечка-Хаврошечка испытывала к корове? Как вы думаете каково было Крошечке-Хаврошечке, когда зарезали ее любимую корову?

6.Релаксационное упражнение «Сад чувств»

А). Сядьте поудобнее, спина прямая и расслабленная. Закройте глаза.

Б). Представьте, что вы входите в заброшенный сад и становитесь его садовником. Вам хочется очистить его от мокрых листьев и веток. Вы берете грабли, садовые инструменты и начинаете свою работу: собираете сухие листья, срезаете старые ветки, ходите по саду и везде наводите порядок. Сажаете новые цветы, кустарники.

Сад наполняется разными звуками: вы слышите жужжание пчел, пение птиц, невдалеке журчит ручеек... Вы отдыхаете, вас окружает прекрасная природа. Вы чувствуете себя спокойно, расслабленно, легко и радостно.

Вы можете надолго остаться в этом саду. Волшебный сад дарит за вашу маленькую заботу в благодарность возможность вернуться сюда вновь. Этот сад прекрасен, и вы можете прийти в него в любое время. Он цветет в вашем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.

В). Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Медленно откройте глаза.

7. Ритуал «выхода» Песня «От улыбки»

Занятие 5. «Морозко»

Цели: Снижение уровня дневных и ночных страхов;Ослабление эмоционального напряжения (снятие мышечных зажимов). Преодоление психического барьера застенчивости;Расширение представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.Учить эмоциональному осознанию своего поведения;Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;Повышать уверенность в себе;Развитие умения адекватно выражать свои эмоции;Обучение приемам саморегуляции;Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия.

Оборудование: магнитофон, детские песни, музыка для релаксации, куклы-бабио для сказки «Морозко», комочки ваты или синтепона, статуэтка (фигурка) гномика.

Ход занятия:

Ритуал «входа» - «Волшебный водопад»

Вспоминаем сказку «Морозко» (беседа о характере героев)

Пси-ог: Ребята, кто помнит сказку «Морозко»? О чем она? Какие герои там есть? Какая по характеру была дочь старика Настенька? А кокой характер был у ее сестры Марфуши? Какая была мачеха?

Разыгрывание сказки «Морозко» с помощью кукол-бабио.

Псих-ог: Сейчас мы с вами разыграем эту сказку с помощью кукол.

Психогимнастика «Прогулка в зимнем лесу»

Психолог. Помните ребята, я вас приглашала в путешествие в зимний лес? Давайте, снова сходим туда погулять. В лес мы отправимся на лыжах. Вставайте на лыжи, застегивайте крепление, берите палки в руки. Я впереди, а вы за мной по одной лыжне. «Хруп-хруп-хруп» — хрустит снег. (Имитация со сменой направления по всей площади.)

Едем мимо елок, березок, кустов. Легкий морозец, щеки красные от мороза. Но мы двигаемся, и нам тепло. Хорошо отталкивайтесь палками, старайтесь скользнуть.

На прогулку в лес идем.

Там мы зайчика найдем.

Встретим хитрую лису,

Встретим елочку-красу.

Белка шишечку нам бросит.

«Кар-кар-кар», - ворона спросит.

«Дзынь-дзынь-дзынь», — споет синичка.

Юркнет мышка-невеличка. ^ Е. Алябьева

Этюд «Игра в снежки» (жест, эмоция радости)

Псих-ог: Давайте поиграем в снежки.

Чтобы слепить снежок, надо наклониться, схватить двумя руками снег, слепить его в снежок, распрямиться и бросить снежок резким движением. Попробуйте. Разбейтесь на две команды. Только в голову не целиться. (включается веселая музыка) Как здорово! Весело! Радостно! (Имитация игры.) Лучше играть, чем ссориться.

Псих-ог: Молодцы ребята, а сейчас мы вернемся в группу и продолжим играть.

5. Окончание сказки. Беседа о эмоциях героев, их поведении (какие эмоции они испытывали в той или иной ситуации).

6. Игра «Копилка трудностей»

Псих-ог: дети давайте собрать «копилку трудностей» мальчика или девочки, которые ходят в детский сад. Например: «Мне трудно засыпать в тихий час», «Мне трудно сидеть тихо на занятиях», «Мне трудно заниматься на компьютере» и т.п.

Дети выполняют.

7. Игровое упражнение «Смешинка»

Псих-ог: А теперь игровое упражнение «Смешинка». К нам пришел гномик Весельчак. Он хочет нас развеселить, но мы постараемся оставаться серьезными. Кто рассмеется, тот будет играть роль Весельчака.

Дети выполняют.

8.Релаксационное упражнение «Солнышко»

Псих-ог: Солнечный лучик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь легонько голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь животик. Солнечный лучик не озорник, он любит и ласкает тебя. А ты погладь его и подружись с ним.

9. Ритуал «выхода» Песня «От улыбки»

Занятие 6 «Марья Моревна»

Цели: Снижение уровня дневных и ночных страхов;Ослабление эмоционального напряжения (снятие мышечных зажимов). Преодоление психического барьера застенчивости;Расширение представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.Учить эмоциональному осознанию своего поведения;Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;Повышать уверенность в себе;Развитие умения адекватно выражать свои эмоции;Обучение приемам саморегуляции;Обеспечить чувство психологической защищенности, дверия.

Оборудование: магнитофон, детские песни, мелодия для релаксации, мяч, куклы – бабио для разыгрывания сказки «Марья Моревна», обруч, макет двух колечек.

Ход занятия:

1. Ритуал «входа» «Волшебный водопад»

2. Рассказываем сказку «Марья Моревна» (беседа о характере героев)

Псих-ог: ребята, кто из вас знает сказку «Марья Моревна»? Давайте вспомним о чем она. Какие герои там есть? Какой по характеру Иван царевич? А какие были его зятья, хорошие или плохие? Расскажите каков был Кощей? И т.д.

3. Упражнение «Похвалилки»

Псих-ог: Вы бросаете мяч другому и говорите о нем что-нибудь хорошее (личностные качества, умения, хорошее поведение, внешность и т.п.). Тот отвечает: «Да, это так, я... (ловкий), а еще я... (и называет еще одну похвалу в свой адрес)».

4. Разыгрывание сказки «Марья Моревна» с помощью кукол-бабио.

5.Психогимнастика «Лесные жители» (эмоции удивления, печали, обиды, радости, мимика, пантомимика)

Псих-ог. Ребята, пока наш герой шел по лесу он встретил много интересных животных. Давайте посмотрим каких.

Псих-ог: Сначала, Иван увидел норку полевой мышки. Раннее утро. Мышки еще спят. Покажите, как они подложили под щечку ладошки, глазки закрыли и мирно посапывают. Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глаза, а на улице дождь. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.

Сначала они удивились,

Потом глубоко возмутились.

Обиделись, но не на всех.

С обидой они отвернулись,

Как мышь на крупу, все надулись.

И вдруг опечалились все.

Поникли печальные плечи,

В глазах опечаленный вечер,

И слезы вот-вот побегут.

Но тут лучик солнца украдкой

По щечке скользнул нежно-гладкой.

И все засветилось вокруг.

От радости все улыбнулись,

Как будто от сна все очнулись.

Запрыгали и закричали:

— Ура! Мы веселыми стали!

^ Е. Алябьева

Псих-ог: Ребята, назовите, какие эмоции вы показывали мимикой лица и жестом вместо мышек? (Удивления, обиды, печали, радости.)

Псих-ог: Как вы понимаете такое выражение в стихотворении «Как мышь на крупу, все надулись»? Это значит обидеться без причины. Представьте, что мышка обиделась на крупу, которую она ест. Это глупо, правда? Так и вы иногда обижаетесь, а сами не знаете на что.

Псих-ог: Вторая встреча произошла у большого дуба, где в дупле живет белочка. Что-то тут происходит?! Мама-Белка очень сердита. Кто-то украл орехи из гнезда, которые она собирала на зиму.

Давайте вместе разыграем эту сценку. Я буду мамой-Белкой, а вы моими бельчатами. Внимательно слушайте мои вопросы, а отвечайте жестом и мимикой лица, как будто вы немые и не умеете разговаривать.

— Кто украл мои орешки?

— Я не знаю.

— Убежал куда вор в спешке?

— Вон туда (каждый в свою сторону).

— Ростом был он сам какой?

— Вот такой (каждый свой размер).

— Страшный иль хорош собой?

— Вот такой (мимика).

— Толстый он или худой?

— Вот такой (показ жестом).

— Старый или молодой?

— Вот какой (пантомимика).

Псих-ог: Как же может он быть разным? Толстым, тонким, юным, старым? Видно, не найти воришку. Побегу сбивать я шишки.

^ Е. Алябьева

Псих-ог: Бельчата, вы все хорошо изображали без слов, о чем спрашивала мама-Белка, но каждый изображал по-своему, поэтому она так ничего и не поняла. А если бы мы видели воришку, то показывали бы все одинаково, и тогда бы мама-Белка его поймала. Ну, ничего, времени впереди еще много, и орехи мама-Белка еще успеет запасти.

(профилактика трусости)

Псих-ог. Дальше шел Иван царевич и остановился около большого куста. Но что это куст так трясется? А, за ним сидит зайчишка и весь трясется от страха. Посмотрите, никого рядом нет, а он чуть не умирает от страха. Давайте поможем зайчику. Я буду изображать страшного волка, а вы — смелых зайчат. Здесь будет ваш домик (отгороженное стульями место или темный уголок за шкафом).

Псих-ог: Я злой, зубастый серый волк! И я в зайчатах знаю толк! У-у-у-у (изображает волка).

Дети: Нам не страшен серый волк, (веселятся)

Глупый волк, страшный волк.

Где ты ходишь, глупый волк,

Глупый серый волк?

Псих-ог. Я сейчас как дуну, и ваш домик рассыпется! Вот тогда я и наемся зайчатинки! (Дует.)

(Тревожная музыка.)

Дети. Мы тебя не боимся, волк. Уходи! Наш домик крепкий. Ты его не разрушишь.

Псих-ог. Молодцы, дети. С вашей помощью зайка стал смелым и теперь не боится волка.

6. Беседа о эмоциях героев, их поведении (какие эмоции сказки они испытывали в той или иной ситуации).

Псих-ог: Пока наш герой добирается до Кощеева логова он встречает зверей и с вашей помощью помогает им. На следующем занятии мы узнаем что было дальше, а пока давайте обсудим начало сказки. Ребята, скажите когда Иван царевич отдал в жены своих сестер и остался один, каково ему было? А когда встретил и полюбил Марью Маревну какие эмоции у него появились, как считаете? А что он чувствовал когда Марью Маревну украл Кощей Бессмертный? И т.д.

7. Ритуал «выхода» песня «От улыбки»

Занятие 8. «Волк и семеро козлят»

Цели: Снижение уровня дневных и ночных страхов;Ослабление эмоционального напряжения (снятие мышечных зажимов). Преодоление психического барьера застенчивости;Расширение представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.Учить эмоциональному осознанию своего поведения;Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;Повышать уверенность в себе;Развитие умения адекватно выражать свои эмоции;Обучение приемам саморегуляции;Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия.

Оборудование: магнитофон, детские песни, мелодия для релаксации, куклы – бабио для разыгрывания сказки «Волк и семеро козлят».

Ход занятия:

1. Ритуал «входа» «Волшебный водопад»

2. Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят» (беседа о характере героев).

Псих-ог: Ребята, вы знаете сказку «Волк и семеро козлят»? О чем эта сказка, как вы думаете? Каким по характеру был волк (коза, козлята)?

Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят» с помощью кукол-бабио.

Псих-ог: Ребята, сейчас мы с вами разыграем эту сказку.

4.Психогимнастика «Волк и семеро козлят»

II. Гимнастика

Напряженно

Мама Коза говорит своим козлятам:

- Я пойду за молоком, а вы, козлятушки - ребятушки, сидите дома и никому не открывайте.

А козлята в ответ:

- Нет, нет, нет, мы хотим гулять! (с поворотом головы влево-вправо).

Коза: - Если вы откроете, то волк вас съест,

А козлята в ответ:

- Да, да, да, мы не будем открывать (голову опускают вниз).

- Но стоило маме Козе ступить за порог, как козлята начали баловаться. Стали головой крутить то влево, то вправо, то вперед, то назад. Шея напряжена.

Расслабленно

Устали баловаться и стали головки по плечикам катать, как шарик на ниточке, медленно, плавно.

Стали козлята думать, как отпугнуть волка. И придумали! Взяли они мамины кастрюли и давай по ним палочками стучать! Раз, два, три! Какой шум поднялся. Тук, тук, тук!

Напряженно

Копытца напряжены, твердые. Чувствуете напряжение в мышцах? А лицо улыбается, расслаблено, и животик расслаблен, дышит... Кулачки напряжены, стучат палочками. Козлята стучат все быстрее, все громче. А теперь медленнее, медленнее, словно удары грома.

Расслабленно

Устали кулачки, руки от напряжения? Опустите их вниз, расслабьте, поболтайте руками, пальцами.

Напряжение

Захотелось им силами помериться. Стали козлята в пары, спиной друг к другу, сцепили руки, ноги расставили, крепко в пол уперлись, напряглись всем телом и начали друг друга перетягивать. Руки крепко сцеплены. Устали бороться.

Расслабление

Сели на пол, ноги и руки раскинуты, голову опустили. Все тело расслаблено, отдыхают...

5. Окончание сказки. Беседа о эмоциях героев, их поведении (какие эмоции они испытывали в той или иной ситуации).

6. Упражнение «Самый лучший сосед - мой»

Псих-ог: А теперь мы поиграем в игру «Самый лучший сосед - мой». Вы говорите: «Самый лучший сосед – мой сосед…(имя)» смотрите на него и затем отмечаете что-то хорошее в товарище. Итак я начну: «Самый лучший сосед – мой сосед Саша. Он очень добрый, помогает убирать игрушки и стульчики после занятия, знает сказки и умеет их рассказывать.» А теперь Саша хвалит своего соседа (слева) и т.д.

Игровое упражнение «Угадай кто подал голос»

Псих-ог: Герои нашей сегодняшней сказки любят играть, давайте вместе с ними поиграем «Угадай кто подал голос». (Дети встают в круг, один водящий в центре закрывает глаза) Водящий должен угадать кто подал голос. Ребята, только кричать нужно «ме-е-е» как маленькие козлята.

8.Релаксационное упражнение «Сад чувств»

А). Сядьте поудобнее, спина прямая и расслабленная. Закройте глаза.

Б). Представьте, что вы входите в заброшенный сад и становитесь его садовником. Вам хочется очистить его от мокрых листьев и веток. Вы берете грабли, садовые инструменты и начинаете свою работу: собираете сухие листья, срезаете старые ветки, ходите по саду и везде наводите порядок. Сажаете новые цветы, кустарники.

Сад наполняется разными звуками: вы слышите жужжание пчел, пение птиц, невдалеке журчит ручеек... Вы отдыхаете, вас окружает прекрасная природа. Вы чувствуете себя спокойно, расслабленно, легко и радостно.

Вы можете надолго остаться в этом саду. Волшебный сад дарит за вашу маленькую заботу в благодарность возможность вернуться сюда вновь. Этот сад прекрасен, и вы можете прийти в него в любое время. Он цветет в вашем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.

В). Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Медленно откройте глаза.

9. Ритуал «выхода» Песня «От улыбки»

Занятие 9. «Кот петух и лиса»

Снижение уровня дневных и ночных страхов;

Ослабление эмоционального напряжения (снятие мышечных зажимов). Преодоление психического барьера застенчивости;

Расширение представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.

Учить эмоциональному осознанию своего поведения;

Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;

Повышать уверенность в себе;

Развитие умения адекватно выражать свои эмоции;

Обучение приемам саморегуляции;

Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия.

Оборудование: куклы бабио для сказки «Кот, петух и лиса», магнитофон, песня «От улыбки», мелодия для релаксации.

Ход занятия:

1. Ритуал «входа».

2. Вспоминаем сказку «Кот, петух и лиса» (беседа о характере героев)

Псих-ог: Ребята, вы знаете сказку «Кот, петух и лиса»? О чем эта сказка, как вы думаете? Каким по характеру был кот (смелый, умный, добрый…) (петух – доверчивый, глупый.., лиса – хитрая, умная, злая…)? Ребята кто из вас похож на петушка? Кто такой же смелый, храбрый, добрый, умный? Все вы похожи на петушка!

3. Разыгрывание сказки «Кот, петух и лиса» с помощью кукол-бабио.

4.Психогимнастика «Зоопарк»

Псих-ог: Мы пока поиграем в игру зоопарк.

Попугай

Вот и зоопарк. И первое, что мы увидели, — вольер с попугаями. Какие они яркие, красивые, большие!

Напряжение

Один попугай увидел нас и начал кивать головой: «Здравствуйте, здравствуйте!»

Покажите, как кивает попугай. Наклоняем голову вперед, шея напряжена, а теперь наклоняем вправо," влево. «Вот какой я красивый!»

Расслабленно

Попугай перестал кивать. «Я устал, устал!» — говорит он. Голову вперед свесил, шейка расслаблена, голова как на веревочке болтается.

Леопард (резко)

А вот клетка с леопардом. Он никого не подпускает, бросается на заграждения, рычит. Тело напряжено. Бросается неожиданно, резко.

Лебеди

А вот и озеро, в котором плавают плавно, медленно прекрасные лебеди. Движения их плавные, неторопливые, грациозные. Представьте, что наши руки — это крылья. Взмахнули плавно правым крылом, левым, теперь двумя. Поднимаем, опускаем свои крылья неторопливо, плавно. Руки расслаблены.

Мартышка

Вот и вольер с мартышками. Какие они озорные. Прыгают, строят рожицы. Покажите веселых мартышек. Ноги у них упругие, как пружинки.

Вращение

Совсем запрыгались мартышки, закружились вокруг себя. То в одну сторону, то в другую. Накружились и шлепнулись на пол, им больно.

(Эмоция злости, насмешки, обиды)

Педагог. Одна мартышка стала смеяться над другими «Так вам и надо! Хорошо, что вы упали и вам больно. Так вам и надо! Так вам и надо! Ха-ха-ха!»

Псих-ог: Покажите, дети, какая злая, насмешливая мартышка. Как она строит насмешливую рожицу, смеется над теми, кто ушибся.

Псих-ог: Дети, хорошо поступила мартышка? Красивая она, когда злая? Как вы думаете, можно смеяться над болью другого? Будут ли играть другие мартышки с этой злой, насмешливой мартышкой?

^ Эмоция жалости, сочувствия

Псих-ог: Все подружки отвернулись от злой мартышки. Она сидит и плачет.

Псих-ог: А в это время к ней подошел маленький котенок и стал тереться об нее, слизывать языком слезы, мурлыкать. Мартышка улыбнулась и обняла котенка. Она была ему очень благодарна за то, что он ее пожалел

Псих-ог: Мартышка поняла, что смеяться над другими плохо. А котенок оказался бездомным. Он совсем один. Наверное, потерялся или его выбросили на улицу. Знаете, много котят живут без своих мам и пап, они очень одинокие. Им холодно, голодно, страшно. Что же с ними будет? Где же им спрятаться в дождь и снег?

Псих-ог: Давайте возьмем каждый по котенку и приласкаем их, пожалеем. Возьмем их на руки, погладим, прижмем к себе (имитация).

Псих-ог: Молодцы, ребята! А теперь давайте закончим нашу сказку.

5. Окончание сказки. Беседа о эмоциях героев, их поведении (какие эмоции они испытывали в той или иной ситуации).

6.Упражнение «Что ты умеешь делать лучше чем взрослый»

Псих-ог: Молодцы! А теперь упражнение «Что ты умеешь делать лучше, чем взрослый». Дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, у кого он оказался в руках, тот говорит, что умеет делать лучше взрослых. Например: «Я думаю, что бегаю лучше, чем мама», «Я умею громко смеяться, громче папы!», «Могу прыгать на одной ножке, а бабуля — нет». Дети выполняют.

7. Игровое упражнение «Два вредных колечка»

Псих-ог: У меня есть 2 колечка, их можно надеть на пальчик. Но знаете, эти колечки заколдованы злым волшебником, и кто надевает первое колечко, становиться злым, кто надевает второе становиться боязливым. Давайте посмотрим как это будет. Разыгрывание ситуаций, например если кот Леопольд одел бы злое кольцо…, а если боязливое… (Красная Шапочка, Кощей – боязливое, и т.д.)

8.Релаксационное упражнение «Солнышко»

Псих-ог: Солнечный лучик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь легонько голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь животик. Солнечный лучик не озорник, он любит и ласкает тебя. А ты погладь его и подружись с ним.

9. Ритуал «выхода» Песня «От улыбки»

Завершающее занятие 16 «Шкатулка сказок»

Цели:Снижение уровня дневных и ночных страхов;Ослабление эмоционального напряжения (снятие мышечных зажимов). Преодоление психического барьера застенчивости;Расширение представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях.Учить эмоциональному осознанию своего поведения;Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;Повышать уверенность в себе;Развитие умения адекватно выражать свои эмоции;

Обучение приемам саморегуляции;Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия.

Оборудование: магнитофон, детские песни, мелодия для медитации, куклы – бабио для разыгрывания сказки; шкатулка с цветными и черными фишками; листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

Вводная часть. Игра «Чьи ладошки»

Дети встают в ряд, а один из участников с закрытыми глазами садится на стул, лицом к группе. Ребята по одному подходят к водящему и на несколько секунд кладут на его ладошки свои. Он должен догадаться, чьи ладошки «приходили» к нему в гости.

2. Основная часть.

2.1.Релаксационное упражнение «Полет в облаках»

Псих-ог: Сядьте и займите удобное положение. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь за городом, в прекрасном месте. Теплый тихий день. Вам приятно и вы чувствуете себя хорошо. Вы лежите на коврике, расстеленном на зеленой травке, и смотрите вверх на белые пушистые облака. Вдох-выдох, вдох-выдох...

Псих-ог: Представьте, почувствуйте, как вы вдруг на своем ковре мягко и медленно начинаете подниматься над землей к белому пушистому облаку. Вы поднимаетесь все выше и выше, к самым облакам... Вы летите на ковре по небу. Вы отдыхаете...

Раз, два, три, четыре, пять...

Начал наш ковер взлетать.

Над полями, над горами, над глубокими морями.

Не успели удивиться, как пора уж приземлиться!

Среди гор, в стране чудес, где растет столетний лес.

Где среди высоких гор обитают до сих пор:

Замки, принцы и драконы.

Здесь у них свои законы. Но пора нам возвращаться,

Путешествию — кончаться.

Мы на все лишь поглядим и обратно улетим!

Псих-ог: Пять, четыре... один! Откройте глаза. Мы снова в нашей гровой. Что каждый из вас представил во время этого воображаемого волшебного путешествия? Дети отвечают.

2.2.Упражнение «Шкатулка сказок»

Любим мы слушать страшные сказки,

В них принц и принцесса, Кощея дворец,

Фея прекрасная, тайны и маски,

Леший коварный... Придумай конец!

Псих-ог: В красивую деревянную шкатулку складываются цветные кружочки (фишки), в том числе несколько черных.

Ребенок достает из шкатулки цветную фишку и начинает рассказывать «цветную» сказку. Тот, кто выберет черную фишку, должен рассказать страшную сказку.

1 вариант. Дети по очереди рассказывают свои придуманные сказки.

2 вариант. Сказка составляется коллективно, дети передают по кругу какой-нибудь связующий предмет, например, «магический» шар или маленькую мягкую игрушку, и по кругу придумывают по 1 —2 предложения (фразу, эпизод из сказки).

Сказка может придумываться, продолжаться, длиться и заканчиваться за один круг, а может «пройти» и за два или три круга.

3. Заключительная часть.

3.1. Беседа с детьми о прошедших занятиях.

Псих-ог: Ребята, я надеюсь вам понравились наши прошлые занятия? Скажите, пожалуйста, что вам понравилось больше всего? А что вам не понравилось в наших занятиях?

3.2. «Рисунок чувств»

Псих-ог: ребята, как вы думаете, что такое «Рисунок чувств»? Давайте вспомним с какими чувствами мы знакомы? (дети называют) Ребята, выберите какое чувство вы хотели бы нарисовать. А теперь возьмите листы бумаги, карандаши и нарисуйте чувство.

4. Прощание с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

laquo;Сказкотерапия как средство развития детейдошкольного возраста»...

Родительское собрание на тему: « Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему:« Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»...

Самообразование Сказкотерапия, как средство развития детей дошкольного возраста»"

Сказкотерапия, как средство развития  детей дошкольного возраста»...

Сценарий творческой встречи с родителями и детьми на тему: «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

Цель: Познакомить родителей со сказкотерапией, как эффективном методе работы с детьмиЗадачи:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;Создать доверительную атмосферу в группе родителей...

Родительское собрание на тему: « Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

laquo;Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребенку узнать мир,может одарить его воображение ...

"Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста"

Отчёт по проекту "Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста"...