Профориентация детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад «Буратино»
Профориентация детей старшего дошкольного возраста
как условие успешной социализации детей.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и других людей. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) обеспечивает понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Таким образом, ранняя профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру. Выделяют следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, привить любовь к труду, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Мы постарались в своей группе создать все условие для достижения данной цели и задач.
В первую очередь это правильно созданная предметно-развивающая среда, которая позволяет углубить практические знания детей, выявить их интересы и склонности, а также развивать интерес и умение осуществлять действия, она включает в себя познавательную зону, развивающую игротеку, тематическую библиотечку «Калейдоскоп профессий»
Развивающая среда представлена зоной:
«Страна профессий, которая позволяет знакомить воспитанников с профессиями взрослых.
Уголок «спецформа» - с профессиональной одеждой людей разных профессий, игровые персонажи, которые принимают участие во всех режимных моментах образовательно - воспитательного процесса.
Подобрана серия развивающих игр профессиональной направленности: «Профессии», «Играем в профессии», «Что из чего?» «Кто, что дает?», «Кто, что делает» и другие, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий.
В группе имеется тематическая библиотечка «Калейдоскоп профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал для ранней профориентации детей.
В работе с воспитанниками отдаем приоритет принципу активности, где ребенок является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараемся использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность детей. Используем традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.
Традиционные формы:
• традиционные, комплексные и интегрированные занятия,
• трудовая деятельность и различные виды игр,
• решение проблемных задач и ситуаций,
• наблюдения и экскурсии,
• экспериментальная деятельность,
• встречи со специалистами,
• театрализованная деятельность,
• развлечения,
• чтение художественной литературы и беседы за ней,
• ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,
• имитационные упражнения,
• изобразительная деятельность,
• обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,
• разгадывание кроссвордов и загадок,
Нетрадиционные формы:
• творческое моделирование и проектирование,
• разработка и составление алгоритмов,
• просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,
• изготовление технологических карт,
• аукцион экономических идей,
Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываем возрастные особенности воспитанников. При подготовке к занятиям используем алгоритм ознакомления воспитанников с профессиями.
1.Название профессии; 2.Место работы; 3.Материал для труда; 4.Форменная одежда; 5.Орудия труда; 6.Трудовые действия; 7.Личностные качества; 8.Результат труда.
Провели цикл занятий по теме: «Путешествие в мир профессий», «Знакомимся с профессиями искусства», «Все профессии важны», «Строительные профессии», « Кто откроет мир ребенку».
Игровая деятельность.
Как известно, основным видом деятельности детей является игра- исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дети начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры.
Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, мы используем такие игры с предметами: «Юные стилисты» (дети должны собрать предметы, необходимые стилисту, парикмахеру: игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди - воспитанники выбирают из множества разнообразных предметов);
«Строители городов» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке - игрушечные - кирпичик, кран, трактор);
«Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Ты - шахтер. Расскажи, что ты делаешь? » « История вещей. Из чего мы сделаны? »
Совместно с детьми разыгрываем сценки, в которых дети учатся правильно вести себя, создавать художественные образы по темам: «Строим новый дом - будем жить все вместе в нем», «Строительная площадка», «Полет к звездам».
Дети учатся создавать элементы для атрибутов игры, овладевают различные техники выполнения этих атрибутов.
В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать.
Воспитанникам очень понравились герои прочитанных мною произведений С. Маршака - "Пожар", "Почта"; С.Михалкова «Дядя Степа-милиционер»; В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»; В. А. Сухомлинский « Вол и садовник», « Моя мама пахнет хлебом», « Пекарь и швея», « Беда заставит учиться» и другие. Итогом усвоения прочитанных произведений является театрализованные игры.
Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.
Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска ? Зачем шахтеру каска с фонариком ? Зачем повару фартук и колпак ? Зачем космонавту скафандр? и т.д.
Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры:
«Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию.
В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.
Наблюдения и экскурсии
Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями имеет наблюдения и заочные экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, реализуются все направления развития, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду, для формирования их собственной трудовой поведения. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям, к вещам. Они осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то намусорил, без напоминания сам за собой убирает.
Проектная деятельность
Как известно одним из результативных методов современного образования является метод проектов, который также является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада. В этом году в нашей группе реализуется проект «Юные финансисты» с привлечением родителей, в рамках которого организуются профориентационные сюжетно-ролевые игры, которые позволят расширить знания и представления детей о профессиях, в том числе и о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...
Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»
Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....
Конспект ООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессии в мире спорта»
КонспектООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста«Профессии в мире спорта»...
Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Тема неделиНОДСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьРабота с родителями«День знаний&raqu...
Проект по введению в раннюю профориентацию детей старшего дошкольного возраста "Школа юного журналиста"
Когда у ребёнка спрашивают, кем он хочет стать, когда вырастет, он обычно отвечает: врачом, писателем, пожарным, полицейским, журналистом. Многим из этих детских ожиданий сбыться так и не удастся. Лиш...
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно....
Образовательный маршрут совместной деятельности родителей и детей в сети Интернет «Все профессии важны, все профессии нужны» по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
Данный материал может быть использован в работе по ранней профориентации дошкольников....