Конспект анятия опытно-экспериментальной деятельностью в старшей группе «Удивительная соль»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия для воспитателей по опытно - экперементальной деятельности с солью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 527.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие опытно-экспериментальной деятельностью в старшей группе
«Удивительная соль»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
- Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
- Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
- Научить использовать соль, как средство для творчества.
Материал и оборудование: сундучок с мешочками с солью, одноразовые стаканы и ложечки, лупы, 2 яйца, трубочки. Соль и клей для творческой работы.
Предварительная работа
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия:
-Ребята, посмотрите, пока мы с вами собирались на занятие, у нас в группе появился сундучок. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какие на ощупь мешочки. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся еда несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Добывают её двумя способами: в карьерах и выпариванием из солёной морской воды.
- Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолоно-хлебавши». К соли относились уважительно. Люди придумывали пословицы о соли.
1. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
2. Без соли и стол кривой.
3. Без соли, без хлеба худа беседа.
- Ребята, как вы думаете, где можно использовать соль?
– В приготовлении пищи: мы каждый день солим пищу. Соль необходима для усиления вкусовых качеств продуктов. Овощи, умело посоленные на зиму, долго хранятся, так как соль сохраняет продукты на длительное время. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения, разрушением костей. Но не только человеку нужна соль, но и животным. Привлекая зайцев, белок и почти всех копытных, солонцы спасают их от минерального голодания и удерживают от перекочевок в поисках соли. Соль применяют в медицине. Солевым раствором полощут горло. А еще зимою дворники посыпаю обледеневшие дорожки солью, чтобы они не были скользкими.
В Алтайском крае есть удивительное место поселок Бурсоль. В нем есть соленое озеро. Это озеро очень красивого розового цвета. Добыча соли ведется из донных отложений с помощью уникальных (изобретенных тут же) соляных комбайнов. Они ездят с вагончиками по уложенным в озере под водой рельсам и собирают соль со дна. Почва в поселке Бурсоль пропитана солью и имеет характерный белый цвет. (Показ картин озера).
- Ребята, оглянитесь вокруг, во что же превратилась наша группа? (дети оглядываются и делают свои предположения)
- Правильно, она превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты.
- А кто работает в лабораториях? (ученые).
- Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А с каким материалом мы будем экспериментировать, как вы думаете?
- Прежде чем начать работать, нам нужно с вами надеть фартуки и нарукавники. Как вы думаете, для чего? (Чтобы в процессе опытов не намочить и не испачкать одежду)
- Давайте займем свои места.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину.
3. Не толкать соседа во время работы.
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место.
И так начинаем.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
- Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Понюхаем ее еще раз, какой же запах у соли?
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3 «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Вывод: соль поглощает воду.
Опыт №4 «Соль растворяется в воде»
Работа в парах. Один ребенок работает с теплой водой, другой с холодной. Добавьте в воду ложку соли, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)
- Изменился цвет воды?
Да, ребята, соль растворилась в воде и не поменяла ее цвет.
В какой воде соль растворилась быстрее? В тёплой или в холодной?
А может соль исчезла, а не растворилась? (Нет, соль растворилась).
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась? ( Попробовать на вкус).
Какой вкус получился у воды?
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде, вода становиться соленой.
Опыт № 5 «Растопим лед»
Ребята, а еще соль зимой хороший помощник. А кто знает для чего? Мы об этом уже говорили в начале занятия.
А как она помогает, сейчас узнаем. Вот кусочки льда, посыпьте один из их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лёд. Ну а мы свами пока отставим блюдца в сторонку и немного разомнемся.
Физкультминутка:
Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.
Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.
А теперь мы все потопаем, потопаем,
И ещё разок потопаем, потопаем.
Стройными, здоровыми все хотим мы стать.
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.
Игра «Соль нужна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Продолжим нашу работу. Впереди интересный эксперимент.
Опыт № 6 «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с водой. Что вы видите?
(Яйцо тонет).
А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с водой, в которую добавим соль. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
Соль повышает плотность воды, поэтому в солёной воде многие предметы не тонут.
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Творческая работа.
А сейчас я хочу предложить вам побыть творческими учеными, и помочь мне. Вы знаете, что солью можно еще рисовать? Сейчас вы мне поможете закончить мою зимнюю картину. Клеем я буду быстро промазывать участки вокруг веток, чтобы получилась пушистая крона. Ваша задача быстро, пока клей не высох, густо посыпать эти участки солью. Смотрите, какая красота у нас получилась! Настоящее, зимнее дерево. Молодцы!
Рефлексия
Итак, какое вы сегодня изучали вещество?
Что нового вы узнали о соли? что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания красивого рисунка
Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Ой, ребята, а в сундучке еще что то есть. Открывает, а там подарочки за хорошую работу.
Вы были хорошими учеными.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/02/13/img_20240207_091008.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/02/13/img_20240207_091736.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/02/13/img_20240207_092103.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/02/13/img_20240207_092827.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/02/13/img_20240207_093226.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/25/picture-870382-1482668870.jpg)
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
В круг широкий, вижу яВстали все мои друзья.Мы сейчас пойдём направо,А теперь пойдём налево,В центре круга соберёмся,И на место все вернёмсяУлыбнёмся, подмигнём.Собрались мы снова вместе,Чтобы было ин...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/11/picture-1247621-1597162069.jpg)
Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/23/picture-1413072-1655970798.jpg)
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль"
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль". Дети были в восторге от проведения опытов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559619-1420550564.jpg)
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...
Конспект ООД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительная соль».
Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:- Вызвать интерес к исследовательской деятельности.-Выяснить, что такое сол...