Конспект анятия опытно-экспериментальной деятельностью в старшей группе «Удивительная соль»
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия для воспитателей по опытно - экперементальной деятельности с солью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_sol.docx527.62 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие опытно-экспериментальной деятельностью в старшей группе

«Удивительная соль»

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

- Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

- Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

- Научить использовать соль, как средство для творчества.

Материал и оборудование: сундучок с мешочками с солью, одноразовые стаканы и ложечки, лупы, 2 яйца, трубочки. Соль и клей для творческой работы.

Предварительная работа

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

                                                        Ход занятия:

-Ребята, посмотрите, пока мы с вами собирались на занятие, у нас в группе появился сундучок. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какие на ощупь мешочки. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся еда несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Добывают её двумя способами: в карьерах и выпариванием из солёной морской воды.

- Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота.  Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолоно-хлебавши». К соли относились уважительно. Люди придумывали пословицы о соли.

1. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

2. Без соли и стол кривой.

3. Без соли, без хлеба худа беседа.

- Ребята, как вы думаете, где можно использовать соль?

– В приготовлении пищи: мы каждый день солим пищу. Соль необходима для усиления вкусовых качеств продуктов. Овощи, умело посоленные на зиму, долго хранятся, так как соль сохраняет продукты на длительное время. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения, разрушением костей. Но не только человеку нужна соль, но и животным. Привлекая зайцев, белок и почти всех копытных, солонцы спасают их от минерального голодания и удерживают от перекочевок в поисках соли. Соль применяют в медицине. Солевым раствором полощут горло. А еще зимою дворники посыпаю обледеневшие дорожки солью, чтобы они не были скользкими.

 В Алтайском крае есть удивительное место поселок Бурсоль. В нем есть соленое озеро. Это озеро очень красивого розового цвета. Добыча соли ведется из донных отложений с помощью уникальных (изобретенных тут же) соляных комбайнов. Они ездят с вагончиками по уложенным в озере под водой рельсам и собирают соль со дна. Почва в поселке Бурсоль пропитана солью и имеет характерный белый цвет. (Показ картин озера).

- Ребята, оглянитесь вокруг, во что же превратилась наша группа? (дети оглядываются и делают свои предположения)

- Правильно, она превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты.

-  А кто работает в лабораториях? (ученые).

- Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А с каким материалом мы будем экспериментировать, как вы думаете?

- Прежде чем начать работать, нам нужно с вами надеть фартуки и нарукавники. Как вы думаете, для чего? (Чтобы в процессе опытов не намочить и не испачкать одежду)

- Давайте займем свои места.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину.

3. Не толкать соседа во время работы.

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

 И так начинаем.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

- Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Понюхаем ее еще раз, какой же запах у соли?

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте  надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3 «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Вывод: соль поглощает воду.

Опыт №4 «Соль растворяется в воде»

Работа в парах. Один ребенок работает с теплой водой, другой с холодной. Добавьте в воду ложку соли, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)

- Изменился цвет воды?

Да, ребята, соль растворилась в воде и не поменяла ее цвет.

В какой воде соль растворилась быстрее? В тёплой или в холодной?

А может соль исчезла, а не растворилась? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась? ( Попробовать на вкус).

Какой вкус получился у воды?

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде, вода становиться соленой.

Опыт № 5 «Растопим лед»

Ребята, а еще соль зимой хороший помощник. А кто знает для чего? Мы об этом уже говорили в начале занятия.

А как она помогает, сейчас узнаем. Вот кусочки льда, посыпьте один из их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лёд. Ну а мы свами пока отставим блюдца в сторонку и немного разомнемся.

Физкультминутка:

Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

А теперь мы все потопаем, потопаем,

И ещё разок потопаем, потопаем.

Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.

Игра «Соль нужна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Продолжим нашу работу.  Впереди интересный эксперимент.

Опыт № 6 «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с водой. Что вы видите?

(Яйцо тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с водой, в которую добавим соль. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

Соль повышает плотность воды, поэтому в солёной воде многие предметы не тонут.

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Творческая работа.

А сейчас я хочу предложить вам побыть творческими учеными, и помочь мне. Вы знаете, что солью можно еще рисовать? Сейчас вы мне поможете закончить мою зимнюю картину. Клеем я буду быстро промазывать участки вокруг веток, чтобы получилась пушистая крона. Ваша задача быстро, пока клей не высох, густо посыпать эти участки солью. Смотрите, какая красота у нас получилась! Настоящее, зимнее дерево. Молодцы!

Рефлексия

Итак, какое вы сегодня изучали  вещество?

 Что нового вы узнали о соли? что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания красивого рисунка

 Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Ой, ребята, а в сундучке еще что то есть. Открывает, а там подарочки за хорошую работу.

Вы были хорошими учеными.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a087f7c2dbbf40e714524ed3cedc3de4-l&n=13

           https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=21b37f36b3e68c8a5096d5423553881e-sr&n=13

             https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=82c6a8657cce7a9632222f7b247746ed&n=13

           https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a0d3f2aa1c5ccbd6e3f51157715b35a5-srl&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9917641a148e6e45726a5901ac2f5378-l&n=13

                   https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9903fd25e7fa43eb06845533d95dc579-l&n=13

https://bumper-stickers.ru/30988-thickbox_default/sporit-zapreshheno-1.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a602e74569c122280e600c08f65498ea-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=90eda67809303cb92b391aa31e14436d-srl&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

В круг широкий, вижу яВстали все мои друзья.Мы сейчас пойдём направо,А теперь пойдём налево,В центре круга соберёмся,И на место все вернёмсяУлыбнёмся, подмигнём.Собрались мы снова вместе,Чтобы было ин...

Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей  группе«Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, ...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль"

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль". Дети были в восторге от проведения опытов....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...

Конспект ООД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительная соль».

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:- Вызвать интерес к исследовательской деятельности.-Выяснить, что такое сол...