Занятие по социокультурным истокам "Дружба - это хорошо"
план-конспект занятия (старшая группа)

1. Уточнить у детей понимание социокультурной категории: дружба.

2. Развивать умения проявлять доброе отношение друг к другу (сочувствие, сопереживание, соучастие); умения детей договариваться, приходить к единому мнению.

3. Формировать умение делать выбор, давать оценку поступкам.

4. Воспитывать любовь к окружающему миру, чувство сострадания и милосердия, щедрости, доброты, веры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_sotsiokulturnym_istokam.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Буратино»

Конспект

организованной образовательной деятельности

«Социокультурные истоки»

в группе общеразвивающей направленности

для детей от 5 до 6 лет

Тема: «Дружба – это хорошо».

Составила: Середа Т.П.

воспитатель

г. Мегион, 2020 г

Конспект

организованной образовательной деятельности

«Социокультурные истоки»

в группе общеразвивающей направленности

для детей от 5 до 6 лет

Программное содержание:

1. Уточнить у детей понимание социокультурной категории: дружба.

2. Развивать умения проявлять доброе отношение друг к другу (сочувствие, сопереживание, соучастие); умения детей договариваться, приходить к единому мнению.

3. Формировать умение делать выбор, давать оценку поступкам.

4. Воспитывать любовь к окружающему миру, чувство сострадания и милосердия, щедрости, доброты, веры.

Словарная работа: щедрый, правдивый, надёжный, сочувствие, сопереживание, соучастие,

Предварительная работа: Беседа с детьми по теме «Мои друзья».

- чтение художественной литературы о друзьях и дружбе, взаимоотношениях детей;

- обсуждение различных ситуаций о дружбе;

- прослушивание песен по теме дружбы;

- знакомство с пословицами о друзьях и дружбе, работа над смыслом пословиц;

- чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Зимовье»;

- речевая игра «Скажи соседу комплимент», «Угадай, кто это»;

- беседа с детьми по русским народным сказкам о дружбе и друзьях;

Оборудование: Палочка-отвечалочка, магнитики по количеству детей, солнышко нарисованное, карандаши, фонарик, кузнечик, муравей, трафареты сердечки, аудиозапись «Дорогою добра» муз. Марк Минков, сл. Юрий Энтин.

Ход ООД:

Дети входят друг за другом.

Воспитатель:Вставайте в красивый кружочек. Посмотрите сколько пришло гостей посмотреть на нас, какие вы воспитанные, умные, хорошие детки. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: И так начинаем игру.

Кладем свои ладошки на мою ладошку и называем своё имя.

Будем мы стараться,

Будем дружно заниматься.

Вот какая дружная пирамидка из ладошек получилась.

Воспитатель:а теперь внимание.

Наши глазки внимательно смотрят,

Наши ушки внимательно слушают,

Наши ручки нам помогают,

Вы готовы играть?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы свами много раз говорили о дружбе и друзьях. Сейчас мы с вами расскажем всё что мы узнали.

Я знаю, что, у каждого из вас есть друзья.

Дети: Есть.

Воспитатель: Вот у нас есть «палочка – отвечалочка»

Кому она в руки попадает тот расскажет кто у него лучший друг.

(палочку передаём по кругу).

Дети: У меня друг …(имя)

Воспитатель:У меня тоже есть подруга её зовут Татьяна.

Друзьями могут быть дети, мама, папа, домашние животные.

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста может быть другом игрушка с которым вы вместе спите?

Дети:Может.

Воспитатель: Дружба согревает жизнь человека. Как солнышко всю жизнь делает теплее, светлее и радостнее. И мы с вами сейчас вспомним какие качества должны быть у настоящего друга.

(подходим к мольберту к солнышку)

Воспитатель: Зарывайте глазки поставляйте ладошки, я положу вам магнитик. Вы будете называть качества своего друга и ставить на лучик солнышка.

Воспитатель: Лиза каким должен быть друг?

Лиза: Верным.

Воспитатель: а теперь Влада послушаем, что он нам скажет?

Влад: Добрым.

Воспитатель:Ленаесли ничего не жалко, то какой человек?

Лена: Нежадный.

Воспитатель: ещё можно сказать щедрый.

Дима скажи щедрый.

Лена как умеет говорить щедрый.

Все вместе скажем щедрый.

Воспитатель: ребята скажите мне, когда друг врёт это хорошо или плохо?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Поэтому если друг не врёт значит он правдивый.

Дима скажиправдивый.

Лена нам скажет правдивый

Все вместе скажем правдивый.

Воспитатель: а ещё друг — это человек на которого мы можем понадеется. Поэтому мы как его назовём? (Надёжный)

Давайте все вместе скажем надёжный.

Воспитатель: Вот какое у нас свами получилось солнышко дружбы. Вот сколько качеств есть у настоящего друга.

Ребята скажите, а бывает так что нет друзей у человека?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Об этом я вам расскажу сказку.

Садимся на стулья.

Воспитатель: Сказка называется «Как светлячок искал себе друга»

Воспитатель: (показ сказки настольный)

Ночью в траве зажигается огонёк. Это светлячок маленький летает и освещает своим фонарикам траву. Что он делает? Зачем летает? Он ищет друга. Светлячок знал, что с друзьями можно поиграть весело. Но у него не было ни одного друга. И вот светлячок услышал в траве кто-то шебуршится. Он посмотрел - скок!

- Кто из травки выскочил? (кузнечик)

- Давайте покажем, как кузнечик может скакать на ладошке

Одна рука тропинка, а другая кузнечик и поскакал кузнечик.

- Молодцы.

Светлячок: Эй, кузнечик, привет.

Кузнечик: Привет.

Светлячок: Давай дружить.

Кузнечик: Давай.

Светлячок: Пошли играть.

Кузнечик: Подожди пожалуйста. У меня потерялся братик. А уже темнеет, и мама волнуется. Ты появился вовремя посвети мне покажи дорогу.

Светлячок: Нет я не могу этим заниматься, я должен искать друга. Пока.

(светлячок улетел)

Воспитатель: Как вы думаете кузнечику было обидно? (да)

Воспитатель:Правильно, ему было обидно. А почему ему было обидно? (потому что светлячок ему не помог)

Воспитатель: По-дружески поступил светлячок? (не по-дружески)

Воспитатель:Правильно, не по-дружески.

Дальше летит светлячок. Летит ищет друга. Услышал в травке кто-тошебуршится.

Подлетел поближе, посветил, а это оказался кто? (муравей)

Воспитатель: Муравей - муравьишко. Давайте покажем, как муравей бежит по дорожке.

Светлячок: Эй муравей привет.

Муравей: Привет.

Светлячок: Давай дружить?

Муравей: Давай.

Светлячок: Пойдём тогда поиграем.

Муравей: Подожди пожалуйста, видишь я несу на своей спинке палочку. Мне нужно отнести свой грузик домой, посвети мне дорогу.

Светлячок: Я не могу, я должен искать друга.

Воспитатель: И побежал муравей в одну сторону, а светлячок отправился в другую.

И так в течении всего лета каждый вечер зажигал светлячок свой огонёк.

Воспитатель: Что делал светлячок?

Дети: Искал себе друга.

Воспитатель: Нашёл светлячок себе друга?

Дети: Нет

Воспитатель: Скажите почему светлячок, который так хотел себе найти друга, не смог найти себе друга?

Дети:Потому что он не помогал муравью и кузнечику.Он думал только о себе.

Воспитатель: Для того чтобы быть настоящим другом, нужно чтобы у человека было такое качество.

Послушайте внимательно и посмотрите, как я делаю- сочувствие.

Давайте все вместе скажем – сочувствие.

(спросить 2-3 детей индивидуально)

Воспитатель: То есть такое чувство ты должен испытывать как твой друг.

Ещё есть такое качествосопереживание.

Вместе скажем сопереживание.

(спросить 2-3 детей индивидуально)

Воспитатель:Друзья помогают друг другу в беде. Переживают за своих друзей. Участвуют в жизни другого человека это называется – соучастие.

Вместе скажем - соучастие.

(спросить 2-3 детей индивидуально)

Воспитатель: Светлячок проявил такое участие.

Дети: Нет не проявил.

Воспитатель: Он думал, что друзья должны только играть. Ведь настоящий друг не только играет, но и помогает в беде.

Дружба ребята — это такое хорошее человеческое качество, которое проявляют в людях любовь, чуство.

Воспитатель: Давайте вспомним какие мы знаем пословицы о дружбе. Я начну, а вы заканчиваете.

  1. Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
  2. Друзья познаются – в беде.
  3. Человек без друзей – что дерево без корней.

- А дерево без корней хорошо или плохо?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Почему?

Дети: Не будет расти. Дерево не будет держаться.

Воспитатель: Даже друзья помогают в беде. А вот светлячок не хотел не кому помогать.

А теперь давайте мы с вами поиграем весёлую игру.

Вставайте в круг,возьмитесь за руки.

Встали дети дружно в круг.

Слева друг и справа друг.

Мы друг другу помогаем,

Игрушки в группе собираем,

Шарф поможем завязать,

Застегнуть сапожки,

Чтобы на прогулку шли

Дружно наши ножки.

Воспитатель:А пальчики у нас дружные?

Если они не дружные мы свами не сможем ни писать, ни рисовать.

Дружат в нашей группе,

Девочки и мальчики,

С вами мы подружим,

На наших ручках пальчики.

Почувствовали тепло в ладошках.

А какие пальчики?

Большие, указательные, средние, безымянные, мизинчики.

Вот они какие дружные такие.

Воспитатель: Молодцы. А наши глазки должны дружно смотреть?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте поиграем игру «Моргалочки».

Зажмурили глазки послушали тишину.

Открыли глазки.

Покатали на качелях

Бровки – щёчки, бровки – щёчки,

Влево – вправо, влево – вправо.

Закрыли глазки слушаем тишину.

Раз, два, три, четыре, пять мы идём опять играть.

(Садимся за столы)

Воспитатель: Сели красиво, спинка ровная, ножки вместе, руки на столе.

В жизни ребята бывают очень разные ситуации. Бывают ситуации, когда люди поступают как друзья. А бывают поступают плохо. Сейчас мы свами рассмотрим такую ситуацию.

(раздаю картинки)

Сначала вы рассмотрите картинки.

А теперь в парах обсудите, что происходит на этих картинках.

Воспитатель: Пожалуйста кто из вас скажет, что же вы решили?

Дети: Обсуждают.

Воспитатель: Кто поступает как друг на верхней картинки или на нижней?

Что ваша пара решила?

Дети: Мы решили….

(спросить 2-3 пары)

Воспитатель: Кто из них поступает как настоящий друг на верхней картинке или на нижней.

Дети: Ответы.

Воспитатель: Я сейчас вам дам каждому картинку. Вы видите кружочки. Там, где дети поступают хорошо поставьте плюс, а там, где плохо минус. Берите карандаши.

Молодцы.

Воспитатель: Мы с вами много говорили о дружбе давайте мы свами сделаем вывод какие могут быть правила дружбы. Подумайте.

Как надо дружить чтоб друзья были хорошие и верные?

Дима: нельзя драться, выручать друга из беды.

Маша: помогать друг другу.

Воспитатель: И так давайте посмотрим какие мы вывели с вами правила дружбы.

(рассматриваем плакат)

Воспитатель: А давайте-ка мы свами посмотрим, хорошие мы друзья?

Выходите и встаём в круг. Палочка отвечалочка нам будет помогать.

(палочку передаём по кругу)

Воспитатель: Со мной дружат потому что я весёлая, добрая.

Дима: Со мной дружат потому что я хороший.

Маша: со мной дружат потому что я нежадная (щедрая).

Воспитатель: Ребята хотели вы своему другу сказать доброе словечко.

Дети: Да.

Воспитатель: Доброе словечко похоже на сердечко. И мы с вами сейчас нарисуем сердечко для своих лучших друзей и подарим их вместе с хорошими и добрыми словами. Согласны.

Садимся за столы.

Подумайте, кому бы вы хотели подарить доброе сердечко.

Есть большие сердечки, есть маленькие сердечки выбирайте, кладите на середину рисуночка и обводите карандашами.

(дети работают под музыку «Дорогою добра»)

Воспитатель: Берём собой картинки с сердечками выходим и становимся в красивый круг. Улыбнёмся друг другу.

- Оком мы свами сегодня говорили? (о друзьях)

- Какую мы с вами сказку рассказывали? (про светлячка, который искал друга)

- Нашёл? (нет)

- Почему? (он думал только о себе)

- А каким должен быть друг? (добрым, верным, щедрым, весёлым, правдивым, надёжным и т.д.)

Вы мне сказали, что вы хорошие друзья, значит ипоступать будем по-дружески.

Спасибо. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно – развивающее занятие в подготовительной группе. Тема: «Хорошо быть мальчиком. Хорошо быть девочкой».

Цель: Расширение гендерных представлений у детей.Задачи:Образовательные: ·        Дифференцировать подход к воспитанию мальчиков и девочек с учётом их интересов;·...

Занятие по социокультурным истокам "Семья"

Итоговое занятие для детей подготовительной к школе группе...

Конспект городского открытого занятия по "Социокультурным истокам" на тему: "Образ света".

Конспект городского открытого занятия по "Социокультурным истокам" на тему: "Образ света"....

Конспект занятия по социокультурным истокам " Добрая забота" с детьми 4-5 лет.

Суть  духовно - нравственного воспитания дошкольников заключается в формировании у ребенка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это значимость семьи для каждого человека, уважение старшего...

Занятие по обучению грамоте "Чтобы хорошо учиться, надо хорошо трудиться"

Обучение грамоте детей дошкольного возраста,  4 - 5 лет...