Занятие по социокультурным истокам "Дружба - это хорошо"
план-конспект занятия (старшая группа)
1. Уточнить у детей понимание социокультурной категории: дружба.
2. Развивать умения проявлять доброе отношение друг к другу (сочувствие, сопереживание, соучастие); умения детей договариваться, приходить к единому мнению.
3. Формировать умение делать выбор, давать оценку поступкам.
4. Воспитывать любовь к окружающему миру, чувство сострадания и милосердия, щедрости, доброты, веры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_sotsiokulturnym_istokam.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югры
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Буратино»
Конспект
организованной образовательной деятельности
«Социокультурные истоки»
в группе общеразвивающей направленности
для детей от 5 до 6 лет
Тема: «Дружба – это хорошо».
Составила: Середа Т.П.
воспитатель
г. Мегион, 2020 г
Конспект
организованной образовательной деятельности
«Социокультурные истоки»
в группе общеразвивающей направленности
для детей от 5 до 6 лет
Программное содержание:
1. Уточнить у детей понимание социокультурной категории: дружба.
2. Развивать умения проявлять доброе отношение друг к другу (сочувствие, сопереживание, соучастие); умения детей договариваться, приходить к единому мнению.
3. Формировать умение делать выбор, давать оценку поступкам.
4. Воспитывать любовь к окружающему миру, чувство сострадания и милосердия, щедрости, доброты, веры.
Словарная работа: щедрый, правдивый, надёжный, сочувствие, сопереживание, соучастие,
Предварительная работа: Беседа с детьми по теме «Мои друзья».
- чтение художественной литературы о друзьях и дружбе, взаимоотношениях детей;
- обсуждение различных ситуаций о дружбе;
- прослушивание песен по теме дружбы;
- знакомство с пословицами о друзьях и дружбе, работа над смыслом пословиц;
- чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Зимовье»;
- речевая игра «Скажи соседу комплимент», «Угадай, кто это»;
- беседа с детьми по русским народным сказкам о дружбе и друзьях;
Оборудование: Палочка-отвечалочка, магнитики по количеству детей, солнышко нарисованное, карандаши, фонарик, кузнечик, муравей, трафареты сердечки, аудиозапись «Дорогою добра» муз. Марк Минков, сл. Юрий Энтин.
Ход ООД:
Дети входят друг за другом.
Воспитатель:Вставайте в красивый кружочек. Посмотрите сколько пришло гостей посмотреть на нас, какие вы воспитанные, умные, хорошие детки. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: И так начинаем игру.
Кладем свои ладошки на мою ладошку и называем своё имя.
Будем мы стараться,
Будем дружно заниматься.
Вот какая дружная пирамидка из ладошек получилась.
Воспитатель:а теперь внимание.
Наши глазки внимательно смотрят,
Наши ушки внимательно слушают,
Наши ручки нам помогают,
Вы готовы играть?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы свами много раз говорили о дружбе и друзьях. Сейчас мы с вами расскажем всё что мы узнали.
Я знаю, что, у каждого из вас есть друзья.
Дети: Есть.
Воспитатель: Вот у нас есть «палочка – отвечалочка»
Кому она в руки попадает тот расскажет кто у него лучший друг.
(палочку передаём по кругу).
Дети: У меня друг …(имя)
Воспитатель:У меня тоже есть подруга её зовут Татьяна.
Друзьями могут быть дети, мама, папа, домашние животные.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста может быть другом игрушка с которым вы вместе спите?
Дети:Может.
Воспитатель: Дружба согревает жизнь человека. Как солнышко всю жизнь делает теплее, светлее и радостнее. И мы с вами сейчас вспомним какие качества должны быть у настоящего друга.
(подходим к мольберту к солнышку)
Воспитатель: Зарывайте глазки поставляйте ладошки, я положу вам магнитик. Вы будете называть качества своего друга и ставить на лучик солнышка.
Воспитатель: Лиза каким должен быть друг?
Лиза: Верным.
Воспитатель: а теперь Влада послушаем, что он нам скажет?
Влад: Добрым.
Воспитатель:Ленаесли ничего не жалко, то какой человек?
Лена: Нежадный.
Воспитатель: ещё можно сказать щедрый.
Дима скажи щедрый.
Лена как умеет говорить щедрый.
Все вместе скажем щедрый.
Воспитатель: ребята скажите мне, когда друг врёт это хорошо или плохо?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Поэтому если друг не врёт значит он правдивый.
Дима скажиправдивый.
Лена нам скажет правдивый
Все вместе скажем правдивый.
Воспитатель: а ещё друг — это человек на которого мы можем понадеется. Поэтому мы как его назовём? (Надёжный)
Давайте все вместе скажем надёжный.
Воспитатель: Вот какое у нас свами получилось солнышко дружбы. Вот сколько качеств есть у настоящего друга.
Ребята скажите, а бывает так что нет друзей у человека?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Об этом я вам расскажу сказку.
Садимся на стулья.
Воспитатель: Сказка называется «Как светлячок искал себе друга»
Воспитатель: (показ сказки настольный)
Ночью в траве зажигается огонёк. Это светлячок маленький летает и освещает своим фонарикам траву. Что он делает? Зачем летает? Он ищет друга. Светлячок знал, что с друзьями можно поиграть весело. Но у него не было ни одного друга. И вот светлячок услышал в траве кто-то шебуршится. Он посмотрел - скок!
- Кто из травки выскочил? (кузнечик)
- Давайте покажем, как кузнечик может скакать на ладошке
Одна рука тропинка, а другая кузнечик и поскакал кузнечик.
- Молодцы.
Светлячок: Эй, кузнечик, привет.
Кузнечик: Привет.
Светлячок: Давай дружить.
Кузнечик: Давай.
Светлячок: Пошли играть.
Кузнечик: Подожди пожалуйста. У меня потерялся братик. А уже темнеет, и мама волнуется. Ты появился вовремя посвети мне покажи дорогу.
Светлячок: Нет я не могу этим заниматься, я должен искать друга. Пока.
(светлячок улетел)
Воспитатель: Как вы думаете кузнечику было обидно? (да)
Воспитатель:Правильно, ему было обидно. А почему ему было обидно? (потому что светлячок ему не помог)
Воспитатель: По-дружески поступил светлячок? (не по-дружески)
Воспитатель:Правильно, не по-дружески.
Дальше летит светлячок. Летит ищет друга. Услышал в травке кто-тошебуршится.
Подлетел поближе, посветил, а это оказался кто? (муравей)
Воспитатель: Муравей - муравьишко. Давайте покажем, как муравей бежит по дорожке.
Светлячок: Эй муравей привет.
Муравей: Привет.
Светлячок: Давай дружить?
Муравей: Давай.
Светлячок: Пойдём тогда поиграем.
Муравей: Подожди пожалуйста, видишь я несу на своей спинке палочку. Мне нужно отнести свой грузик домой, посвети мне дорогу.
Светлячок: Я не могу, я должен искать друга.
Воспитатель: И побежал муравей в одну сторону, а светлячок отправился в другую.
И так в течении всего лета каждый вечер зажигал светлячок свой огонёк.
Воспитатель: Что делал светлячок?
Дети: Искал себе друга.
Воспитатель: Нашёл светлячок себе друга?
Дети: Нет
Воспитатель: Скажите почему светлячок, который так хотел себе найти друга, не смог найти себе друга?
Дети:Потому что он не помогал муравью и кузнечику.Он думал только о себе.
Воспитатель: Для того чтобы быть настоящим другом, нужно чтобы у человека было такое качество.
Послушайте внимательно и посмотрите, как я делаю- сочувствие.
Давайте все вместе скажем – сочувствие.
(спросить 2-3 детей индивидуально)
Воспитатель: То есть такое чувство ты должен испытывать как твой друг.
Ещё есть такое качествосопереживание.
Вместе скажем сопереживание.
(спросить 2-3 детей индивидуально)
Воспитатель:Друзья помогают друг другу в беде. Переживают за своих друзей. Участвуют в жизни другого человека это называется – соучастие.
Вместе скажем - соучастие.
(спросить 2-3 детей индивидуально)
Воспитатель: Светлячок проявил такое участие.
Дети: Нет не проявил.
Воспитатель: Он думал, что друзья должны только играть. Ведь настоящий друг не только играет, но и помогает в беде.
Дружба ребята — это такое хорошее человеческое качество, которое проявляют в людях любовь, чуство.
Воспитатель: Давайте вспомним какие мы знаем пословицы о дружбе. Я начну, а вы заканчиваете.
- Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
- Друзья познаются – в беде.
- Человек без друзей – что дерево без корней.
- А дерево без корней хорошо или плохо?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Почему?
Дети: Не будет расти. Дерево не будет держаться.
Воспитатель: Даже друзья помогают в беде. А вот светлячок не хотел не кому помогать.
А теперь давайте мы с вами поиграем весёлую игру.
Вставайте в круг,возьмитесь за руки.
Встали дети дружно в круг.
Слева друг и справа друг.
Мы друг другу помогаем,
Игрушки в группе собираем,
Шарф поможем завязать,
Застегнуть сапожки,
Чтобы на прогулку шли
Дружно наши ножки.
Воспитатель:А пальчики у нас дружные?
Если они не дружные мы свами не сможем ни писать, ни рисовать.
Дружат в нашей группе,
Девочки и мальчики,
С вами мы подружим,
На наших ручках пальчики.
Почувствовали тепло в ладошках.
А какие пальчики?
Большие, указательные, средние, безымянные, мизинчики.
Вот они какие дружные такие.
Воспитатель: Молодцы. А наши глазки должны дружно смотреть?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте поиграем игру «Моргалочки».
Зажмурили глазки послушали тишину.
Открыли глазки.
Покатали на качелях
Бровки – щёчки, бровки – щёчки,
Влево – вправо, влево – вправо.
Закрыли глазки слушаем тишину.
Раз, два, три, четыре, пять мы идём опять играть.
(Садимся за столы)
Воспитатель: Сели красиво, спинка ровная, ножки вместе, руки на столе.
В жизни ребята бывают очень разные ситуации. Бывают ситуации, когда люди поступают как друзья. А бывают поступают плохо. Сейчас мы свами рассмотрим такую ситуацию.
(раздаю картинки)
Сначала вы рассмотрите картинки.
А теперь в парах обсудите, что происходит на этих картинках.
Воспитатель: Пожалуйста кто из вас скажет, что же вы решили?
Дети: Обсуждают.
Воспитатель: Кто поступает как друг на верхней картинки или на нижней?
Что ваша пара решила?
Дети: Мы решили….
(спросить 2-3 пары)
Воспитатель: Кто из них поступает как настоящий друг на верхней картинке или на нижней.
Дети: Ответы.
Воспитатель: Я сейчас вам дам каждому картинку. Вы видите кружочки. Там, где дети поступают хорошо поставьте плюс, а там, где плохо минус. Берите карандаши.
Молодцы.
Воспитатель: Мы с вами много говорили о дружбе давайте мы свами сделаем вывод какие могут быть правила дружбы. Подумайте.
Как надо дружить чтоб друзья были хорошие и верные?
Дима: нельзя драться, выручать друга из беды.
Маша: помогать друг другу.
Воспитатель: И так давайте посмотрим какие мы вывели с вами правила дружбы.
(рассматриваем плакат)
Воспитатель: А давайте-ка мы свами посмотрим, хорошие мы друзья?
Выходите и встаём в круг. Палочка отвечалочка нам будет помогать.
(палочку передаём по кругу)
Воспитатель: Со мной дружат потому что я весёлая, добрая.
Дима: Со мной дружат потому что я хороший.
Маша: со мной дружат потому что я нежадная (щедрая).
Воспитатель: Ребята хотели вы своему другу сказать доброе словечко.
Дети: Да.
Воспитатель: Доброе словечко похоже на сердечко. И мы с вами сейчас нарисуем сердечко для своих лучших друзей и подарим их вместе с хорошими и добрыми словами. Согласны.
Садимся за столы.
Подумайте, кому бы вы хотели подарить доброе сердечко.
Есть большие сердечки, есть маленькие сердечки выбирайте, кладите на середину рисуночка и обводите карандашами.
(дети работают под музыку «Дорогою добра»)
Воспитатель: Берём собой картинки с сердечками выходим и становимся в красивый круг. Улыбнёмся друг другу.
- Оком мы свами сегодня говорили? (о друзьях)
- Какую мы с вами сказку рассказывали? (про светлячка, который искал друга)
- Нашёл? (нет)
- Почему? (он думал только о себе)
- А каким должен быть друг? (добрым, верным, щедрым, весёлым, правдивым, надёжным и т.д.)
Вы мне сказали, что вы хорошие друзья, значит ипоступать будем по-дружески.
Спасибо. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно – развивающее занятие в подготовительной группе. Тема: «Хорошо быть мальчиком. Хорошо быть девочкой».
Цель: Расширение гендерных представлений у детей.Задачи:Образовательные: · Дифференцировать подход к воспитанию мальчиков и девочек с учётом их интересов;·...
Занятие по социокультурным истокам "Семья"
Итоговое занятие для детей подготовительной к школе группе...
Конспект городского открытого занятия по "Социокультурным истокам" на тему: "Образ света".
Конспект городского открытого занятия по "Социокультурным истокам" на тему: "Образ света"....
Конспект занятия по социокультурным истокам Сказочное слово
Конспект открытого занятия на город....
Конспект занятия по социокультурным истокам
Конспект по истокам...
Конспект занятия по социокультурным истокам " Добрая забота" с детьми 4-5 лет.
Суть духовно - нравственного воспитания дошкольников заключается в формировании у ребенка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это значимость семьи для каждого человека, уважение старшего...
Занятие по обучению грамоте "Чтобы хорошо учиться, надо хорошо трудиться"
Обучение грамоте детей дошкольного возраста, 4 - 5 лет...